В Набережных Челнах объявил о своем закрытии детский городок «КидСпейс» Фото: Олег Спиридонов

«СОБСТВЕННИКИ ПРИНЯЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ РАЗВИВАТЬ ПРОЕКТ В КАЗАНИ»

В Набережных Челнах объявил о своем закрытии детский городок «КидСпейс» — сегодня площадка отрабатывает последний день в торговом центре Sunrise City, а завтра снимается из автограда безвозвратно. Как выяснил «БИЗНЕС Online», бюджет челнинского филиала будет переложен в казанскую площадку, размещенную на стадионе «Казань Арена». Столичный «КидСпейс» ждет расширение и новые партнеры.

В Челны Алексей и Елена Тихоновы завели свой проект в 2016 году, вместе с открытием торгового центра, — они стали одним из якорных арендаторов турецкого инвестора «Санрайс Капитал», вложив в площадку 25 млн рублей. Появлению в городе детского городка профессий способствовал мэр Наиль Магдеев, который, как оказалось, даже учился в одной школе с Тихоновой, уроженкой Бугульмы. Если Алексей Тихонов занимался обустройством пространства, как владелец казанской строительной компании «Инсайт СТ», то его супруга является управляющей сетью «КидСпейс» и директором единого ООО «Мастерсити», под контролем которого работают пока еще три площадки — в Казани, Челнах и Самаре. Отметим, что сегодня бизнес уже не принадлежит целиком Тихоновым: уже после открытия в Челнах в состав учредителей вошли гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов и его сестра Лилия. Сегодня за Алексеем Тихоновым в капитале «Мастерсити» остается доля в 25%, Миннахметовы на двоих держат 75% бизнеса. Однако оперативным управлением по-прежнему занимается Тихонова.

«Причины закрытия исключительно экономические, причем речь идет об экономике всей сети, не конкретно челнинского проекта, — рассказала Тихонова „БИЗНЕС Online“. — У нас адекватные клиенты, прекрасные отзывы от посетителей и великолепные отношения с руководством как города, так и торгового центра. Однако собственники приняли стратегическое решение развивать проект в Казани. Казанскую площадку мы планируем расширять, приглашать новых партнеров. И мы видим, что для родителей, желающих развивать своих детей, расстояние уже не имеет критического значения».

Елена Тихонова: «Причины закрытия исключительно экономические, причем речь идет об экономике всей сети, не конкретно челнинского проекта» Фото: «БИЗНЕС Online»

Поясним, что под партнерами в данном случае не подразумеваются новые соучредители. «КидСпейс» предлагает юным посетителям модель трудовых и социальных отношений, построенную на отраслевых «станциях»: на одной дети имитируют банковскую деятельность, на другой — играют в рабочих завода, и таких станций в челнинском «КидСпейсе» насчитывается 17. Они могут носить названия реальных татарстанских компаний и повторять их рабочие модели. Такие компании либо платят «КидСпейсу» за рекламу, либо работают с детским городком по бартеру. Таким образом, в казанском городке после расширения появятся новые станции от новых партнеров.

По словам Тихоновой, челнинской площадке не хватило трафика. «Финансовый результат в Челнах за прошлый год не совсем тот, которого мы ожидали, — поделилась Тихонова. — Площадка сработала в плюс, но с недостаточной рентабельностью. По бизнес-плану мы закладывали посещаемость на уровне 3 тысяч человек за месяц в среднем по году, а фактически приходили 2–2,5 тысячи человек. Наш бизнес сильно зависим от сезона, но даже в высокий сезон трафик оставался нестабильным. Набережные Челны — это моногород, поэтому на сферу услуг серьезно влияет состояние местных предприятий».

Семейные бюджеты горожан стали единственным фактором неудачи Фото: president.tatar.ru

«ГРАЖДАНЕ РОССИИ ПРИВЫКЛИ К БЕСПЛАТНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. ФОРМА ГЧП БЫЛА БЫ ЭФФЕКТИВНА…»

Компания, по словам директора, уходит из города без долгов и конфликтов. Семейные бюджеты горожан стали единственным фактором неудачи, поскольку условия аренды Тихонова оценивает как отличные. Отметим для полноты картины, что ценник площадки действительно вызывал досадливые отклики в соцсетях: дневное безлимитное пребывание в «КидСпейсе» обходилось родителям в сумму 750–1100 рублей, абонемент на 5 посещений в месяц стоил 2950 рублей.

«Конкретные условия аренды я озвучивать не стану, но они были лучше, чем у многих других арендаторов, — пояснила она. — В этот проект вложили свои усилия три стороны — мы, «Санрайс» и руководство города, это был хороший тройственный союз. Но тем не менее проект частный, и экономика ставит свои условия. Снизить стоимость билета мы не могли, ведь мы не музей — в таком проекте, как у нас, занято много людей, как на небольшом заводике. Это основная расходная статья, которую не покрыл в полной мере трафик».

Тихонова не стала уточнять штатное расписание челнинского «КидСпейса», но примерное количество персонала подсчитывается. На площадке ежедневно работают два администратора, гардероб, охрана, 10 человек в офисе, по одному наставнику на каждую из 17 станций, плюс кафе и клининг. Итого — порядка 40 человек.

Учитывая, что горожане посещают подобные площадки нерегулярно и не могут обеспечивать стабильный трафик, определенную ставку «КидСпейс» должен был делать на жителей Закамского региона. По словам Тихоновой, иногородние приезжали, как правило, в периоды каникул. По ее наблюдениям, детский городок привлекал всех гостей города, даже заграничных, однако сезонность давала о себе знать гораздо сильнее, чем в Казани. Столичный проект остается высокорентабельным. «Казань — туристический центр, и здесь трафик стабилен практически на протяжении всего года, — говорит Тихонова. — Челнинцы тоже ездили в Казань до появления собственной площадки, но нам хотелось сделать удобнее жителям Закамья. Однако социальным проектам нужна серьезная поддержка. Мы уходим с большим сожалением, но, надеюсь, оставляем положительный след».

«Снизить стоимость билета мы не могли, ведь мы не музей — в таком проекте, как у нас, занято много людей, как на небольшом заводике. Это основная расходная статья, которую не покрыл в полной мере трафик» Фото: Олег Спиридонов

На вопрос о перспективах самарской площадки — не ждет ли закрытие и ее — Тихонова ответила, что подобная информация разглашению не подлежит, но еще раз подчеркнула, что в планах развитие именно казанского «КидСпейса».

По мнению других игроков рынка образования, отсутствие господдержки для подобного рода проектов носит системный и критичный характер. Так, гендиректор ПО «Зарница» и член комитета Госсовета РТ по образованию Артур Абдульзянов считает, что оптимальной формой для развития дополнительного образования было бы государственно-частное партнерство.

«Деятельность, связанная с дополнительным образованием детей, достаточно сложна, — характеризует Абдульзянов. — На мой взгляд, государство не принимает в ней достаточного участия. Оно участвует в базовом образовании, профессиональном, но дополнительное остается за рамками реального интереса. Для бизнеса рентабельность этой сферы низка и риски высоки, как и ответственность за детей. Граждане России привыкли к тому, что образование должно быть бесплатным, поэтому найти в нем нишу для предпринимателя нелегко. Форма ГЧП в этом случае, конечно, была бы эффективна. Государство могло бы предоставлять помещение без арендной платы, но с уплатой коммунальных платежей, а также участвовать в плане системной работы с детьми через министерство образования, через другие структуры. Если, конечно, это интересно для развития детей — если это робототехника или город профессий, а не развлекательные направления вроде батутов с горками».