По данным соцопроса, паства у православных храмов в городах РТ заметно уменьшилась. Так, в Казани и Челнах доля вовлеченных в православную жизнь составила 24% и 19%, в то время как в 2015-м году таковых было 51% и 46% Фото: Ирина Ерохина

«СТРАННО, ЕСЛИ БЫ В ТАТАРСТАНЕ НЕ БЫЛО ИНТЕРЕСА К ИСЛАМУ»

Накануне зимних православных праздников Финансовый университет при правительстве РФ озаботился степенью вовлеченности населения российских городов в православную культуру, а в первый рабочий день нового года опубликовал данные проведенного социсследования на своем сайте. Опрос проводился в 78 городах с населением более 250 тыс. человек, респондентам задавали единственный вопрос: «Есть ли среди ваших друзей и знакомых люди, активно участвующие в православной жизни — регулярно посещающие православные богослужения, участвующие в приходской жизни православных церквей, или таких людей нет?» Традиционно в каждом подобном опросе организаторы опрашивают по телефону не менее 800 человек в каждом городе, то есть в исследовании приняли участие порядка 62 тыс. человек. По итогам 34% респондентов заявили о том, что в их окружении есть люди, активно вовлеченные в православную жизнь. Если же учитывать разбивку по городам, то в первую десятку ожидаемо вошли города центра России: Белгород (51% вовлеченных в православие), Воронеж (50%), Курск (49%), Москва (49%), Липецк (48%), Тамбов (47%), Калуга (46%), Рязань, Подольск, Саранск (43%).

Исследователи отмечают, что список городов-лидеров мало поменялся с момента последнего аналогичного изыскания, проведенного в 2015 году, как, собственно, и сам портрет православного. В обзоре трехлетней давности пришли к выводу, что в большинстве крупных и средних российских городов доминируют сторонники православной религии и культуры. Тогда исследование показало, что среди тех, кто относит себя к православным, достаточно много пассивных людей. Практически все они крещеные, значительное большинство имеет на работе или дома иконы, а также православные книги — Библию, Новый завет, молитвослов или современную религиозную литературу. При этом только 12% из них посещают религиозные службы несколько раз в месяц или чаще, только 10% знают полностью «Символ веры» — краткое изложение основ православного вероучения. Среди паствы активно ходят в церковь женщины (13% от группы), лица в возрасте от 50 до 60 лет (16%), а также лица с высоким доходом. В верхней имущественной группе частота посещений религиозных служб более чем в два раза превосходит средний уровень (29%). Очевидно, люди, снявшие для себя материальные проблемы, чаще задумываются о духовности, пришли тогда к выводу исследователи.

Любопытно, что в 2015-м социологи провели отдельный опрос в рамках исследования и по исламу, выявив города, где наибольшая доля жителей проявляет интерес к мусульманским традициям. Так, Казань и Набережные Челны заняли в этой шкале третье и четвертое место после Махачкалы и Грозного. На пятом месте шла Уфа.

В новом же соцопросе данных об исламе нет, а если обратить внимание на цифры, то можно увидеть, что паства у православных храмов в городах национальных республик заметно уменьшилась. Так, в Казани и Челнах доля вовлеченных в православную жизнь составила 24% и 19% опрошенных соответственно, в то время как в 2015 году таковых было 51% и 46%. Во Владикавказе аналогичный показатель снизился с 58% до 36%, в Грозном — с 13% до 5%, Стерлитамак дал 21% против 46% тремя годами ранее, Уфа — 17% против 37%.

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у проректора Финансового университета при правительстве РФ Алексея Зубца, что могло стать причиной такого снижения интереса к православной религии. «В 2015 году было немного другое исследование, в том плане, что там присутствовал ислам. То есть то исследование и это различаются, потому что там данные несопоставимые. Если говорить конкретно про Набережные Челны, то в новом исследовании отсутствует информация о развитии ислама. Мы об этом не писали, так как этот маленький релиз был связан с православными праздниками, такими как Рождество, Крещение и так далее», — объяснил Зубец такое расхождение в цифрах.

По его мнению, в Челнах на слабое развитие православия влияет активное развитие мусульманской идеологии, религии. «Странно, если бы в Татарстане не было интереса к исламу. Если мы говорим о крупных городах, например, возьмем ту же самую столицу, то есть Казань, то по данным исследований видно, что все-таки там православная культура достаточно распространена, а вот в малых и средних городах, включая Набережные Челны, картина чуть другая. Ничего ненормального в этом нет», — заверил Зубец, также добавив, что Челны по-прежнему входят в десятку городов с наибольшим интересом к исламской религии и мусульманской культуре.

Цель же данного исследования Зубец объяснил информированием жителей России о том, что происходит в мире религии. «Здесь ничего политического в этом нет, — сразу предупредил Зубец. — Нас попросили составить рейтинг городов и населенных пунктов с точки зрения эффективности работы — то есть где лучше, где хуже. Мы и сделали. Сейчас проводим исследование просто для себя, для интереса и понимания того, что происходит в нашей жизни. Про ислам исследование у нас уже сделано, но публиковать его мы сейчас не хотим. Просто говорю, чтобы нас потом не обвиняли в раздувании противоречий».

Зато университет обнародовал ту часть соцопроса, которая связана с участием населения в жизни католической и протестантской церквей. Так, немногим более 1% участников исследования заявили о том, что среди их друзей и знакомых есть активные католики. Наибольшее распространение католицизма отмечено в Калининграде, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Москве и Мурманске. Еще около 2% респондентов сообщили, что среди их друзей и знакомых есть люди, исповедующие протестантизм. Наиболее заметное развитие этого религиозного течения отмечено в Орле, Севастополе, Петрозаводске, Калининграде и Курске.

Цель исследования Зубец объяснил информированием жителей России о том, что происходит в мире религии Фото: Ирина Ерохина

«МНОГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО МЕЖДУ ИМИ И БОГОМ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОСРЕДНИКОВ»

Исследование в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» прокомментировал благочинный Закамья протоиерей Андрей Дубровин. «Я бы не сказал, что уменьшилось [количество вовлеченных в православную жизнь]. Другое дело, что, возможно, не надо говорить, что был прирост. Я за последние 20 лет наблюдаю стабильное число прихожан. И число учащихся в воскресных школах, и количество причастников (участвующих в таинстве причастия — прим. ред.) — не сказать, что у нас провал. Возможно, вводит в заблуждение то, что появляются новые приходы. В Набережных Челнах появилось три новых прихода. Естественно, если раньше люди как сельдь в банке собирались у нас в храме на большие праздники, то теперь у них есть возможность посвободнее молиться», — отметил священник. Однако долю активных верующих, которую озвучили в исследовании, Дубровин не комментирует. «Мы никаких статистических исследований не проводили. Я не был участником этих исследований, поэтому что я могу сказать? У них такие данные», — сказал благочинный. Массового перетекания людей из одной конфессии в другую священник не наблюдает, а вот в храм люди приходят по разным причинам. «Соприкосновение с традициями своего народа, своей семьи. Когда человек начинает более детально изучать свою родословную, исторические моменты жизни своей семьи, своих предков. Конечно, это многих приводит и в храм, и в мечеть, — отмечает Дубровин. — Кто-то через кризис пришел, у кого-то близкие заболели или самого какая-то напасть коснулась. А кто-то стал копать и раскопал свою родословную, что у него предки сидели за веру в лагерях, были исповедниками или мучениками веры. Представляете, если вдруг узнаешь, что твой ближайший прадед был мучеником за веру — причем независимо от того, ислам это или христианство. Мы знаем, что одинаково уничтожали и тех и других».

Рустам Батров (слева): «Есть люди, которые муфтиев не признают, но при этом называют себя верующими мусульманами. Они и садака дают, и курбан делают и намаз читают, но при этом не соотносят с официальными институтами» Рустам Батров (слева): «Есть люди, которые муфтиев не признают, но при этом называют себя верующими мусульманами. Они и садака дают, и курбан делают и намаз читают, но при этом не соотносят с официальными институтами» Фото: «БИЗНЕС Online»

Экс-заместитель председателя ДУМ РТ Рустам Батров не берется судить о достоверности приведенных в исследовании цифр, но в целом озвученную тенденцию подтверждает. «Я не знаю, насколько точно проводилось исследование, правильной ли была выборка. Но я думаю, что саму тенденцию это отражает, вектор именно такой. Сейчас все больше людей уходят из так называемой организованной религии. То есть многие люди считают себя верующими, соотносят свою жизнь с принципами религиозной нравственности, с идеей Бога, но при этом видят для себя обременительным и нежелательным вступать в какие-то отношения с религиозными корпорациями. Многие люди полагают, что между ними и Богом не должно быть никаких посредников. Это индивидуальная религия. Человек верит, считает себя православным, соотносит себя с религиозной традицией, но на своих правилах. Берет от религии то, что ему нужно, созвучно его внутренним жизненным принципам, но при этом не хочет в традиционных формах исповедовать эту веру, как это было испокон веков. Это во многом индивидуализм», — пояснил Батров.

По его словам, некоторые исследователи называют это конструктивизмом — люди сами конструируют свою жизнь. «Как в соцсетях, когда мы центр вселенной и собираем вокруг себя то сообщество, которое интересно нам, настраиваем фильтры, по которым хотим получать информацию, все лишнее отсекаем. Вот здесь примерно то же самое. Человек все больше начинает ощущать себя центром вселенной. Например, человек искренне считает себя православным или мусульманином, но при этом ему не нравится кому-то целовать руку, перед кем-то исповедоваться, воспитывать в себе смирение. Он это все отсекает, как будто собирает для себя конструктор», — отметил исламовед.

Причем подобная картина есть и в других религиозных традициях. «В исламе мы то же самое наблюдаем. Есть люди, которые муфтиев не признают, но при этом называют себя верующими мусульманами. Они и садака дают, и курбан делают и намаз читают, но при этом не соотносят с официальными институтами», — рассказал Батров. О массовом перетекании паствы из одной конфессии в другую речи не идет. По словам Батрова, в Татарстане, где религиозные традиции давно существуют в тесном контакте, взаимные миграции происходят и будут происходить.

Азат Ахунов: «Можно сказать, что православных, переходящих в ислам в Татарстане сейчас больше, чем татар, которые переходят в христианство. Но нельзя сказать, что это уже сложившаяся тенденция, нельзя говорить о массовом переходе в ислам» Азат Ахунов: «Можно сказать, что православных, переходящих в ислам, в Татарстане сейчас больше, чем татар, которые переходят в христианство. Но нельзя сказать, что это уже сложившаяся тенденция, нельзя говорить о массовом переходе в ислам» Фото: «БИЗНЕС Online»

Полностью опираться на цифры исследования не рекомендует доцент КФУ, исламовед и востоковед Азат Ахунов. «Но что касается соотношения мусульман и христиан, то мне кажется, что в целом, как у нас сложилась ситуация в постсоветском Татарстане после перестройки и получения суверенитета, примерно так она и сохраняется. Пропорция не увеличивается и не уменьшается, на мой взгляд. В целом по стране вообще после распада СССР возрос интерес к религии, к своим корням. Но он достиг определенного максимума, и сейчас он стабилизировался на одной точке», — считает наш собеседник.

По его наблюдениям, православие становится популярнее в целом по России. «Но, наверное, должно пройти время, смениться поколение, чтобы люди стали искреннее верить всей душой, а не просто ради моды или повторяя за большинством. Я думаю, эта религиозность напускная — это касается и христиан, и мусульман», — отметил востоковед.

А вот в Татарстане, считает Ахунов, последователей православия среди русских меньше — сказывается смешение культур. «Русские, которые проживают в Татарстане, по своему менталитету отличаются от русских из других регионов Российской Федерации. Они более лояльно относятся к исламу. Поэтому, может быть, сильной религиозности у них не наблюдается. В этой смешанной среде они остаются атеистами или агностиками», — рассказал Ахунов. «Можно сказать, что православных, переходящих в ислам, в Татарстане сейчас больше, чем татар, которые переходят в христианство. Но нельзя сказать, что это уже сложившаяся тенденция, нельзя говорить о массовом переходе в ислам», — отметил Ахунов.