Его сборники моментально становятся бестселлерами, а выступления проходят с аншлагами по всей России. Также Цыпкин — идеолог и сопродюсер проекта «БеспринцЫпные чтения», с которым жители Казани смогут познакомиться уже 25 марта. Этим проектом билетный оператор Ticketland.ru открывает сезон творческих вечеров. «БИЗНЕС Online» расспросил писателя о славе после смерти, современной литературе и соцсетях как новых издательствах.
Александр Цыпкин — российский писатель и сооснователь проекта «БеспринцЫпные чтения», один из самых популярных авторов современности
«УВЕРЕН, ЧТО ОДНАЖДЫ МЫ ПРИЕДЕМ С ФЕСТИВАЛЕМ «ОТКРЫТЫЕ БЕСПРИНЦЫПНЫЕ ЧТЕНИЯ» В КАЗАНЬ»
— В своей комедийной притче «Это будет не трудно, это по любви» вы рассказываете о том, к чему приводит жадность, если ее умножить на прелюбодеяние, а также просите мужчин не хвататься за калькуляторы после прочтения этого рассказа, потому что любовь бесценна. А насколько бесценно творчество? Насколько важно, чтобы оно приносило деньги?
— Во-первых, как ответственный мужчина, я не могу себе позволить заниматься с серьезными временными затратами делом, которое мне не приносит деньги. Во-вторых, в моем конкретном случае в литературе для широкого потребителя именно финансовый успех, то есть готовность читателя и зрителя заплатить деньги за книгу или билет, подтверждает то, что уровень моего творчества оправдывает его появление. Иными словами, если никто не будет покупать мои книги, это не значит, что я опередил время и меня не поняли, а значит, что я просто плохо пишу. Еще раз хочу подчеркнуть, что, разумеется, не всегда коммерческий успех или неуспех книги что-то говорит о качестве литературы. Это релевантно в моем случае достаточно легкого чтива с идеями и сюжетами, понятными практически любому человеку.
— «БеспринцЫпные чтения» за несколько лет стали модным интеллектуальным развлечением. Насколько они ориентированы на коммерческий успех?
— «БеспринцЫпные чтения» начинались как творчество и являются для меня творчеством, но деньги для меня — единственный показатель, стоит ли этому творчеству существовать. Тем не менее мне повезло и пока не пришлось ни разу писать то, что мне не нравится, только потому, что это может принести деньги. Именно ради такого, кстати, я не ухожу из других своих видов коммерческой деятельности, чтобы всегда сохранять финансовую независимость.
— Ваши рассказы читают известные актеры: Данила Козловский, Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Ингеборга Дапкунайте, Анна Михалкова и многие другие... А в чьем еще исполнении вы бы хотели услышать свои литературные произведения?
— Мы сейчас активно работаем с иностранными исполнителями. Я надеюсь, это будут актеры такого же уровня, как в России, то есть лучшие из возможных.
— А чем отличаются «Открытые беспринцЫпные чтения»?
— В рамках фестиваля «Открытые беспринцЫпные чтения» мы читаем тексты региональных авторов, а местные актеры читают наших резидентов. Уверен, что когда-то с этим фестивалем мы приедем и в Казань.
— Ваша первая книга выросла из постов на «Фейсбуке», и сейчас у вас более 60 тысяч подписчиков в соцсетях. Можно ли назвать это новой литературной средой?
— Безусловно, это единственная форма, которая сейчас развивается и имеет все шансы серьезно подвинуть СМИ и даже книги. Думаю, не ошибусь, если скажу, что 90 процентов информации, которую читает сейчас человек, — это посты или комментарии в соцсетях. Конкуренция там очень серьезная, потому что если раньше писателями были единицы и для этого требовалось издательство, журнал и еще куча принимающих решения людей, то сегодня любой может стать писателем или автором и получить заслуженное признание в течение дня. А если текст хороший, то он разлетится по всей стране и его прочтут миллионы. Уверен, что через 100 лет нас будут изучать в большей степени по постам в соцсетях.
— Есть ли еще у современной литературы какие-то характерные особенности?
— Я очень далек от любой экспертизы по литературе, но, мне кажется, тенденция такая: классные авторы уходят в сценаристы сериалов. Потому что сегодня сериалы такой драматургии, что им впору конкурировать с большой литературой. Если утрировать, то «Война и мир» — это в определенной степени сериал. Очень возможно, что сегодня Толстой писал бы его для HBO и сидел бы в калифорнийской деревне, а не в Ясной Поляне.
— Вы тоже не только писатель, но и сценарист нескольких короткометражных фильмов. Хотели бы замахнуться на полный метр?
— Замахиваться нужно на человека в драке, а здесь надо просто найти время. У меня полностью написан сценарий полного метра. Надеюсь, скоро он получит творческую реализацию.
«СЛАВУ И ДЕНЬГИ ПОСЛЕ СМЕРТИ Я С РАДОСТЬЮ ПРОМЕНЯЮ НА СЛАВУ И ДЕНЬГИ СЕГОДНЯ»
— Во время чемпионата мира по футболу разгорелся спор: как должны вести себя женщины с иностранными мужчинами — смело и раскрепощенно или должны быть скромными недотрогами. На чьей стороне вы?
— Первое — женщины никому никогда ничего не должны. Выбирая из скромных недотрог, я всегда отдаю предпочтение смелым и раскрепощенным. Более того, у слова «недотрога» есть потенциальный смысл: «женщина, которую так и недотрогали». А мои совсем старшие товарищи женского пола, близкие к пересечению первого столетия, не раз говорили, что если о чем и жалели, то о том, что их «недотрогали». Рекомендации относительно того, кому как себя вести, в основном выдают люди, которые вообще себя никак не ведут, и я искренне сомневаюсь в целесообразности любых их действий. Это дикое ханжество и еще более дикие комплексы неполноценности. Российские женщины — самые лучшие женщины на свете, чего не скажешь о мужчинах, в том числе и обо мне. Поэтому они заслужили право общаться с кем угодно и как угодно.
— Над чем работаете сейчас?
— У меня нет понятия работы над чем-то. Я вообще не считаю свою деятельность работой и никогда в жизни не работал в классическом понимании этого слова, если исходить из того, что работа и раб — однокоренные слова. Я занимался тем, что мне нравится, и в ряде случаев это приносило деньги. Сейчас я заканчиваю новую книгу, пишу ряд сценариев и начинаю еще две книги, которые будут про… нет, не скажу, это секрет.
— Если бы ваше творчество стали изучать в школах, то как бы называлась глава об Александре Цыпкине в учебниках?
— «Начало конца, полное разложение». Если я закончу свою литературную деятельность на этих двух книжках, то, думаю, изучать меня будут только в контексте отражения времени как интересное наблюдение за происходившем в нашей стране. Возможно, будут изучать феномен чтений как таковых и попытки сделать из писателей рок-звезд. Однако задачу я себе такую не ставлю, славу и деньги после смерти я с радостью поменяю на славу и деньги сегодня. Чем, собственно, я и занимаюсь.
Александр Цыпкин — российский писатель и сооснователь проекта «БеспринцЫпные чтения», один из самых популярных авторов современности. Его сборник рассказов «Женщины непреклонного возраста» стал самой продаваемой сатирической книгой в России в 2015 году и вошел в «Итоговый топ книг – 2018». Совокупный тираж двух его книг — «Женщины непреклонного возраста» и «Дом до свиданий» — составил уже более 150 000 экземпляров, они заняли первое место и продолжают оставаться на лидирующих позициях в ряде российских рейтингов. Рассказы писателя переведены на английский, французский, немецкий, латышский и китайский языки. Выступления Цыпкина проходят с аншлагами в «Гоголь-центре», Электротеатре Станиславский, театре «На Страстном», театре им. Комиссаржевской, лондонском театре Королевского географического общества.
Фото: Тимофей Колесников. Фотографии предоставлены проектом «БеспринцЫпные чтения»
Партнерский материал
18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.