СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА ПО ВУЗУ — 60−64 ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ

Неделю назад Альфинур Галиакберова официально стала ректором Набережночелнинского госпедуниверситета, пройдя через процедуру выборов и защитив пятилетнюю программу стратегического развития вуза. Накануне она рассказала о ней в ходе интернет-конференции в «БИЗНЕС Online».

Основную миссию университета его руководитель видит в подготовке высококвалифицированных кадров и усилении конкурентных позиций в референтной группе вузов. НГПУ является классическим педагогическим университетом. «Не только в Татарстане, но и близлежащих регионах таких университетов не осталось, — говорит ректор. — Есть только в составе федерального университета Институт педагогики и психологии. Поэтому мы очень ценим свой статус».

Сегодня в вузе 116 человек профессорско-преподавательского состава, из которых 80% имеют ученую степень. Объем научно-исследовательской деятельности (объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника) составляет на этот год 120,5 тыс. при нормативном значении 70,1 рубля на одного НПР. Причем по требованиям министерства образования количество преподавателей в НГПУ даже больше того, чем полагается по нормативу. Поэтому руководство не исключает, что в вузе пройдет оптимизация, но по мягкому варианту. 

«Она коснется тех, кто достиг пенсионного возраста, кто не защитился и не будет отвечать требованиям, которые мы будем предъявлять с помощью эффективного контракта. Мы уже определили, что на следующий год у нас будет эффективный контракт. Мы прописали там те параметры, которые каждый преподаватель должен выполнять. Основное требование — это защищенность, научные звания. Если это есть, человек остается в составе коллектива вуза», — пообещала Альфинур Азатовна. Кстати, стимул защищаться ради того, чтоб работать и дальше, есть — средняя зарплата по вузу, по словам Галиакберовой, порядка 60−64 тыс. рублей.

Ставку в университете планируют делать на молодежь. «Педагогика меняется, требования общества меняются. И именно молодые могут реализовывать нужные проекты. Мы, например, недавно старшего научного сотрудника взяли, достаточно молодого и перспективного. Он готовится к защите PHD. Вплотную работает с Германией, где параллельно проходит обучение. Мы трудоустроили молодого физика. Мы его взяли незащищенным, и он у нас защитился. У обоих хороший потенциал. И хотя пришли они к нам со стороны, но мы собираемся взращивать кадры и в собственном вузе», — рассказала ректор.

По мнению Галиакберовой, учитель XXI века — это прежде всего профессионал, хороший психолог, коммуникабельный человек, активно использующий инновации в образовательном процессеФото: «БИЗНЕС Online»

«РОДИТЕЛИ ТРЕБУЮТ, ЧТОБЫ ОБУЧЕНИЕ БЫЛО ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫМ»

Сегодня в НГПУ обучается порядка 4,5 тыс. студентов, из них на дневном отделении — 1961 человек. Порядка 32% из них — челнинцы, остальные приезжают из соседних городов и районов, а также из других регионов.

Подготовка учителя — дело ответственное, а сама работа школьного педагога в сегодняшних реалиях является очень непростой. Так, в числе вопросов от читателей прозвучала тема конфликтных ситуаций в школах между педагогами, учениками и их родителями, выливающиеся в интернет в виде всевозможных скандальных видео. Учитывают ли подобные ситуации в НГПУ в процессе подготовки будущих учителей, поинтересовались читатели.

«Проблема есть в обществе, проблема есть с родителями, — согласилась Галиакберова. — Если раньше статус учителя был непререкаем, то сейчас мы больше требований предъявляем нашим учителям. Может, это и правильно. Но с точки зрения психологических моментов общество взвинчено, и первые, кто это ощущает, — это учителя. Они у нас, к сожалению, не защищены. Мы прекрасно понимаем, что наши выпускники придут в эту среду. Так что мы готовимся к этому и будем стараться готовить студентов».

По словам ректора, на средства попечителей вуз приобрел оборудование для психофизиологической лаборатории. Школьные педагоги будут проходить исследования, которые позволят самостоятельно справляться с психологическими вызовами в современной школе. Кроме того, планируется открытие психологического центра, где в том числе будут консультировать учителей школ города по этой непростой теме.

Отметим, что такие случаи не редки. Так, в конце ноября произошел конфликт между учительницей русского языка и учеником 9-го класса бугульминской школы №16. Педагог с 34-летним стажем обозвала подростка «сволочью» и «скотиной» и пригрозила подключить кого-то, чтобы «намыть морду и калекой оставить». Поводом для крика стали написанные учеником на школьной доске буквы «ж» и «о». В Челнах также был инцидент в средней школе №22, где учитель математики во время урока схватила школьницу за руку, после чего у подростка диагностировали ушиб. По словам педагога, она взяла подростка за предплечье, когда у девочки возникло затруднение в решении задачи, и повела на другую сторону доски для показа формулы. И это только пара последних инцидентов.

По мнению Галиакберовой, учитель XXI века — это прежде всего профессионал, хороший психолог, коммуникабельный человек, активно использующий инновации в образовательном процессе, чтобы школьникам было интересно на уроках. «Современный педагог должен не столько давать энциклопедические знания, сколько давать возможность школьникам проявить себя, уметь анализировать и синтезировать ту информацию, которую он получает, и применять ее в жизни. Простую теорию сейчас плохо воспринимают, и родители от учителей требуют, чтобы обучение было практикоориентированным. И мы будем стараться его таким делать у себя в вузе и учить этому наших студентов», — рассказала ректор.

Среди перспективных новых направлений, которые вуз планирует развивать, — специальность преподавателя технологии. «Мы готовим педагогов по ИЗО и технологии. Но мы хотим открыть кафедру технологии и готовить специалистов высокого уровня со знанием робототехники. Так как востребованность таких учителей в школах есть. В новых 41-й и 39-й школах, например, новейшее оборудование, по последнему слову техники оборудованы кабинеты», — привела пример гостья издания.

В ходе интернет-конференции Галиакберова также рассказала о том, что принесут педагогам новые ФГОСы, почему в вузе решили поменять идеологию проведения школьной практики у студентов и почему из Туркменистана едут в челнинский вуз за дипломом. С полной стенограммой беседы читатели «БИЗНЕС Online» смогут ознакомиться в ближайшее время.

P.S. Редакция газеты благодарит Акибанк, генерального партнера проекта интернет-конференции «БИЗНЕС Online» в Закамье, за сотрудничество, способствующее информационной открытости и в целом деловому развитию региона.

Генеральный партнер проекта