«Новохатка» - так неформально называют «Школу бортпроводников», которую основала в 1995 году бывшая стюардесса Вера Новохатская. В честь дня гражданской авиации, который отмечается сегодня, «БИЗНЕС Online» рассказывает фотоисторию о том, чему там учат и кто туда идет, повинуясь мечте и сбегая от «дня сурка» на обычной работе.
Отработав три года директором магазина по продаже косметики и бытовой химии, Диана Абдуллаева решила стать стюардессой. «На предыдущей работе – день сурка, никаких эмоций и развития», – объясняет она выбор новой профессии.
Диана учится в казанском филиале частного учреждения дополнительного профессионального образования «Школа бортпроводников» (Москва), которое в 1995 году основала бывшая стюардесса Вера Новохатская. Выпускники так и говорят: «Окончил „новохатку“».
К обучению допускается только тот, кто прошел специальную медицинскую комиссию. Говорят, что она «придирчивее» той, что проходят будущие сотрудники полиции, ведь, как говорят профессионалы, особый режим дня у бортпроводников нередко приводит к проблемам со сном, а перепады давления в полете могут повлиять, к примеру, на слух. Пройти обследование стоит 10 тыс. рублей, а само трехмесячное обучение обойдется в 65 тысяч.
Особые требования – к внешнему виду: у стюардессы должна быть точеная фигура и в целом приятные внешние данные, рост – не менее 160 сантиметров. Возраст – от 18 до 30, максимум до 35 лет. «Но бывают и исключения, – рассказывает специалист по работе с клиентами Марина Одинцова. – У нас проходила обучение 42-летняя женщина с прекрасными внешними данными. Она устроилась в авиакомпанию Utair. Очень быстро „доросла“ до старшего бортпроводника, а потом стала инструктором. Другой пример: на свой страх и риск отучилась девушка, рост которой был всего 153 сантиметра, но настолько обаятельная, что на собеседовании в авиакомпании на это даже не обратили внимания».
Требованиями к внешности дело, конечно, не ограничивается. «У меня два высших образования: окончила экономический факультет КФУ, а в КАИ получила специальность переводчика в сфере профессиональных коммуникаций, – говорит Алсу Равилова. – Стюардессой хотела стать давно, но родители были против: для них это несерьезная профессия, все равно что модель, постоянного места жительства нет... Но я смогла их убедить в обратном. После обучения буду устраиваться в чартерную авиакомпанию».
Одна из претензий родителей Алсу звучала так: как создавать семью при плотном графике полетов? Но стюардессы нередко удачно выходит замуж. Известно, что у некоторых крупных бизнесменов, политиков и чиновников жены – бывшие бортпроводницы. Например, Роман Абрамович с первой супругой Ириной познакомился именно на борту воздушного судна. Нередко стюардессы выходят замуж и за иностранцев – к примеру, одна бортпроводница из Казани, работавшая в авиакомпании «Татарстан», вышла замуж за очень состоятельного гражданина ОАЭ.
Костюм бортпроводника должен быть чистым, макияж – неброским, маникюр – неярким. Волосы должны быть убраны в тугой «пучок». Из украшений можно носить только обручальное кольцо и серьги-гвоздики. За нарушение этих правил могут и с рейса снять. Пока что ученики могут себе позволить вольности, но в работе это недопустимо.
Еще недавно считалось, что профессия бортпроводника – женская. Но сегодня в ней все больше мужчин.
«По образованию я инженер-электронщик, окончил Энергоуниверситет, – рассказывает Марат Салихов. – Последние пять лет работал радиоведущим, но решил изменить жизнь и стать бортпроводником. Может быть, потому, что в детстве жил недалеко от аэропорта и любовался взлетами и посадками самолетов?.. Мне нравятся путешествия: я уже побывал в 10 странах, мечтаю попасть в Австралию».
Практику на тренажерах будущие бортпроводники проходят в учебном центре в Москве.
В бассейне проходит подготовка к действиям в аварийной ситуации на воде.
Бортпроводник должен уметь потушить пожар.
Бортпроводник должен уметь оказать первую медицинскую помощь и принять роды.
Обучают и правилам сервировки. Питанию на борту уделяют особое внимание. Нередко авиакомпании при разработке меню приглашают известных шеф-поваров. Процесс приготовления пищи и доставки ее на борт должен уложиться в два часа.
Зарплата начинающего бортпроводника – 60 тыс. рублей в месяц. Если повезет и вчерашний ученик устроится на работу в чартерную авиакомпанию, то может получать сразу 80–100 тысяч. А, к примеру, в авиакомпании Emirates бортпроводники получают на старте $1,5–2 тыс., в Дубае им оплачивается жилье и корпоративный транспорт.
На международных рейсах предусмотрен двухдневный отдых в стране прибытия. Если это чартер, то обратный рейс может быть и через неделю. Авиакомпания размещает экипаж в гостинице с уровнем обслуживания «все включено», при этом время ожидания не влияет на размер зарплаты.
Бортпроводница выходит на пенсию в 45 лет при условии, что «отлетала» 7,5 года, бортпроводник – в 50 лет, после минимального 10-летнего стажа. При этом можно продолжить карьеру старшим бортпроводником или инструктором. Как правило, авиакомпании предлагают бортпроводникам-пенсионерам «земные» вакансии.
Как говорят даже опытные пилоты, летать инстинктивно опасаются почти все. Только одни без труда подавляют в себе это чувство, а другие не могут совладать с ним. Бортпроводник всегда подскажет, как бороться с аэрофобией.
Как победить аэрофобию
Подумаете о приятных впечатлениях, ожидающих вас после полета, – будь то пляж или знакомство с новым городом. Если вас пугают звуки самолета, можно послушать любимую музыку в наушниках.
Поговорите с соседом по креслу, это поможет отвлечься.
Можно скачать приложение SkyGuru, созданное профессиональным пилотом Алексеем Гервашем. В полете оно может работать в авиарежиме. Приложение прогнозирует, распознает и комментирует происходящие в момент полета процессы, непонятные звуки и даже может предсказать турбулентность.
Самый лучший способ перестать бояться летать на самолетах – это летать чаще.
Надо помнить, что статистика по погибшим в авиакатастрофах – приблизительно 300 человек в год. С учетом годового потока в 5 миллиардов пассажиров выходит меньше чем один на 15 миллионов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.