ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ЭТО УЖЕ ТРЕТИЙ ПОДОБНЫЙ СЛУЧАЙ С САМОЛЕТАМИ ТАТАРСТАНСКИХ АВИАКОМПАНИЙ

Сегодня в 07.07 при посадке в аэропорту Внуково у самолета Як-42 татарстанской авиакомпании «Тулпар Эйр» лопнули сразу четыре (!) колеса. К счастью, в результате инцидента никто не пострадал. Тем не менее ЧП на полтора часа парализовало работу аэропорта. Газете «БИЗНЕС Online» ситуацию прокомментировал председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким.

 КАЗАНСКИЕ САМОЛЕТЫ «ПОДСЕЛИ» НА КОЛЕСА

У Як-42, выполнявшего рейс Оренбург - Москва, при посадке в аэропорту Внуково разрушились шины четырех колес левой стойки шасси — это произошло при пробеге. Никто из находившихся на борту 76 пассажиров и членов экипажа не пострадал. Но аэропорт примерно полтора часа не принимал самолеты - для эвакуации Як-42 со взлетно-посадочной полосы надо было заменить колеса. Для расследования обстоятельств и причин инцидента сформирована комиссия, сообщает Росавиация.

Напомним, что большие проблемы с шинами шасси в прошлом году были у авиакомпании «Татарстан» (АКТ). 7 июля сразу после вылета Boeing-737 АКТ из московского аэропорта Домодедово в Черногорию на полосе обнаружили фрагменты покрытия колеса. Командир экипажа принял решение вернуться в аэропорт и благополучно совершил посадку. 

То же самое произошло 13 июля с Boeing-737, выполнявшим рейс Казань – Анталия. И экипажу понадобилось все его мастерство, чтобы посадить в казанском аэропорту аварийный самолет с сотней пассажиров на борту. Дело в том, что на разбеге летчики почувствовали, что машина «подсела». При осмотре полосы были найдены фрагменты шасси. Пилоты решили вернуться. Самолет с выпущенным шасси прошел над полосой, и на земле увидели, что на правой стойке шасси на внешнем колесе резины нет вообще, а внутреннее колесо повреждено. Дали экипажу рекомендации на посадку, и летчики мастерски посадили самолет, по сути, только на переднюю и левую стойки шасси. Тогдашний генеральный директор АКТ Валерий Портнов сообщил, что за тридцать лет его работы в компании такого не было, и что колеса в обоих случаях были из одной партии.

 НЕ ЖМИ НА ТОРМОЗА

 «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать сегодняшний инцидент председателя совета директоров группы компаний «Тулпар» Азата Хакима.

 - Предварительная версия в нашем случае — человеческий фактор. Не исключаем посадки с перелетом. Дело в том, что во Внуково идет ремонт полосы, и экипажи психологически готовятся к короткой посадке, то есть летчики могли просто резко ударить по тормозам, вот шины и лопнули. В моей личной практике такого не было, хотя посадки с перелетом случались.

Возможен и другой вариант - посадка с заторможенными колесами. Что это значит? Чаще всего, когда экипаж неопытный или правый летчик - стажер, он психологически ожидает, что надо будет тормозить, и, бывает, жмет тормоза еще до посадки - это и есть заторможенные колеса. Но у нас-то экипаж опытный, и к технике никаких нареканий не было. Конечно, не исключаем и проблем с качеством резины. Идет расследование, изучаются данные черных ящиков. Самолет в порядке, надо заменить диски колес и резину.

 

 

 

Справка

ООО «Авиакомпания «Тулпар Эйр»

Авиакомпания «Тулпар Эйр» создана в конце 2004 года на базе авиакомпании «Атлас». Стратегическое направление деятельности – деловая авиация. В составе эксплуатируемого парка воздушных судов – самолеты Як-40, Як-42, Challenger 300, Cessna Citation JET 525, вертолеты Eurocopter EC135, Ми-8МТВ, Ми-2, Ми-8Т.

Базируются самолеты в Казани, Бегишево, Краснодаре, Красноярске, Москве.

Як-42

Разработка Як-42 началась в середине 70-х, когда Аэрофлот остро нуждался в пассажирском самолете средней дальности, который мог бы заменить Ил-18 и Ту-134. В целях экономии времени и средств в конструкторском бюро приняли решение разработать самолет на базе уже имеющегося Як-40.

Як-42 отлично зарекомендовал себя уже после первых испытаний. Летчики-испытатели по достоинству оценили отличные пилотажные качества, такие, как легкость управления и устойчивость самолета. Як-42 отличается также и повышенной безопасностью.

Первый Як-42 поступил в Аэрофлот в конце 1980 года. Катастрофа Як-42, произошедшая 28 июня 1982-го, на два года прервала производство этих самолетов (на два года. В 1988-м начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом - Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолет был поставлен заказчику в 2003 году. Несмотря на чуть более высокий удельный расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами - Боинг-737 и A319, Як-42 продолжает оставаться рентабельным самолётом.

Як-42 стал первым отечественным самолетом, успешно прошедшим полную международную сертификацию и без ограничений допущенным к полетам во всех европейских государствах. После ужесточения норм ИКАО по шуму и эмиссии двигателей Як-42 также допустили к полетам на всех авиалиниях.

Крейсерская скорость - 810 км/ч, дальность полёта - 2900 км, высота полёта - 9700 м, число пассажиров – 120.



 

 Тимур Латыпов
Фото самолета - с сайта - airliners.net