Голосование: 10 главных событий года в мире культуры Татарстана
2018-й оказался довольно богатым на культурные события. Пока Аида Гарифуллина покоряла оперные подмостки и футбольные поля, новая татарская опера впервые за 11 лет появилась в театре им. Джалиля, а казанцы узнали о новом виде проведения культурного досуга — иммерсивном спектакле «Анна Каренина». Десятка самых важных свершений ушедшего года — в рейтинге «БИЗНЕС Online». Выберите наиболее впечатлившее вас событие или проголосуйте за несколько.
Установка первого в мире памятника Рудольфу Нуриеву
Фото: «БИЗНЕС Online»
В Уфе могут переживать и кусать локти, но факт остается фактом — первый в мире памятник великому танцору Рудольфу Нуриеву появился не в его родном Башкортостане, а в столице Татарстана, где он был всего лишь дважды незадолго до смерти. «Летающего татарина» в бронзе отлил вездесущий Зураб Церетели, а профинансировал проект бизнесмен Рустэм Магдеев. У городских и республиканских властей были разные мнения относительного того, где должен стоять монумент, но в результате Нуриев логично «поселился» возле театра им. Джалиля, куда он, собственно, и приезжал в 1990-е. Вот только застывший в полете выдающийся артист почему-то заглядывает в здание казанской оперы не с парадного подъезда, а с заднего входа, порождая массу шуток и спекуляций. Впрочем, последнее не отменяет того, что появление памятника Нуриеву стало важным событием года для Казани.
Иммерсивная постановка «Анны Карениной»
Фото: «БИЗНЕС Online»
Любое упоминание иммерсивного спектакля «Анна Каренина», с осени регулярно идущего в доме Ушакова — бывшем центральном загсе Казани, неизменно вызывает бурю эмоций у комментаторов «БИЗНЕС Online». Делятся они на две неравные группы. Меньшинство — это те, кто уже сходил на «Каренину» и чаще всего остался в полном восторге. Причем это касается как непосредственно связанных с искусством людей, так и театральных неофитов. Большинство — это те, кто первый в столице Татарстана иммерсивный спектакль еще не видел (за один показ дом Ушкова может принять 100 с небольшим зрителей). Они возмущены ценами на билеты (3,5 тыс. рублей), переживают за «глумление» на классикой и судачат о родственных связях авторов шоу. Между тем успех проекта фонда «Живой город», во главе которого стоят режиссер-постановщик Диана Сафарова и продюсер Инна Яркова,очевиден — два с половиной десятка актеров, большой технический и административный персонал представили совершенно новый для Казани вид культурного досуга, почти обреченного на успех у образованной и одновременно платежеспособной публики.
Министерство культуры РФ, как известно, недавно вышло из состава учредителей «Золотой маски», но своей государственной премии пока так и не создало. Так что ЗМ продолжает оставаться фактически единственным, пусть и спорным, мерилом качества театрального продукта. Довольное долгое время Татарстан был на обочине этого праздника жизни, но в 2018-м случился настоящий порыв. Главный из них — танцовщик и хореограф 30-летний Нурбек Батулла стал обладателем «Золотой маски» за спектакль «Алиф» в номинации «Балет – современный танец/мужская роль», опередив артистов балета из лучших театров страны. Батулла стал настоящим национальным героем из мира культуры, но теперь у него появился молодой конкурент — 27-летний Айдар Заббаров, поставивший в театре им. Камала спектакль «Тормышмы бу?» («И это жизнь?»), который заявлен сразу в 6 номинациях «Золотой маски – 2019». А сам режиссер теперь официально — главная надежда татарского театра. Наконец, дополняет картину еще один проект вышеупомянутого фонда «Живой город» — опера «Сны Иакова, или Страшно место» питерского композитора и режиссера Александра Маноцкова, которая была показана в Свияжске, рассказывает об острове-граде, а теперь получила три номинации на «Золотую маску».
Проведение первого Качаловского тетатрального фестиваля
Фото: «БИЗНЕС Online»
Художественный руководитель и директор театра им. Качалова Александр Славутский, несмотря на свой поистине уникальный лоббистский талант, не один десяток лет «пробивал» в высоких кабинетах организацию своего фестиваля. И вот в 2018-м у него получилось, и бюджетные 10 млн рублей были потрачены явно не напрасно. Культурную жизнь города украсили спектакли театра им. Вахтангова, театра им. Ленсовета и Небольшого драматического театра из Москвы и Санкт-Петербурга. И пусть на спектакль выдающегося режиссера Юрия Бутусова по причине дороговизны не продали много билетов, так что целые ряды в партере заняли артисты казанских театров с контрамарками, и пусть на «Грозу» в постановке худрука Воронежского камерного театра Михаила Бычкова, не разобравшись, что речь не идет о классическом Островском, учителя привели 8-классников, ржавших над тем, как Катерина из советских 1960-х страдает от любви в рейсовом автобусе, все равно первый Качалов-фест не оказался комом и требует продолжения. Пока речь идет о том, что фестиваль будет проходить раз в два года.
Съемки фильма «Зулейха открывает глаза»
Фото: «БИЗНЕС Online»
И все-таки связь теперь уже знаменитого романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» с Татарстаном разорвать нельзя, несмотря на многочисленные разговоры о том, что в этой книге татары выведены как-то не так. Сначала «Зулейху» перевели на татарский, а теперь и съемки сериала, о котором мечтали Яхина и Чулпан Хаматова, также проходят в нашей республике. Спецпоселение Семрук из романа воссоздано в Лаишевском районе, а одним из его гостей уже был президент РТ Рустам Минниханов. Ну а казанцы наверняка помнят, как в один из уик-эндов в начале октября улица Кремлевская вдруг превратилась в поле брани — там снимали оборону города от белочехов. Помимо возможного появления нового туристического магнита в Лаишевском районе (Семрук должен сохраниться и после съемок), власти РТ, работая с киношниками, делающими продукт для центральных телеканалов, демонстрируют столичным компаниям, как выгодно снимать фильмы в Казани и окрестностях.
Премьера оперы «Сююмбике»
Фото: «БИЗНЕС Online»
Премьера оперы «Сююмбике»Резеды Ахияровой на либретто Рената Хариса, о которой говорили вот уже несколько лет, бесспорно, стала одним из главных культурных событий года в республике самим фактом реализации этого проекта. Отношение к национальному искусству немного свысока — типичная черта многолетнего руководителя казанской оперы Рауфаля Мухаметзянова. Он почему-то уверен, что джентльменский набор названий любого из провинциальных театров оперы и балета («Травиата», «Риголетто», «Кармен»), помноженный на посредственный уровень вампучных постановок, — это и есть то, чем должен жить современный оперный театр. Но «Сююмбике» все-таки прорвалась, хотя после двух шумных аншлаговых постановок в сентябре следующих показов спектакля режиссера Юрия Александрова придется ждать аж до апреля.
Первый фестиваль Бориса Березовского в Елабуге
Фото: «БИЗНЕС Online»
Культурная жизнь Татарстана не ограничивается событиями в ее столице. В этом году особенно отличилась Елабуга, где в формате open air прошел первый фестиваль знаменитого пианиста Бориса Березовского. Идею феста высказал сам Березовский, ее подхватила директор местного музея-заповедника Гульзада Руденко и поддержал глава района Геннадий Емельянов. В итоге в один из уик-эндов июля в Елабуге, с пятницы по воскресенье, несколько тысяч человек слушали классическую музыку (от того же Березовского или виолончелиста Александра Князева), которую дополняла авторская песня от Татьяны и Сергея Никитиных или, к примеру, художественное слово Александра Гордона. В общем, праздник удался на славу. Видимо, у елабужского музыкального фестиваля есть будущее.
Казань стала традиционным местом проведения гала-концертов фестиваля «Добрая волна»
Фото: «БИЗНЕС Online»
Самое светлое и трогательное событие в нашем списке — очередной плод сотрудничества Казани со знаменитым композитором и продюсером Игорем Крутым. Сегодня его команда разрабатывает для столицы Татарстана план церемоний открытия и закрытия WorldSkills 2019, но этим Игорь Яковлевич не ограничивается. Теперь Казань — это еще и традиционное место проведения гала-концертов фестиваля «Добрая волна», где вместе со звездами российской эстрады на одной сцене выступают талантливые ребятишки с ограниченными возможностями. В этом году на проекте, задуманном Крутым и мэром Ильсуром Метшиным, к примеру, выступили Филипп Киркоров, Валерия и Сергей Лазарев,причем первый искренне поблагодарил организаторов за «возможность отойти от наших гламурно-светских вечеров».
Серия концертов Александра Сладковского со знаменитыми оперными певицами
Фото: «БИЗНЕС Online»
Среди традиционно многочисленных свершений за год Государственного симфонического оркестра Татарстана мы решили отдельной строкой выделить целую серию концертов Александра Сладковского со знаменитыми оперными певицами на сцене ГБКЗ им. Сайдашева. Начало было положено в марте, когда с «татарскими симфониками» выступила мировая звезда первого ряда Альбина Шагимуратова. Вслед за этим в рамках «Казанской осени» маэстро Сладковский представил казанской публике уже традиционный концерт с «лучшим сопрано Москвы» Хиблой Герзмавой, а затем с ведущей солисткой Большого театра Динарой Алиевой. Наконец, венчало «женский» год ГСО РТ долгожданное выступление Аиды Гарифуллиной спустя 4,5 года после знаменитого шоу в «Татнефть Арене» с Пласидо Доминго. Учитывая, что на 2019-й у оркестра Сладковского уже запланированы концерты с Ильдаром Абдразаковым и Василием Ладюком, возможно, следующий год получится более «мужским» в плане оперных солистов.
Выступление Аиды Гарифуллиной на открытии и закрытии чемпионата мира по футболу
Строго говоря, чемпионат мира по футболу — событие пусть и планетарное, но все-таки не из области культуры. Однако сам факт того, что оперное сопрано из Казани Аида Гарифуллина фактически в одиночку представляла страну-хозяйку мундиаля-2018 на церемониях открытия и закрытия в московских «Лужниках», дорогого стоит. Именно такое лицо Россия показало всему миру — талантливое, красивое и… татарское. Гарифуллина спела с Робби Уильямсом на открытии и сольно на закрытии... и вот уже она известна всей стране, гламурные журналы называют ее «самым модным сопрано 2018 года», а билеты в первые ряды на сольный концерт с ГСО РТ в Москве доходят до 15–20 тыс. рублей. Карьера певицы продолжает стремительно развиваться: впереди, помимо обжитых площадок главных оперных театров Вены и Парижа, Метрополитен-опера и Берлинская опера.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Я из Елабуги, у нас совсем немного сбытий из культурного ряда вообще. Так что фестиваль Березовского, который случился нынешним летом- это просто ЧУДО ЧУДЕСНОЕ!!!! За 20 лет моей жизни здесь столичный симфонический оркестр в полном составе я услышала в первый раз, живая арфа!!!! Все это действо предоставлялось 4 дня БЕСПЛАТНО!!! Это почти как полет Гагарина. Это был настоящий праздник- бабушки в маршрутке делились своими эмоциями говорили, что давно они не были так счастливы. Это народное признание дорогого стоит. Ну и представленная программа - это отдельная тема, восторги по поводу которой можно долго описывать. Не хватит времени и места. По моему мнению этот фестиваль заслуживает все 500 % - за свой уровень, качество и то счастье, которое мы испытали нынешним летом во время этой волшебного действа
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Больше всего радует настоящий профессионал своего дела,со своим очередным успешным проектом в доме Ушакова. Молодец. И родственные связи здесь вообще ни при чём.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
В доме Ушакова было ОДИН раз непонятное действо. Я уверена, что в ЭТО вложено денег больше, чем ОНО принесло прибыли, если вообще принесло что-то в клювике.
Говорить об успешности стоит по прошествии какого-то времени и, конечно, после МНОГИХ столь же успешных (???) повторов спектакля. Цыплят по осени считают (с).
А про поговорку "Сам себя не похвалишь, никто не похвалит" мы тоже помним. Стыдно вам хвалить себя! Времена не те!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Это вы про что? Спектакль вообще то как минимум раз 15 уже прошёл))) лично был в конце декабря, очень понравилось, шёл со скептицизмом, яркая громкая история думал, не более, оказался тонким спектаклем, на мой взгляд, современный театр и должен развиваться в этом русле.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Спектакль длинноват, сложно так долго ходить, но интересен. Я ходил за всеми подряд, но советую ходить за одним актёром и следить одну линию. Можно прийти ещё раз и следить за другим - так интереснее
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Не понял... С утра и до обеда лидировала Анна Каренина, действительно, событие в театральной России . В обед вдруг стали расти на глазах голоса за Сладковского )) Маэстро, теперь все знают во сколько вы просыпаетесь и даёте своим команду голосовать )) без обид ))
Вы, наверное, думаете, что музыканты в рабочее время не музыку играют, а пасутся на сайте БО, грубо говоря, от компьютеров на работе не отходят - давят и давят на кнопки?
Вы почти угадали,в свободное время их ОБЯЗЫВАЮТ размещать все ,что шеф сказал,сфотографировал,подумал.На всех личных страницах только служебная информация.У ВСЕХ.Пришлось почти у всех отключить уведомления
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
"Событие в театральной России" по имени Анна Каренина скока-скока человек видели? Да ещё и не всем понравилось...
А сколько человек побывали на концертах маэстро Сладковского и его коллектива музыкантов?
Сравните количество охваченных зрителей - сами поймете, у кого и почему столько поклонников.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Ну тут ничего удивительного. Сладковский бесспорно актуален- все-таки классическая музыка, оркестр, столько прорывов у нас и за рубежом за последнее время сделал. Мне единственное непонятно- зачем БО снова его включили в голосование? Перед Новым Годом было "Человек года в культуре"? Или без его фамилии интерес к чтению статей никак не привлекается?
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Имхо, ничего удивительного. на концерты оркестра билеты раскуплены за месяц-два, всегда аншлаги - очень много казанцев видит как работает симфонический оркестр и Сладковский
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Добавил бы Славутского - можно критиковать, можно хвалить, но он себя показал. По Сладковскому - концерты хорошие, но его чрезмерное выпячивание себя во всех интервью и в том числе странное голосование на сайте БО портит ему резуме. Недооценен феномен Гарифуллиной. Из памятника Нуриева сделали бог знает что... Березовский - было великолепно. Поставил бы на первое место по всем параметрам.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Я из Елабуги, у нас совсем немного сбытий из культурного ряда вообще. Так что фестиваль Березовского, который случился нынешним летом- это просто ЧУДО ЧУДЕСНОЕ!!!! За 20 лет моей жизни здесь столичный симфонический оркестр в полном составе я услышала в первый раз, живая арфа!!!! Все это действо предоставлялось 4 дня БЕСПЛАТНО!!! Это почти как полет Гагарина. Это был настоящий праздник- бабушки в маршрутке делились своими эмоциями говорили, что давно они не были так счастливы. Это народное признание дорогого стоит. Ну и представленная программа - это отдельная тема, восторги по поводу которой можно долго описывать. Не хватит времени и места. По моему мнению этот фестиваль заслуживает все 500 % - за свой уровень, качество и то счастье, которое мы испытали нынешним летом во время этой волшебного действа
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Выступления Гарифуллинной на ЧМ по футболу в Москве не имеют отношения к культурным событиям в Казани. Статья ведь про совсем другое. Зачем так « тянуть за уши» и делать из неё «звёзду». Среди музыкантов и профессиональных певцов ее серьёзно никто как оперную певицу не воспринимает. Прав Журавлев в своём видеоблоге «Сумерки богов». Дорогое платье и бриллианты ещё не сделали никого певицей мирового класса.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Из русскоязычных оперных певиц и певцов делают "звезд" в Европе и Америке, потому что у них исполняется много русских опер. Ценится владение пением на русском языке.
Для информации список популярных за рубежом РФ русских опер:
- М. Глинка: Руслан и Людмила
- П. Чайковский: Орлеанская дева, Евгений Онегин, Пиковая дама, Иоланта, Чародейка, Мазепа
- М. Мусоргский: Борис Годунов, Сорочинская ярмарка, Хованщина
- А. Бородин: Князь Игорь
- Н. Римский-Корсаков: Снегурочка, Золотой петушок, Моцарт и Сальери
- С. Прокофьев: Игрок, Война и мир
- С. Рахманинов: Алеко, Скупой рыцарь, Франческа да Римини
- Д. Шостакович: Леди Макбет Мценского уезда, Нос
- И. Стравинский: Соловей
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Фестиваль "Летние вечера" в Елабуге, однозначно. Пока маэстро Сладковский развлекает европейскую публику, и без того культурой не обделенную, Борис Березовский идет туда, куда Сладковский со своим оркестром не забредает - а именно в российскую глубинку, каковой, по сути дела, Елабуга и является. Какой счастье, что у Березовского хватило и желания и возможностей реализовать свою великолепную идею!Кстати, в эти четыре вечера в Елабуге на Шишкинских прудах не только елабужане присутствовали - было очень много челнинцев и нижнекамцев. Это был действительно праздник. И, конечно, было странно видеть на сцене симфонический оркестр из Санкт-Петербурга. Первая мысль: "Что, неужели оркестра поближе не нашлось? А где же ГСО РТ, из бюджета республики финансируемый?"
В один из фестивальных номеров на сцену вышел ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин". И на следующий день в их исполнении можно было услышать целый концерт в Спасском соборе. Между прочим, как и все фестивальные мероприятия - совершенно бесплатно. Если кто понимает: "Сирин" - это вершина. Не только с точки зрения духовности, но и с точки зрения высокого музыкального профессионализма. Средневековую древнерусскую музыку так аутентично больше никто не исполняет! И вдруг "Сирин" в Елабуге! И маэстро Котов, руководитель ансамбля, который запросто объясняет незапланированный концерт: "Ну мы подумали, что раз уж мы все равно здесь - надо еще попеть!" Чудеса случаются. И для жителей Закамья тоже. Спасибо Борису Березовскому!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
А вы знаете, как необычно звучит орган на природе! Это было в Елабуге, причем, играл сам маэстро Рубин Абдуллин...
Все, что было исполнено, было очень здорово. Я не верил своим глазам и ушам, что вот сижу на поле и слушаю таких известных музыкантов.
Отдельное спасибо, можно сказать, "местным жителям" - оркестру Лермана. Они тоже на этом высочайшем уровне исполняют.
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования.
войти
регистрация
Ошибка авторизации.
Регистрация выполнена.
Мы отправили вам email с ссылкой для подтверждения, проверьте почту.
Восстановление пароля
Мы отправили вам письмо со ссылкой для сброса пароля.
Восстановление пароля
Что-то пошло не так.
Проверьте правильность email и повторите снова.
Хотите быть в курсе важных новостей?
срочная новость
The New York Times: Россия начала эвакуировать своих дипломатов из Украины
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 61
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.