Российско-американское СП «Форд Соллерс Холдинг» в Набережных Челнах ведет спор в арбитраже с ГУ МЧС РФ по РТ. Министерство пытается обязать его содержать подвал административно-бытового корпуса как бомбоубежище. Ford-Sollers возмущен новостями: 7 лет назад, покупая участок под стройку, ни о каких оборонных объектах на нем он не знал, а теперь обязан тратить на ненужный ему объект десятки миллионов рублей. Но ГУ МЧС РФ по РТ непреклонно: таков закон. В споре разбирался «БИЗНЕС Online».
ГУ МЧС РФ по РТ пытается обязать Ford-Sollers содержать подвал административно-бытового корпуса как укрытие со статусом объекта гражданской обороны. Проще говоря, как бомбоубежище
«МЫ ХОТЯ БЫ КАКОЙ-ТО КОТЛОВАН МОГЛИ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ…»
Ожесточенный спор развернулся в Арбитражном суде Татарстана между базирующимся в Набережных Челнах российско-американским СП ООО «Форд Соллерс Холдинг» и министерством по чрезвычайным ситуациям Татарстана. Яблоком раздора стало выданное им 24 августа прошлого года ведомством Рафиса Хабибуллина предписание, один из пунктов которого (с ним и не согласна компания) обязывает производителя кроссоверов Ford содержать собственное подвальное помещение как укрытие со статусом объекта гражданской обороны. Проще говоря, как бомбоубежище.
Как уточнили «БИЗНЕС Оnline» в ГУ МЧС РФ по РТ, не устроивший «Форд Соллерс Холдинг» первый пункт предписания звучит так: заключить договор в отношении объекта гражданской обороны и привести его «в состояние готовности к приему укрываемых». Два других пункта, общие для всех организаций, СП уже выполнило (было нужно обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты органов дыхания от химически опасных веществ и заменить морально устаревшие противогазы и те, у которых вышел срок годности).
Как стало известно на судебном заседании 25 февраля, на котором побывал «БИЗНЕС Online», речь идет о подвале под административно-бытовым корпусом предприятия на автосборочном проспекте в Набережных Челнах. По данным ГУ МЧС РФ по РТ (информация взята из паспорта объекта — прим. ред.), общая площадь подвала составляет 785,5 кв. метра. Это убежище третьего класса защиты вместимостью 883 человека, оно было введено в эксплуатацию в 1995 году. Кстати, по некоторым данным, это одно из самых крупных убежищ в Набережных Челнах.
В «Форд Соллерс Холдинг» считают, что ведомство пытается возложить на них обязанности, которые не предусмотрены законом. Как сообщил в суде представитель истца Евгений Моисеев, документы, на которые ссылается ГУ МЧС РФ по РТ — постановление правительства РФ №359 и приказ ГУ МЧС РФ по РТ РФ №583, относятся к тем убежищам, которые до приватизации были сооружены государством. «Предприятия принимают их в безвозмездное пользование и должны содержать. Это как обременение», — пояснил он. Но это не случай Ford-Sollers, так как этот объект недвижимости «не был приватизирован ни в какой своей части». Он рассказал, что административно-бытовой корпус полностью за свой счет построила коммерческая организация — завод микролитражных автомобилей (ЗМА, некогда принадлежавший КАМАЗу). Затем он передал здание компании Sollers. Она в 2011 году и продала административно-бытовой корпус со спорным подвалом «Форд Соллерс Холдинг».
Моисеев рассказал, что проект строения (а он представлен в материалах арбитражного дела) свидетельствует, что на этой площадке, когда она принадлежала КАМАЗу, ничего не возводилось: «Там была гора мусора». «Мы хотя бы какой-то котлован могли приватизировать, но предыдущий собственник ничего от государства не получил», — подчеркнул он.
В свое время ЗМА получил на административно-бытовой корпус свидетельство без всяких обременений. Вот и «Форд Соллерс Холдинг», получая в БТИ паспорт на здание после его покупки, никакой информации об объекте гражданской обороны не увидел.
При этом Моисеев признал, что их подвал представляет собой «усиленное, углубленное помещение», которое может использоваться как убежище. Но, по его мнению, это не накладывает на компанию никаких обязательств. «Я, как гражданин, могу на своем дачном участке построить погреб по проекту убежища гражданской обороны. Хочу — скрываюсь в нем от бомб, хочу — храню капусту. ГУ МЧС РФ по РТ не может указывать, как мне его использовать, даже если в какой-то момент поставит его у себя на учет, — привел он пример. — По крайней мере, в законе такого положения нет».
Представитель «Форд Соллерс Холдинг» отметил, что закон не требует от них содержать у себя объект гражданской обороны. «Он нам не нужен по принципу нашей работы», — сказал Моисеев. Такие убежища создаются на предприятиях химической, радиационной промышленности и категорированных по гражданской обороне. Ни «Форд Соллерс Холдинг», ни предыдущий собственник к ним не относятся. Потребности в убежище для защиты населения по его словам на этой территории тоже нет. Иначе говоря, ГУ МЧС РФ по РТ просто обязано снять его с учета.
СП Ford-Sollers было организовано на паритетных началах Ford и Sollers Вадима Швецова в 2011 году для выпуска в России автомобилей Ford
«ЧЕРЕЗ 7 ЛЕТ ПРИХОДИТ МЧС И ГОВОРИТ, ЧТО У НЕГО ТАМ БАЗА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК»
По словам Моисеева, компания 7 лет эксплуатировали объект по своему усмотрению, в том числе в производственной деятельности, ГУ МЧС РФ по РТ не предъявляло никаких требований. «И вот приходит госорган и говорит, что у него там база подводных лодок», — образно-иронично обрисовал он ситуацию.
«Дождались, когда мы инвестируем деньги, начнем выпускать автомобили. А теперь говорите: „Выметайтесь отсюда“», — возмущался он в зале суда. «Вас просто просят содержать его [подвал] как объект гражданской обороны», — поправил истца представитель ГУ МЧС РФ по РТ Айрат Гизатуллин.
«В том-то и дело. Вы предлагаете нам, собственнику, заключить договор с государством о приеме в безвозмездное пользование имущества, которое и так у нас находится в пользовании. Этот абсурд вас самих не смущает?» — не снижал градус накала тот. Представитель министерства сослался на то, что они выполняют требования постановления правительства. Моисеев вновь напомнил, что они применимы только к приватизированным предприятиям.
— Мы не приватизировались. Вы это признаете? — обратился он с вопросом к представителю ГУ МЧС РФ по РТ.
— Понятное дело, вы не приватизировались, — как-то неуверенно ответил Гизатуллин.
— А завод микролитражных автомобилей приватизировался? — продолжил «допрос» юрист истца.
— Приватизировался, — несколько робко заметил сотрудник ГУ МЧС РФ по РТ.
— Кем? План приватизации, год? — взвился Моисеев.
— Приватизация была уже под конец 1990 года, — выдавил из себя представитель министерства. По его мнению, само это здание строилось в 1988 году «за счет общефинансовых средств». Его оппонент тут же назвал это ложью.
Впрочем, Гизатуллин заявил, что вне зависимости от того, был приватизирован объект гражданской обороны или нет и в чьей собственности сейчас находится — частной, государственной, в оперативном управлении либо хозяйственном ведении, — организация обязана поставить его на учет в ГУ МЧС РФ по РТ, завести паспорт и содержать, заключив договор с минземимущества РТ либо с территориальным управлением Росимущества.
«Это нонсенс. Мы честные инвесторы», — заявил представитель «Форд Соллерс Холдинг». «Мы с правительством Татарстана в присутствии Путина подписывали соглашение о промышленной сборке. Согласовывали наш бизнес-план, который предусматривает выпуск на этих площадях автомобилей. Обязались осуществить инвестиции», — напомнил он о тех событиях. А сейчас, по мнению компании, нарушаются права их акционера как инвестора. «Наше право собственности никто не оспаривал, но последствия такие, как будто мы его уже лишены. Лично мне сложно пояснить акционеру, на каком основании это происходит», — заметил Моисеев.
В убежище можно разместить что угодно. Но при необходимости в заданные сроки может понадобиться перевести это помещение в оборонный режим: освободить его для приема людей
«ФАКТ ТОГО, ЧТО ЭТО ЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ, ОСТАЕТСЯ ФАКТОМ»
По мнению представителя ГУ МЧС РФ по РТ Гизатуллина, факт того, что подвал «Форд Соллерс Холдинг» — это защитное сооружение, остается фактом. Он строился как убежище, в этом же качестве был введен в эксплуатацию — это подтверждается проектом. По его словам, еще прежний собственник определил статус подвала, был разработан его паспорт. «У них [„Соллерс-Набережные Челны“, предыдущий собственник] он тоже был в собственности, но они все, как требуется, оформили и содержали это защитное сооружение», — подчеркнул Гизатуллин. Договор тогда был заключен, но представитель ГУ МЧС РФ по РТ заметил, что надзорные органы ранее почему-то не проверяли этот подвал.
Вот и инвентаризация ГУ МЧС РФ по РТ это обстоятельство подтвердила. «На фотографии явно видно, что там [в подвале] есть дизельная электростанция, фильтрационное оборудование, — заметил представитель министерства. — Там даже табличка есть, где написано, что это убежище».
Впрочем, в «Форд Соллерс Холдинг» не считают это аргументом: собственнику никто не запрещал иметь все это в своем подвале. Судя по всему, ведомство Хабибуллина даже пыталось призвать себе в помощь в этом вопросе руководство города. Так, Гизатуллин сообщил, что в ходе упомянутой инвентаризации до «Форд Соллерс Холдинг» «на уровне исполкома города Набережные Челны доводили, что это защитное сооружение».
По его словам, еще несколькими годами раньше, в 2013-м, когда холдинг хотел провести реконструкцию, до него довели информацию, что она запрещена, потому что это объект гражданской обороны — на этот счет есть и официальное письмо. «Реконструкцию сделаете — все, уже испортите целостность защитного сооружения», — внушал представитель ГУ МЧС РФ по РТ истцу в зале суда. «Мы вправе делать со своим имуществом все, что хотим», — не соглашался тот. «Сначала снимите его с учета», — заметил на это его оппонент.
Моисеев настаивал на том, что ГУ МЧС РФ по РТ вводит суд в заблуждение, говоря, что у «Форд Соллерс Холдинг» на учете якобы стоит объект гражданской обороны. «Обращаем внимание: в паспорте стоит подпись ликвидированной организации „Соллерс-Набережные Челны“. Мы на учет ничего не ставили», — подчеркнул он.
Вот и на вопрос судьи, почему организация, которой с 2013 года известно, что за ней числится объект гражданской обороны, до сих пор не перевела его в статус укрытия, Моисеев ответил, что «это принципиальная ошибка»: у них нет этого объекта гражданской обороны. Что касается постановки подвала на учет «Соллерс-Набережные Челны», Моисеев отнесся к этому скептически. «Это не была даже воля организации, это была воля госоргана, — выразил он свое мнение. И добавил. — То, что вы заставили расписаться предыдущего собственника в своем паспорте, не меняет сути дела. На учет [подвал] поставили вы». Гизатуллин назвал эти предположения полным бредом.
Как выяснилось, у каждой из сторон спора своя версия по поводу того, кто именно это сделал. ГУ МЧС РФ по РТ уверяло, что инициатива о постановке на учет, как и должно, исходила от «Соллерс-Набережные Челны», они просто присвоили помещению учетный номер. В свою очередь, «Форд Соллерс Холдинг» настаивал, что это сделало министерство.
Зато у нового собственника такого паспорта объекта гражданской обороны нет. «Вы даже не обращались к нам с этим требованием», — упрекнул Моисеев представителя ГУ МЧС РФ по РТ. Последний объяснял это тем, что компания держит подвал в собственности, отказываясь признавать его статус убежища. Но вместе с тем был непреклонен: если нет паспорта, статус такого сооружения определяется по проектной документации.
можно перевести и в статус простого укрытия
Гизатуллин объяснил, что, если организации не нужно убежище, она может снять его с учета либо по согласованию с ГУ МЧС РФ по РТ перевести в статус укрытия. А к ним, как он заметил, упрощенные требования. В частности, не нужно закупать фильтрационное оборудование. «Достаточно обеспечивать конструктивную целостность без каких-либо вмешательств в проект. Держать убежище в герметизации, в гидроизоляции, чтобы оно не разрушилось», — говорил представитель ГУ МЧС РФ по РТ. Тогда как в убежище нужно содержать все объекты жизнеобеспечения: и фильтрационное оборудование, и дизельную электростанцию.
Однако представитель холдинга усмотрел в этом подвох. «В том-то и дело, что, когда мы признаем, что у нас на учете стоит объект ГО, вы тогда с нас вообще никогда не слезете. Так и будете [говорить]: „Не даем согласия на перевод, и все“», — заметил Моисеев. Он добавил, что уже интересовался этим вопросом и выяснил, что якобы ГУ МЧС РФ по РТ ни одного объекта в Челнах, даже разрушенного, никуда не переводит.
Судья Лариса Хамидуллина отказала «Форд Соллерс Холдинг» в иске. Будет ли СП обжаловать вердикт первой инстанции, пока неизвестно
«Нет и не было закона, который бы обязывал собственника, который однажды построил объект по проекту гражданской обороны, всю жизнь содержать его именно таким», — подытожил он. При этом отметил, что обязанность по содержанию, которую на них возлагают, составляет «десятки миллионов [рублей]». В прениях представитель «Форд Соллерс Холдинг» просил суд учесть его слова «как собственника, инвестора, производителя». «У нас фактически отбирают помещение без судебного решения, в административном порядке», — подчеркнул он.
Тем не менее судья Лариса Хамидуллина отказала «Форд Соллерс Холдинг» в иске. Будет ли СП обжаловать вердикт первой инстанции, пока неизвестно — его пресс-служба это обстоятельство не прокомментировала, сославшись на то, что еще не получила текст решения. Однако очень похоже на то, что точка в этом деле еще не поставлена. Такое ощущение осталось у корреспондента «БИЗНЕС Online» после присутствия на финальном заседании 25 февраля. Хотя разбирательство длилось с октября, стороны были готовы с горячностью спорить друг с другом едва ли не часами.
В свою очередь, в управлении ГУ МЧС РФ по РТ утверждают, что оспаривание их предписаний в отношении такого рода укрытий носит «единичный характер» — в большинстве случаев организации понимают важность исполнения этих требований.
кто хранит убежища татарстана
Сколько в республике такого рода убежищ? В ГУ МЧС РФ по РТ эти данные «БИЗНЕС Online» не сообщили, отметив, что это информация с грифом секретности. Но рассказали, что в 2010–2018 годах Приволжский федеральный округ среди других субъектов РФ в смотрах-конкурсах убежищ (с 2003 года проводятся и такие!) занимал первые места. В частности, на высоком уровне готовности находятся бомбоубежища в «Татнефти», «Газпром трансгаз Казань», КМПО, Камском автозаводе, ТАНЕКО, Нижнекамской ГЭС, «Нижнекамскнефтехиме» и зеленодольском заводе им. Серго.
К слову, статус убежища действительно обязывает. Источник в «чрезвычайном» ведомстве пояснил, что в такого рода убежище можно разместить что угодно, хоть ресторан. Но нужно иметь в виду, что при необходимости в заданные сроки (как правило, 24 часа) может понадобиться перевести это помещение в оборонный режим: освободить его для приема людей.
И, само собой, все это время нужно следить за его сохранностью как в целом, так и в части отдельных элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, инженерно-технического оборудования.
К осени штат Ford-Sollers в Татарстане расширялся на 800 человек, или 30% (600 из них в «Алабуге»), где была введена вторая смена. Не последнюю роль в этом сыграл контракт с «Почтой России» на свыше 600 Ford Transit
Главное управление ГУ МЧС РФ по РТ наведывается к балансодержателям защитных сооружений с плановыми и внеплановыми проверками. А в прошлом году провело всестороннюю инвентаризацию убежищ — независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности, мест расположения, защитных свойств и времени постройки. Был уточнен имеющийся фонд, его техническое состояние, балансодержатели. Эти данные были направлены в кабмин и ГУ МЧС РФ по РТ. В ГУ МЧС РФ по РТ отмечают, что в настоящее время в целом в России, и в том числе в Татарстане, принимаются меры к готовности использовать такие защитные сооружения «по назначению».
В этом году главное управление ГУ МЧС РФ по РТ планирует перевести в стадию готовности почти 900 убежищ и противорадиационных укрытий, заявил на коллегии по итогам 2018 года его глава Хабибуллин. Как говорится, хочешь мира, готовься к войне, тем более с учетом нынешней сложной геополитической обстановки.
«НОМЕР ТРИ СРЕДИ КОМПАНИЙ РТ ПО РАЗМЕРАМ УБЫТКА»
Отметим, что данный спор происходит на фоне заявлений о возможном закрытии завода в Набережных Челнах. Как рассказывал «БИЗНЕС Online», в конце прошлого года над заводами Ford-Sollers в России, как и в Европе в целом, нависла перспектива закрытия.
В стремлении снизить издержки своего европейского отделения концерн Ford принял решение о кардинальной реорганизации своего бизнеса в Европе. Согласно новой стратегии, во втором квартале этого года может быть принято решение о закрытии заводов СП Ford-Sollers в Набережных Челнах и во Всеволожске Ленинградской области. Заявление было сделано Стивеном Армстронгом — вице-президентом Ford, отвечающего за рынки Европы, Ближнего Востока и Африки. По информации авторитетного издания «Авторевю», европейское отделение Ford, на котором трудоустроены без малого 54 тыс. сотрудников, в прошлом году понесло убытки в сотни миллионов евро, а доля бренда на европейском рынке с 2010 года снизилась на четверть — примерно до 6,5%. В компании прямо указали, что на плачевные финансовые показатели повлияли слабое положение компании на рынках России и Турции наряду с затратами на запуск обновленного Focus.
Напомним, СП Ford-Sollers было организовано на паритетных началах Ford и Sollers Вадима Швецова в 2011 году для выпуска в России автомобилей Ford. Завод СП во Всеволожске мощностью более 160 тыс. автомобилей в год выпускает седаны, хетчбэки и универсалы Ford Focus, седаны Ford Mondeo. Мощность завода в Набережных Челнах — 110 тыс. штук в год, здесь выпускаются компактные кроссоверы Ford Ecosport, а также хетчбэки и седаны Ford Fiesta. В Елабуге производятся кроссоверы Ford Explorer и Kuga, легкие коммерческие автомобили Transit, мощность производства — 85 тыс. машин в год. Также в «Алабуге» производят двигатели объемом 1,6 литра, используемые для производства моделей Fiesta, Focus и EcoSport. В создание производства, запущенного в сентябре 2015 года, было инвестировано $275 миллионов.
Будет ли СП обжаловать вердикт первой инстанции, пока неизвестно — его пресс-служба это обстоятельство не прокомментировала, сославшись на то, что еще не получила текст решения
«Завод Ford-Sollers в Челнах продолжает работу в штатном режиме, с 9 января к своим рабочим местам вернулись около тысячи человек. На предприятии производятся две модели Ford», — докладывала в январе «БИЗНЕС Online» координатор по связям с общественностью компании в Татарстане Индира Салимгараева. Она не подтвердила и не опровергла возможный уход компании, сообщив лишь, что идет стратегический пересмотр планов совместного предприятия Ford-Sollers. Акционеры СП рассматривают несколько вариантов реструктуризации бизнеса.
Отметим, что официальный старт производства в Набережных Челнах был дан 2 декабря 2014 года — премьер-министр РФ Дмитрий Медведев расписался на капоте первого кроссовера Ford EcoSport. На старте мощность производства заявлялась на уровне 115 тыс. автомобилей в год, штатное расписание — 1,2 тыс. человек. Однако 10-тысячный Ford EcoSport вышел с конвейера только в августе 2016 года, то есть более чем через полтора года после начала выпуска. 10-тысячная Fiesta была собрана в апреле 2016-го — почти через год после открытия линии. Автомобили выпускались по технологии полного цикла: сварка, окраска, сборка и контроль качества продукции производились на месте. Вместе с расширением линейки Ford-Sollers планомерно повышал уровень локализации в России — в частности, под Ford EcoSport в номенклатуру местных поставок вошло сразу 30 комплектующих, а в 2015-м в «Алабуге» открыли и фирменный завод двигателей. Отметим, что и производство в ОЭЗ не особенно облегчало состояние Ford в России.
Впоследствии американцы полностью забрали паритетный прежде контроль над финансовыми и производственными мощностями СП. Одновременно было заключено и дополнительное соглашение, определившее (на всякий случай) ценник выхода Sollers из СП — $135 миллионов. В целом верховенство иностранного участника не дало положительного эффекта. По итогам 2015 года чистый убыток СП по РСБУ увеличился аж в пять раз до 16,1 млрд рублей. А простои стали такой же традицией, как и летние корпоративные отпуска. Летом 2017-го управление всем совместным производством американцы передоверили россиянину — вице-президенту и главе производства в «Алабуге» Адилю Ширинову. К осени, спустя полгода после сокращений, штат Ford-Sollers в Татарстане расширялся на 800 человек, или 30% (600 из них в «Алабуге»), где была введена вторая смена. Не последнюю роль в этом сыграл контракт с «Почтой России» на свыше 600 Ford Transit. По итогам года продажи снова выросли, причем наполовину, и не в последнюю очередь за счет экспорта в СНГ (21%) — в Беларусь, Казахстан и Армению. В 2018 году СП даже продолжило технологическое развитие, в том числе на челнинской площадке. Здесь весной стартовало производство обновленного Ford EcoSport. Продажи, правда, снова пошли на убыль: по итогам 9 месяцев в России было реализовано на 7% меньше челнинских EcoSport (3,1 тыс. штук), а спрос на Fiesta упал более чем в два раза до 1183 авто. Цена на кроссовер стартовала от 994 тыс. рублей, а на модели Fiesta — от 848 тысяч.
К слову, ООО «Форд Соллерс Холдинг» — номер три среди компаний РТ по размеру убытка за 2017 год, а если отбросить госкомпании, то Ford и вовсе «чемпион». Его местный производственный актив «ФС Елабуга» вышел на прибыль 603 млн рублей, после убытка 420 млн рублей в 2016 году. А вот сама головная компания, зарегистрированная в Челнах, получила убыток 13,6 млрд рублей. В сумме за 2014–2017 годы «Форд Соллерс Холдинг» аккумулировал чистых убытков на 56,7 млрд рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.