ВЕДУЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТЫ РЕСПУБЛИКИ О ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ГРОМКОЙ СДЕЛКИ

«БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить, не нанесет ли «вертолетная» помощь американцам имиджевого ущерба России в мусульманском мире, и надо ли нашей стране возвращаться в Афганистан.

Тимур Акулов — помощник президента РТ:

- Если есть такой контракт, значит, оговорены все нюансы. Мы же не можем достоверно сказать, как эти вертолеты будут применяться — для высадки десанта, транспортировки грузов, огневой поддержки или чего-то еще. И потом, не знаю, насколько наш вертолетный завод (если к контракту подключат его) сможет выполнить заказ — насколько знаю, у предприятия до 2012 года все расписано, и оно обязано выполнять заказы, которые уже набрало.

Входя в Афганистан, все были неправы: и англичане, и мы — очень сильно неправы. В том, что Советский Союз развалился, немалую роль сыграло то, что мы в этой авантюре увязли. А то, что американцы влезли, ну, это просто из ряда вон. Ведь наступают на те же грабли. Неужели они не видели, что произошло с англичанами, с советскими войсками? Тем более США воюют из-за океана. Это большая ошибка. Но — большая политика есть большая политика. И потом, американцы ведь не наводят там порядок, как это предполагалось. Афганистан для них просто плацдарм для расширения своего влияния.

Марат Галеев — председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

- Афганистан — проблема мировая. Есть разные типы государств. Например, которые называются государствами, но таковыми не являются, поскольку власть территорию не контролирует. И Афганистан — одна из таких территорий. Это особый тип цивилизации. Они не могут прийти к согласию внутри. Это экономика на наркотиках, и потому Афганистан - не проблема арабского мира, не проблема Востока, это мировая проблема. И содействовать установлению хоть какого-то определенного порядка должны все государства. Россия не может от этого процесса самоустраниться, поскольку сама от того, что происходит в Афганистане напрямую страдает.

У нас есть печальный афганский опыт, мы оттуда просто убежали, не сумев там ни коим образом справиться с ситуацией. И если мы содействуем тем, кто там пытается что-то сделать, чтобы там власть появилась, то это хорошо. И мы же не только вертолеты продаем, но и воздушный коридор открыли для поставки грузов.

 Рафаэль Хакимов — директор института истории АН РТ:

- Думаю, России это не повредит, вряд ли будут так сопоставлять. Просто коммерческая сделка. Дело в том, что наши вертолеты проще в обслуживании и привычнее для афганской стороны. То же самое было с грузовиками, когда американцы хотели поставить афганцам свои машины, но они оказались сложными в обслуживании. И, как правило, за границей хотят именно казанские вертолеты — они больше котируются, чем аналогичные машины других российских производителей. Знаю это по другим контрактам, например, южноамериканским: бывало, когда партнерам предлагали неказанские машины, те отказывались от контракта. Наши вертолеты на хорошем счету — заказов на три года.

Ушли мы из Афганистана не зря, это американцы зря вошли. Другой вопрос - как мы ушли. Можно ведь было сохранять там свое присутствие другими путями. Тем более был в этой части прекрасный опыт царской России — Хива, Бухара: никого не душили, не давили, оставляли местные структуры как они есть, считаясь с традициями. Традиции — великая вещь. А американцы не знают этих понятий. Они и во Вьетнаме так же поступали, и в Ираке. Но у них другие цели — оружия много, где-то надо его использовать.

Валерий Сулимов - председатель татарстанской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и других локальных конфликтов :

- Вряд ли кто-то воспримет эту сделку именно так. А нашим заводам будет большой плюс. Тем более американцы закупают, кажется, не для себя, а для Афганистана... Наши вертолеты отлично зарекомендовали себя там. Не раз бывало: вроде, весь простреленный, а летит!

К концу афганской войны стране самой жрать стало нечего — даже по талонам ничего нельзя было купить, а армию ведь как снабжать надо было! Нас как кормили? Снимали с неприкосновенного запаса. А то, что мы ушли, - и это мнение многих афганцев, - то, что жизни солдат сохранили, - правильно. Не наша война это была, а глупость политиков. Но боевой опыт солдаты и офицеры приобрели большой — тут и говорить нечего: война в горах — страшная штука. Но лучше на полигонах воевать.

 Тимур Латыпов