Потребность в высококвалифицированных тренерах по спортивной и художественной гимнастике будет всегда, и сейчас уже наблюдается некая конкуренция среди выпускников вуза Потребность в высококвалифицированных тренерах по спортивной и художественной гимнастике будет всегда, и сейчас уже наблюдается некая конкуренция среди выпускников вуза

ДВЕ СХЕМЫ

Суббота. Полдень. В центре гимнастики вовсю идут занятия. Тренер, мужчина лет 30, невысокий и с мощным торсом, по очереди поднимает детей, чтобы те смогли зацепиться за перекладину и повиснуть на ней.

Любовь Ботова, завкафедрой теории и методики гимнастики в академии, наблюдает за тренировкой и объясняет, каков нелегкий труд тренера. «В гимнастике на этапе спортивной специализации за один-два часа ты ничего не сделаешь. Тренировка длится как минимум три-четыре часа. Только так можно обойти несколько снарядов, — говорит она, указывая на всевозможные коврики, перекладины и дорожки, который расположены в зале. — И чтобы ребенок усвоил упражнение, его приходится вот так поднимать, проводить и двигать».

Представим ситуацию: нам нужно научить детей сальто. Как лучше всего это сделать? Самый простой и абсолютно непрофессиональный вариант — сказать: «Сделайте сальто». Чуть посложнее — самому выполнить элемент и дать повторить. И в том, и в другом случае у детей как-нибудь да получится при начальном уровне подготовки. Но ключевое здесь «как-нибудь». В худшем случае могут быть травмы. Ребята могут увидеть движение, представить его, но не осознать. Их мозг не в состоянии настроить мышцы на правильное вращение, постановку ног и приземление. Поэтому тренер должен потратить много времени на подводящие упражнения и в конечном счете – брать каждого на руки, страховать, прокручивать самому и таким образом давать правильный двигательный опыт.

Допустим, в группе 10 детей. Больше один тренер проконтролировать не в состоянии. Им по 7 лет. Вес каждого — около 20 килограммов. Как минимум они выполняют пять подходов. Можете подсчитать, какой общий вес перенесет на себе тренер. И это только один из четырех снарядов у девочек и один из шести у мальчиков. Без этой — в прямом и переносном смысле — нагрузки обойтись невозможно. Любовь Николаевна, как ее называют проходящие мимо тренеры, готова объяснить почему. Она рисует две схемы. Первая представляет собой две параллельные линии. Это гимнаст, которому заложили правильный технический фундамент и дали возможность двигаться по прямой.

Вторая — две линии, которые берут начало там же, где первые, но уходят в левую и правую стороны. Это гимнаст, у которого на первом уровне были допущены технические погрешности. С переходом на вторую ступень они стали еще ощутимее. И еще. И еще. Так, выполненное «как-нибудь» сальто в один оборот сказалось и на двух оборотах, и на трех и в конечном счете сбило спортсмена с курса на медали. Минусов за техническое исполнение все больше, травматизм выше, возможности добавить поворот вокруг продольной оси нет.

Если раньше «час-пик» для детей наблюдался после шести (родители, закончив работу, забирали детей и везли их на тренировку), то теперь — уже после четырёх Если раньше «час-пик» для детей наблюдался после шести (родители, закончив работу, забирали детей и везли их на тренировку), то теперь — уже после четырех

Одна из приоритетных задача Поволжской академии — не допустить второго варианта за счет подготовки действующих и будущих тренеров. Почти все специалисты, которые работают в центре гимнастики, так или иначе связаны с Академией. Они либо учатся, либо уже выпустились, либо проходят курсы повышения квалификации на базе учебного заведения. Также Академия помогает учебно-научным центром: любой ребенок может пройти обследование и получить подробную информацию о своём состоянии.

«Я часто повторяю, что науки не может быть без практики, а практики — без науки, — говорит Ботова. — Наши студенты могут реализовать себя не только как спортсмены, но и как тренеры. Они видят, как строят процесс действующие специалисты, и параллельно получают образование. Это очень ценно для ребят».

Потребность в высококвалифицированных тренерах по спортивной и художественной гимнастике будет всегда, и сейчас уже наблюдается некая конкуренция среди выпускников вуза. В Казани столько желающих заниматься, что им попросту не хватает, казалось бы, огромных площадей центра гимнастики — объекта, который построили накануне Универсиады-2013. Если раньше «час-пик» для детей наблюдался после шести (родители, закончив работу, забирали детей и везли их на тренировку), то теперь — уже после четырех. Дальше двигать уже некуда, поэтому с недавнего времени некоторые тренировки стали проводить и ранним утром.

Чаще всего родители выбирают эту секцию, как говорит Ботова, потому что «хотят, чтобы их девочка была красивой» Чаще всего родители выбирают эту секцию, как говорит Ботова, потому что «хотят, чтобы их девочка была красивой»

«РЕБЕНОК МАЛЕНЬКИЙ, А ЗАЛ БОЛЬШОЙ»

В 2018 году в центре гимнастики, по данным Поволжской академии, занимались 1863 детей. Это представители СДЮСШОР «Приволжанка», ДЮСШ по спортивной гимнастике и акробатике и коммерческой школы олимпийской чемпионки Юлии Барсуковой. Некоторая часть детей периодически занимается на Центральном стадионе, но там нет всех необходимых дополнительных снарядов.

Помимо этого, в центре тренировались 700 студентов. У 163 из них гимнастика — профильный вид, у всех остальных — обязательная часть занятий по физкультуре. Как правило, они занимают утреннее и дневное время, наименее востребованное. Самые вакантные слоты — у детей дошкольного и школьного возраста, которые в нынешних условиях вынуждены проходить конкурс даже на коммерцию. Говоря о причинах такой массовости, Ботова отметила, что гимнастикой в Татарстане занимались всегда. Казанская ДЮСШ, ныне спортивная школа «Перва», была основана еще в довоенные годы. А сейчас в республике восемь школ в пяти городах. Для сравнения: в Самарской области школ всего три, в Пензенской — две.

«Гимнастику в Татарстане любят», — резюмирует Любовь Николаевна. Сама она выпускница челнинской школы. Когда Ботова была действующей спортсменкой, сборная Челнов по спортивной гимнастике практически в полном составе становилась сборной Татарстана и участвовала во всероссийских соревнованиях, выигрывала медали. Большая заслуга в этом, как считает Ботова, тренера Андрея Копылова. Он своим примером показал, что хороший тренер всегда сможет вырастить хороших спортсменов, даже если ему не хватает снарядов, средств, связей.

«Раньше много людей работало ради идеи», — с небольшой ноткой ностальгии говорит Ботова. Гимнастика, по ее мнению, в основном всегда была бюджетной — спортивная почти на 100%, художественная уже поменьше. Сейчас в обоих видах увеличивается платный сектор. С одной стороны, это, возможно, один из этапов развития. Только так можно подобраться к американской модели, где на деньги от начинающих гимнастов содержатся те, кто участвуют на крупных стартах. С другой стороны, есть негативные моменты. Родители переводят спорт в сферу услуг и обращаются с вопросом «Почему у моего ребёнка нет медалей?» уже на первый год тренировок. Они сделали капиталовложение и ожидают результата, забыв, что у этого спорта много плюсов и без привязки к результату.

Если говорить о художественной гимнастике, это умение правильно подавать себя и красиво держаться на людях. Чаще всего родители выбирают эту секцию, как говорит Ботова, потому что «хотят, чтобы их девочка была красивой». Они смотрят соревнования, видят красивый образ, красивые купальники, элементы и хотят вложить все это в своего ребёнка.

Спортивная, в свою очередь, развивает физические качества и среди прочего формирует правильную осанку. Неслучайно много титулованных спортсменов — например Елена Исинбаева — начинали именно в спортивной гимнастике, а у всероссийской федерации выбран девиз «Начни с нами и стань кем захочешь». «Можно сказать, это способ ориентации в разные виды спорта, — отметила Ботова. — Родители ведут детей не столько на саму гимнастику, сколько для первоначального развития». Поэтому с недавнего времени в Казани, да и во всей России, есть курс «Развивающая гимнастика». Она для детей с трех до пяти лет. Тренировки длятся всего час и носят общий характер. Затем детей, если они хотят остаться, уже распределяют между спортивной и художественной.

«Стереотип, что гимнастика травматичный вид спорта, не всегда верен» «Стереотип, что гимнастика — травматичный вид спорта, не всегда верен»

Если ребенок коренастый, крепкий, жилистый, его наверняка отправят в спортивную гимнастику. Если у него, по словам Ботовой, «длинный и тонкий костяк», а также высокая подвижность, ему место в художественной. Но иногда первое впечатление обманчиво. Дети, которые подходят по всем параметрам, могут не оправдать ожиданий, а те, на кого сначала не рассчитывали, наоборот, показать высокий результат. Все зависит, уверена Ботова, от «огня в глазах».

«Как можно этот огонь зажечь? Все очень просто, — говорит она. — Ребенок маленький, а зал большой. Маты, коврики, мостики, кони, снаряды, поролоновые ямы и батуты. Все разноцветное. Все можно потрогать и пощупать. Все интересно. Чтобы сохранить это ощущение, детей на первых этапах сильно не нагружают. Если сразу же начать тянуть до безобразия, само собой, ребенок скажет «Ну вашу гимнастику! Я лучше мяч погоняю!»

Но важно помнить, что рано или поздно этот ознакомительный этап закончится. Гимнастика, что спортивная, что художественная, — это трудно. Это часы работы в зале. Это усиленная и временами жесткая конкуренция. Без серьезной работы и требовательности к себе здесь ничего не достичь. При этом стереотип, что гимнастика — травматичный вид спорта, не всегда верен. «Травмы у нас, конечно, бывают, от этого никто не застрахован, но если ты правильном строишь тренировочный процесс, подводишь спортсмена к сложным элементам через систему подводящих упражнений, учитываешь биомеханические основы техники, уделяешь внимание восстановлению, то травмы можно максимально минимизировать», — уверяет Любовь Николаевна.

Перед самыми стойкими открываются две перспективы: либо пробиться на уровень сборной России, либо подготовиться к тренерской работе Перед самыми стойкими открываются две перспективы: либо пробиться на уровень сборной России, либо подготовиться к тренерской работе

БУДУТ ЛИ МЕДАЛИ?

У гимнастов три критических периода. Часть спортсменов с ними справляются, часть отсеиваются.

Первый — поступление в школу. «Дети более-менее понимают свою спортивную ориентацию и могут поменять вид», — объясняет Ботова.

Второй — переход из начальной школы в среднюю. Тогда гимнасты приближаются к первому взрослому разряду и начинают работать по полной. В спортивной гимнастике, к примеру, в этом возрасте начинают разучивать элементы произвольной программы большой гимнастики. Также наблюдаются первые перемены в характере. Спортивные гимнасты мыслят в парадигме выполненных элементов: умеешь делать сложный элемент — молодец, не умеешь — не молодец (особенно проявляется у мальчиков). Гимнастки-художницы учатся компенсировать недостатки образом, хореографией, настроем, быть молодцом, даже когда это не совсем так.

Третий период — седьмой-восьмой класс. Период пубертата (полового созревания) тяжел тем, что у детей могут сильно меняться вес и рост. В гимнастике любой лишний сантиметр или килограмм приводит к смене рычагов и центра тяжести. Приходится выбирать другую систему подготовки.

Все этапы проходят, само собой, немногие. «Если к девятому классу в группе останутся два-три человека, это героический поступок», — говорит Ботова.

Перед самыми стойкими открываются две перспективы: либо пробиться на уровень сборной России, либо подготовиться к тренерской работе. И в том, и в другом случае им открыты двери Поволжской академии, которая собирает у себя лучших гимнастов не только в Татарстане, но и в других регионах. Так, в следующем году есть желание поступить в академию у двух гимнастов, которые претендуют на попадание во взрослую сборную России. У действующих студентов Максима Синичкина и Александра Чичерова есть шансы, пускай и не стопроцентные, на участие в Олимпиаде-2020 в Токио.

«Сейчас в республике очень хороший мужской состав гимнастов, причем на всех уровнях: юношеском, юниорском, молодежном и основном. Мужская гимнастика, можно сказать, на подъеме в Казани, Зеленодольске и Нижнекамске. Представители республики есть во всех составах сборной команды России, — комментирует Ботова. — Девочек пока немного, хотя юные звездочки тоже есть в Казани, Набережных Челнах и Зеленодольске. Главное — их сохранить. Уже сейчас наши дети выступают в юниорской сборной России».

Скоро ли будет результат и появятся медали? Ближайшая надежда — это, конечно, гимнасты. Но им может помешать невероятно плотная конкуренция в сборной. Последний чемпионат мира показал, что российская команда занимает лидирующие позиции. В командном первенстве наши уступили на ничтожные 0,05 балла сборной Китая, а в абсолютном первенстве Артур Далалоян выиграл золотую медаль. В последний раз россияне выигрывали на турнире 19 лет назад. При такой конкуренции татарстанцы Синичкин и Чичеров борются за попадание в олимпийскую сборную 2020 года. «Очень бы хотелось, чтобы в ближайшие два года у них и их тренеров все получилось», – говорит Ботова.

Занятия в центре закончились. Группа детей идет по коридору навстречу родителям. Один мальчик буквально на шажок выбился из общего строя. «Где твоя пара?!» — строгим, но добрым голосом сказал тренер, студентка академии. Мальчик, как показалось, испугался, немедленно нашел себе пару, вернулся в строй и улыбнулся в ответ на улыбку тренера. «Дисциплина, — прокомментировала сцену Любовь Николаевна. — Без нее в нашем деле не добиться успеха».