В Казани в рамках VII форума «Время кино» прошел III всероссийский питчинг кинопроектов, в рамках которого сценаристы и продюсеры убеждали строгое жюри, что именно их проект достоин финансирования минкульта РТ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на питчинге и узнала, какие темы интересуют казанских кинематографистов и можно ли убрать баню из фильма про баню.
Альбина Нафигова: «Главный результат питчинга: у режиссера появляется фильм, а у фильма – зритель»
«У ВАС ПОЛУЧАЕТСЯ РОССИЯ БЕЗ ПУТИНА»
«Питчинг» — любимое слово руководителя дирекции «Время кино» Альбины Нафиговой. В письме-приглашении на очередной форум оно прозвучало 12 раз, а на самом питчинге она и сама призналась: «Мы и на совещаниях все время питчингуем!» «Я разделяю вашу иронию насчет внезапной питчингомании в Казани», — говорит она в письме и тут же раскрывает сущность этого понятия: «Питчинг — это зрелищно-индустриальная площадка для презентаций кинопроектов в разной стадии готовности перед экспертами, инвесторами, продюсерами. На питчинге не поют дифирамбы, на это нет времени. Здесь проекты препарируют достаточно жестко и проверяют их на жизнеспособность. У заявителя всего 5 минут, чтобы донести свою идею и, в случае победы, продать ее. Главный результат питчинга: у режиссера появляется фильм, а у фильма — зритель».
Таких кинопроектов на этот раз отобрали 15 штук — полный и короткий метр, документальные ленты, а также проекты work-in-progress, производство которых уже почти закончено. Оценивало их взыскательное жюри — советник министра культуры РФ Андрей Сорокин, исполнительный директор молодежного центра союза кинематографистов России Дмитрий Якунин, ведущий советник отдела стратегического планирования и прогнозирования министерства культуры РТ Лия Гильмутдинова, креативный продюсер СТВ Анна Андрушевич, старший преподаватель кафедры киноискусства и анимации (КазГИК) Светлана Юнусова, генеральный директор «Артхаба» Михаил Волконадский, генеральный директор компании «Шэттерс» Вячеслав Рябков.
Одним из наиболее запомнившихся стал проект фильма «Баня» сценариста Дмитрия Николаева. Правда, вокруг места действия картины возникли вопросы...
Одним из наиболее запомнившихся стал проект фильма «Баня» сценариста Дмитрия Николаева. По сюжету, в бане, «кусочке страны, маленькой части России», где все сословия равны и нет чинов, собираются пожарный, бывший полицейский и действующий полицейский, будущий депутат и отец с сыном. Все они парятся, ссорятся, мирятся, тушат пожар в эстетике 90-х. Сюжетная линия, согласно которой неразбериха происходит из-за того, что главная хранительница бани бабка Зинаида оставляет ее на неопытную Аленку, навела федерального чиновника Сорокина на мысль: «У вас получается: Россия без Путина, взамен себя оставил Дмитрия Анатольевича, но, в принципе, ничего страшного не случилось, правильно я понимаю? Сначала загорелось, а потом ничего, потухло как-то». «Ну…» — неуверенно отреагировал Николаев, возможно, и не закладывавший в свой сценарий подобной символики. В целом Сорокин похвалил задумку, но добавил: «Участвуя в питчинге в Казани и претендуя на небольшую, но субсидию от минкульта Татарстана, было бы странно снимать не на местном материале». Николаев объяснил, что пришел на питчинг потому, что родился в Лениногорске и готов снимать в республике, если найдется подходящая баня, на что Нафигова заверила: локацию ему подберут.
Правда, вокруг места действия картины возникли вопросы — не всем членам жюри понравилось обилие голых мужчин на предварительном постере «Бани». Гильмутдинова предложила и вовсе пересмотреть локацию, на что Николаев справедливо заметил, что если убрать баню из «Бани», то получится другое кино.
Дмитрий Стрижевский представил замысел экранизации романа Шамиля Идиятуллина «Город Брежнев»
МАССОВОЕ УБИЙСТВО ДЕЛЬФИНОВ И ПОБЕГ ИЗ КОЛОНИИ
Следом был представлен замысел экранизации романа Шамиля Идиятуллина «Город Брежнев», который представил режиссер Дмитрий Стрижевский. «БИЗНЕС Online» подробно писал в конце прошлого года о создании фильма, которому для появления на экранах необходимо от 15 млн рублей, не считая расходов на маркетинг и рекламу. Жюри питчинга приняли презентацию Стрижевского прохладно — Андрушевич, которая читала роман, допытывалась, будет ли в фильме так же полно представлен образ Набережных Челнов, а Юнусова не поняла, почему фильм о подростках имеет возрастное ограничение 18+. Стрижевский заметил, что «Город Брежнев» будет скорее интересен не самим современным подросткам, а тем, кто был ими в конце прошлого века, в частности, ему самому.
Резонансную драму «Ярость», охарактеризованную как «мейнстрим со вкусом», предложила на суд жюри Луиза Галеева. По сюжету, девушка-мусульманка Мариам живет в восточной диаспоре и после смерти брата, а затем и отца, берет на себя функции мужчины и главы семьи. Она получает доступ на закрытые мужские собрания, ведет небольшой бизнес, но это не спасает ее от влюбленности, а затем и конфликта с мужчиной — объектом страсти (в сценарии даже есть сцена их борьбы на ринге), из-за чего она покидает диаспору. Кончается все тихой семейной идиллией: объект страсти становится муллой, а бунтарка-мусульманка — его беспрекословной абыстай. «Мы хотим показать, как традиции изживают себя, трансформируются», — говорит Галеева, еще более обостряя противоречие между сюжетом и концовкой своего сценария. Волнение у членов жюри вызвало упоминание сцены массового убийства дельфинов в качестве этапа инициации, но Галеева заверила, что о нем только мельком упомянут по телевизору и ни одно млекопитающее не пострадает.
Проект роуд-муви «Я приду» был обласкан судьями питчинга за прокатный потенциал. Его продюсером выступил Денис Супрунов, а сценаристом — Антон Шутов
Проект роуд-муви «Я приду», представленный следом, был обласкан судьями питчинга за прокатный потенциал. Его продюсером выступил руководитель SMM-компании «ДругМедиа» Денис Супрунов, а сценаристом — старший преподаватель КазГИК Антон Шутов, который успел забрать приз за лучший сценарий в рамках еще одного конкурса это же форума. Кстати, в прошлом году Шутов успел всколыхнуть соцсети другим своим качеством — познаниями в области психологии. Он запустил в «Твиттере» тред фактов о работе психолога и получил обвинения в сексизме из-за заявления, что девушки не смогут на память нарисовать велосипед. Вполне возможно, что идею хайпа ему подсказал сведущий в принципах работы соцсетей коллега Супрунов.
Но вернемся к сути представленного ими фильма. По сюжету, 17-летний подросток успешно совершает побег из колонии для несовершеннолетних, чтобы навестить тяжелобольную бабушку, которая не отвечает на его письма. За ним увивается 12-летний беспризорник, и вместе они переживают путь, полный неприятностей и сложностей. «Одно из самых главных свойств сюжета — высокий уровень сопереживания главному герою. Наш фильм — о дружбе, одиночестве, надежде, границах добра и зла, покаянии, искуплении и прощении и, самое главное, — о душе», — театрально пояснил Шутов под аплодисменты зала. Жюри похвалило Супрунова за классную презентацию и предложило привлечь московских специалистов — режиссеров, операторов, — чтобы проект подошел для федерального проката и федеральных кинофестивалей.
По словам режиссера Алины Галимуллиной, благодаря консультациям специалистов сделала более динамичный сюжет
ЧТО ОБЩЕГО У РЭПЕРА ИЗ ЧИСТОПОЛЯ И СТИХОВ ЭВАКУИРОВАННЫХ ПОЭТОВ
Команда, снявшая успешный зомби-ужастик «Вирион» (почти 1,3 млн просмотров на YouTube), представила новое творение — психологический триллер «Кахексия». По сюжету, группа студентов во главе с преподавателем приезжает якобы проводить эксперимент на тему голода в Поволжье в 1920-х годах, но в итоге голодать им приходится по-настоящему. Команда фильма уже участвовала в питчинге в прошлом году и, по словам режиссера Алины Галимуллиной, благодаря консультациям специалистов сделала более динамичный сюжет.
Документально-игровая лента «Чистопольская тетрадь», название которой, по-видимому, вдохновлено одноименным стихотворным сборником Арсения Тарковского, повествует о духовных исканиях в 1990-е подростка из неблагополучной семьи. Он увлекается рэпом и мечтает о деньгах, пытается получить их насильственным путем, но та самая тетрадь со стихами поэтов, эвакуированных в Чистополь, заставляет его пересмотреть свои взгляды на жизнь. Сорокин отметил, что идея правильная и хорошая и любую истину не вредно повторить.
Казанский режиссер Павел Москвин представил свой новый проект, короткометражку о периоде Великой Отечественной войны «Солдатская шапка», о которой он рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online» на премьере своего дебютного фильма «Пустота». «Это камерная история про двух солдат, один за татарскую идентичность, а другой — за глобализацию, стирание границ национальности, грубо говоря, такой советский человек. И сначала они противостоят друг другу, но в итоге приходят к общему мнению, что в обоих идеологиях есть и плохое, и хорошее. И когда приходят к идеологическому соглашению, то получают возможность вместе спастись. Если „Пустота“ покажется негативной, то там все более позитивно», — говорил тогда Москвин. В целом концепция не изменилась, нашли даже локацию — Марий Эл, богатую брошенными полигонами. В главных ролях Москвин видит актеров Иделя Киямова и Булата Минкина, которого он снимал и в дебютной работе. Как и «Пустота», «Солдатская шапка» будет пронизана излюбленным Москвиным символизмом и множеством знаковых деталей. На них-то и обратило внимание жюри после тизера: нарисованный на компьютере снег признали неубедительным, а пилотку отказались принимать за шапку. Москвин пообещал, что тизер переделает, а этот больше никому не покажет.
Среди других представленных проектов — авантюрная комедия о приключениях русских в Италии, история об эмоциональной эволюции девочки-подростка, атмосферная короткометражка о дебаркадерах, черная комедия о девушке, переживающей в лесу смерть любовника, презентованное под музыку из сериала «Молодой папа» роуд-муви с христианской начинкой (трое героев — Вера, Надежда и мужчина по прозвищу Любовь приносят новорожденному младенцу подарки), а также пронзительная короткометражка о растерянных и озлобленных людях «Разговор», которые находят отдушину в первобытных криках с ветки дерева.
Лучшей короткометражкой была признана «Солдатская шапка», а Павел Москвин, кроме приза в 30 тыс. рублей, получил 500 тыс. рублей на запуск проекта
После питчинга жюри на час удалилось на обсуждения, и вскоре были названы лауреаты денежных и не только призов от минкульта РТ. Лучшей короткометражкой была признана «Солдатская шапка», а Москвин, кроме приза в 30 тыс. рублей, получил 500 тыс. рублей на запуск проекта от молодежного центра союза кинематографистов России в партнерстве с фондом президентских грантов и ассоциацией продюсеров кино и телевидения и юридическую поддержку на 30 тыс. рублей от компании Shatter. Главный приз питчинга ожидаемо унес проект «Я приду», который стал лучшим среди полнометражных, — авторам вручили сертификат на 2 млн рублей от минкульта РТ, а также на скрипт-докторинг (улучшение готового сценария) от российской кинокомпании «СТВ». Лучшей документалкой стала «Чистопольская тетрадь», а «Кахексия» была удостоена звания лучшего проекта work-in-progress.
Между остальными проектами распределили дополнительные призы: бесплатные консультации от Сорокина, участие на питчинге 23 апреля с Константином Хабенским, поддержку в организации съемок, возможность принять участие во всероссийском образовательном форуме «Таврида» и сертификат на техническую поддержку от компании Canon. Остается только дождаться воплощения проектов в жизнь, чтобы понять, способно ли татарстанское кино на что-то большее, чем ярко презентованные красивые идеи.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.