Хочешь — не хочешь, а придётся посвятить сегодня наши рассуждения чёрному PR. Чёрный PR — это как политика, про которую говорят, что если ты ей не занимаешься, то она сама займётся тобой. Чёрный PR приходит сам, не спрашивая разрешения, дёргает за нервы, отнимает деньги и будущее. Это как болезнь, как гриппозный вирус. Чтобы спрятаться от него, надо предохраняться. Кто умеет — тот не болеет. Вирус надо знать в лицо и сейчас же принимать меры.

Под именем PR — то есть public relations, связями с общественностью — прячутся вещи очень различные. Иногда PR называют "косвенной рекламой", но это слишком однобоко. В своём изначальном, лучшем варианте, это, действительно, установление связей некоего субъекта с общественностью — и не просто связей, а создание взаимного доверия, уверенности друг в друге, — разъяснение позиции по каким-то вопросам, показ публике реального состояния дел, рассказ о планах и тому подобное. Одним словом — правда. Не вся, конечно, только выгодная её часть, — но это грех простительный: ему и каждый отдельный человек подвержен. Вспоминая надкушенное яблоко, скажем, что Apple являет собой образец PR-деятельности, то есть создания атмосферы не то что доверия, а любви и фанатизма со стороны пользователей к фирме. Многомиллионная армия фанатов по всему миру — это привилегия эстрадных артистов и рок-групп, серьёзные компании редко этим занимаются, да и мало кто на такое способен. Не случайно же Джобса называют "гением маркетинга".

PR — то есть создание атмосферы взаимного доверия между фирмой и потребителями — это как раз то, что делает сейчас "Татфондбанк" и другие жертвы информационной атаки, которую пока неизвестно кто провёл — но уже понятно, с какой целью.

Акции, подобные той, что были направлены против Татфондбанка и многих других банков, в наших краях называются чёрным пиаром. Выражение это специфически российское, американцы его не знают, хотя родина черного пиара — конечно же, США. Почитайте Марка Твена — "Как меня выбирали в губернаторы" или "Дух теннесийской печати". "Чёрный пиар" — это, разумеется, совсем не Public Relations. Просто так уж по привычке называется. Это как раз противоположное. Это не установление, а разрушение связей между субъектом и общественностью, сеяние недоверия, подозрительности, неуверенности, разрушение групп поклонников фирмы (если они есть).

Чёрный пиар — это, собственно, спецоперация, направленная на формирование отрицательного общественного мнения. Если здесь и есть связи с общественностью — так разве что с той конторой, которая операцию проводит. Хотя я и назвал родиной чёрного пиара США, но, в принципе, он существовал всегда; необходимость мазать чёрной краской врага или соперника возникла в незапамятные времена. Но современные его методы были разработаны в Америке.

Иногда чёрный PR бывает поистине грандиозным, в операцию вовлекается весь мир; но это уже обычно политика.

Масштаб операции против Татфондбанка выясняется только теперь. Точнее, становится понятным, что Татфондбанк — лишь одна из жертв операции, настоящая цель которой — финансовая система всей России.

Издательский дом "Провинция", известный тем, что печатает любые материалы — лишь бы платили, — 21-22 октября опубликовал статью за подписью некоего Валерия Кузовлёва под названием "Государство не гарантирует" (вклады в банках, разумеется) аж в 20 регионах. Вот список:

21 октября:
1. "Репортер" (Пенза)
2. "Янтарный караван" (Калининград)
3. "Курьер Беломорья" (Архангельск)
4. "Хронометр" (Иваново)
5. "Курьеръ" (Псков)
6. "Проспект" (Нижний Новгород)
7. "Провинциальный репортер" (Липецк)
8. "Никольское кольцо" (Смоленск)
9. "Хронометр" (Астрахань)
10. "Краснодарский курьеръ" (Краснодар)
11. "Тамбовский меридиан" (Тамбов)

22 октября:
1. "Хронометр" (Владимир)
2. "Синегорье" (Челябинск)
3. "Десница" (Брянск)
4. "Ямская слобода" (Тюмень)
5. "Волховъ" (Великий Новгород)
6. "Яикъ" (Оренбург)
7. "Газета Дона" (Ростов-на-Дону)
8. "Саратовский Арбат" (Саратов)
9. "Томь" (Кемерово)

Вот это масштаб! От великого Новгорода до Тюмени, от Архангельска до Астрахани. Татарстана в списке нет, потому что Татфондбанк, как один из самых надёжных банков в России, подвергся удару тяжёлой артиллерии — по нему выпустила залп газета "Коммерсантъ". Плюс, естественно, SMS, интернет, распускание слухов и тому подобное.
Я привёл этот список только потому, что на нашем портале его ещё нет. Список этот, несомненно, будет украшением коллекции чёрных технологий, которые, судя по статье "Государство не гарантирует", направлены против российской финансовой системы вообще и предназначены для разрушения российских банков.

Но это — тема для другой рубрики, а мы в связи с этим зададимся вот каким вопросом: а как скажется нынешний кризис на рынке рекламы и PR?

На рынке рекламы он скажется отрицательно. В лучшие времена рекламные бюджеты компаний очень раздуты, и когда дела идут под гору, их режут в первую очередь. А вот с PR ситуация обратная, потому что искусство установления связей с общественностью, будучи гораздо дешевле рекламы, — это единственный возможный метод борьбы с разнообразными чёрными технологиями, для которых любой кризис — благодатная питательная среда, как для микробов — больной организм.

И умные руководители — прежде всего в финансовой сфере, наиболее сильно зависящей от общественного мнения, — это понимают. Вот, например, Комиссия по ценным бумагам и биржам США переманила к себе ответственного за корпоративные коммуникации и вице-президента компании AOL Эндрью Вайштейна, и директора политической консалтинговой компании Clark&Weinstock Эрика Хотмайера. Российские банки тоже не отстают: недавно "Банк Москвы", целый год не имевший штатного пиарщика, объявил о назначении Натальи Докучаевой директором центра общественных связей. У "Банка Москвы" проблем пока вроде не замечено, но соломку всегда лучше подстелить заранее.

А вот аналогичных сообщений из наших банков я что-то не слышал. Вероятно, у нас, как всегда, всё хорошо. Ну, пока гром не грянет…