В России наступает бум лицензирования. Объем продаж легального программного обеспечения (ПО) в стране за прошлый год вырос на 63%, а в этом году ожидается рост как минимум на 40%*. Заменить "серый" софт на фирменный больше всего стремится бизнес (65%), заметно меньше государственные структуры (20%) и только 15% - физические лица. Рынок ПО в России по итогам прошлого года оценивается в $2,7 млрд. (13% всего IT-рынка).

Компания Softline работает в Татарстане 2,5 года и специализируется на продаже ПО и услугах в области IT. О том, в какой мере волна легализации затронула республику в интервью корреспонденту "Бизнес Онлайн" рассказал директор представительства Softline в Казани Эдуард Коваленко.

Визитная карточка компании Softline
(представительство в Казани)
Сфера деятельности: поставка программного обеспечения, обучение, аутсорсинг, консалтинг, техническая поддержка в области IT
Основано в апреле 2006 года
Штат: 30 человек
Количество клиентов в РТ: более 1000

НА ВОЛНЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

- Эдуард Александрович, бурное развитие рынка ПО, которое отмечают в России в целом, характерно и для Татарстана?

- Да. Все госорганы, большая часть вузов и крупных компаний уже перешли на лицензионное ПО. Дело в том, что многие наши компании начали выходить на международный рынок, где лицензионная чистота - одно из важных требований сотрудничества. От этого зависит репутация компании. Уровень пиратского софта в Татарстане за последний год сократился с 90 до 75 процентов. Скачок колоссальный, и все идет к тому, что в ближайшие три - четыре года произойдет массовая легализация компаний, уход от нелицензионного ПО.

- Как спрос на ПО в Татарстане соотносится с предложением? У вас много конкурентов?

- Сейчас практически любая компьютерная фирма в том или ином объеме продает программное обеспечение. Помимо нас, в Татарстане работают несколько федеральных игроков, которые специализируются на продаже программного обеспечения, но при этом рынок далек от насыщения.

БУДУЩЕЕ ЗА IT-УСЛУГАМИ

- Какие продукты и услуги предлагает Softline в Татарстане?

- Мы являемся авторизованным поставщиком более трех тысяч производителей ПО. Техподдержка, обслуживание клиентов по вопросам систем автоматизированного проектирования и информационной безопасности осуществляется казанскими менеджерами. По услугам консалтинга и внедрения пока задействованы московские специалисты - в Казани эти отделы будут развиваться в 2009 году. Недавно мы представили новую услугу Softline Legal Support по юридической поддержке и аудиту ПО с точки зрения лицензионной чистоты. Учебный центр Softline в Казани проводит курсы по различным программным продуктам для сотрудников организаций и частных лиц.

- Какие программные продукты пользуются наибольшим спросом на территории республики?

- По итогам прошлого года в обороте казанского представительства порядка 50 процентов заняли продукты Microsoft. Хорошие продажи показывают программные продукты Autodesk, в связи с тем, что идет глобальная застройка городов, строительство дорог и других объектов. Очень актуальны сейчас вопросы защиты от утечки информации, поэтому пользуются популярностью средства информационной безопасности.

- Какие IT-услуги интересуют татарстанских заказчиков?

- Самая востребованная услуга на сегодняшний день - обучение. За два с половиной года работы казанского представительства наш учебный центр обучил 120 компаний. Но, замечу, что организаций, которые стабильно направляют своих сотрудников повышать квалификацию в области IT, очень мало - меньше 5% наших клиентов. В основном, это новые компании.

- Какова структура доходов компании? Что приносит больший доход - продажа ПО или оказание IT-услуг?

- За первый год работы оборот казанского представительства составил порядка одного миллиона долларов, а за второй - уже около четырех. Это связано как с увеличением числа сотрудников и узнаваемости компании на рынке, так и с объективным увеличением спроса на программное обеспечение. В 2008 году, по прогнозам, наш оборот увеличится еще как минимум в 1,5 раза.

Сейчас львиная доля оборота компании приходится на продажу лицензий. Но мы понимаем, что рано или поздно период легализации ПО завершится, поэтому мы делаем большой упор на развитие услуг: обучение, консалтинг, аутсорсинг, техподдержку. За прошлый год оборот представительства по услугам увеличился в 6 раз.

- Вы готовитесь к финансовому кризису?

- По данным нашего аналитического отдела, объемы продаж компании не снижаются. Пока мы не предпринимаем жестких мер, но, безусловно, вынуждены подстраиваться под рынок: более подробно анализировать клиентов с точки зрения их платежеспособности. Это, в первую очередь, касается банков, страховых компаний, представительств иностранных компаний.

РАЗВИВАТЬСЯ ВМЕСТЕ С РЫНКОМ

- Вы работаете в довольно специфической сфере, которая требует много специальных знаний. Почему вы выбрали ее?

- До прихода в Softline я около трех лет работал в компании "Сантел" (сейчас "МТС-Поволжье"), в отделе продаж. В казанское представительство Softline пришел практически в первые дни его работы. Сейчас я понимаю, что тогда у меня не хватило бы опыта для работы руководителем. Проработав чуть более года менеджером по продажам, я был повышен до руководителя регионального представительства. За время работы в Softline узнал много нового об IT-рынке, потому что раньше, работая с области сотовой связи, напрямую с ним не сталкивался.

Работа в Softline заинтересовала меня тем, что перспективы развития ее сферы деятельности позволяют далеко не на один год вперед рассчитывать свою карьеру, получать новые знания, профессиональные навыки. Мне нравится, что здесь происходит постоянное обучение сотрудников, ведь рынок развивается, и необходимо развиваться вместе с ним. Мы продаем очень сложный продукт: надо хорошо знать не только ПО, но и то, чем оно может помочь конкретному клиенту. Чем сложнее продукт, тем интереснее его продавать.

- Как вы стали руководителем представительства?

- Летом 2007 года в нашем представительстве произошли кадровые изменения,  и у нас открылась  вакансия директора. Но к тому времени я, на мой взгляд, набрался достаточно опыта и уже "перерос" должность менеджера. Мне был необходим карьерный рост, потому я выдвинул свою кандидатуру на должность руководителя.

Собеседование заняло порядка часа. Я изложил примерный план работы представительства на ближайшее будущее и то, чего мы сможем достичь, если именно я стану руководителем.

В итоге, было принято решение остановиться на моей кандидатуре.

- В чем вы видите свою цель как руководителя?

- На мой взгляд, на сегодняшний день мне удалось добиться того, чтобы все отделы представительства четко взаимодействовали между собой. Мне удалось собрать команду, которая идет твердыми шагами к поставленным целям. Сейчас я уверен, что качество работы сотрудников не снизится,  даже в случае моего отсутствия в офисе. Мы будем и дальше развивать представительство, увеличивать продажи и расширять спектр предоставляемых услуг.

Эдуард Коваленко
родился в 1980 году в Казани.
В 2004 году окончил с красным дипломомсфакультет Экономики, управления и права КГТУ им. А.Н.Туполева.
2003-2006 гг. - работал в отделе продаж МТС (ОАО "Таиф-Телком")

* IDC, одна из ведущих мировых исследовательских и консалтинговых компаний в сфере информационных технологий.