Опрос недели: А вас смешат украинские выборы?
В это воскресенье пройдет первый тур выборов президента Украины, фаворитом голосования называют юмориста Владимира Зеленского, а итоги первого тура, что символично, станут известны 1 апреля. Кто, по-вашему, станет президентом Украины? И как изменятся отношения между Россией и Украиной по итогам этих выборов? «БИЗНЕС Online» отвечают Виктор Чадаев, Евгений Минченко, Федор Лукьянов, Константин Калачев, Василий Лихачев и другие.
Алексей Чадаев политолог— Это смех сквозь слезы. Можно посмеяться, но это история не про радость, а про очень грустные вещи, которые тем не менее не перестают быть смешными. А отношения между Россией и Украиной могут измениться, если наше руководство займет активную позицию. Например, заявит о непризнании итогов выборов. Потому что весь предыдущий цикл состоял в том, что мы занимали двойственную позицию: с одной стороны, не признали майдан, не признали отстранение Януковича, с другой — признали Порошенко. Абсолютно непонятно, как это совмещается. Это, конечно, феерическая наша позиция. Но, слава богу, она заканчивается. Теперь у нас главный выбор — признавать или не признавать эти выборы и их результаты. (Фото: Алексей Гоманков - собственная работа, CC BY-SA 4.0)
Евгений Минченко политтехнолог— Во-первых, спокойно надо относиться к 1 апреля. Во-вторых, честно говоря, смеха украинские выборы не вызывают. Потому что там нет ни одного кандидата, который бы занял внятную позицию по выстраиванию дружественных отношений с Россией. И, в общем-то, у меня вызывает печаль, что, кто бы ни выиграл эти выборы, тенденция к ухудшению отношений между Россией и Украиной в ближайшее время будет продолжена.
Константин Калачев политтехнолог, руководитель «Политической экспертной группы»— Это нормальные выборы, результат которых непредсказуем, в которых есть конкуренция и кандидаты на любой вкус, то есть нормальный демократический процесс. Никакого смеха у меня это не вызывает, его вызывают российские выборы. С этой страной у нас очень непростые отношения, которые хотелось бы выправить. Это двусторонняя дорога, и не все зависит в данном случае от президента Украины, кем бы он ни был. Есть интересы Украины, есть интересы России или нынешнего российского руководства, которые не всегда совпадают. Я полагаю, что в ближайшее время отношения вряд ли выправятся. Проблема не только в Крыме, проблема в первую очередь в Донбассе, газовом транзите, восприятии соседей как отдельного суверенного государства, чего не хватает нашему руководству. Оно по-прежнему исходит из традиции старших и младших братьев. Хорошо бы для начала произошел обмен пленными, потом нормализовалась ситуация в Донбассе — не было бы боевых действий. Также было бы неплохо, если бы минские договоренности были реализованы, но опять-таки это вопрос к обеим сторонам. У нас очень часто изображается, что во всем виновато украинское руководство, но я думаю, что у каждого своя правда и виноваты обе стороны.
Федор Лукьянов политолог-международник— Что ж тут смешного? Страна находится в тяжелейшем положении, что, собственно, и является причиной, по которой такие нестандартные люди, как Зеленский, оказываются не просто участниками, но и лидерами президентской гонки. Это свидетельствует о том, что политическая система глубоко разболтанна и не воспринимается людьми. Здесь нет ничего смешного. Это достаточно драматичная ситуация, которая, посмотрим, как разрешится. Но, к сожалению, это очень яркий симптом внутреннего социально-политического неблагополучия. По поводу отношений России и Украины — тут пока бессмысленно рассуждать, поглядим, кто выиграет, тогда и поговорим. (Фото: By The Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation, CC BY 4.0)
Михаил Скоблионок предприниматель— Конечно, вызывает смех, поскольку Зеленский — еврей. На Украине — самой антисемитской республике Советского Союза — президентом может стать еврей! Это, конечно, вызывает смех. Президентом там станет тот, кто больше заплатит денег. У кого больше ресурсов — административного ресурса и денег, тот и выигрывает. За Зеленским стоит Коломойский, а это один из самых богатых людей, во-вторых, у них есть еврейская бизнес-мафия, в которую входят очень крупные ребята с огромными деньгами. Если все эти люди между собой договорятся… Но обычно евреи между собой плохо договариваются, в этом вся беда. Если бы евреи могли договориться, то они могли бы Порошенко скинуть, но, боюсь, они не договорятся, как всегда. Отношения между Россией и Украиной изменятся в зависимости от того, кто станет президентом. Если придет человек умный, толковый, то они могут измениться, потому что воевать таким странам, как Россия и Украина, которые тысячу лет жили в мире и согласии, — это курам на смех. Я всегда говорю: когда дерутся двое, то проигрывают оба, поскольку тратят силы, здоровье и деньги.
Яков Геллер генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу РТ»— Нет, у меня не вызывает это смеха. И за три дня до выборов мы не знаем, кто из 39 кандидатов, среди которых четыре фаворита, будет президентом Украины. Я ставлю на Порошенко. Понятно, что у Зеленского рейтинг чуть ли не вдове выше, но я все равно ставлю на действующего президента. Ну ошибусь и ошибусь. В конце концов, не тотализатор. А тот факт, что этот парень, — кавээнщик… Что ж, кавээнщики не только на Украине входят во власть. В Татарстане они тоже есть. Кстати, я сейчас смотрю сериал «Слуга народа», где Зеленский играет президента, и думаю, что там очень легко, комедийно, с шутками подается то, как управлять страной. Хотя на самом деле к управлению огромным государством, где население — 40 миллионов человек, конечно, надо готовиться, с одной стороны. С другой, как учил великий Ленин: каждая кухарка может управлять государством. Поэтому я ставлю на Порошенко и думаю, что Украина выберет его в острой борьбе. Но понятно, что западное население традиционно будет против. Что ж, посмотрим.
Что касается отношений между Россией и Украиной, не думаю, что они как-то изменятся. Эти пять последних лет слишком сильно оттолкнули страны. Да и братство народов на Украине всегда воспринималось неоднозначно. Это химера. Я там рос, знаю, что это такое. А сейчас, после всех событий, после «Русского мира», после Крыма, который действительно русская земля, а они с этим смириться не могут, не думаю, что на официальном уровне будут какие-то изменения. Люди нормальные всегда были нормальными, а у правителей не считаю, что будет сближение.
Павел Салин политолог— Нет, смеха не вызывает. Там назревает очень серьезная ситуация. Я думаю, что в апреле абсолютно всем украинцам будет не до смеха. Потому что первый тур — это только пролог, а самое интересное начнет разворачиваться после первого тура, а возможно, и после второго. Поэтому, знаете, здесь смеяться над соседями недальновидно. Предположений по президенту нет никаких вообще по той простой причине, которую я уже озвучил: после первого тура ничего не станет ясно и нет гарантии, что что-то прояснится. И далеко не факт, что Зеленский — фигура, которую рассматривают на президентский пост, его двигают с другой целью. И до сих пор не ясно, кто и какие избирательные комиссии контролирует на Украине и как они будут считать в первом туре, как во втором. Поэтому сейчас какие-то прогнозы давать — абсолютно неблагодарное дело.
Что касается отношений между Россией и Украиной после выборов, вот здесь как раз все ясно. То есть обычно на политвыборах ясно, кто победит, но неясно, как будет развиваться ситуация. А здесь, наоборот, неясно, кто победит на выборах, но понятно, что кардинально российско-украинские отношения не улучшатся. Они не ухудшатся, но и кардинально не улучшатся, независимо от фигуры победителя. Да, Москва рассчитывает на то, что если победит Тимошенко, то удастся переломить ситуацию. Нет, переломить ситуацию не удастся, слишком серьезный фундаментальный ограничитель и антироссийский настрой в Украине.
Алмаз Хамзин писатель-сатирик— Я над этим давно уже смеюсь. А что, юморист разве не человек, были же президентами актеры? Но если изберут Зеленского, то для меня это было бы очень смешно. Сейчас смешно, а если он станет президентом, то еще смешнее будет. Но я думаю, что Порошенко останется, а отношения между Россией и Украиной не изменятся, если только еще ухудшатся. Если бы кого другого избрали, то они улучшились бы, но хуже, чем при Порошенко, уже не будет.
Василий Лихачев главный научный сотрудник Института государства и права РАН, экс-член ЦИК РФ— Выборы эти, конечно, проблемные. И мой дипломатический политический опыт, особенно за последние годы, когда я занимался организацией голосования в рамках ассоциации ОБСЕ, показывает, что это будет совершенно уникальный опыт и, к большому сожалению, не положительный. Другого здесь не скажешь. И «уникальность» тут проявляется в том, что та система, которую создало украинское государство, показывает предельно большую слабость правовых институтов государства. И самое неудобное состоит в том, что эти институты (юридические, политические), связанные с обеспечением прав человека, работают, к сожалению, против человека.
Думаю, по завершении этой кампании будет предельно критический разговор по поводу создания, подчеркну, антисистемы. И, вне всякого сомнения, эти выборы окажутся антивыборами. Я должен, к большому сожалению, отметить факты резкого расхождения демократических прав и свобод, которые будут играть против украинского государства. Отношения России и Украины после выборов? Они, безусловно, изменятся. Думаю, что после результатов выборов, после этой кампании, жесткой, неправомерной, на площадке ООН состоится серьезнейший разговор о том, насколько правомерно и законно прошли эти выборы.
Фото на анонсе: EPA/ТАСС
Фото:
«БИЗНЕС Online»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.