"БИЗНЕС ONLINE"  ВЫЯСНИЛа, ЧТО В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН РТ ВЫРАСТУТ. ПРИМЕРНО НА 2,7 - 2,8 РУБЛЕЙ ЗА ЛИТР.

   В пятницу в кабмине  РТ состоялось заседание рабочей группы по мониторингу цен на топливо, которая объединяет республиканских представителей производителей и продавцов топлива. Ее участники обсуждали предложение крупнейших операторов АЗС о повышении цен на ГСМ – они ссылаются на то, что прежние цены на ГСМ больше удерживать невозможно. О сложившейся ситуации на топливном рынке – по своему драматичной - корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал начальник управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов правительства Роберт Гилязиев.

ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП

- Роберт Файзиевич, что сейчас происходит на рынке топлива в Татарстане? В других регионах, к примеру, в Алтайском крае, начался ажиотаж, и хотелось бы понять, стоит ли его опасаться Республике Татарстан?

 -  Это вопрос сегодня волнует всю Россию, в том числе и Татарстан. Те события, которые происходили в ряде регионов, заставили многих задуматься над вопросом, будет ли достаточное количество топлива. Как только я прихожу в кабинет, тут же начинаются звонки по этому поводу. Сегодня машина – не предмет роскоши, а средство передвижения. Многие из нас ездят на работу на своем транспорте, а чтобы добраться до работы, людям нужно  качественное топливо, поэтому этот вопрос волнует многих.  

 -  В чем причина появления очередей на бензоколонках и ввода талонов на бензин в отдельных регионах? Страна недостаточно производит моторного топлива для собственных нужд?

- Россия производит достаточное количество моторных топлив всех марок для обеспечения собственной потребности. Более того, часть топлива идет на экспорт. Этот бензиновый кризис начался после того, как появилось указание приостановить  дальнейшее повышение розничных цен на бензины и дизельное топливо. Появилось указание УФАС контролировать розничные цены. В итоге, рост розничных цен приостановился, но цены у оптовиков продолжали подниматься. В действительности, требовалось в первую очередь обратить внимание на вопросы ценообразования начав его с формирования оптовых цен. Ведь розничные цены являются следствием оптовых цен. После ограничения роста розничных цен, производители решили компенсировать выпадающие доходы за счет экспорта. Теперь правительство уже вынуждено поднять пошлины, чтобы простимулировать реализацию топлива на внутреннем рынке. Посмотрим, найдут ли сейчас бизнесмены другие лазейки или нет. А формирование оптовых цен и их причины остались без внимания.

 - Получается, что страна сейчас на переходном этапе. Осталось подождать, как ограничение экспорта повлияет на внутренний рынок?

- Будем надеяться, что возникшие проблемы разрешатся. Мы ведем наблюдение за рынком и видим, что с мая, как повысили пошлины на топливо, стало выгоднее поставлять на внутренний рынок.

К тому же председатель правительства России заявил, что рассматривается вопрос о снятии запрета на выпуск бензина стандарта евро-2. Это также, на наш взгляд, сыграет свою положительную роль.

Отдельно отмечу, что прокуратуре и ФАС дано указание, следить за состоянием оптовых и розничных цен, следить за тем, почему в том или ином регионе нет топлива.  Т.е. избегать сценариев, когда у предпринимателей топливо есть, но они его не реализуют.

ПРОГНОЗ НА ИЮНЬ

 - То есть вы полагает, что ситуация с дефицитом может носить искусственный характер?

- Не исключаю, что подобное имеет место в некоторых регионах. В нашей республике есть четкое указание-поручение президента руководителям - производителям моторных топлив, субъектам нефтепродуктообеспечения, чтобы таких ситуаций не допускать. Любой регион первым делом должен обеспечить потребление товаров в своем регионе. Мы в Татарстане, например, контролируем объем реализуемой ТАИФ-НК продукции. Они в первую очередь обеспечивают топливом республику, а за пределы реализуют лишь избытки. Неправильно было бы везти в Казань бензин из Москвы, имея у себя его производство. Мы заводы не для этого строим. К тому же это дополнительные транспортные расходы. Думаю, срывов быть не должно.

Если вы хотите спросить о прогнозе цен на июнь, то, скорее всего, литр дизельного топлива должен будет упасть в цене (правда, точную дату вам не назову) - на рубль или два, а вот цены на бензин в случае, если заявленные оптовые цены останутся, наоборот вырастут. И наша задача сделать так, чтобы даже если повышение и будет, то оно происходило соразмерно изменению уровня оптовых цен, а не ради корпоративных интересов.

 А чем вызвано повышение? Ведь, экспорт уменьшили за счет пошлин, и топливо должно прийти на внутренний рынок. Не так ли?

- В Татарстане цены на июнь будут зависеть, прежде всего, от оптовых цен. Мы активно занимаемся еженедельным или ежедневным мониторингом и видим состояние оптовых цен. Так, вот во вторник мы получили отпускные цены на топливо на ТАИФ-НК и уфимских нефтеперерабатывающих предприятиях. Так вот, у уфимской группы НПЗ цены выросли еще в конце месяца. Тогда они составляли 31,8 тысяч рублей за тонну, и на июнь решено оставить на том же уровне. 92-й бензин, если в мае у уфимцев стоил 25,5 тыс. рублей, то в июне они предлагают уже 29 тысяч рублей. ТАИФ-НК в июне на 92-й поднимает цены с 27 тысяч рублей до 29, 9 тысяч рублей за тонну.

Сейчас по всему Приволжскому федеральному округу происходит повышение цен на бензин. Татарстан всегда последним в ПФО идет на повышение. Причем, повышение будет происходить с учетом изменений индекса потребительских цен, стоимости продуктовой корзины, а не просто автоматически распределением  на простых потребителей роста на оптовом рынке. Если учитывать, что цена на тонну моторного топлива в июне выросла на 4 тыс. рублей, то розничные цены должны автоматически вырасти на 2,7 - 2,8 рублей за литр. Думаю, что субъекты нефтепродуктообеспечения также задумаются и не допустят такого роста цен, так как они являются потребителями других товаров. Поэтому задача рабочей группы найти оптимальный уровень повышения цен.

 - А почему в Уфе дешевле?

- Может быть и дешевле, но это топливо надо еще привезти. С учетом транспортных расходов, цены и у ТАИФ, и у уфимской группы предприятий на одинаковом уровне. Доставка топлива с Уфы в Татарстан обходится свыше тысячи рублей транспортных расходов за тонну, а с Нижнекамска – это где-то 400 – 600 рублей. Мы подсчитали полученные данные, и увидели, что в июне рост оптовых цен на бензин составляет около 10 процентов.

Хорошая новость для потребителей топлива - дизельное топливо пошло на снижение. Если в мае цена одной тонны ДТ составляла 23,5-24 тысяч рублей за тонну, то в июне Уфа на заводе предлагает за тонну в 21 тысяч рублей (с перевозкой – 22 тыс. рублей), а ТАИФ – 21, 8 тысяч рублей за тонну.

 - По какой причине дизельное топливо снижается в цене? Его потребление уменьшилось?

- Не совсем. Просто составляющие расходов и затраты изменились. Исходя из того, что оптовые цены растут, в нашу рабочую группу по мониторингу цен обращаются операторы АЗС и говорят, что надо повышать розничные цены. Вот сегодня я получил от всех участников рынка письма о том, что необходимо собрать рабочую группу. Авторы писем просят рассмотреть вопросы состояния оптовых и розничных цен на топливо в республике и рассмотреть возможность их изменения в ту или иную сторону.

Большинство обращений с просьбой повышения розничных цен. Вот, например, ассоциация нефтепродуктообеспечения просит, чтобы 95-й бензин продавался по цене 29 рублей за литр. Сегодня он стоит 26,20 рублей. Автодорстрой просит продавать 92-й бензин по 28 рублей за литр. При том, что он стоит максимально 24,40 рублей.

О снижении цен на дизельное топливо участники рынка пока молчат. Один из участников рынка на наше предложение снизить цены на ДТ написал, что запасов топлива закупленного по майским ценам еще хватит до 15 июня. На фоне всего на прошлой неделе прошло заседание рабочей группы.

 ГЛАВНОЕ – ОПТОВАЯ ЦЕНА

 - Есть ли данные о том, сколько республика потребляет топлива? Может проблема в том, что Татарстан недостаточно обеспечивает себя топливом?

- Цифры такие есть. В 2010 году в Татарстане, по данным министерства энергетики, было потреблено 1 миллион 90 тысяч тонн бензина, а дизельного топлива – 1 миллион 171 тысяч тонн. При этом ТАИФ-НК производит около 1 миллиона тонн 780 тысяч тонн дизельного топлива и 550 тысяч бензина. Т.е. бензина мы производим половину, а выпуск дизельного топлива превышает внутренние потребности.

Недостающий объем бензина закупаются на других заводах. Например, в Перми, Уфе.  Но проблем с поставками не было и не должно быть. Президент Татарстана дал поручение ТАИФ-НК: всю производимую продукцию реализовывать в первую очередь республике. И это поручение выполняется. Проблем не будет, если кто-нибудь искусственным образом не создаст дефицит.

Что касается ценовой политики, то, как выше было сказано, цена зависит от ряда факторов, главный из которых – оптовая цена. Если у оптовиков цена ниже, то и розничная цена будет ниже, если выше, то выше. В Татарстане 50% автозапровочных станций принадлежат малому и среднему бизнесу, а это значит, что цена будет зависеть от желаний бизнесменов.

 - В чем заключается роль вашей рабочей группы?

- Как известно, в рыночной экономике никто не может диктовать цены. Но понимая, насколько стратегическим продуктом является моторное топливо, в 2008 году в Татарстане была создана рабочая группа по мониторингу цен. В состав этой рабочей группы вошли основные субъекты нефтепродуктообеспечения. Это, к примеру, представители Татнефть АЗС Центр, ХК «Татнефтепродукт», «Карсар», «Автодорстрой», ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения, ТАИФ. Также к работе группы привлечены представители госорганов - помощник президента, премьер-министра, заместитель министра энергетики, первый заместитель министра труда и социальной защиты РТ и другие. Наша рабочая группа еженедельно мониторит состояние розничных и оптовых цен в регионе. По каждому виду моторного топлива составляются таблицы. Информацию о ценах мы предоставляем руководству республики. Затем идет обсуждение полученных данных с членами группы.

Все наши решения носят рекомендательный характер, но основную часть наших рекомендаций субъекты нефтепродуктов выполняют, за исключением некоторых небольших АЗС. Правда, в нашей работе не обходится без курьезов. К примеру, к нам в группу обращаются некоторые участники с жалобой на своих коллег по цеху. Они возмущаются, что конкуренты снижают цены и ломают рынок. Вот вам и понимание рыночной экономики…

 Арслан Минвалеев

 P.S. Похоже, сети АЗС не стали дожидаться разрешения сверху: в минувшую субботу на многих заправках цены поползли вверх. Так, на АЗС Татнефтепродукта цена на 92-й бензин с 24 руб. 40 коп. повысилась до 25 руб. 50 коп. – то есть более чем на рубль.