Ильдар Ягафаров Ильдар Ягафаров: «Мне часто говорят: «Зачем ты выступаешь?» Ну, а кто еще об этом должен говорить?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОЖЕТ ЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ ТЕАТР, ГДЕ ПОСТАВИЛИ ОДИН СПЕКТАКЛЬ, СЫГРАЛИ ЕГО, А ПОТОМ ДВА ГОДА НА ОТДЫХ?»

Сейчас  вопросы о том, есть ли кино в Татарстане, не задаются: само кино встает на ноги. Кстати, 2019-й в России — это Год театра. Если вспомнить историю, наш татарский театр с такими же трудностями вставал на ноги сто лет назад, даже одна из первых пьес — «Беренче театр» — об этом. Спустя же сто лет театр стал флагманом татарской культуры. В Татарстане развита серьезная литература с традициями, с большим количеством интересных работ. Есть опера, балет, есть мощные и самобытные композиторы, симфонические оркестры. Все они имеют государственную поддержку.

И только кинематограф выпадает из общей картины. Хотя, по сути, кино является локомотивом для всех видов искусств. Но этот клондайк в Татарстане по-прежнему не разведан. Мне кажется, что у людей, которые решают эти вопросы наверху, есть некое ощущение страха, потому что были и горькие опыты неудавшихся исторических картин. Все равно, чтобы кинематограф поднялся, его нужно поддерживать сверху. Не боятся же делать эксперименты в сельском хозяйстве или промышленности, в образовании! Во многих сферах жизнедеятельности республики не боятся, а в кино боятся. Нет пристального внимания, не стоит этот вопрос остро на повестке дня. А кинематограф в республике нужно превратить в поток, создать процесс.

Может ли существовать театр, где поставили один спектакль, сыграли его, а потом два года на отдых? Такой театр существовать не может. Спектакли должны играться каждый день. Репетиции одного спектакля закончились, тут же начинаются репетиции другого. А у нас в кинематографе люди делают определенный проект, он завершается, после чего команда разбредается. Пока нет постоянного процесса, нам трудно будет этот жанр поднимать. Нужно преодолеть все страхи и поднапрячься.  Понятно, что будут ошибки, неудачи. Но нам нужен государственный центр развития кинематографии Татарстана, фабрика по производству фильмов.

«КАК МОЖЕТ  РОДИТЬСЯ ВЕЛИКИЙ ФИЛЬМ, КОГДА РЕЖИССЕР ЗАНИМАЕТСЯ ЭТИМ КАК ХОББИ?»

На данном этапе другого, кроме бюджетного, финансирования быть не может, и нужно к этому относиться не как к риску, а как к нормальному явлению. Вся культурная деятельность Татарстана финансируется государством. Симфонические оркестры, театры зарабатывают, но не окупаются, однако это важно для нашего лица, для лица республики.

В соседнем регионе с 90-х годов есть киностудия «Башкортостан» — там более 50 сотрудников, в Якутии с 2000-х работает киностудия «Саха-фильм». Якуты гремят по всему миру, фильмы на родном языке продают на мировые телеканалы. В Татарстане до сих пор такого нет. Мне кажется, что уже стыдно. В республике фактически до сих пор нет такого направления, как кинематограф. Юридически он не существует, людям, по сути, негде работать в этой отрасли, рабочих мест попросту нет. Все они работают или на телевидении, или в частных студиях, ремонтом занимаются или что-то продают. Юридически нет ни одного государственного кинематографического места в Татарстане, где они могли бы работать.

А отсюда огромное количество проблем: куда девать молодежь, которая учится по профессии, связанной с кино? Институт есть, фестиваль есть, прокат есть. Все это с оплачиваемыми  рабочими местами! На одном из совещаний было озвучено, что на кинематограф в этом году потрачено 150 млн рублей. И депутаты возмущались: на что было потрачено? Знаю, что на производство татарстанских фильмов выделено 30 млн рублей. А остальное на что? На фестиваль, на оплату труда киноработников, на различные форумы! А где рабочие места кинематографистам, конкретно — производящим фильмы? И не нужно удивляться, почему люди уезжают в Москву.

Как может родиться великий фильм, когда режиссер занимается этим как хобби? На сегодняшний день нужна профессиональная линейка производства фильмов в рамках государственной студии. Многие спросят: а где же частники?  И споры будут!  Но без государственного подхода нельзя! Они еще лучше будут развиваться, потому что будут конкурировать с госкомпанией, если они хотят снять что-то свое, независимо от мнения президента или кабинета министров РТ. Но должны быть направления, которые стратегически важны для развития Татарстана, в форме производства фильмов. Первое — это сохранение языка, производство национальных сериалов, ситкомов, детских фильмов; нужно переходить к прокатному кино по России. Как это можно производить в том хаосе, в котором мы существуем?..

«ОЧЕНЬ МНОГО  СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ В ЭТОЙ ПРОФЕССИИ»

Сегодня есть сложности и в государственном финансировании отрасли. Все конкурсы, которые проводятся минкультом РТ в области производства фильмов, должны быть открытыми. Каждый режиссер и продюсер должны свои проекты защищать и выходить лицом к лицу к комиссии. Она должна видеть, кто снимает конкретный проект. Пока в этом отношении хаос. Очень много  случайных людей в этой профессии. И, когда до дела доходит, фильмов хороших нет, они или недоделанные, или не снятые, или снятые, но очень плохо, лишь бы сдать. Это касается и документальных, и игровых фильмов, проходящих через конкурс министерства культуры. Кроме того, разыгрывать деньги нужно в начале года, чтобы была возможность снимать в разные времена года, но с этим подвижки есть, и в минbстерстве культуры нас слышат.

Комиссия должна быть компетентной. Некоторые объявили себя кинокритиками, хотя таковыми не являются. Есть люди, занимающиеся самодеятельным, любительским кино, а дают оценку полнометражным игровым, документальным проектам. Также хорошо бы, если в стране лицензировали сферу кино. Куча частных киношкол размывают значимость профессии, максимум, что они могут дать — участие в массовке, снять свой фильм, показать друзьям и возомнить, что уже  режиссер или актер, и активно начать участвовать в так называемых питчингах, пока не поймут, что они просто планктон для зарабатывания кем-то денег. Учиться надо в кинематографических вузах.

Чтобы снять нормальный игровой фильм в Татарстане, нужно минимум 15–30 млн рублей. Это зависит от сценария. В конкурсе на один полнометражный фильм разыгрывается 2 миллиона. Надо совместно с министерством начать решать эти вопросы. В Татарстане, насколько я понимаю, самый дорогой фильм — «Бибинур», который обошелся создателям более чем в 30 млн рублей. Мы всегда радуемся, что наши кинокоманды получают финансирование на производство кинопроекта, значит, будет новый шаг вперед, будут новые фильмы. Вот и мы с нашей командой ждем финансирования проекта фильма «Живы ли вы» на татарском языке.

Кино должны заниматься кинематографисты. Это должно быть сделано на государственном уровне, как в Якутии. Там с 2000 года отправляют учиться во ВГИК. На высшие режиссерские курсы. Даже бухгалтерия экономические факультеты ВГИКа оканчивала. Это серьезный подход к производству. На любых руководящих постах в театрах люди с высшим профессиональным образованием. Нужно стремиться, чтобы подобное было и в кино.

Если бы сейчас у театров отняли бюджет, объявили бы конкурс в 9 млн на несколько спектаклей и сказали: «Делайте спектакли, где хотите… Нанимайте ДК, собирайте труппы…» Чтобы было с этими театрами? А мы, кинематографисты, сегодня как раз находимся на таком уровне. И снимаем. В череде мероприятий, связанных с празднованием 100-летия республики, которое пройдет 2020 году, нет мероприятий по показу наших фильмов?.. Подождите, а всю хронику становления республики кто снимал? Вся кинохроника снята сотрудниками Казанской студии кинохроники, нашими ветеранами. Есть шикарный передвижной музей кино Татарстана, надо показывать, продвигать!

У нас 38 лет союзу кинематографистов, а в Казани Дома кино нет. Где нам собираться? Сейчас идет волна производства фильмов, на сегодняшний день в Казани снимается 4–5 полнометражных картин, 10–12 документальных, поднимается анимация, это и студенты, и профессионалы. А собираться места нет. Глобально система уважения отсутствует. Нужно ее создать. Она начинается с того, что кинематографист становится в доме хозяином. Эта система координат нарушена.

«ВСЕГДА СЛЫШИТСЯ: «ТАТАРЫ ТАКИМИ НЕ БЫЛИ…»

Мне кажется, что Казани  нужен светский кинофестиваль, но это мое мнение. Слово «мусульманский» дает много ограничений по производству и  показу фильмов. По работе со спонсорами, гостями, рекламному продвижению. Это касается и татарстанских кинематографистов. Мы делаем сегодня не смелые фильмы. Мне кажется, это ограничивает приход в зал интеллигенции, студентов и многих других. Ну и выбор картин обусловлен определенными рамками. Ни драматический, ни оперный театры не хотят, чтобы у них был мусульманский оттенок в творчестве. Даже в мусульманских странах нет таких фестивалей. Мне название «международный кинофестиваль Kazan»нравится больше. Мы светская нация. За нами стоят великие ученые, деятели культуры, врачи, политики. И это наследие меня больше интересует. Мы мусульмане, это наша семейная традиция.

У нас существует страх при выборе тематики для съемок. Всегда слышится: «Татары такими не были, они не употребляли алкоголь, не было проституток, наркоманов. Татары всегда были чистыми и хорошими…» Поэтому сложно брать настоящий серьезный конфликт и открыто о нем рассказывать. Складывается ощущение, что татарский народ был каким-то ограниченным и жил только в деревне. Ни один человек не является однозначным, и нужно показывать все богатство этого мира. Нужно отвоевывать свое пространство. Не говорю, что нужно все опошлять или оскорблять. Все наши фильмы сценарно должны быть сложнозакрученными и драматическими. Если сейчас принести сценарий о том, как мужики под новый год выпивают в бане и один улетает в Ленинград, как бы к этому отнеслись в комиссии?

Нужно делать в год 4 игровых разножанровых фильма, по 10 короткометражек и документальных фильмов. На сегодняшний день на эти цели надо 100–120 миллионов рублей в год. Бюджет одного симфонического оркестра, кстати.

Мы в этом году, мы — это члены союза кинематографистов Татарстана, проехали по многим международным фестивалям, и нас уже видят на всех континетах. На фоне мирового кинематографа появляется татарское кино. Сегодня уже двум мировым телекомпаниям картины проданы на 2020 год, и сейчас ведутся переговоры с еще одной крупной страной. И вообще, что бы ни говорили, именно члены союза сделали лучшие фильмы в этом году. Мы должны пройти эту дорогу, мы ее ни разу не проходили, чтобы татарстанское кино через какое-то время стало флагманом. Надо сейчас отправить учиться в киношколы 20–30 студентов, чтобы в будущем у нас были профессионалы. Кстати, новыми членами союза кинематографистов РТ в этом году стали актер Тинчуринского театра Ирек Хафизов и молодой кинорежиссер Рустам Рашитов. Нас уже 55 человек!

Мне часто говорят: «Зачем ты выступаешь?» Ну а кто еще об этом должен говорить?