1. Чтобы посмотреть, как и чем сейчас живет татарская национально-культурная автономия, мы отправились в Малый Татарский переулок, 8. Это татарская слобода, где исторически селились татары. До Кремля отсюда рукой подать. «Татары принимали активное участие в жизни столицы во все периоды ее возникновения и развития. А за подвиги татарских полков в войне 1812 года правительство России выделило земельный участок для строительства мечети, которая называется сейчас исторической. Наверное, это тоже послужило одной из причин того, почему именно здесь было построено здание для татарского населения Москвы», — рассказывает директор Татарского культурного центра Анвер Хусаинов. Историческая мечеть рядом — на соседней Большой Татарской улице.

  2. Здание построили в 1913–1914 годах в два этапа по проекту архитектора Владимира Краузе на средства нефтепромышленника и мецената Шамси Асадуллаева (он не был татарином) и пожертвования татарского народа. «Мусульманская община Москвы тогда на 99 процентов состояла из татар. В то время граждане больше делились не по этническому, а по религиозному принципу, поэтому Асадуллаев считал себя частью мусульманской уммы Москвы, которая, естественно, была преимущественно татарской», — объясняет Хусаинов. Так что дом Асадуллаева задумывался и строился как татарский культурный центр и всегда таковым являлся. В разные времена тут располагалась школа, проходили вечера мусульманской молодежи, свои газеты на татарском языке «Слово» («Суз») и «Страна» («Иль») издавал Гаяз Исхаки. Тут же был приют-интернат, детский сад и даже театр рабочей молодежи, а также популярная и богатая библиотека тюркских народов. «Я буду абсолютно прав, если скажу, что дом Асадуллаева — это символ татар Москвы, в некотором смысле татар всей России», — утверждает Хусаинов.

  3. Позднее в редакции татароязычной газеты Метростроя, которая располагалась тут же, несколько лет работал Муса Джалиль. Он преподавал здесь татарский язык и вел литературный кружок. На одном из этажей дома Асадуллаева установлен бюст выдающегося татарского поэта и героя.

     

  4. Заглянем во внутренний двор дома Асадуллаева. Сразу, как входишь в арку, слева тянется забор, который делает внутренний дворик закрытым со всех сторон и который, по словам Хусаинова, соорудили в советское время, тогда как раньше вход был как раз с этой стороны. А за забором сейчас виднеется высокий для данного района жилой дом с зигзагообразным фасадом. Кстати, именно он не раз мелькает в кадрах знаменитой кинокомедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

  5. Сейчас внутренний дворик вымощен брусчаткой — отдали дань нынешней моде в Москве. Когда же здание возвращали татарской общественности Москвы, по словам Хусаинова, было жуткое зрелище. «Двор представлял собой вперемешку гравий, асфальт и голую землю. Мы вычистили все колодцы, они раньше постоянно засорялись, в итоге затапливало двор и все подвалы, в том числе многократно фекалиями», — напоминает директор Татарского культурного центра. К слову, тут же главный вход в здание. По словам Хусаинова, было решено вернуть его на историческое место. Для удобства козырек над входом построили недавно, а вот само крыльцо историческое.

  6. А вот эта инородная пристройка к зданию, как оказалось, шахта лифта — наследие МИДа. Отметим, что во время Великой Отечественной войны в помещении располагался госпиталь. Затем дом Асадуллаева передали Наркомату иностранных дел СССР, который сначала устроил тут общежитие, потом организовал курсы машинисток-стенографисток, затем, наконец, здание преобразовали в колледж МИДа. Тут же была типография внешнеполитического ведомства, и вот ее представители, чтобы не таскать тюки с бумагой, придумали, как их сразу подавать наверх, — пристроили лифтовую шахту. «Это что, было улучшение федеральной собственности? Это уродование памятника истории, архитектуры и культуры!» — возмущен Хусаинов.

  7. Пройдем в еще одну арку и попадем на задний двор дома Асадуллаева. Тут пока что занесенная снегом детская площадка.

    А вот эти окна полуподвального помещения. Нынешний их вид также не понравился истцу. «Там, где окна, были ямы, поэтому подвальное помещение регулярно затапливалось. Мы их вычистили», — утверждает Хусаинов.

  8. Вот такой детский уголок скрывается в этом полуподвальном помещении, в котором еще недавно стояла вода. Теперь тут полноценная игровая зона для малышей от 2,5 до 7 лет, с ними занимается воспитатель, когда родители приходят в дом Асадуллаева.

    «Говорить, что здание было в надлежащем состоянии, а некоторые его портят, — цинизм. Мы стараемся приводить его в порядок, чтобы люди, приходящие сюда, могли потанцевать, попеть и многим другим заняться», — комментирует Хусаинов.

  9. Внутри посетителей встречает огромная архивная фотография дома Асадуллаева, имя архитектора — Владимир Краузе.

  10. Все чугунные лестницы в доме сохранились в первозданном виде. «Сохранение здания — наш принцип», — отмечает директор Татарского культурного центра.

  11. По его словам, двери тоже старались не менять, а реставрировать. Они подлинные, им больше 100 лет, по своему рисунку перекликаются с формой окон.

  12. Ручки на дверях, кстати, тоже с тех самых времен. «К сожалению, у таких вещей, как люстры, выключатели и прочее, не было шанса сохраниться», — добавляет Хусаинов.

  13. Пожалуй, один из главных раритетов дома Асадуллаева — старинное зеркало. «Таких зеркал было четыре: одно такое и три поменьше. По преданию, все зеркала привезены из Парижа на телегах, — рассказывает директор Татарского культурного центра. — Думаю, однозначно они сделаны в Париже по заказу, но привезли их все-таки на поезде, скорее всего». Однако на сегодня сохранилось только один из зеркал, остальные, как утверждает Хусаинов, сгинули в недрах МИДа. «Одно из них мы видели на Стремянном переулке в другом здании МИДа», — добавляет он.

  14. Далее дверь справа ведет в холл, где увековечен исторический момент — публичное возвращение дома Асадуллаева татарам. Это случилось в октябре 2003 года на встрече татарской общественности Москвы с руководством Татарстана и Первопрестольной. «Юрий Лужков тогда сказал: „Моя задача такая: чтобы татары Москвы сказали, что им тут живется лучше, чем в Казани“, — вспоминает Хусаинов. — Надо отдать должное Татарстану: после визита Владимира Путина в республику был подготовлен перечень поручений правительству РФ, где под третьим пунктом значилось возвращение этого дома татарской общественности Москвы».

  15. Тут же на стенах сохранились фрагменты лепнины, которая украшала стены дома. «Нам сейчас ставят в вину, что мы небережно относимся. Мы бережно относимся! А предыдущие пользователи относились небережно: они штукатурили, сбивали лепнину. Поэтому в зданиях в редких местах сохранились подобные вещи», — указывает Хусаинов.

  16. Такое же оформление в главной достопримечательности дома Асадуллаева — актовом зале. Кстати, вот тут за штукатуркой, по словам директора Татарского культурного центра, при реставрации обнаружили написанный арабской графикой на татарском языке пролетарский лозунг. И тут же, вдоль данной стены, в 1940-е годы стояли шведские стенки — Наркомат иностранных дел СССР оборудовал для жильцов общежития, своих сотрудников спортивный зал.

  17. «На наш взгляд, это один из красивейших камерных залов в Москве, — считает Хусаинов. — Обратите внимание, как он преобразился после ремонта». Стоит отметить, что именно тут с 1 по 11 мая 1917 года между двумя революциями прошел первый всероссийский мусульманский съезд. «Было 900 делегатов со всей России, собрались они не где-нибудь, а именно здесь. В повестке дня было 14 вопросов, один из них был посвящен тому, какой быть России: разбиться на отдельные государства или сохраниться. Надо отдать должно нашим предкам, их мудрости, они проголосовали за то, чтобы Россия осталась единым унитарным государством. Таковой была позиция татар во все времена. Это по-настоящему исторический зал в государственном смысле слова», — рассказывает директор Татарского культурного центра, добавляя, что тут побывали практически все выдающиеся татарские деятели послереволюционного периода.

  18. Люстры тоже раритет. На чердаке стоят специальные лебедки, которые поднимают и опускают люстры.

  19. Цветовая гамма зала — это уже творчество нынешних мастеров, которые бережно выделили цветом расписные своды потолка. «Дом намоленный, поэтому для татар Москвы здание имеет сакральное значение. Наверное, это такой же символ для татар всего мира, как мечеть Кул Шариф в Казанском кремле. Точно такое же значение имеет татарский культурный центр для татар Москвы», — утверждает Хусаинов.

  20. По бокам сцены — декоративные балкончики. Причем, как указал директор центра, на один из них был выход, но сейчас его нет. Он, по словам Хусаинова, был заложен еще до передачи здания татарам.

  21. Такой вид на зал открывается с балкона.

  22. За сценой актового зала попадаем в гримерку, из которой можно проследовать на единственный в здании балкон, выходящий на Малый Татарский переулок.

  23. По словам Хусаинова, первое, что начали возрождать после возвращения дома Асадуллаева, — библиотека. Сейчас в фонде около 70 тыс. книг — это литература на русском, татарском, башкирском, английском и других языках.

  24. Сейчас в Татарском культурном центре работают всевозможные кружки, группы, студии, занимаются многочисленные творческие коллективы, в том числе проходят курсы татарского языка, которые преподает Лилиана Сафина — та самая, что ведет на «Эхе Москвы» радиопередачу «Говорим по-татарски». В аудитории есть интерактивная доска, которую приобрели на полученный грант. Также на стенах висит всевозможный дидактический материал.

  25. Творческие коллективы, в том числе танцевальные, занимаются в обустроенных светлых репетиционных залах. Например в таком.

  26. Или таком.

  27. В доме Асадуллаева продолжается ремонт. Так в итоге выглядят уже приведенные в порядок коридоры. Как заверяет Хусаинов, везде подход основательный: не только штукатурят и перекрашивают стены, но и меняют электропроводку, ставят новые окна.

  28. Мы же как раз застали рабочих, которые устанавливали в здании пожарную сигнализацию. К слову, одна из претензий в иске управделами президента РФ касалась как раз этого вопроса.

  29. Наконец, куда же без национальной кухни? Это часть национальной культуры. «Без нее в татарском национальном доме обойтись невозможно», — уверен Хусаинов. Тут посетители могут отведать блюда как татарской кухни, так и европейской.

  30. Этажом выше — небольшой банкетный зал. «Проводим некоторые мероприятия для ветеранов, круглые столы», — уточняет Хусаинов. Лепнина на стенах, нанесенная на ровно оштукатуренные стены, — современное подражание татарской народной росписи.

P. S. Через 10 дней, 26 марта, Арбитражный суд Москвы решит судьбу дома Асадуллаева — здания, где располагается Татарский культурный центр. Мы подробно рассказывали о перипетиях этого дела и претензиях управделами президента, которое требует вернуть здание.