Первым детским кафе в Татарстане стала "Сказка". Она послужила примером для создания подобных заведений по всему СССР. "Сказку" в 1970 году открыл Миннулла Шарипов, который и сейчас является собственником кафе. В дальнейшем к ведению бизнеса присоединились супруга и дети. Сегодня в семейных планах – ребрендинг кафе, выход новый уровень обслуживания и увеличение количества посетителей. О секретах ведения семейного дела, правилах и особенностях ресторанного бизнеса рассказал генеральный директор кафе "Сказка" Михаил Шарипов.

- Михаил, расскажите, как начинался семейный бизнес.

- Начинал бизнес мой отец. У истоков создания кафе "Сказка" он стоял вместе с директором Дома татарской кулинарии. В 1970 году, когда состоялось открытие, "Сказка" стала первым детским кафе всесоюзного значения. После уже в других городах стали открываться подобные заведения. Мы стали примером для всех.

Мама присоединилась к отцу в 1973 году. Сначала она работала администратором, затем директором, сейчас она является одним из собственников бизнеса. В 80-х годах кафе имело грандиозный успех.

Я в "Сказке" с 2001 года. Сначала работал в снабжении. Затем уехал в Америку, где работал поваром, получал опыт. Там я увидел, что такое настоящий бизнес. Вернувшись в 2005 году, я в течение года работал в "Сказке" поваром, потом официантом, администратором. Понял, для того, чтобы что-то познать, нужно пройти путь с самого начала. Тяжело быть руководителем и говорить повару, что и как нужно делать, если ты сам никогда не был на его месте. Если же у тебя есть опыт, то ты знаешь, что можешь требовать от своих работников.

На данный момент в бизнесе задействованы все члены семьи. Мама и папа, являясь собственниками, занимаются решением стратегических, глобальных вопросов. Мы с братом взяли на себя обязанности оперативного решения "текучки".

- Интересно узнать, каковы были первоначальные инвестиции в кафе "Сказка"?

- Это было очень давно, я не могу назвать сумму. Реинвестирование было в 2005 году. Вложили порядка 800 тысяч рублей в новую компьютерную систему. И 400 тысяч рублей в приобретение оборудования.

- Каков срок окупаемости в вашем секторе бизнеса?

- В России, по сравнению с развитыми странами, конкуренция в ресторанном бизнесе более слабая. Прибыль от заведений в несколько раз выше, чем в Европе или в США. У нас срок окупаемости для проекта средней руки около года. Для того, чтобы дорогому проекту выйти на самоокупаемость, понадобится год или два. Если за это время ресторан не вышел на прибыль, то, скорее всего, проект не удался и его надо закрывать.

- Какие были сложности в самом начале?

- "Сказку" начинал не я, но мы вместе открыли еще один успешный проект - это бар "Cuba Libre". Сложностей было очень много, главным образом, связанных с бюрократизмом и рисками. Немало проблем возникает при заказе оборудования. Обещают доставить его через месяц, а привозят через три. Бороться с этим бесполезно, потому что поставщики избалованы большим количеством заказов.

- Какие сложности существуют в вашем бизнесе на данном этапе?

- Мы каждый день решаем какие-то задачи. Поэтому для меня сложностей нет, есть задачи. Сейчас, например, нам необходимо провести ребрендинг. На данный момент уровень "Сказки" нас не устраивает. Хотим большего.

- Расскажите о нюансах в вашем секторе рынка?

- Ресторанный бизнес очень интересен. В нем есть все: торговля, производство. И бизнес этот очень рискованный. Иногда, чтобы выделиться, нужно идти против логики, следовать интуиции.

- Возникают ли разногласия между членами семьи по поводу ведения бизнеса?

- Споры бывают. У нас с братом и у родителей совершенно разные взгляды на какие-то вещи. И во время обсуждения мы понимаем, что проблема "отцов и детей" существует. Например, мы по-разному относимся к рискам. Если мы с братом действуем импульсивно, то родители советуют все обдумать и просчитать. С одной стороны, их опыт помогает, но иногда излишняя нерешительность только мешает. Поэтому истина в сплаве житейского опыта и энтузиазма молодости.

- Каков ваш семейный девиз?

- Взаимоуважение. При любых разногласиях мы помним, с чего начиналось дело, благодаря кому оно сейчас существует, и чтим тех людей, с которыми работаем.

- Назовите принципы, которые вы никогда не нарушите.

- Это честность, порядочность. Трудолюбие, причем не только с точки зрения того, сколько времени ты уделяешь работе, но и с точки зрения эффективности.

- Как собираетесь развивать бизнес в дальнейшем?

- В планах на ближайшее будущее, как я уже говорил, провести ребрендинг "Сказки", сделать хорошее семейное кафе. Проект очень интересный, поэтому хочется быстрее приступить к действиям. Сейчас идет стадия проработки, оценки рисков.

- Как поступите с кредитом на 10 миллионов рублей, если выиграете в конкурсе "Лучший семейный бизнес"?

- Очень хорошо, что проводятся такие конкурсы. Долгое время малому бизнесу уделялось слишком мало внимания. А сейчас существуют подобные проекты, которые нам в помощь, и это радует. Если выиграем, то вложим деньги в бизнес. Может быть, будем расширяться. Следовательно, увеличится количество рабочих мест. Если будет больше успешных проектов, будет больше людей, которые зарабатывают хорошие деньги.

Лейсан Сеидова, "где Деньги", 20.10.2008