ДО КОНЦА ГОДА В  ТАТАРСТАНЕ БУДЕТ СОКРАЩЕН КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ СОТРУДНИК ГИБДД. ЛЮДЕЙ ЗАМЕНЯТ СОТНИ КАМЕР ВИДЕОФИКСАЦИИ И ИХ ИМИТАТОРОВ. ЧАСТЬ 1-Я

К 2013 году ситуация с загруженностью казанских дорог должна значительно улучшиться, однако после проведения Универсиады проблемы вновь будут нарастать. Таков прогноз начальника УГИБДД МВД по РТ Рифката Минниханова. Почему это может произойти и что необходимо предпринимать для того, чтобы избежать такого развития событий, он рассказал в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Кроме того, главный гаишник республики дал ценный совет деловым людям, как можно избежать опозданий и потери времени в дорожных заторах и рассказал о том, каково быть братом президента Татарстана.    

НА ДОРОГАХ В ЭТОМ ГОДУ ПОГИБЛО 180 ЧЕЛОВЕК

- Рифкат Нургалиевич, расскажите, какова сейчас статистика дорожных происшествий по РТ в целом? Какие тенденции – ситуация ухудшается, улучшается?

- По итогам пяти месяцев этого года наблюдается снижение показателей ДТП. Я всегда ориентируюсь на показатель погибших - в этом году погибло 180 человек, за 5 месяцев прошлого года - 197.  Надо сказать, этот показатель из года в год сокращается. Вы знаете, в России действует федеральная целевая программа, которая имеет целью и предписывает снижение показателя смертности на дорогах. Если в 2004 году у нас погибло 882 человека, то к 2012 году показатель смертности вследствие ДТП должен сократиться в 1,5 раза - до 588. 

Причем, если раньше погибшими считались те, кто умирал в течение семи дней после ДТП, то с прошлого года этот срок увеличен до одного месяца. Но условия ФЦП мы должны выполнить без учета изменений правил статистики, то есть нам надо обеспечить снижение показателя погибших до 530. При этом никто не думал, что в ГИБДД будет сокращение сотрудников...

- Сколько сотрудников сократят?

- До конца текущего года будет сокращено более 23 процентов - было 2425 сотрудников, останется около 2000. Это существенное сокращение. Есть районы, где останется по два сотрудника!

В связи с проведением Универсиады 2013 года в Казани было принято решение все сокращения провести за счет районов и других городов республики. Но при таких ограничениях личного состава объем работы не уменьшится, будем выполнять все функции, которые на нас возложены - и контроль на дорогах, и регистрация автотранспортных средств, и выдача водительских удостоверений, и технический осмотр. Это все наша работа! И надо учесть, что количество транспорта растет с каждым годом.

Я ТАК ГОВОРЮ - А ВЫ СЧИТАЙТЕ,
ЧТО КАМЕРЫ ЕСТЬ ВЕЗДЕ, И НЕ НАРУШАЙТЕ!..

- Зато у вас камеры появились вместо сотрудников…

- Практика применения камер в Казани показывает, что эффективность есть - показатели аварийности стабилизировались. Снижение аварийности в Казани наблюдалось в 2008 - 2010 годах, а сейчас и в районах, потому что с августа прошлого года начали применять видеофиксацию и по республике. Как правило, результат появляется через шесть месяцев -  сейчас мы его уже ощутили.

Я считаю, видеофиксация влияет на снижение травматизма на дорогах, потому что все равно многие стали ездить с меньшей скоростью. Причиной каждого третьего  ДТП является превышение скорости. Если же скорость будет не 150, а 60 - 70 километров в час, то и последствия ДТП будут меньшими. Физика здесь простая - есть статистика, при какой скорости какие повреждения происходят…

Видеофиксацией мы «сбиваем» скорость. Нравится это или нет, но количество видеофиксаторов будет увеличиваться.

- Некоторые наши читатели спрашивают, почему нет предупреждающих знаков о видеофиксации? Есть какие-то правила на этот счет?

- Во-первых, это ничем не регламентировано. Но, не смотря на это, мы по указанию министра внутренних дел республики на трассах при въезде в город повесили знаки, предупреждающие о ведении видеофиксации скорости в городе. Мне говорят - надо ставить предупреждение на каждое место видеофиксации, а как я буду ставить, если у нас сегодня 273 передвижных прибора, а всего - порядка 500? На это потребуются большие затраты бюджета. Я так говорю - а вы считайте, что камеры есть везде, и не нарушайте!..

…Но если мы выявляем, что наш сотрудник ездит с детектором, то наказываем - вплоть до увольнения.

- А водителям вы советуете их покупать…

- Я не советую, а говорю, когда спрашивают моего мнения. Нормально же - всё везде пищит! Мы поставили 200 имитаторов, поставим еще 800 и плюс реальные приборы…

Я же не за то, чтобы собрать штрафы - мне главное, чтобы не нарушали, и не было ДТП. Почему-то все считают, что мы хотим только штрафы собрать.

- Готов ли Рифкат Нургалиевич выписать себе и заплатить штраф за нарушение ПДД, если сам поймет, что нарушил (превысил скорость, выехал на встречную полосу и т. д.), и платил ли вообще и когда последний раз? Ведь как известно, ничего и никого идеального не существует (Гумеров Марат Наилевич)

- Последнее нарушение - превышение скорости - у меня было в сентябре прошлого года, когда ехал из Челнов. Причем за рулем был не я, а водитель. 

- А штрафы вы платите?

- Да. С 2008 года. С учетом последнего всего – четыре.

Я МЕЧТАЮ, ЧТОБЫ СОТРУДНИК ВЫПОЛНЯЛ ЗАДАЧИ БЕЗ ВСЯКОГО КОНТРОЛЯ…

- А ваши сотрудники?

- Мы все нарушения сотрудников отслеживаем. Правда, бывает обеспечение сопровождения, но и в такой ситуации мы запрещаем превышать скорость. Проводим служебные расследования, как и при нарушениях пожарными машинами и скорыми, устанавливаем, был ли наряд на выезд. Если выезд был плановый, то инспекторы не наказываются. В остальных случаях все бывают наказаны. Мы отслеживаем и когда сотрудники ездят на своих личных автомобилях, во-первых, чтобы не нарушали, во-вторых, чтобы платили штрафы. Они все у нас на контроле. Это дисциплинирует.

Мне говорят - так медленно невозможно ездить… Но я же езжу! Просто надо пораньше выезжать и в дороге не нервничать из-за боязни опоздать - тогда и аварийности будет меньше.

- В органах ГИБДД проходила аттестация? Кого-нибудь отстранили от службы? (Миннеханов М. Д.)

- В МВД аттестация началась, мы подали туда список нашей аттестационной комиссии на согласование. Когда ее утвердят, будем проводить аттестацию сотрудников ГИБДД.  До 1 августа аттестация пройдет.

- На ваш взгляд, является ли количество выписанных постановлений по факту нарушения ПДД критерием оценки деятельности сотрудника ДПС? (Латыпов Ильнар)

- Основной критерий нашей работы - показатель аварийности. Если в районе или городе рост аварийности, а подразделение ГИБДД снижает показатели, то мы их начинаем ругать – явно ослабили контроль ситуации на дороге. Ведь есть же какая-то причина роста аварийности. Если видим её снижение, то можем  внимание немного ослабить. И второе – если с сотрудника не спрашивать показатели, то он может совсем перестать контролировать дорогу. А сотрудники выставляются на тех участках, где чаще всего происходят аварии. Есть характерные нарушения, которые приводят к ДТП, например, выезд на полосу встречного движения, особенно если это происходит на трассе, в городе – проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора. Конечно, сотрудник ориентируется на выявление именно таких нарушений.

У нас существует система негласной проверки работы наших сотрудников. Обычно контролируем его работу в течение часа – сразу видно, работает он или нет. Если водители нарушают ПДД, а он их не останавливает, то, конечно, такой сотрудник получает внушение. К сожалению, психология наших людей такая – не будешь спрашивать, ничего не будут делать. И это характерно не только для сотрудников ГИБДД. Я, конечно, мечтаю о том, чтобы сотрудник пришел на работу и самостоятельно выполнял поставленные перед ним задачи без всякого контроля…   

Не выявлять невозможно, потому что слишком много нарушений. Мы даже идем на то, что «закрываем глаза» на всякую мелочь – отсутствие брызговиков, аптечки и т. п. Даже запрещаем инспекторам выявлять несущественные нарушения, где наказания 100 рублей, в том числе по скорости. Мы сосредоточены на выявление серьезных нарушений – езда без водительских прав, техническая неисправность автомобиля, грубое нарушение ПДД. Некоторые наши сотрудники усердствуют по части сторублевых нарушений. Зачем? Это, во-первых, большие затраты на пересылку документов, во-вторых, надо усиливать внимание на серьезных правонарушениях.

Если в городе мы минимизировали участие инспекторов в контроле скоростного режима - скорость контролируется видеофиксаторами, то на трассах мобильными измерителями скорости усилили фиксацию выезда на полосу встречного движения.

ДОРОГАЯ СИСТЕМА

- Какова статистика выявленных нарушений ПДД?

- К сожалению, рост очень серьезный – за пять месяцев этого года системой видеофиксации выявлено более миллиона (!) нарушений и порядка 500 тысяч – инспекторами ДПС. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост – 28 процентов.

- Какова сумма собранных в Казани в 2010 году взысканий (штрафов) за нарушения правил дорожного движения? Как расходуются собранные средства? Через какой бюджет? (Белгородский Олег Александрович)

- Эти деньги составляют доходную часть бюджета РТ. Если о расходах, то вы знаете, есть Республиканская целевая программа безопасности дорожного движения. И муниципальные образования получают денежные средства в виде программных мероприятий по безопасности дорожного движения по различным направлениям (АСУДД, пешеходные переходы и т. д.). В связи с проведением Универсиады 2013 года значительная часть средств идет на город Казань. Система видеофиксации - вещь дорогая, ее надо содержать и развивать. А так как центр видеофиксации республики находится в Казани, то и все средства на его содержание поступают в Казань.

Консолидация всех штрафных средств в одном месте - в республиканском бюджете - себя оправдывает. Это доказывает и опыт других регионов: система видеофиксации у нас развивается благодаря централизованному подходу, а в других субъектах страны приходится «договариваться» с каждым муниципальным образованием.

УТРОМ ВЫЕЗЖАЙТЕ РАНЬШЕ, А ВЕЧЕРОМ ПОЗЖЕ...

- Будут ли в Казани ликвидированы «пробки» - когда и при каких условиях?

- В свое время мы инициировали внедрение Автоматической системы управления дорожным движением (АСУДД). Сегодня мы выходим на другой уровень - говорим об адаптивной системе, которая выстраивает режим работы конкретного перекрестка с учетом ситуации на других перекрестках, то есть получается, что все перекрестки «связаны». В начале 2000 года мы инициировали обсуждение этого вопроса, но в связи с тем, что он оказался затратным, его решение «застопорилось».

А я АСУДД отношу к малозатратным средствам увеличения интенсивности движения. Я считаю, строительство развязок и переходов - это затратные пути решения проблемы. Цена развязки - 1,5 - 2 миллиарда рублей, а цена первого этапа АСУДД на 112 точках - перекрестках и развязках -  около 1 миллиарда. Такое количество взято потому, что иначе система не будет работать эффективно. Согласно зарубежным исследованиям, применение АСУДД увеличивает интенсивность движения на 25 - 30 процентов.

Сегодня в Казани появились полосы для общественного транспорта. А так как приоритет отдается именно ему, то он будет обеспечен не только отдельной полосой движения, но и системой управления. Адаптивная система управления дорожным движением с приоритетом общественного транспорта существует, есть проектное решение. Я надеюсь, что к 2013 году система заработает и в Казани. Конечно, для ее эффективной работы необходимо достроить и развязки, и пешеходные переходы. Если я не ошибаюсь, сейчас идет строительство шести развязок и пяти пешеходных переходов, на двух участках дороги идет реконструкция. Конечно, во время строительства проблема на дорогах еще более осложнилась.

Помните, после празднования 1000-летия Казани обстановка на дорогах на некоторое время стабилизировалась, а затем проблема вернулась. Так может случиться и после 2013 года, если не решить проблему кардинально, например, вынести за пределы города «точки притяжения» людей, организовать на въезде в город автостоянки. Это непопулярная мера, но проблему как-то решать надо.

- Из уст чиновников, в частности вашего шефа - генерала Сафарова, часто звучат призывы к водителям пересесть на общественный транспорт. Не считаете ли вы, что чиновники не словом, а личным примером должны отстаивать свою точку зрения (Ишмуратов Никита Валерьевич)

- За счет использования личного транспорта мы экономим свое рабочее время. Конечно, можно пересесть в общественный транспорт, но функции, задачи и ответственность у нас другие…

У меня в 6 часов утра - планерка, домой я возвращаюсь часов в 9 - 10 вечера. В это время дорога свободна! И когда мне говорят, что в час «пик» на Оренбургском тракте «пробка», я даю простые рекомендации - утром выезжайте раньше, а вечером позже...

Мы провели исследования, которые показали, что в салонах 87 процентов легковых автомобилей находится один-два человека. Каждый сам себя везет. Мы не против, пусть хоть все 100 процентов ездят по одному! Но сегодня интенсивность движения на улицах превышает проектную более чем в три раза.

Надо учитывать, что Казань - город старой застройки, улицы расширить можно не везде, а если учесть стройки, стоящие вдоль обочины машины… Чудес не бывает - по Казани ездить будет сложно. Но ведь что-то должно ездить! Я поддерживаю позицию казанских властей о приоритете движения общественного транспорта. Человек должен быть уверен, что на общественном транспорте он вовремя доедет до нужного места и может рассчитать свое время. Служебный транспорт используют в основном те, кому требуется в рабочее время перемещаться. А ведь есть много людей, которые используют личный транспорт только для того, чтобы приехать на работу, а потом уехать домой. В этом случае общественный транспорт выгоднее - и дешевле, и не надо думать, где свою машину припарковать… Но для этого общественный транспорт должен быть комфортным, а график его движения удобным. К этому надо стремиться - я сегодня другого выхода не вижу.

- Была попытка заставить студентов казанского университета приезжать на занятия к 7 утра. Чем это закончилось?

- Это было, когда был снег, когда у нас работал «Паркон». Любые такие решения имеют эффект. Все понимают, что до 7 утра и после 10 вечера ездить легче.  Во многих городах и странах такое практикуется. Студенты, чьи функции не связаны с деятельностью других ведомств, могут приехать на занятия и в 8 и в 7 утра. Все подобные меры не новы и имеют право на жизнь.

24 - 25 ИЮНЯ РЕКОМЕНДУЮ НА ЛИЧНОМ ТРАНСПОРТЕПО ГОРОДУ НЕ ЕЗДИТЬ

- 24 - 25 июня Казань посетит президент РФ. Какие ограничения движения транспорта планируются на это время?

 - По общественному транспорту ограничений не будет. Для грузового транспорта ограничения будут, для легкового - непосредственно при проезде. Обращаясь через вашу газету, рекомендую на личном транспорте по городу, по возможности, не ездить. Практика показывает, что во время проведения серьезных мероприятий, автомобилей в городе мало - люди понимают, что не надо создавать лишнюю проблему. Я хочу поблагодарить казанцев за понимание - это существенно облегчает нам работу.

Мы уже давно стараемся минимизировать издержки, которые затрагивают автовладельцев. Вспомните 90-е годы, когда для обеспечения проезда улицу перекрывали за час… Сегодня и требования первых лиц, и наша позиция - ограничение движения должно быть минимальным. В то же время, безопасность мы обеспечить обязаны.

- Когда же сотрудники ГАИ начнут штрафовать не только за остановку и стоянку на полосе, предназначенной для движения общественного транспорта, но и за движение по ней? (Хайруллин И.И.)

- С 10 июня началась видеофиксация выезда на выделенную полосу движения общественного транспорта. Сначала будет работать только один прибор, затем постепенно  будем добавлять. Мы не хотим, чтобы было зафиксировано сразу много нарушений, но водители должны себя приучать соблюдать выделенные полосы движения. 

Люди возмущались, но всю осень у нас работал всего один (!) «Паркон». Зимой, когда ситуация на дорогах из-за снега усложнилась, «Парконов» стало больше. И в ситуации с видеофиксацией выезда на выделенную полосу поступим так же - количество приборов доведем до шести и проанализируем количество нарушений. Если нарушений будет много - водители получат от нас информацию…

- Какое наказание предусмотрено водителю автобуса за выезд за свою полосу? (Аксенов)

- Мы этот вопрос тоже задавали - мера наказания не предусмотрена. Но если их полоса будет свободна, они вряд ли будут с нее съезжать. Если же такие факты будут, форму наказания найти можно. 

НЕКОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО МЫ, ЯКОБЫ, ТВОРИМ БЕСПРЕДЕЛ

- Скажите, легко ли быть родственником президента РТ? Возникают ли у вас в связи с этим какие-либо дополнительные обязательства, тяжело ли «держать планку»? Кстати, это вопрос от читателя Миннеханова М. Д., практически вашего однофамильца.

- Мне легко ответить на этот вопрос, потому что руководителем ГИБДД я стал в то время, когда мой брат не был президентом. К сожалению, некоторые считают, что легко работать, если у тебя брат премьер или президент…

В ГИБДД я пришел в 1992 году заместителем руководителя, потом стал руководителем. В то время мой брат был на обычной исполнительной должности в Арском районе, так что на мои «возможности» это ни как не могло повлиять. В 90-е годы мы вместе с моим начальником Усмановым начали работу по информатизации и техническому оснащению службы, системной работе с детьми, началось становление системы техосмотра. То есть система безопасности была заложена в 90-х годах, дальше она только совершенствовалась.

А когда мой брат стал министром финансов, честно говоря, работать мне стало сложнее, потому что у него подход был такой - почему тебе можно, а другим  нельзя?.. 

По отношению к безопасности граждан наша республика всегда выделялась среди других субъектов Российской Федерации. И государственная политика в этом вопросе была заложена при Минтимере Шариповиче Шаймиеве. В республике действует указ президента РТ №610 по безопасности дорожного движения, аналогов которого нет в других регионах России. Политика безопасности была и есть однозначная, единая, ее цель - обезопасить наших граждан.

…Некоторые кадровые вопросы, связанные с фамилией, наверное, где-то имели минусы, где-то - плюсы. Если раньше действия ГИБДД все воспринимали как нечто естественное, то теперь некоторые говорят, что мы, якобы, творим «беспредел», раз брат - президент…

- А вы обижаетесь на это?

- Я обижаюсь, потому что мы работаем в рамках правого поля, работаем для того, чтобы обезопасить жизнь наших граждан. А нас некоторые обвиняют в «беспределе» из-за того, что у меня брат президент… Во-первых, я не хочу, чтобы в таком ракурсе видели моего брата. У нашей работы есть конкретный результат - сохраненные жизни граждан, и в этом есть и заслуга президента.

Хотя я, конечно, понимаю, раз мы привлекли к ответственности за нарушение ПДД около четырех миллионов людей, кто нас будет любить? Но это наша работа! Но ведь можно не нарушать.

МЫ РАБОТАЕМ РАДИ ДЕТЕЙ, ПОЭТОМУ НЕ МОГУ НЕ ПОХВАЛИТЬСЯ…

- Рифкат Нургалиевич, какова ситуация с детским травматизмом на дорогах?

- Я бы хотел сообщить одну любопытную информацию. Хочу порадовать всех ваших читателей - наша команда ЮИД в командном и индивидуальном зачете в очередной - третий! - раз подряд победила на конкурсе «Безопасное колесо России». По условиям соревнований переходящий кубок остается у той команды, которая победит три раза подряд. Татарстан - единственный субъект России, где этот кубок останется.

В прошлом году наша команда победила в Европе, представляя Россию, и в этом году нам тоже дано право принять участие в европейском соревновании в Париже.

Мы ежегодно проводим республиканский конкурс - каждый район представляет свою команду, а то и две-три команды сразу. Существует целая система соревнований - район, город, республика. Определяются сильнейшие, которые и представляют Татарстан на всероссийском конкурсе. Конечно, хотелось бы, чтобы участников было еще больше. Сейчас готовим детей к автомногоборью в Анапе, где мы тоже из года в год - первые. В прошлом году выставили две команды, которые заняли первое и второе места.

Мы работаем ради детей, поэтому не могу не похвалиться… К тому же, победа наших команд - это своего рода реклама для остальных детей, которые, увидев это по телевизору, тоже захотят принимать участие. У нас победители предыдущих соревнований сегодня выступают уже в роли инструкторов. С детьми у нас проводится системная работа. Уже на протяжении нескольких лет первые места в России мы никому не отдаем. А по-другому мы не можем!

- И как влияют успехи команды юных инспекторов дорожного движения на статистику детских нарушений ПДД и их травматизма на дорогах?

- Если 10 лет назад по вине детей происходило каждое второе ДТП, то сегодня - 27 - 28 процентов.

- У нас в республике дети часто гибнут на дороге?

- За 5 месяцев 2010 года у нас погибло 11 детей, в этом году - 4, из которых трое - в январе. Во всех случаях дети находились без детских удерживающих устройств. Здесь вины детей нет - виноваты родители.

Окончание следует

Татьяна Завалишина
Фото и видео Максима Тимофеева