Михаил Яо в Выставочном центре МИА

– Уважаемый Михаил Константинович, наша беседа проходит накануне 8 марта, несколько лет назад Вы уже поздравляли женщин из Выставочного центра МИА и рассказывали об эволюции женского образа в искусстве, а что, если само искусство уподобить женщине? Мне кажется, что из всех стилей женской сути более всего близок маньеризм – с его зрелищностью, манерностью, экстравагантностью, вниманием к форме, изменчивостью, заботой об идеале? Или это слишком дилетантский подход?

– Все абсолютно справедливо, только еще с одной поправкой: вся эта манерность, вычурность – действительно неотъемлемые черты маньеризма, но есть и другой момент. Маньеризм довольно долгое время, особенно у нас в России, недооценивался, например, Микеланджело рассматривался, прежде всего, как мастер Высокого Возрождения, а маньеризм был к нему как бы в пассивной оппозиции. В представлениях того времени маньеризм – это некий ренегат, который отказывался от высоких гуманистических идей. Сейчас я думаю, что справедливей было бы говорить несколько по-иному, во-первых, Микеланджело не только художник Высокого Возрождения, но и один из основателей направления маньеризм…

– Почему так долго маньеризм оставался непризнанным теорией и историей искусства? Еще в XIX веке Вёльфлин подверг его жесткой критике, что в творчестве Микеланджело видели только формальную сторону, что искусство перестало быть народным и т.д.

Но ведь именно маньеризм открывает индивидуальность изображаемого человека! Именно он утверждает право художника общаться со зрителем, даже шутить с ним, как это делает Пармиджанино, в картине которого персонаж делает приглашающий жест. Маньеризм открыт к эксперименту, главное в нем– модель, которая живет абсолютно в своей атмосфере.

Он пессимистичен?

– Он артистичен, я бы так определил. Ему не столько важен результат, как Возрождению, как то, каким способом он будет достигнут. В этом его момент родства с женским началом. Он гибок, не дидактичен, не морализирует, а констатирует изменчивость и принимает любую реальность. Главное для художника – не объем рассказанного, а объем понятого зрителем из его художественного сообщения. Оно очень доверчиво, его не интересует масштаб.

Тозини, Микеле (Гирландайо, Микеле ди Ридольфо дель).
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем.
Италия, XVI в.
Холст, масло,
87×69 см.
БСИИ ASG,
инв. №04-3174

В БСИИ ASG собрана, на мой взгляд, очень хорошая коллекция маньеристов: Тозини, Камбьязо, Строцци, последователи Пармиджанино, Ломаццо, это только часть. Как бы Вы ее оценили как искусствовед?

В БСИИ много превосходных коллекций: замечательная фламандская школа, голландская, еще более значимая по качеству и объему французская. И маньеристическая коллекция, безусловно, лучшая из российских частных собраний, со временем должна составить целый зал, где можно будет знакомиться с разными школами этого исторически не долгого, но такого значимого стиля искусства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции