1. В конце этой рабочей недели в музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась уникальная выставка «Великая степь: история и культура», привезенная специально из Казахстана в рамках международного проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира».

  2. Как рассказала министр культуры РТ Ирада Аюпова, первым из татарстанцев, кто познакомился с проектом «Шествие Золотого человека по музеям мира», стал президент РТ Рустам Минниханов. В ходе его последних визитов в Казахстан он «просто загорелся» идеей привезти эту выставку в Казань. На переговоры ушло порядка трех месяцев, и вот результат — выставка приехала в столицу РТ.

  3. При этом изначально Казани в маршруте международного шествия этого «Золотого человека» не было. Выставка стартовала в прошлом году в Москве и уже посетила 6 государств (Россию, Беларусь, Китай, Азербайджан, Польшу и Южную Корею). И как символично, что второй год своего существования наравне с Москвой она открывается именно в столице РТ, откуда экспонаты вновь отправятся в зарубежное турне. Как рассказал и. о. директора Национального музея Казахстана Алмаз Нуразхан, в 2019 году выставка посетит Турцию, Узбекистан, Малайзию, Испанию и Италию. «Начали с Казани, потому что у нашего президента есть особое отношение к этому городу — все-таки тюркоязычный мир…» — отметил директор Нацмузея РК.

  4. Основная цель экспозиции — ознакомление посетителей с богатым историко-культурным наследием Казахстана. Выставка «Великая степь: история и культура» из фондов Национального музея данной страны, как объяснил главный научный сотрудник историко-культурного заповедника «Берел» Зайнолла Самашев, родилась после программной статьи президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи».

  5. «Эта выставка о том, что будущее невозможно без взгляда в прошлое. Эта выставка о том, что, на каком бы пути развития ни находились, мы всегда должны помнить о тех корнях, с которых вырастает будущая поросль. Эта выставка о том, что, каким бы медийным ни был наш мир, какими бы ни были современными технологии, есть артефакты, наше наследие», — отметила Аюпова на официальной церемонии открытия экспозиции.

  6. «У нас общая история. Мы должны друг друга знать», — вторил ей генконсул Казахстана в Казани Еркин Тукумов.

  7. На церемонию открытия выставки специально из Казахстана прилетел казахский инструментальный оркестр, который встретил гостей национальными лейтмотивами.

  8. И вот она — официальная процедура разрезания ленточки, символизирующая старт экспозиции.

  9. Привезенная экспозиция состоит из трех основных частей. На самом входе — первая зона, которая знакомит посетителей с различными регионами Казахстана, их историей и природными особенностями. Помогает в знакомстве с историей интерактивный стол, где можно получить справку о любой интересующей области.

  10. Вторая зона с головой погружает посетителей выставки в этнографию казахов. Слева можно увидеть Алашу — безворсовый постилочный ковер из прошлого века, Сырмак — постилочный ковер из Южного Казахстана середины прошлого века, «Самаурынгуль» — ворсовый ковер оттуда же.

  11. А здесь расположена казахская юрта, в которой наравне с поясами конца XIX века, почти современным кобызом и домброй (национальными струнными музыкальными инструментами) разместили женское седло конца XIX века со стременами, потником и нагрудником. Как рассказали организаторы выставки, в общую концепцию экспозиции уже после ее старта по просьбе казахстанских властей внесли коррективы, добавляя экспонаты, рассказывающие о развитии коневодства Великой степи.

  12. Директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева и Аюпова с большим интересом прогуливались по выставке…

  13. По словам экскурсовода, сопровождавшего в день открытия Валееву и Аюпову, стенды справа второй зоны и по центру можно отнести к этнографии казахов, преимущественно современной.

  14. Там представлены женские украшения: ониржиек (нагрудное), шолпы (для кос), застежки, амулетницы, кольца перстни — все в основном конца XIX века. Стенды с данными экспонатами по центру прохода в основной зал расположились по регионам их обнаружения: Южный, Западный, Северный Казахстан.

  15. Но главным гвоздем всей выставки, давший ей и название, конечно, является «Золотой человек». В центре зала установили витрину с макетом-реконструкцией одного из властителей Великой степи — Иссыкского воина в золотом одеянии. Как рассказал руководитель научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Берик Абдыгалиулы, эту археологическую находку обнаружили в 1969 году в окрестностях Алма-Аты в кургане Иссык. В нетронутом человеком кургане нашли останки сакского царя — «Золотого человека», которого объявили символом Казахстана и «казахским Тутанхамоном». Датируется находка примерно IV–III веками до нашей эры. Предположительно, останки принадлежали молодому человеку правящей династии Кушанской империи.

  16. Разумеется, значительная часть одеяния этого правителя не сохранилась. Реконструкцию составил известный археолог Кемаль Акишев, обнаруживший находку. Сохранились предметы роскошного золотого убранства костюма: различные подвязки, пластины, бляхи и другие элементы декора. Их собрали воедино, сшили на красной кожаной основе и теперь выставляют по всему миру.

  17. Отличительная особенность золотого одеяния правителя, сразу бросающаяся в глаза, — это его головной убор. Его высота составляет около 60–65 см, сам он конусовидного типа. Но, конечно, куда больше размеров и формы убора поражает воображение его украшение. Главную часть всего убранства составляют две длинные золотые пластины в виде птичьих крыльев и пара длинных стреловидных украшений. Тут же можно спереди увидеть золотые протомы крылатых коней с рогами козла, скульптуры птиц на дереве, а также, что наиболее интересно, бляхи в виде барса…

  18. …и головы тигра, которые больше похоже на головы свиней. Все золотые элементы одеяния представляют V–IX век до нашей эры.

  19. «Золотой человек», как установили археологи, был одет в кожаный кафтан красного цвета. Наряд был обшит фигурными треугольными золотыми бляшками. Поверх кафтана — наборный пояс, также украшенный 16 золотыми бляхами-накладками в виде фигур и головы оленя с рогами. И конечно, главный атрибут любого воина — длинный железный меч в красных ножнах с одной стороны, железный кинжал-акинак — с другой. Как отмечал Акишев, такое одеяние сака из кургана Иссык было одеждой для праздничных приемов, массовых собраний или парадных смотров. Для повседневной носки одежда с таким большим количеством золота слишком неудобна.

  20. Значительную часть всей экспозиции в третьей зоне составляют как раз элементы этого богатого убранства костюма «Золотого человека», выставленные по отдельности. Вот, например, те самые протомы крылатых коней с рогами козла из золота.

  21. Или целые ряды треугольных золотых бляшек, составляющих основу оформления одеяния «Золотого человека».

  22. Более мелкие элементы костюма можно рассмотреть внимательно через специальную лупу. Например, вот эта статуэтка архара размером всего 16 на 19 мм — без лупы тут просто не обойтись. Древние казахские мастера были весьма искусны: на статуэтке можно разглядеть хорошо проработанные глаза, уши и даже ноздри архара.

  23. Разумеется, в кургане Иссык нашли не только самый главный экспонат выставки — «Золотого человека», здесь были и многие другие предметы, раскрывающие быт и культуру древних жителей территории Казахстана. Один из таких важных с исторической точки зрения предметов — это малая серебряная чаша V–IV веков до нашей эры. Ее уникальность в том, что на ней высечена надпись, выполненная руническим письмом, а это — ни много ни мало — один из древнейших памятников письменности, найденных на территории Казахстана, свидетельство высокого уровня образованности предков современных казахов. Правда, эти рунические 26 символов на чаше никто толком на сегодня так и не смог перевести. Может, кто-то из пытливых казанцев сумеет разгадать эту загадку?

  24. О высоком уровне развития древней цивилизации саков говорят и иные археологические находки, представленные на выставке. Их нашли в других курганах: Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область). Например, этот искусно выполненный кинжал и наконечники стрел датированы аж VIII–VI веками до нашей эры.

  25. А костяное ритуальное изделие датируется и вовсе II — началом I тысячелетия до нашей эры. Резные линии подтверждают высокий уровень развития степной цивилизации.

  26. Янтарные полированные бусы II–IV веков до нашей эры из Западного Казахстана.

  27. А вот и глиняная табличка с рунической надписью VIII–IX веков нашей эры. Такие тексты являются уникальным источником по истории и культуре древних тюрков, раскрывающим периоды становления их государственности.

  28. Декоративный кирпич XIV–XV веков нашей эры, разрисованный цветными эмалями.

  29. Отдельное внимание уделено еще одному важному направлению — горному делу и металлургии Древнего Казахстана. На выставке можно встретить и экспонаты, доказывающие высокий уровень развития горного дела в древности. Вот, например, кусок брекчии халькопирита, медный колчедан. Изучение рудных выработок показывает, что древние металлурги блестяще знали о свойствах металлов, виртуозно владели навыками геологоразведки. Поговаривают даже, что на руинах древней Месопотамии находили предметы, отлитые из металла, добытого на территории древнего Казахстана.

  30. Выставка «Великая степь: история и культура» вызвала широкий интерес с первых же минут ее открытия. Посмотреть на 127 предметов декоративно-прикладного искусства пришли порядка сотни человек.

  31. В день открытия удалось встретить генконсула Венгрии в Казани Адама Штифтера, который внимательно осматривал каждый стенд выставки.

  32. Его быстро заметил коллега — генконсул Казахстана в Татарстане Тукумов. Они о чем-то спорили у «Золотого человека». Наверное, о том, к кому же все-таки принадлежат венгры — к финно-угорским народам или тюркским...

  33. Кажется, остановились на том, что все-таки к тюркским, судя по дружескому рукопожатию двух консулов. Наверное, было бы глупо отрицать, что у венгров и казахов много родственных связей. Любят мадьяры говорить о своих этнокультурных связях с древними гунно-тюркскими племенами…

  34. В день открытия вход для всех желающих был свободным. Но так только в этот день. Как пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» Валеева, стоимость билета на выставку стандартная для музея-заповедника «Казанский Кремль». Согласно прайсу, входной билет для взрослых обойдется в 200 рублей, для пенсионеров и студентов — 150 рублей, для школьников — 100 рублей (для организованных школьных групп — 80 рублей с человека). Можно отдельно заказать себе экскурсионное обслуживание за 400 рублей, а если на английском, то надо будет выложить все 1000 рублей.

  35. Хотя вряд ли кому-то понадобится экскурсовод по выставке — у каждого стенда есть QR-код, при сканировании которого со смартфона можно прочитать справки об экспонатах.

  36. В столице РТ «Золотой человек» пробудет только месяц — ровно до 15 апреля, а дальше уже отправится в свое зарубежное турне. Найти экспозицию можно в выставочном зале «Манеж» музея-заповедника «Казанский Кремль» каждый день с 10:00 до 18:00 (по пятницам — до 20:00).