КОГДА ДИРЕКТОР КАПО ВИТАЛИЙ КОПЫЛОВ ГОВОРИЛ, ЗАМОЛКАЛ ВЕСЬ ТАТАРСКИЙ ОБКОМ КПСС
Ветераны казанского авиапрома вчера вспоминали, пожалуй, самого известного директора КАПО — Виталия Егоровича Копылова: 12 июня ему бы исполнилось 85 лет. Именно при нем Казанское авиационное производственное объединение стало гигантом авиастроения, и он до последнего боролся с развалом отрасли и ставшего ему родным завода. Копылов покончил с собой в 1995 году, будучи не в силах далее наблюдать драматические перемены на предприятии, работа на котором была смыслом всей его жизни. О легендарном директоре газета «БИЗНЕС Online» вспомнила вместе с теми, кто хорошо знал Копылова.
«ПАРЕНЬ ИЗ ТАЙГИ»
Копылов появился в Казани осенью 1973 года, и уже тогда его называли одним из самых талантливых директоров — с 1965-го он возглавлял Дальневосточное машиностроительное предприятие, где он, выпускник Куйбышевского авиационного института, прошел все ступеньки служебной лестницы, начиная с простого инженера-технолога. По легенде, в Казани нового директора тут же нарекли «уссурийским тигром» - за «происхождение» и крутой нрав.
К тому времени Копылов был Героем Социалистического труда, награжденным, в том числе, двумя орденами Ленина. Его дальневосточный завод стабильно значился в числе передовых (освоил выпуск истребителя-бомбардировщика третьего поколения Су-17, что потребовало коренной реконструкции производства). Так что, естественно, встал вопрос: к чему перевод в Казань? Считается, что в те годы в КАПО потребовалось резко увеличить производство бомбардировщиков Ту-22М, освоение производства которых шло с большими трудностями. И якобы министр авиационной промышленности Петр Дементьев решил для этого сменить тогдашнего казанского директора Михаила Глебова, тоже руководителя не из последних, - другие для стратегического завода не годились. После долгих поисков Дементьев остановился на кандидатуре Копылова, которого высоко ценил. Министр сам представил Копылова руководству республики и заводчанам. Новоиспеченный директор в приветственной речи был краток: «Я парень из тайги. Приехал сюда работать и постараюсь оправдать ваше доверие». И это ему в полной мере удалось. Да что там, по воспоминаниям ветеранов КАПО, Копылова на заводе любили — за профессионализм, самоотдачу и порядочность.
Под руководством Копылова на КАПО освоили серийный выпуск стратегического бомбардировщика Ту-160. А еще Копылов запомнился заводчанам тем, что по его инициативе при КАПО создали домостроительный комбинат, который ежегодно возводил по 300 - 500 квартир. Тогда же завод получил детские сады, профилактории, поликлиники. Вспоминают, что Виталий Егорович отлично знал строительное производство.
НАДГРОБНЫЙ КАМЕНЬ АВИАПРОМУ
С перестройкой жизнь завода становилась все «веселее». Вот как вспоминал обстановку в отрасли современник: «Памятной осталась расширенная коллегия минавиапрома, проходившая в феврале 1990 года. Присутствовали генеральные конструкторы самолетов, двигателей и ракетной техники, директора серийных заводов. Традиционно в президиуме находились секретарь ЦК КПСС, представители совмина, ВПК, главкомы ВВС и ВМФ. Выступающие с тревогой за судьбу МАП отмечали, что идет стратегическое самоубийство авиационной и других оборонных отраслей промышленности СССР. Выступая, Копылов с горечью заявил, что идет борьба за прекращение или продолжение выпуска Ту-160, что закупка правительством самолетов «Боинг» - это диверсия и «надгробный камень» минавиапрому. Рекомендуемые заводам внедрения кооперативов - это преднамеренный развал производства изнутри. Какими пророческими были слова Копылова: присутствовавший на коллегии маршал авиации Шапошников, имея западную ориентацию, был одним из инициаторов по закупке пассажирских самолетов «Боинг». Он занимал должность советника по авиации президента Горбачева, затем у Ельцина».
В феврале 1992 года Ельцин подписал распоряжение о приостановке выпуска Ту-160. И хотя это решение вскоре было отменено, обстановка на заводе все более накалялась. Вспоминают, что Виталий Егорович был не согласен с планами реорганизации производства. После одного из совещаний директор на работу не вышел. Как написано в официальной истории КАПО, на заводе «узнали, что он тяжело заболел». В апреле 1994 года Копылов решил уйти на пенсию и отговорить его не удалось (вспоминают, что домой к нему приезжали представительные делегации). А 9 февраля 1995 года Копылов застрелился. Этот факт сегодня стараются не вспоминать, как гласит официальное повествование: «Пришла горестная весть: не стало Виталия Егоровича».
«ТАКИЕ ЛИЧНОСТИ ВЫРАСТАЮТ ТОЛЬКО ПРИ БОЛЬШИХ ДЕЛАХ»
«БИЗНЕС Online» попросила сказать несколько слов о Виталии Егоровиче знавших его людей.
Мухаммат Сабиров — экс-премьер-министр РТ, президент фонда «Туган жир - Родная земля»:
- Среди всех генеральных директоров, которых я знал не только по Татарстану, но и по соседним республикам, Москве, Копылов был одним из умнейших. Не только как технарь, но и по душевному состоянию. Он был чрезвычайно духовно чистоплотным. Как-то позвал меня в гости. Я удивился, в каком скромном доме он живет! Рядом с домом у него были грядки, за которыми он сам ухаживал. Жена на стол накрыла — тоже никаких излишеств. Но вкусно, чисто, аккуратно и от души — это сразу чувствуется. Я как на все это глянул — поразился: это генеральный директор завода, который гремит на весь мир! Но - он все силы отдавал коллективу.
Требовательный был, справедливый. Очень заботился о заводчанах, для него коллектив действительно был семьей
Назир Киреев — советник премьер-министра РТ:
- Виталий Егорович Копылов, по моему мнению, относится к тем авиационным деятелям Советского Союза, которые создали нашу авиацию. Причем Виталий Егорович организовал выпуск не просто самолетов, но вершины отечественного авиастроения — Ту-160. Достаточно сказать, что он был первым в резерве на должность министра авиационной промышленности СССР.
Это был человек, который не делил людей по рангам и должностям. По себе знаю, всех он выслушивал исключительно внимательно. В общении и организации дел у него не было мелочей, все вопросы он решал самым серьезным образом. Помню, когда его попросили обеспечить перевозку профилей из Казани в Хабаровск, где их покрывали составом под старую бронзу (для строившегося музея Ленина — нынешнего НКЦ «Казань»), он предложил перевозить их упакованными в ящики с ложементами для каждого профиля. Это обеспечило стопроцентную сохранность хрупких, как соломка, изделий. Казалось бы, разве должен он был думать об этом? Но он подумал сразу за всех. В работе он предусматривал все тонкости, даже которые, казалось бы, его не касаются.
Фигуры подобного масштаба вырастают только при больших делах. Сегодня в российской авиации больших дел нет, поэтому трудно ожидать, что могут появиться люди такого масштаба. Хотя авиация - такая область, которая притягивает к себе особых людей, поэтому не исключаю, что личности, похожие на Копылова, сегодня растут, и они появятся.
Николай Манжосов — бывший штурман-испытатель КАПО:
- Гигант! Гигант мышления, причем практического, а не теоретического. Чутье у него было могучее. Долго ничего не рассусоливал, как он говорил: «Размузыкивать не надо». Такой «термин» я только от него слышал. В тонкости влазил. Никогда не навязывал (вроде бы!) своего мнения. Сначала выспрашивал, выслушивал, но скорее всего, мнение у него уже было, и он его просто корректировал.
Прямо скажу, летчики немного обижались на Копылова, что он якобы мало уделял им внимания, но он много для них сделал. Специально построил комнату отдыха, медицинский центр, даже бильярд сделал... И уж больно суров был к своим заместителям. Гонял их!.. Но не было случая, чтобы отчитал рабочего, даже если тот что-то и сотворил не то.
Сверхскромным был. При этом - непростым. О себе был приличного мнения — по поступкам было видно, но никогда не ударял себя в грудь: вот я такой! Были у него и посредственные действия, мог бы я вспомнить кое-что, но другое, лучшее, настолько все перевешивает, что вспоминать нет смысла... Мужик он был нормальный. Вот именно - «мужик», в хорошем смысле - крестьянской души, с мужицкой хваткой. По своей собственной инициативе он не стал большим чиновником. Хоть мог и министром быть — ему не просто предлагали, но буквально хватали и тащили.
Сейчас это отменено — прием по личным вопросам, а для Копылова он был святым! Он к этому дню загодя долго готовился. Я часто бывал с ним в командировках, и вот у него подступает этот день приема: все, кончай командировку, закругляйся, поехали домой. В основном, вопросы были связаны с жильем.
И, между тем, Казань неблагодарна к Копылову. Он приехал сюда героем, кавалером едва ли не всего, чего только можно. Но, работая в Казани, он сделал больше, чем в Комсомольске-на-Амуре, а - никакой памяти. Часть улицы Ленинградской назвали его именем, уж хоть бы всю улицу - будто Ленинградских нет в России больше. Казань ничем его не отблагодарила... Могу без ложной скромности сказать, что это я пробивал присвоение его имени крайнему выпущенному на заводе Ту-160. А это непростая вещь — присвоить имя самолету. Но главком ВВС Владимир Михайлов очень внимательно отнесся к делу.
Геннадий Дегтярев — президент КГТУ им. Туполева:
- Виталий Егорович на меня производил просто неизгладимое впечатление. Я познакомился с ним, когда меня только избрали ректором КАИ, надо было решать многие проблемы института, и я, видя, что Копылов человек исключительно авторитетный, к нему обращался. Представьте, идет пленум Татарского обкома КПСС, собрались авторитетнейшие люди, говорят, обсуждают, но стоило Виталию Егоровичу, сидящему в отдалении в этом большом зале, начать говорить, все замолкали! Слушали! Удивительно!
Это был действительно директор. Пусть говорят «красный», но, без преувеличения, - великий директор. При нем были золотые годы нашего КАПО. Все лучшее, что было, по крайней мере, в дальней бомбардировочной авиации, сделали на нашем заводе при непосредственном участии Виталия Егоровича.
И Авиастроительный район - его детище. Помню я, начинающий ректор, приехал к начальнику Татстроя, чтобы решить кое-какие проблемы КАИ, и он мне сказал: езжай к Виталию Егоровичу — только он тебе поможет. Копылов был строителем от природы. Созидателем. Не знаю никакого другого человека, который бы столь творчески подходил к развитию завода. Он видел глубже и выше, чем все. Это был инженер с самой большой буквы, творец, созидатель. Как хорошо, что такие люди были, и как плохо, что их сегодня так мало.
Тимур Латыпов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.