Пирамидки обого, обозначающие незримый Путь в горах Пирамидки Обого, обозначающие незримый Путь в горах Фото: Рустам Курчаков

МЫ СОВСЕМ БЛИЗКО ПОДОШЛИ К НАЧАЛУ НОВОГО ГОДОВОГО ЦИКЛА

Продолжая цикл заметок по сакральной (не в религиозном, а медицинском смысле этого слова) истории алтайского мира, мы совсем близко подошли к началу нового годового цикла — празднику Науруз, который называют самыми разными именами у разных, но родственных народов и, так или иначе, отмечают в календарях разных конфессий. Действующий же Григорианский календарь, как правило, обходит стороной и молчанием узловые точки солнечно-лунного круговорота — у него другие цели и задачи…

В связи с этим нельзя не напомнить правоверным читателям, что до предписанного Всевышним поста, который начинается с новолуния месяца весеннего равноденствия, осталось всего несколько дней (в этом году с 6 марта по 5 апреля). Именно лунный месяц весеннего равноденствия всегда был тем кораническим месяцем Рамадан, согласно которому держал пост Мухаммад-пророк. С превратностями лунного мусульманского календаря заинтересованный читатель мог ознакомиться еще в прошлогодней публикации на эту тему (см. «О лунном календаре и посте в месяц Рамадан» в четырех частях на «БИЗНЕС Online»). У православных же это время Великого поста, который длится 48 дней — с 11 марта по 27 апреля.

Пожелаем всем без различий мира и дружбы (тынычлык-дуслык), доброго здравия (исэнлек-саулык) и истинной пищи (чын аш) в дни очистительного и возвышающего поста.

«КУРЧ JАНГ» — «ОСТРОЕ ВРЕМЯ С НАДЕЖНЫМ ОПЛОТОМ»

Что же касается Билика, то в Алтайской Хронологии, охватывающей эпохи естественной истории от сотворения Земли, содержится и та часть «социальной истории», которая повествует о «кругообороте алтайских племен», начиная с первых веков нашей эры.

Нынешнее время — переходное от Желтой («Сары», по смыслу — тройственная, переменчивая — между добром и злом) эпохи к Белой («Ак» — по смыслу добро, справедливость и гармоничное равенство).

Период советско-сталинской цивилизации получил в этой Хронологии имя «Курч Jанг» («острое время, власть и закон»), а нынешний период не имеет имени государственности, власти и закона и называется «Чоокур» (пестрое время»).

К этому следует добавить, что корень «Курч» в алтайском языке имеет второе значение — окружать, опоясывать, служить в качестве обруча и пояса. От него производны как сакральные понятия («курчаа» — энергетическое облако, окружающее человека, называемое в литературе аурой), так и названия предметов «кур», «курчу» (обруч, пояс), которые употребляются иногда в переносном смысле. Так, например, когда отмечается важное событие «Билкинчик», виновнику торжества как «опорному» в важном деле вручается длинный кусок материи, которым он опоясывается.

Сплоченность и оплот — это характерные понятия именно сталинской эпохи на вершине ее могущества. Вспомним и то, что после победы в Великой Отечественной войне СССР окружил себя опорным поясом стран социалистического содружества. Правда, опоры эти не продержались и полвека.

ЧТО ИМЕЕМ, НЕ ХРАНИМ, А ПОТЕРЯВШИ ПЛАЧЕМ

Теперь по большому счету у страны остался только защитный советский ракетно-ядерный пояс, созданный неимоверными усилиями народа и отборных (через сепаратор «шарашек») научно-технических мозгов.

О сталинско-бериевских «шарашках» — непревзойденных фабриках отечественных инноваций, в том числе из ресурсов промышленного шпионажа, — стоило бы написать или отдельную книгу (а не то, что Солженицын солгал) — о тех, кто понимал толк в научно-техническом творчестве, или учебник — для тех, кто сегодня обучается на венчурных менеджеров. От «инновационных венчуров» давно уже «пучит» «Сколково», «Роснано» и технопарки, но толкового на выходе пока не видно — только забавные игрушки.

(Кстати и к слову, в богатой смыслами тюрко-славянской паре «ТЕЛ-ТОЛК» строго различается Слово и Дело, Смысл и Форма и многое другое, ныне почти потерянное в горячих спорах о «статусе языков». Язык вообще-то свыше дан, а не царями и писаными законами — подумайте: для чего?)

Опорный ракетно-космический пояс страны, как и все советско-сталинское наследство, тоже изрядно потрепался, поэтому его стараются начищать до блеска, как для парада. Временами он напоминает изношенный за время службы армейский ремень с тяжелой бляхой, ремень в руках протрезвевшего дембеля, которым тот отбивается от своры карточных шулеров, обыгравших его подчистую, по дороге домой.

Что же касается «промышленного шпионажа», который нынешние адвокаты «интеллектуальной собственности» часто ставят в вину Советскому Союзу и современному Китаю, то не стоит принимать всерьез лицемерные жалобы западных «партнеров». В исторической ретроспективе это всего лишь возвращение научно-технических долгов от западной периферии — евразийской метрополии мирового хозяйства.

Запад не любит вспоминать, что базовый интеллектуальный ресурс, ставший в средние века основой европейской науки, он бесплатно заимствовал из стран исламского халифата, а ключевые товары получал через торговлю на Великом шелковом пути. И только потом, когда арабский интеллект ослабел, а Китай проиграл Опиумные войны, Запад стал выкачивать с Востока и Юга природные ресурсы, пожираемые стремительно развивающимся научно-технической индустрией. Как видим, Китай упорно и последовательно ведет свой тысячелетний хозяйственный расчет, а в раздробленном исламском мире это не получается, поэтому вместо хозяйственного наступления он может ответить Западу лишь вспышками гнева.

Пора бы уже и тюрко-славянскому миру определиться в этой системе геополитических координат, определиться по-крупному и в масштабе поколений, а не на воробьиный скок. Именно в этом ракурсе приходится еще раз вернуться к проблеме оплота советской империи — какой ценой он был создан и почему не устоял.

«ЭТО — ЖИЗНЬ…»

Дети бывших старшин да майоров
до ледовых широт поднялись,
потому что из тех коридоров
ввысь сподручней им было и вниз.

Владимир Высоцкий. «Баллада о детстве» — варианты

Реальный парадокс сталинского руководства состоит в том, что для строительства нового, социалистического строя ему пришлось использовать, развивать и укреплять старый, по сути и в своей основе — средневековый, имперский госаппарат царской России, сформированный еще западником Петром I.

Чтобы наглядно представить этот разрыв между «логикой задач и логикой обстоятельств» (эти две логики Иосиф Сталин сам хорошо различал и другим не раз указывал), нужно непредвзято оценить историю имперской государственности России за 300 лет…

Впрочем, неполное, но достаточно наглядное представление об этом разрыве можно получить, оглянувшись на «Модель Татарстана» образца 90-х: феодально-номенклатурная политическая система, слегка подкрашенная «гарвардской голубизной», с опорой на профессиональные управленческие кадры старой номенклатурной закалки (от них освободились в конце 90-х – начале 2000-х) — и динамично развивающиеся рыночные структуры и государственно-частные корпорации на «разгосударствленных» советских активах. При этом политика «мягкого» перехода к рынку сохранила на время элементы советских традиций в социальной политике, но отнюдь не тормозила «первоначальное накопление крупного капитала», которое часто шло с опережением по сравнению с другими регионами.

Это противоречие между старым госаппаратом и новыми созидательными задачами  возникает не в рационально мыслящих головах, а в самой жизни, когда приходит время перемен. В результате революций, войн, других катаклизмов, и даже в ходе мирных реформ обычно возникают ситуации, когда в обществе, как говорится, концы с концами не сходятся: старые институты, законы и правила поведения уже подорваны, а то и вовсе разрушены, а для создания новых требуется время, ресурсы, а главное — несуетливая мудрость, которая во власти исключительно редко встречается, во все времена и у всех народов.

Суть в том, что укорененные в самом жизненном строе народа противоречия нельзя разрешить с помощью теоретических концептов, моделей, бумажных стратегий и программ, идеологических конструкций и тому подобной словесной мишуры, которой обычно пользуются рассудочные рационалисты — аналитики и эксперты, обслуживающие власть. Это надо брать на заметку, готовясь к реформам, а не к революциям.

Недаром так часто в 90-е годы неторопливо-мудрый Бабай, собирая свой номенклатурный актив (Госсовет в том числе — только формы поменялись), произносил свою сакраментальную фразу: «Это — жизнь…» — и дальше начинался разбор очередных коллизий в поисках разумных компромиссов.

«Слуга подземного царства Эрлика» «Слуга подземного царства Эрлика» Фото: Рустам Курчаков

ОДИН НА ОДИН С ИМПЕРСКИМ ДРАКОНОМ

С трехглавым драконом имперской бюрократии марксистско-ленинская теория справиться не смогла.

Накануне революции  — в шалаше, в Разливе, под Питером — Ленин написал свою знаменитую книгу «Государство и революция» (издана после Октября в 1918 году). Это освежающий концентрированный взгляд на проблему, который отнюдь не потерял своей актуальности, — скорее она только возросла на нынешнем политическом пустыре.

Теперь это базовый учебник для революционеров и контрреволюционеров всех цветов, кто собирается заняться делом, а не суетой цветных революций. К сожалению, нынешние «троечники», которые не знают первоисточников, а только ловят ухом «дальний звон», уловили из этой ленинской работы только образ «кухарки, управляющей государством», — то есть с точностью наоборот.

Как часто бывает с великими рациональными умами, нарисованный Лениным образ будущего сильно опередил время. Он оказался слишком абстрактным в реалиях молодой Советской Республики. Осознав это, Ленин потом не раз возвращался к ключевой теме, и даже в его политическом завещании есть статья «Как нам реорганизовать Рабкрин», в которой он говорит о необходимости соединить народный и партийный контроль для борьбы с советской бюрократией. Вполне поучительно для оценки пользы от Общественных палат, ОНФ и других современных конструкций…

Так или иначе, но в итоге Сталин остался один на один с трехглавым имперским драконом (почему трехглав, а не имперский орел, надеюсь, прояснится позже).

ОРДЫНСКАЯ ЯСА И СОВРЕМЕННАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Говорят, все познается в сравнении…

Сравнивая Сталина с фигурой собирателя Орды, нельзя не отметить характерные особенности сталинского правления, наложившие отпечаток на созданное под его руководством государство.

В отличие от Чингисхана, собравшего свою команду из закаленных в битвах воинов, Сталин поначалу имел дело с горсткой теоретиков-эмигрантов и инертной  государственной машиной Российской империи с ее бюрократическим аппаратом, стиль и методы работы которого полностью заменить советской власти так и не удалось. Это легко заметить по характерным фигурам сталинских «выдвиженцев»  — Клименту Ворошилову и Семену Буденному.

А в результате долгой борьбы за власть и укрепление новой власти он стал гением (лат. genius — дар свыше, дух, божество, талант, покровитель и т. д.) современной бюрократии и аппаратных интриг, возведенных в ранг искусства управления. Инструменты этого искусства: партаппарат, номенклатура и партийный стиль управления всем и вся — под лозунгом «Народ и партия едины».

Теперь мало кто помнит и понимает, что единство идеологии, а также четкости и слаженности управления в масштабах огромной страны составляли неразрывное целое в созданной Сталиным системе сверхпартийного руководства.

***

Недавно у меня оказался текст монгольского канона Ясы. К сожалению, он неполон и, судя по всему, не избежал искажений, связанных с китайским «редактированием». Просто для наглядности приведу примерно четверть зафиксированных в тексте пунктов. Кто-то, возможно, попробует перевести их на современный лад и порядок.

— Трусу, лгуну, прелюбодею, содомиту, вору, предателю, без различия возраста и знатности — смерть.

— Кто трижды взял товар и трижды обанкротился, после третьего раза — смерть.

— Запрещено требовать от каждого на общее дело более десятой части — вещами, людьми или скотом.

— Приказано равно уважать все религии и ни одной из них не отдавать предпочтения.

— Запрещено шагать через огонь, на котором готовят еду и через блюдо, на котором едят.

— Запрещено различать женский и мужской труд или обязанности женщин и мужчин на войне.

— Приказано в начале каждого года представлять всех взрослых девушек, без различия, на конкурс красоты.

— Все рожденные дети законны — без различия, от жены или от наложницы, — и наследуют отцу.

— Уличенного преступника должен карать каждый, без различия знатности, возраста или чина. Уклонение от наказания приравнивается к соучастию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции