Опрос недели: А вы согласны, что россияне заражены государственным иждивенчеством?
На этой неделе Дмитрий Киселев в интервью Юрию Дудю заявил, что «государственное иждивенчество» — это одна из проблем современной России. Согласны ли вы с этим тезисом? Почему наши сограждане не хотят брать на себя ответственность за собственную жизнь и благополучие? И как можно изменить ситуацию?
Радислав Гандапас бизнес-тренер:— Уровень ответственности, уровень мотивации — это все измеримые параметры, и эти данные можно посмотреть. Действительно, в России есть такая проблема — уровень ответственности за себя у населения очень низкий. Эта привычка, сформированная за долгие годы отсутствия демократии в стране, за годы авторитаризма. Другое дело, что государство должно вводить такую политику, которая бы приводила к приросту этих важнейших для развития экономического, социального, политического параметров. А отказывать гражданам на том основании, что государство не резиновое, на всех денег не напасешься, мне кажется, это не политика вообще и не риторика государственного уровня. Это очень обывательское понимание. Люди, которые в таком ключе мыслят и высказываются, не должны принимать решения государственного уровня, поскольку очевидно, что они не понимают ни сути, ни роли государства в современном обществе.
Фоат Комаров советник генерального директора ОАО «СМП-Нефтегаз»:— А как человек должен взять на себя ответственность, если государство не берет на себя ответственность за человека? Это же должно быть обоюдно. То есть где гарантии государства для своих граждан? Затронута тема пенсий. Как может государство начислять людям пенсию по 11 тысяч рублей? На что человек будет жить? Люди по 40 лет проработали и получают 11–12 тысяч. Я не понимаю таких вещей… Где гарантии обучения? Сегодня поступить в вуз человеку с улицы — я имею в виду на бесплатное отделение — невозможно, все платное. Золотые медалисты не могут поступить на бесплатное. Раньше была профессиональная подготовка, ПТУ, людей обучали рабочим специальностям, а сегодня где это? Где вообще рабочие места? Фабрики, заводы закрываются. Поднимаются вопросы создания рабочих мест — а где они? Села вымирают. Животноводческих комплексов нет, техники нет — чем пахать?
Вывод из этого всего какой? Государство не заботится о своих гражданах. Понимая, что от него ждать нечего, люди крутятся как могут. Они не видят будущего, поэтому живут одним днем. Сбережения были — сгорели, активы — сгорели, акции, облигации... Доллар был 30 рублей, стал 60. Нет веры в государство, нет веры в завтрашний день. Как начать думать о будущем? Сегодня на столе что-то есть — и хорошо. Человек просто не может взять на себя ответственность за свое будущее.
Сергей Марков политолог:— Я не согласен с утверждением, что социальное иждивенчество — одна из наших главных проблем. Вообще Дмитрий Киселев является патриотом России, но, с другой стороны, он во многом выражает классовые интересы новой буржуазии. А этот класс является сторонником такого «социал-дарвинизма», то есть диких форм капитализма, в который оказалось брошено наше население. Поэтому как раз у нас огромный недостаток социальных форм поддержки. У нас человек оказался брошен перед лицом рыночной стихии, а зачастую и криминальной стихии, и несет гипертрофированную ответственность за себя. Социология говорит о том, что наши граждане работают меньше, чем китайцы, японцы и американцы, хотя в Европе у нас продолжительность рабочей недели чуть ли не больше всех.
Но есть и элементы безответственности, конечно. Но связано это скорее с философией «русского авось». А эта философия связана с тем, что у нас слишком мало стабильности и слишком много зависимости не от себя, а от других, от стихии. Инженер строил свою карьеру на заводе в советское время, потом пришел капитализм, завод рухнул. И зачем ему теперь эта карьера? В условиях слишком большой нестабильности и стихийности стратегия долговременного планирования обесценивает сама себя. Поэтому люди достаточно логично и правильно выбирают стратегию выживания в существующих условиях. Сложившуюся ситуацию, без сомнения, нужно менять. Например, создавать базовый доход, давать больше бесплатного образования и здравоохранения. Вот это должно быть главным направлением. И плюс ко всему должна быть социальная учеба. Как в свое время мы всех учили чистить зубы, сейчас нам нужно учиться, как правильно жить в условиях высокой степени неопределенности. Ну, например, вдоль дорог должны стоять билборды, на которых должно быть написано: «Вы должны проверять давление два раза в неделю и уровень сахара в крови — каждые два-три месяца».
Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:— Знаете, люди часто путают характеристику актера с характеристикой персонажа. Например, актера Михаила Ульянова привыкли ассоциировать с маршалом Жуковым, которого он много раз играл, забывая, что это просто актер. Так вот, когда вы говорите про Киселева, надо понимать, что это тоже актер и он каждое воскресенье в 8 часов вечера выходит на экраны играть роль. Роль патриота, америконенавистника, вообще всех. На самом деле он умный, образованный человек, и все, что говорит с экрана, так положено по его роли. Собственно, я комментирую только роль, которую написали для актера Киселева.
По поводу ответственности российского населения. Наши люди — умнейшие в мире. Если зажмуриться и начать загибать пальцы на руках, перечисляя события ХХ века, через которые пришлось пройти нашему народу, — реформы, войны, катаклизмы, уничтожение самих себя, революции, изменение общественных формаций, голод, выживание, — то вы поймете, что ни у одного другого народа такого не было. И нельзя говорить, что люди на себя не надеются. Глупости это!
Знаете, после перестройки Горбачева прошло 34 года, и, казалось бы, еще немного — и мы достигнем земли обетованной. Нет. Потому что те, кто родил нас и воспитывал 40 лет назад, лишь заменили свои должности: раньше они были Первыми секретарями райкома, КПСС, сейчас — председатели «Единой России» и так далее. А воспитание продолжается, люди не вышли из рабства. Люди живут вот в этом ожидании, что государство им что-то даст. Не обеспечит, а хоть что-то даст. А оно все время демонстрирует, что отнимает. Ради чего? Ради обороны, ради порядка, ради строительства, чемпионатов мира и прочего. Оно отбирает, а не дает. Люди с этим смириться не могут. Ждут, когда им что-то дадут. Не все, но многие… Но все равно нет в мире лучшего народа. Никто бы в мире не справился с тем, через что мы прошли.
Рафаэль Хакимов директор института истории им. Марджани АН РТ:— В России так и было — полагались на государство, это создала советская система. И сейчас наши люди не хотят брать на себя ответственность в силу своего советского воспитания. Человек же должен чувствовать ответственность, тогда он берет на себя многие функции. И молодежь, может, поменяет эту ситуацию, но пока у нас вертикаль власти усугубляет это дело.
Нурбек Батулла хореограф, танцовщик, лауреат премии «Золотая маска»:— Государство — это некая организация, структура, которая берет ответственность за людей, которые живут на ее территории. У нас есть огромные природные ресурсы, и теоретически они принадлежат всем и должны более-менее равномерно распределяться. Мне кажется, тогда бы мы могли в финансовом смысле, в смысле бытовых условий, жить лучше. Зачем государство нужно? Чтобы помогать. Наш брат, россиянин, такой немножко инертный, не верит, что может повлиять на текущие события. Так сложилось исторически. И должно пройти какое-то время, должна проводиться работа по освобождению умов, прежде всего чтобы люди поняли — это наше государство. У нас же нет ощущения, что мы сами хозяева. Как будто живем в съемной квартире. А когда ты живешь в съемной квартире или гостинице, то можно и не убираться. У нас такое же ощущение в собственной стране, мне так кажется.
Ситуацию можно изменить, все барьеры и границы в голове, и связаны они с глупостью в первую очередь. Не секрет, что федеральные каналы, массовые СМИ особо не занимаются освобождением умов. Потому что свободный ум никому не нужен, свободными умами труднее манипулировать. Я, например, работаю в театре и считаю, что в театре это [освобождение умов] тоже должно начаться, чтобы следующее поколение выросло более свободным. Для этого нужен свободный театр, где не режиссер навязывает свое мнение, а преподносится некая конструкция, которую осмысляет уже сам зритель в меру своего внутреннего мира, образованности.
Виктор Дьячков генеральный директор АО «АйСиЭл-КПО ВС», руководитель группы компаний ICL:— В целом я не согласен с мнением, что проблемой современной России является государственное иждивенчество. Это явление есть не только в нашем обществе, поэтому не стоит такой вывод распространять на всех вообще. Например, у нас на предприятии работает много молодых людей, которых точно никак нельзя причислить к этой категории. До 90 процентов IТ-специалистов компании ежегодно проходят переобучение и дообучение на нашем предприятии, но их желание саморазвития подталкивает их к тому, чтобы продолжать обучение самостоятельно за свои собственные средства: учить языки, осваивать новые области знаний. Ведь мы работаем в области технологий, где изменения на протяжении последних трех десятилетий происходят в форме взрыва, и для того, чтобы оставаться конкурентоспособными в этой среде, им приходится прилагать усилия для развития. Именно поэтому я могу с полной уверенностью утверждать, что подобные озвученные мнения можно отнести далеко не ко всем нашим согражданам. Другое дело, что есть люди, которые реально нуждаются в социально-государственной поддержке в силу каких-либо обстоятельств жизни. Такие люди есть, но нужно внимательно смотреть, какая категория стала таковой в силу объективных причин.
Мария Арбатова писатель, общественный деятель:— Дмитрий Киселев не является для меня большим авторитетом, но это тот редкий случай, когда я готова с ним согласиться. Действительно, времена социализма развратили людей настолько, что даже решения о своей собственной жизни они не готовы принимать без высшего начальства, находящегося где-то в мифологических столицах. И эта тема постоянных наших дискуссий, потому что постсоветское поколение, к которому я отношусь, безусловно, было кастрировано в смысле инициативы годами сталинских и ленинских репрессий и самим течением социализма, который решал за тебя все, не предлагая никакого диапазона выбора, никакого диапазона самореализации. И в чем-то это поколение старалось и своих детей воспитать такими же. Только внуки являются гражданами мира, которые сами отвечают за свою биографию.
Можно ли изменить создавшуюся ситуацию? Это займет очень много времени. И изменяться она может только с точки зрения каких-то опекающих условий по отношению к малому бизнесу. В голодные 90-е куча моих знакомых училась печь и продавать пирожки, а это были люди с кандидатскими диссертациями. Тогда деньги лежали на земле, достаточно было нагнуться, чтобы их поднять. Повторю, государство должно совершать только некие опекающие манипуляции, потому что когда я сегодня в добром уме и трезвой памяти смотрю на то, что меня окружает в стране, и сравниваю с тем, что было перед 1991 годом… Ведь не было ничего! А за эти годы страна — точнее, ее люди — совершили какой-то фантастический, космический рывок, который гораздо круче полета на Марс и на Луну.
Флун Гумеров председатель ювелирной компании «Алмаз-Холдинг»:— К сожалению, люди, которые стоят сегодня у руля страны, люди, которые, по сути, являются нанятыми населением менеджерами, которым доверили распоряжаться природными ресурсами, принадлежащими всему населению, пытаются убедить всех, что они где-то там находят средства, чтобы помогать гражданам государства. Нет, ребята, это не так. Природные ресурсы, как бы старомодно это ни звучало, — общественное достояние. Эти менеджеры должны распоряжаться ими так, чтобы качество жизни населения становилось лучше, качественнее. А не так, что один-два процента людей живут лучше всех и называют свой народ иждивенцами.
Мурат Сиразин фермер:— Частично с этим согласен, я сам на государство никогда не надеялся, потому что знаю, что оно бандитское, им руководят взяточники, оборотни, которым народ — фермеры и бизнесмены — не нужны, мы только мешаем. Народ надеется на государство, потому что левые взгляды существуют. По Конституции у нас все еще социальное государство, но идет большое расслоение, и поэтому тем, кто сегодня наворовал, занял депутатские кресла, народ не нужен. В любом обществе активных людей, в любой стране не более пяти процентов, а у нас еще меньше.
Равиля Шайдуллина генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо»):— Я все время опираюсь лишь на собственные силы, нельзя ни на кого надеяться, даже на государство. Наш же народ не привык этого делать, потому что раньше государство совершало все за него. Он мог даже не работать, просто приходить на рабочее место, и все равно ему платили зарплату, главное — отработать 8 часов. В советское время нас воспитали по принципу «солдат спит, служба идет».Вышел на работу, тебе дают бесплатно квартиру: народ думал, что так и положено. Сейчас это старое поколение погрязло в алкоголизме. Но подрастает новое, молодое, которое опирается только на себя. Деловая молодежь сейчас не пьет, детей учит в частных школах. Я тоже оплачиваю обучение своих внуков, нанимаю репетиторов. Я даже учу молодежь, которая приходит устраиваться ко мне на работу, объясняю, что их зарплата будет зависеть от их работы. Мышление стало меняться, но для этого должны пройти десятилетия.
Федор Крашенинников политолог:— Я посмотрел интервью — там непонятно. То есть каких-то внятных заявлений со стороны Киселева не было. По сути, он отмазывал свою жену. Довольно неискусно опровергал то, что она написала. Поэтому считать его слова заявлением весьма опрометчиво… Он очень обтекаемо сказал, что речь не шла о пенсии, хотя его супруга писала именно о ней, что люди должны быть более активны и тра-ля-ля... Ну, трудно спорить, что люди должны быть более активны. И тут я в тупике: согласиться с тем, что Киселев отмазывал жену, или не согласен? То, что мужчина должен отмазывать свою женщину, с этим я согласен. А вот то, как он это делал, и с тем, что писала его жена, я не согласен. Она прямо написала про пенсии, а Дудь почему-то не заставил Киселева признать это, и Киселев просто бредил в режиме онлайн, меняя показания.
Ркаил Зайдулла драматург:— В России никогда не было свободы как в западном обществе. Были не граждане, а холопы, ждавшие чего-то от царя-батюшки, который был, в отличие от бояр, хорошим. А советская власть принесла тоталитаризм. Потом есть такое понятие, как «местный менталитет». Вот есть татары из Чувашии, где я родился, и есть татары из Дрожжановского района Татарстана, и вроде мы вышли из одного корня, один язык, мишарский диалект, но менталитет различается. У нас никогда не надеются на государство, а дрожжановцы все ждут, когда кто-то приедет и поможет им, потому что они живут в Татарстане. А татарам из Чувашии никто не помогал, и они привыкли опираться на собственные силы. Ну а изменить положение сможет только построение демократического общества, когда «холопы» начнут ощущать себя.
Фото на анонсе: ИТАР-ТАСС/ Алексей Никольский
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.