В КОНЦЕ ИЮНЯ ТУРОПЕРАТОРЫ СОБИРАЮТСЯ СОКРАТИТЬ ЧИСЛО ЧАРТЕРНЫХ РЕЙСОВ НА ПОПУЛЯРНЫЕ КУРОРТЫ 

Драматические события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, землетрясения в Японии и акулы в Египте существенно повлияли на перераспределение турпотоков из России. О том, как меняют свои предпочтения татарстанские туристы и о состоянии туристического рынка РТ в целом «БИЗНЕС Online» рассказал президент ассоциации туристских агентств РТ, гендиректор компании «Персона Грата» Рамиль Мифтахов. 

ПРОЩАЙ, ЕГИПЕТ? 

- Рамиль Зуфарович, расскажите об основных тенденциях туристического рынка 2011 года. Какие направления у казанцев наиболее популярны этим летом? Есть ли сюрпризы?  

- В этом году туристический рынок больше ориентирован на Европу. На рынке теперь представлено больше европейских курортов. К примеру, в прошлом году в Испанию было всего два прямых перелета, тогда как в 2011 в одну только Барселону отправляется уже три рейса. Также появились новые перелеты в Италию, на Кипр и греческий остров Кос. Увеличилось количество перелетов на Крит. Все это в совокупности говорит о том, что туроператоры в настоящее время ориентируются на более стабильные в политическом плане рынки. Одним из популярных направлений у казанцев по-прежнему остается Турция. Хорошие цены на туристический продукт в этом году представляет и Греция. Особую привлекательность этому направлению придает, к примеру, то, что многие отели предлагают бесплатное проживание несовершеннолетних в сопровождении родителей.

- Повлияла ли отмена виз в Турцию на туристический поток? Или это несущественно, ведь виза стоила всего 20 долларов? Увеличилось ли количество путевок в Турцию? Если да, то на сколько процентов?

- Отмена виз никак не повлияла на туристический поток, поскольку сумма визового сбора была несущественной. 

- Как повлияли на перераспределение турпотоков политические митинги в Северной Африке и на Ближнем Востоке, землетрясение в Японии, акулы в Египте? 

- Естественно, все выше упомянутые события повлияли на распределение турпотоков, развернули их больше в европейскую сторону. Те туристы, которые раньше предпочитали отдыхать в Египте, полетели в Турцию. Здесь наблюдается достаточно серьезная глубина продаж, более двух недель. 

АВИАРЕЙСЫ НЕ ДОБИРАЮТ ТУРИСТОВ 

- Отразились ли эти негативные явления на организации туристической деятельности, в частности на стоимости путевок? Почему, например, цены на отдых в Турцию поднялись на 15 процентов?

- Если говорить о стоимости, явная тенденция роста прослеживается только на турецком направлении. Это связано с экономической ситуацией в стране и с удорожанием турпродукта, что в совокупности и привело к повышению стоимости путевок. На европейском рынке такого повышения цен нет, только повысился топливный сбор в связи с удорожанием топлива для авиаперевозчиков.

 - А как эта ситуация повлияла на авиарейсы? Какие из них отменили, а какие нет? Ожидается ли введение каких-либо новых туристических чартеров кроме Турции, Египта, Таиланда из Казани?

 - В этом году федеральными туроператорами было заявлено очень много рейсов, на которые, однако, не набралось достаточное количество туристов. Поэтому в конце мая некоторые туроператоры были вынуждены уменьшить их количество, прежде всего на турецком направлении. Я думаю, эта тенденция сохранится. Скорее всего, в конце июня мы увидим новое сокращение рейсов на нашем рынке.

Что касается новых направлений, появились прямые рейсы из Казани на Кипр, на острова Кос и Майорка.

ОТДЕЛЬНЫЕ «ИГРОКИ» ТУРРЫНКА ВЕДУТ СЕБЯ НЕККОРРЕКТНО

- Рамиль Зуфарович, а как бы вы в целом могли охарактеризовать нынешнее состояние туристической сферы? Все вышеупомянутые факторы, безусловно, не добавили стабильности этой отрасли. 

 - Да, несомненно, это так. Но,  к сожалению, проблемы туристического рынка обусловлены не только внешними, но и внутренними факторами. Я говорю, прежде всего, о несовершенном законодательном регулированием туристической отрасли и, как результат - некорректном поведении отдельных «игроков» туристического рынка. Речь идет как об агентствах, так и об операторах.

- Однако, несмотря ни на что, отдыхать людям по-прежнему хочется, ведь начался сезон летних отпусков Что делать? Как организовать себе отдых так, чтобы все сложилось хорошо?

 - Смотрите, ситуация сложилась такая. В 2007 году были отменены лицензии на турагентскую деятельность, и как бы положительно не расценивали данную ситуацию отдельные вчерашние выпускники вузов, которым папы, мамы, мужья и прочие родственники помогли открыть «турфирму» - настаиваю на в кавычках - в целом, отмена лицензирования крайне негативно сказалась на качестве работы туристических агентств.

 Судите сами, чем может «взять» потребителя продавец, не имеющий эксклюзивного товара, не имеющий опыта работы и долговременных, зачастую уже дружеских, отношений с поставщиками услуг? Думаете сервисом и качеством? Согласен, но качеству откуда взяться, простите?  В туристическом бизнесе качество и сервис – это не только улыбка и чашка кофе каждому, кто заглянул на «огонек». Агентство, в первую очередь, должно суметь предложить клиенту именно то, что он хочет, а клиент, в итоге, получить именно то, за что он заплатил. Хорошее агентство – то, про которое вспоминают только вернувшись с отдыха, чтобы поблагодарить, а иногда и позже – при необходимости спланировать новое путешествие!

«НОВЫЕ АГЕНТСТВА С БОЕМ ОТВОЕВЫВАЮТ ТУРИСТОВ»

 - Как же тогда новым агентствам удается оттянуть на себя клиентов, увести их у «акул» туристического бизнеса?

 - Ответ напрашивается один – только демпингом! В Казани огромное количество туристических агентств, а количество выезжающих за рубеж не так уж велико. Новые агентства вынуждены буквально с боем отвоевывать туристов, в лучшем случае, вкладывая деньги в агрессивную рекламу (если у них есть на это средства), делая громкие заявления. В худшем – предлагая нереальные скидки. Потребителю крайне сложно разобраться в том обилии информации, которое ему преподносят. Я считаю, доверять можно только фактам – их всегда можно проверить. Посмотрите на год основания турфирмы. Посмотрите рейтинги, которые публикуются, например, в деловой прессе. Видно, кто реально занимает лидирующие места на рынке туристических услуг Казани, кто работает «в белую».

 - Скажите, Рамиль Зуфарович,  а как-то можно избежать переплаты, сделать так, чтобы цепочка по организации услуг максимально сократилась? Чтобы был один надежный поставщик услуг?

 - Нужно понимать, что агентство обязано иметь поставщика услуг, и это не просто посредник, которому вы переплачиваете, наоборот! Это тот, кто формирует тур (заказывает чартер, имеет прямые контракты с отелями, принимающую компанию на месте отдыха).  Например, бронировать отель в Турции напрямую клиенту абсолютно невыгодно. Ему никто не даст такую цену за номер, какой добивается туроператор, имеющий колоссальные объемы туристов, обеспечивающий полную загрузку  отеля в течение сезона. Индивидуальные туры нужно делать на тех направлениях, куда не летает чартер. Но это тоже работа не для агентства-новичка, там масса нюансов! Этим должна заниматься компания, имеющая длительный опыт работы по индивидуальным турам, более того, имеющая право называться туроператором.

ТУРАГЕНТ ОТ ИМЕНИ ТУРОПЕРАТОРА

 - Рамиль Зуфарович, а как же можно проверить, кто может называться туроператором, а кто нет? Эта информация доступна потребителю?

 - Это очень просто. Взамен лицензированию ввели финансовые гарантии. Те, кто их имеет, состоит в реестре туроператоров - найти его очень просто.  А те, кто заявляет, что работает с иностранными партнерами, бронирует все гостиницы напрямую - либо лукавит, либо действует вне рамок закона. Понимаете?

 - Да, теперь более ли менее понятно. Но возникает вопрос. Первое – почему туроператоры сами не заинтересованы в том, чтобы отсеивать недобросовестных продавцов своих услуг? И второе – проблемы, возникающие в случае краха крупного туроператора настолько масштабны, что, на мой взгляд, требуют каких-то мер на уровне  государства, каких-то новых нормативных актов. Как с этим обстоят дела? Есть какие-то подвижки?

 - Вы совершенно правы. Процесс идет. К сожалению, медленнее, чем нам бы хотелось, но в целом мы движемся по пути более отрегулированного и цивилизованного европейского рынка, перенимаем их опыт. Так, в мае 2011 года на рассмотрение Госдумы РФ внесен проект поправок в закон «Об основах туристской деятельности». Одним из его важнейших положений является введение принципа работы турагента от имени и по поручению туроператора. Ассоциация туристских агентств РТ (АТАРТ) придерживается мнения, что данная форма взаимодействия турагента и туроператора благоприятным образом будет способствовать структурированию, консолидации и повышению стабильности всего туристического рынка РФ. Этот успешно функционирующий в Европе принцип приведет к сокращению числа непрофессиональных ненадежных компаний, а соответственно «обелению» рынка; повышению надежности деятельности туроператора и турагента; урегулированию отношений туроператора и турагента посредством разграничения их обязательств; сокращению необоснованных скидок, предоставляемых мелкими турагентствами. АТАРТ, регулярно занимаясь разработкой предложений по улучшению туристической деятельности, выступила в поддержку данного законопроекта и обратилась с официальным письмом к инициаторам и авторам проекта поправок - председателю комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы ФС РФ Евгению Федорову и его заместителю – депутату Госдумы Владимиру Головневу.

ЗА БОРТОМ – ТЕ, КТО ВАРИТСЯ В СОБСТВЕННОМ СОКУ

 - Раз вы затронули инициативу ассоциации, то не могли бы поподробнее рассказать о ее деятельности? Чем АТАРТ помогает туристическим компаниям республики? Некоторые ваши коллеги считают, что помощи от вас иногда не дождешься?

 - Делать подобные заявления могут лишь недавно появившиеся турфирмы, которые не имеют понимания того, как в принципе функционирует туристическая отрасль и каким образом осуществляется взаимодействие туристических агентств РТ. Конечно, конкуренция – неотъемлемый элемент рынка, однако компаниям, входящим в ассоциацию, не чужды и партнерские отношения. Именно поэтому АТАРТ, в целом представляя туристический сегмент республики Татарстан на общероссийском и международном уровне, выступает защитником интересов всех агентств РТ. Ассоциация выносит предложения по улучшению функционирования туристической деятельности республики и участвует в разработке законопроектов. Информационная поддержка – еще одно направление деятельности ассоциации.

Мы работаем как с юридическими, так и с физическими лицами. Так, ассоциация выступает в казанских судах в качестве эксперта в той или иной ситуации, разъясняет права и обязанности клиентов и агентств, оказывает всестороннюю юридическую консультацию. К примеру, к нам поступало большое количество обращений от граждан и агентств во время нападения акул на туристов в Египте. Мы также активно работаем на продвижение туристического потенциала республики и развитие туризма в целом.

 Ассоциация ведет постоянную работу с музеем-заповедником «Казанский Кремль» (к примеру, в области ценовой политики, по вопросам использования изображений Казанского Кремля на сувенирной продукции), с республиканским фондом возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан (по вопросам реставрации острова-града Свияжск и древнего города Болгар), общественной палатой РТ (в области разработки программы по развитию туризма 2012 - 2016). АТАРТ также входит в экспертный совет по созданию и развитию туристско-оздоровительного парка «Камские Поляны». Следуя одной из основных своих задач – привлечению туристических потоков в Казань и республику Татарстан – АТАРТ регулярно участвует в международных выставках и, что особенно важно, привлекает к участию турагентства Татарстана.

Как вы можете заметить, работа ассоциации ведется по разнообразным направлениям, и, могу вас заверить, ни одно заинтересованное в совместной работе, юридической консультации или поддержке лицо не остается без внимания. За бортом остаются лишь те, кто работает обособленно, так сказать «варится в собственном соку».

Надежда Замалиева 

Цены на туры из Казани (июнь)

Направление

Количество ночей

Звездность отеля

Питание

Размещение

Цена

Турция

8

5

AI

DBL

1674$

Египет

10

5

AI

DBL

2054$

Греция

10

5

BB

DBL

1712 евро

Кипр

10

5

BB

DBL

1290 евро

Испания

11

5

BB

DBL

2530 евро

Тайланд

11

5

BB

DBL

2432$

Италия

7

5

BB

DBL

2100 евро