Российский союз евангельских христиан-баптистов убежден, что за веру Христову пострадал пастор церкви евангельских христиан-баптистов «Возрождение» Леонид Поворов Российский союз евангельских христиан-баптистов убежден, что за веру Христову пострадал пастор церкви евангельских христиан-баптистов «Возрождение» Леонид Поворов Фото: vk.com

КАК ЗА КРЕЩЕНИЕМ НА БЕРЕГУ КАМЫ ПОСЛЕДОВАЛА «ОПЕРАЦИЯ УСТРАШЕНИЯ»

В Челнах разгорается очередной религиозный скандал. Российский союз евангельских христиан-баптистов убежден, что за веру Христову пострадал пастор церкви евангельских христиан-баптистов «Возрождение» Леонид Поворов. Набережночелнинский городской суд 23 ноября оштрафовал челнинца на 20 тыс. рублей за обряд крещения в Каме. По данным отдела полиции №3, публичное мероприятие было проведено без уведомления властей. Как следует из материалов административного дела, главный баптист автограда 29 июля этого года провел на реке возле 44-го комплекса обряд крещения, в котором приняли участие около 100 человек. Поворов свою вину не признал. Адвокаты настаивали, что мероприятие носило не публичный, а корпоративный характер, однако суд признал пастора виновным по ч. 2 ст. 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»), наложив на него штраф.

По имеющейся у «БИЗНЕС Online» информации, у адвокатов баптиста еще есть время на подачу апелляции, но пока жалоба не подана. Но даже если Поворов успеет это сделать в обозначенный законом 10-дневный срок, судебное заседание, предположительно, назначат уже в будущем году.

На приговор российский союз евангельских христиан-баптистов отреагировал открытым заявлением, размещенным на официальном сайте организации. Коротко упомянув о деталях «события преступления», единоверцы Поворова в столице утверждают, что это была «операция устрашения». Фактически пастора привлекли к административной ответственности за обряд в безлюдном месте, пишут баптисты. Причем накануне суда, 22 ноября, в рамках административного дела Поворова задержали и заключили под стражу с тем, чтобы в наручниках привести в зал судебного заседания. При этом ни ранее, ни в этот день пастор повестки в суд не получал. 

Братья-христиане считают, что по смыслу закона обряд крещения не может считаться публичным мероприятием, а применение спецсредств (наручников) допускается в строго определенных законом случаях, под которые действия пастора никак не подпадали. «Подобные действия правоохранительных органов наносят оскорбление всем верующим российского союза евангельских христиан-баптистов. Руководство российского союза евангельских христиан-баптистов оценивает этот случай как посягательство на конституционные права и свободы верующих в нашей стране, что неизбежно влечет дискриминацию по религиозному признаку», — говорится в обращении, подписанном руководством союза — председателем Петром Мицкевичем и первым заместителем Виктором Игнатенковым.

Сама церковь не очень охотно комментирует СМИ эту ситуацию Сама церковь не очень охотно комментирует СМИ эту ситуацию Фото: Анастасия Невская

«нужно отдельно рассматривать разбирательство в отношении обряда и МОЕ задержание в наручниках»

Отметим, что сама церковь не очень охотно комментирует СМИ эту ситуацию. Корреспондент нашего издания связался с заместителем председателя союза христиан-баптистов по Поволжскому округу Александром Мандзюком. Однако он предпочел воздержаться от комментария до окончания судебных разбирательств по делу.

Тогда корреспондент «БИЗНЕС Online» выехала на место, чтобы узнать подробности инцидента, а по возможности застать и самого пастора. Здание церкви евангельских христиан «Возрождение» расположено в 54-м комплексе нового города в одноэтажном пристрое к жилому дому с вентфасадом под позолоту. Однако попасть в этот храм человеку невоцерковленному непросто. В углу над дверью установлена видеокамера, а на входе — домофон.

Дверь корреспонденту открыла доброжелательная пожилая женщина. Узнав, в чем наш интерес, она сообщила, что пастора нет на месте и она не знает, когда он будет. По ее словам, подобных инцидентов ранее не случалось, а обряд крещения проходит на Каме ежегодно. «Насколько я помню, никакого согласования раньше не требовали, может быть, в этом году вышел указ какой», — отозвалась собеседница издания. После этих слов к ней подошла другая пожилая женщина и, услышав разговор, попросила не давать никаких комментариев.

Сам Поворов, которому нам удалось дозвониться, тоже оказался немногословен. «Так как мы планируем дальше обжаловать дело, мы хотим пока воздержаться от комментариев. Тут нужно отдельно рассматривать судебное разбирательство в отношении самого обряда и необходимость моего задержания и содержания в наручниках и под стражей. Потому что судебные заседания сейчас идут во многих церквях по стране на разные темы в связи с „законом Яровой“. И здесь такой резонанс получило именно мое задержание. Но больше я ничего говорить не буду», — коротко сказал Поворов.

Собеседник издания не объяснил связь своего задержания с законопроектами депутата Госдумы Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова, которые были приняты в 2016 году. Напомним, инициатива, ужесточающая наказание за терроризм и экстремизм, также накладывала ограничения на деятельность религиозных организаций. В частности, устанавливается закрытый перечень мест, в которых допускается миссионерская деятельность, а самим миссионерам предписывалось иметь пакет документов, подтверждающих их полномочия, и т. д. 

В пресс-службе МВД по РТ нашему корреспонденту сегодня заявили, что решение суда они оставят без комментариев. В исполнительный комитет автограда «БИЗНЕС Online» также отправил запрос, однако ответа на него пока не получено. 

Отметим, что церковь «Возрождение» существует в Челнах уже более 20 лет и, судя по странице в соцсети «ВКонтакте», жизнь там бьет ключом. Организуются всевозможные лидерские встречи, проповеди и богослужения, а также молодежные конференции, у церкви даже своя музыкальная группа. Первое крещение челнинских баптистов состоялось 12 января 1992 года в СК «Олимпийский». Обряд приняли 36 человек. Из Украины был приглашен пастор и казанский миссионер Василий Трубчик. Обряд крещения для баптистов является наиважнейшим таинством, так как в основе их вероучения лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованиям добровольности, сознательности и веры. При этом главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье, именно в этот день и был совершен обряд, вызвавший интерес правоохранительных органов.

«РЕЧЬ О ТОМ, ЧТОБЫ ВЫДАВЛИВАТЬ ВСЕ «НЕСКРЕПОНОСНЫЕ ИДЕОЛОГИИ»

Представители других конфессий охотно прокомментировали громкий инцидент нашему изданию, посчитав его нарушением конституционных прав.

Михаил Тютиков — пастор церкви «Вера и Жизнь» (Казань):

— Эту ситуацию надо разделить на две части. Первая — уведомление властей о проведении массовых мероприятий. Считаю, что такие события, как крещение, богослужения в общественных местах и другие церковные мероприятия вне культовых зданий необходимо согласовывать с администрацией. В данном случае претензия со стороны органов может иметь место.

Вторая часть — доставка священника в суд в наручниках. Я считаю, что это было сделано как устрашение для других служителей протестантских церквей нашей республики. Со стороны пастора Леонида не было сопротивления и отказа ехать в суд. Я не считаю, что это было гонение, но считаю, что власти оставили послание для всех служителей протестантских церквей, что мы все можем попасть в положении пастора Леонида. Я не считаю, что это нарушение конституционных прав, но это может привести к тому, что нас (протестантские церквиприм. ред.) рано или поздно объявят вне закона.

Раис Сулейманов — эксперт института национальной стратегии, религиовед:

— Я считаю, что скорее это чрезмерное исполнение рядовыми сотрудниками полиции своих служебных обязанностей. Баптисты воспринимали это как корпоративное мероприятие, которое не требует согласования. Они предпочитают богослужение устраивать в реке, озере, в открытом месте. Это часть их ритуала. И теперь придется этот ритуал им согласовывать. Недавно произошел аналогичный случай в Дербышках, когда кришнаитов оштрафовали за их песнопения. Сотрудники полиции посчитали, что это религиозное мероприятие, о котором их нужно было поставить в известность. Это точно так же, как и с крестным ходом. О нем тоже предупреждают, тем более он, как правило, сопровождается присутствием сотрудников полиции. Баптисты же впервые с таким столкнулись. Чтобы на будущее подобного не было, конечно, нужно уведомлять во избежание подобных инцидентов. Понятно, что полицейские допустили излишнюю грубость, не нужно было надевать наручники. Получился скандал на пустом месте. Очень неприятная история.

С одной стороны, законодательство сужает возможности для религиозных организаций, нельзя вести какую-то миссионерскую деятельность или ей может заниматься человек, имеющий соответствующую документацию. Это новые реалии, в которых мы живем и к которым нужно привыкать.

Мы, религиоведы, стараемся называть баптистов другим названием — новое религиозное движение. Хотя сами баптисты настаивают на том что как религия они появились в России в конце XIX века. Записывать их в секты все-таки не нужно.

Рустам Батров — бывший заместитель председателя ДУМ РТ:

— Любой закон должен соблюдаться, даже если он несправедлив. И, кажется, эти поправки, которые были приняты и ограничивают религиозные проповеди в России, по своей сути не справедливы. Но закон есть закон, его нужно соблюдать. Здесь речь идет не только о преследовании баптистской церкви, речь идет о том, чтобы выдавливать из информационного поля все «нескрепоносные идеологии», которые не укладываются в представление современных отечественных идеологов. У нас зеленый свет дан традиционным религиям, все остальное подавляется. Но, если такие правила игры приняты, я считаю, что любая организация должна соблюдать закон, но при этом бороться с его несправедливостью. У нас есть много конституционных механизмов, как это можно сделать. Посылать уведомление — это унизительно, но, в принципе, это несложно сделать.

В философском смысле это нарушение конституционных прав. Конституция отражает некий справедливый порядок вещей по крайней мере на момент принятия. В данный момент мы видим, что это идет ей вразрез. Конституция у нас принималась в демократичное время, и очень много правильных вещей в ней заложено. Мы сейчас от этого потихоньку отходим в сторону архаизации общества. И новые поправки направлены на то, чтобы ограничивать те возможности, которые были предоставлены.

Все [крупнейшие] религиозные конфессии смотрят на оставшиеся конфессии как на секты. Но кто будет определять, является это движение сектой или нет? Мы не можем в светском государстве отдавать такие оценки на откуп религиозным конфессиям. Мы даже не можем делить конфессии по этому критерию. Закон 1997 года избежал этого. Когда его принимали, тоже хотели ввести понятие «секта». Но это антинаучное понятие. И в итоге предусмотрели, что, если организация существует меньше 15 лет, ей не дают регистрироваться. По сути, это удар против секты. Но оперировать таким понятием, как «секта», очень опасно. А как предусмотреть развитие, которое появляется в том числе и в религии? Какие-то новые концепции, новые взгляды. Что с этим делать? Тогда мы, получается, замораживаем религиозное поле и делаем его мертвым потому, что мы ничего туда нового не впускаем. Религии нужна конкуренция для того, чтобы сбрасывать с себя ветхие одежды и все время обновляться, отвечать  актуальным потребностям современного человека. И пытаться душить якобы сектантские точки зрения, взгляды, вооружаясь при этом законом, — это очень опасно. Это бьет по интеллектуальной конкуренции внутри страны. Стив Джобс или Илон Маск никогда не появятся в обществе, где заморозили любое движение мысли. Когда существует конкуренция идей и борьба мировоззрений, тогда и происходит оттачивание мысли. И на этом поле свободомыслия появляются великие интеллектуалы, которые обеспечивают прорыв в обществе.