Завершающий участок БКК даст возможность доезжать от Танкового кольца до Речного порта и центра максимум за 10 минут

ЗАМКНУТЬ БКК: ГЛОБАЛЬНЫЙ ПроЕКТ ПОЗВОЛИТ ДОЕХАТЬ ОТ ТАНКОВОГО КОЛЬЦА ДО РЕЧПОРТА ЗА 10 МИНУт

Давняя мечта мэра Казани Ильсура Метшина о том, чтобы замкнуть, наконец, Большое казанское кольцо (БКК), близка к осуществлению. Решение принято. Как заявил на встрече с журналистами по итогам года сам градоначальник, завершающий участок даст возможность доезжать от Танкового кольца до Речного порта и центра максимум за 10 минут. «Это такой глобальный проект, который в ближайшие два года будет реализован в рамках программы „Безопасные дороги“ за счет федерального и республиканского бюджетов из расчета 50 на 50. Сейчас идет активная работа по расселению», — сказал мэр. Для города в целом это означает резкое повышение связности всех территорий вокруг Среднего Кабана, снижение загрузки проспекта Победы и прилегающих улиц. Это одна из тех «таблеток», что градостроители применяют против пробок, — тем более что автомобилизация в Казани продолжает нарастать.

Напомним, что масштабное строительство БКК общей протяженностью в 36,6 км стартовало в 2010 году. По замыслу это кольцевая городская магистраль непрерывного движения с обособленной полосой трамвая маршрута №5. Вся беда в том, что она пока не кольцевая, что значительно снижает эффект от уже вложенных миллиардов. Сейчас трасса обрывается в районе пересечения улиц Баки Урманче и Мидхата Булатова. А замысел состоит в том, чтобы можно было спокойно ехать дальше — до района Речпорта и в перспективе с выходом на Кировскую дамбу. И, соответственно, наоборот. Для этого нужно сделать сравнительно небольшую перемычку от улицы Баки Урманче до улицы Тихорецкой. Но в итоге ни к Универсиаде, ни к чемпионату мира по футболу – 2018 сделать перемычку не удалось.

Дело сдвинулось относительно недавно. Летом 2018 года тему закольцовки БКК подняли на публичных слушаниях по новому генеральному плану города до 2035 года. Вслед за этим руководитель исполкома Казани Денис Калинкин подписал постановление о подготовке до 14 июня 2019 года проекта планировки и межевания территории завершающего участка БКК. Осенью на форуме «Дорога-2018» директор ГКУ «Главтатдортранс» Эдуард Данилов анонсировал работы по «замыканию» БКК в 2019 году — от «Солнечного города» до улицы Магистральной. Как заявил замруководителя исполкома Игорь Куляжев, вдоль ЖК «Солнечный город» уже идет строительство первого километра дороги с трамвайными путями и четырьмя остановками. Госконтракт был заключен с ООО «Волга-Автодор», срок исполнения работ — до 5 декабря 2019 года, стоимость — 236 млн рублей. Параллельно с этим начато проектирование завершающего участка БКК на участке от улицы Мидхата Булатова до улицы Технической. Завершить работы по проектированию, межеванию территории завершающего участка и выкупу земельных участков у дачников планируется к маю будущего года.

В довольно скупом комментарии исполкома по запросу «БИЗНЕС Online» подчеркивается высокая значимость проекта. В том числе для тех, кто живет в районе будущего строительства. «Дорожная ситуация в районе улиц Фермское шоссе — Тульская — Авангардная — Техническая является одной из самых напряженных в городе, — говорится в ответе пресс-службы. — Улица Тульская в районе пересечения с улицей Борисковской — это перешеек длиною в 760 метров, соединяющий промышленную зону между Волгой и озерами Кабан с жилой частью города, расположенной к западу от озер. Отсюда же транспортные потоки распределяются в поселки Мирный и Девликеево. Несмотря на высокую значимость, большой ежедневный транспортный поток и соединения с другими магистралями, улица Тульская имеет по одной полосе движения в каждую сторону. Это приводит к ежедневным заторам в часы пик. Как в бутылочном горлышке, на ней скапливаются легковые и грузовые машины, автобусы, троллейбусы. Согласно „Яндекс.Пробкам“, в вечерние и утренние часы движение на данном участке оценивается в 7–9 баллов со средней скоростью движения в 3–10 километров в час». По расчетам специалистов, строительство магистрали от улицы Мидхата Булатова до улицы Тихорецкой позволит решить данную транспортную проблему. Скорость движения увеличится более чем в полтора раза, а время в пути уменьшится более чем в два раза.

Эдуард Данилов анонсировал работы по «замыканию» БКК в 2019 году — от «Солнечного города» до улицы Магистральной

проектировщики пошли на «РАСЧЛЕНение» БОРИСКОВО

Но, как обычно, есть и частности. Они всплыли при подготовке и проведении общественных обсуждений в декабре прошлого года. Жители неоднократно предлагали управлению архитектуры свой вариант прохождения трассы, в обход их домов.

В управлении архитектуры и градостроительства исполкома Казани «БИЗНЕС Online» в день публикации пояснили, что прежде никаких вариантов трассировки не было, а то, что предлагают жители Борисково, — «предложенный ими альтернативный вариант».

«Город не отказывался от этого варианта, он просто никогда не подразумевался», — пояснил нашему изданию заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров, еще раз подчеркнув, что изначально проект планировки разрабатывался с сентября 2018 года по варианту, который соответствует действующему генеральному плану 2007 года. Иных вариантов не было и нет. Документального подтверждения существования других вариантов трассировки «БИЗНЕС Online» также не удалось найти (в том числе по запросу в исполком).

Вариант, предлагаемый жителями, выглядит следующим образом: от улицы Мидхата Булатова дорога проходит через садовые общества, выходит на Тульскую и соединяется с Авангардной, где сейчас сохранилась трамвайная линия. А далее автомобильная часть БКК должна была выйти к Технической — и свернуть на Тихорецкую, крутыми поворотами под 90 градусов выводя поток через Магистральную в сторону Речпорта и Кировской дамбы.

На обсуждения в ноябре – декабре прошлого года власти и вынесли единственный вариант трассировки — напрямую через Борисково, под который предлагалось размежевать 301 участок. В том числе земли под ведение учебного хозяйства, садоводства, огородничества, незарегистрированные участки в границах полосы отвода. Из 301 участка около сотни принадлежат садоводам, остальные преимущественно располагаются в пределах поселка Борисково.

Согласно опубликованному в сборнике документов и муниципальных актов и утвержденному 27 декабря 2018 года проекту, на существующий перекресток улиц Тульская и Борисковская «садятся» выезды на Борисковскую, Тульскую, а также выход на широкую прямую дорогу до перекрестка Технической и Тихорецкой. Эта дорога проходит по домам и участкам жителей поселка, а также пересекает мостом существующий дренажный канал глубиной от 1,2 до 1,9 метра. Трамвай же «уходит» к Авангардной, а автомобильный поток напрямую — без крутых поворотов — примыкает к Тихорецкой.

Предусмотрены проектом и развязки. На пересечении БКК с Технической и Мидхата Булатова — развязки в одном уровне, на пересечении БКК с Фермским шоссе — в двух уровнях. На пересечении БКК с Тульской предполагается подземный переход в разных уровнях. В районе пересечения с Тихорецкой возле Metro уже есть автомобильная развязка с мостом над железнодорожными путями. Затем трасса выходит на улицу Магистральную, и дальше через район Речного порта — на Кировскую дамбу. Таким образом кольцо замыкается полностью. Трасса получит четыре-шесть полос движения, ширина местных проездов составит от 4,5 до 6 метров.


«ЗАЧЕМ РАССТРАИВАТЬ ЛЮДЕЙ? ВОТ КОНКРЕТНО УЖЕ СКАЖУТ, ЧТО НАС СНОСЯТ, — ТОГДА ДА! А ТО БЫЛИ УЖЕ СЛУЧАИ…»

Но владельцы участков, естественно, взбудоражены. Еще осенью корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в гостях у садоводов. По словам председателя садового общества «Меховщик-1» Рамиля Гилазова, садоводы обеспокоены ничуть не меньше жителей Борисково по поводу прохождения трассы. По другую сторону Фермского шоссе находится существующее с 1953 года садовое общество «Энергетик». Его председатель Татьяна Бондарева рассказывает, что из 70 участков ее садового общества под снос предварительно попадают 11. И один из них — ее собственный.

«Конечно, жалко и обидно. Так много трудов сюда положено! Здесь все свое, я детство провела здесь, все мои дети тут выросли. Вот, смотрите, у меня здесь даже арбузы растут», — показывает Бондарева. По ее словам, впервые о том, что здесь собираются проводить дорогу, она узнала лет 8 назад, и с тех пор об этом никто не говорил. А в минувшем году ее вместе с Гилазовым пригласили в исполком, где раздали списки участков, которые попадают под снос, спросили телефоны их владельцев. «Я поинтересовалась, будут ли нам взамен давать землю, но нам сказали: нет, компенсация будет только материальная. Причем по ценам вдвое ниже рыночных», — опасается Бондарева. Впрочем, председатель «Энергетика» осенью не спешила сообщать своим садоводам о том, что их участки пойдут под снос. Ведь строительство дороги по садам было предусмотрено генеральным планом Казани еще в 1969 году.

«Зачем расстраивать людей? Вот конкретно уже скажут, что нас сносят, — тогда да. 8 лет назад нас так дернули, нервы намотали, а кончилось ничем. Женщина, чей участок неподалеку, от инфаркта умерла, до такой степени переживала! Ну зачем я буду говорить — может, они еще 10 лет будут тянуть с этим строительством. Я не хочу людей накручивать», — делится с нами своими мыслями председатель «Энергетика».

Хозяева коттеджей и садоводы просят город вернуться к прежнему проекту либо выкупать владения по справедливой, с их точки зрения, цене

ОЦЕНЩИКИ НАЧАЛИ ОБХОД ДОМОВ — ЖИТЕЛИ БОЯТСЯ, ЧТО ВЫКУПНАЯ ЦЕНА ОКАЖЕТСЯ ВДВОЕ НИЖЕ РЫНОЧНОЙ

К тем, кто попадает под снос в Борисково, уже приходили представители исполкома с оценщиками. В их числе и представитель инициативной группы жителей Александр Куражов. По его словам, вариант с выделением равноценного участка в другой части города в исполкоме не рассматривают. Ожидается, что к февралю-марту 2019 год оценщики обойдут всех владельцев сносимых домов. Но местные жители, как и садоводы, тоже опасаются, что выкупная цена окажется раза в два ниже рыночной, отмечая, что сотка здесь стоила примерно полмиллиона рублей. И это заставляет их объединяться в борьбе за свои интересы.

По словам жителей Борисково, вплоть до 2018 года в управлении архитектуры и градостроительства жителям Борисково без особых проблем выдавали разрешения на строительство. Но в управлении архитектуры заявляют, что никогда не выдавали и не выдают разрешения на строительство, так как такие разрешения выписывает управление градостроительных разрешений.

Сейчас в поселке немало вновь построенных и зарегистрованных домов, в том числе в рамках «дачной амнистии». Много и тех, кто еще не успел узаконить свои права собственности. Так, собственник дома и участка на улице 1-й Елабужской Римма Шерова рассказывает, что ее семья купила недвижимость в Борисково в 2009 году. Однако в 2013-м при попытке получить разрешение на строительство выяснилось, что участок включили в границы трассировки, а теперь ее дом и земля полностью попадают в границы дороги.

Трассировка затронула и единственный в Борисково детский сад №320. По словам Шеровой, в этом году в детсаду провели серьезный капитальный ремонт, который затронул все внутренние помещения, коммуникации, фасад, ограждения, прилегающую территорию. «На капремонт потратили серьезные средства, а сейчас получается так, что если детсад не будет подходить под санитарные нормы, то с ним придется расстаться», — говорит Шерова. Казалось бы, абсурд! С другой стороны, осведомленные источники «БИЗНЕС Online» вновь говорят, что денег на завершение БКК пока нет. Да, проект готов, людей предупреждают, никаких «строительно-коттеджных» телодвижений здесь быть не должно. Но когда фактически начнут класть асфальт и рельсы, никто не знает. Может пройти и год, и пять лет — и что, все эти годы детям в детсаду дожидаться нормально работающего унитаза? Скажите это родителям этих детей…

Еще одна надежда местных, похоже, связана с Казанской епархией. В центре поселка ведется строительство церкви Святого Илии. В случае строительства БКК церковь окажется с четырех сторон окруженной дорогами, что вроде как будет неуместно, считают жители.

Заместитель главного архитектора Казани просит жителей Борисково в данном вопросе не быть столь критичными, так как по проекту церковь не окружена магистралью – подъезд к ней осуществляется с помощью существующих местных дорог. По факту на сегодняшний день участок церкви уже окружен четырьмя улицами.

Второй вариант трассировки затронул и единственный в Борисково детский сад №320

НЕСОГЛАСНЫЕ ПИШУТ ПИСЬМА ВО ВСЕ ИНСТАНЦИИ, ПРОСЯТ ВЫБРАТЬ ИХ ВАРИАНТ И ГОТОВЯТСЯ СУДИТЬСЯ ЗА ВЫПЛАТЫ

О трассировке завершающего участка люди узнали в конце ноября, когда на входе в детсад ровно на один день (согласно опубликованному постановлению!) появился стенд о проведении публичных слушаний. Потом, по словам жителей, его убрали.

«Власти выполняют необходимые пункты, но не задумываются над тем, чтобы было оповещено максимальное количество жителей», — говорит Куражов. Он признает: да, стенд был, для проведения слушаний все сделано. Слушания состоялись с 26 ноября по 5 декабря. Согласно новой форме, они проходили электронно — так требует федеральный закон. И понятно, что данное обстоятельство публику тоже не порадовало. «Во-первых, у нас там живет много пожилых людей, кто-то вообще не дружит с гаджетами. А во-вторых, если ты делаешь какие-то замечания, то для их рассмотрения должны быть приложены документы, подтверждающие права на собственность», — рассказывает Шерова.

Куражов добавляет, что в конце ноября он побывал в управлении архитектуры, где узнал, что к тому моменту лишь 10 жителей поселка написали вопросы. В итоге в публичных слушаниях поучаствовал 31 человек, было высказано 33 предложения. Большинство ответов исполкома на предложения и замечания участников обсуждения такие: «Учитывать нецелесообразно» и «Сообщение не относится к теме общественных обсуждений». Исполком счел целесообразным учесть только два предложения. Первое — с просьбой не сносить дом по адресу: улица Горийская, 74. И второе — касающееся необходимости откорректировать красные линии, доработать проект межевания, предусмотреть работы по переносу насосной станции и искусственного водоема для тушения пожаров в троллейбусном депо. Решение о признании публичных слушаний состоявшимися вышло 20 декабря в сборнике документов исполкома.

Борисковцы провели и собственное общественное обсуждение — на встречу пришли около 150 человек. Высказавшись против новой трассировки, они сформировали  инициативную группу, которая с подписями несогласных разослала письма в прокуратуру, главе администрации Вахитовского и Приволжского районов, в Роспотребнадзор (так как в случае строительства дороги детский сад лишится прилегающей территории, а значит — не будет соответствовать санитарным нормам). В обращениях, а также на встрече с главным архитектором Татьяной Прокофьевой активисты предлагали свой проект с расширением улицы Тульской за счет прилегающих к ней садовых товариществ, гаражей, автобазы и других нежилых помещений, а не за счет жилых домов Борисково. Но в управлении архитектуры представителям несогласных сообщили, что с точки зрения бюджета и градостроительства лучше именно уже запроектированный, более прямой вариант прохода трассы, а не предлагаемый жителями.

В этом случае несогласные выставляют свои требования. «Равноценным мы подразумеваем жилой дом на 65 квадратных метров, минимум две комнаты с кухней со всей инфраструктурой — водой, газом, электричеством, — озвучивает варианты Куражов. — Это либо очень большие деньги, либо очень далеко. Салмачи, Куюки — наиболее близкие места, где еще можно купить, опуская серьезную транспортную проблему этих поселков».

Желания собственников понятны, но есть еще и интересы города. Опыт выкупа земель и владений в Казани есть: раньше под всю трассу БКК тоже выкупали целые территории, ведь к Универсиаде проложили более 20 километров! А что было бы сейчас, не проруби город трассу на проспекте Универсиады? В каких пробках стояла бы вся Казань?