Опрос недели: А вы завидуете украинской демократии и честным выборам?
Все последние недели россияне с интересом наблюдали за президентскими выборами на Украине, закончившимися победой Владимира Зеленского, с их демократическими процедурами, дебатами и пр. Можно ли России поучиться у соседей в части проведения выборных кампаний? И может ли главой российского государства стать юморист? «БИЗНЕС Online» отвечают Михаил Делягин, Максим Калашников, Рафаэль Хакимов и другие.
Алексей Мухин политолог— Когда вместо убийцы избрали клоуна, есть, конечно, чему позавидовать. Человеку, который развязал и поддерживал гражданскую войну, на смену пришел человек без опыта управления чем бы то ни было. Чему завидовать-то?! Плакать надо!
А что там удивительного было? Обычная стандартная избирательная кампания, причем с надрывом, чтобы победил не политик и управленец (их было достаточно много в обойме), а человек, еще раз говорю, без опыта управления. Это все равно что в хороший массивный грузовик сажать человека с велосипедными правами. Он, конечно, какое-то время будет ехать, но даже страшно себе представить, что произойдет потом. Мировой антиистеблишментный тренд, который приводит к власти людей, далеких от политики, — это признак не здоровья, а болезни гражданского общества. Элиты не исполняют своих обязательств, истеблишмент стал импотентен в политическом смысле. Поэтому пытаются прорваться на эту площадку молодые харизматичные и пышущие политическим тестостероном особи. Но данный процесс делает процессы государственного регулирования малоуправляемыми — и это страшно.
Украина — это не образец, к которому должна присматриваться Россия. Наоборот, она упорно идет на грабли, разложенные прямо перед ней. Не дай бог дожить до времен, когда президентом РФ станет комик. Хотя лично Мише Галустяну привет и большие симпатии.
Михаил Делягин директор Института проблем глобализации— Я за многими вещами наблюдаю с интересом, но это не значит, что завидую им. Я с интересом наблюдаю в зоопарке за животными в клетке, но им не завидую. Демократические процедуры и демократия — это совершенно разные вещи. Можно вспомнить, что, когда Янукович победил на своих выборах, за него проголосовали чуть больше 15 миллионов человек — это была чуть ли не половина от числа избирателей. Когда за Зеленского проголосовали 13 с чем-то миллионов человек — это было почти три четверти избирателей. Вот демократические процессы, которые ведут к катастрофе. Можно их называть демократией, можно называть как угодно, но завидовать самоубийству общества как-то не хочется. И потом здесь достаточно много приезжающих на заработки, я с ними общаюсь, вы знаете, это социальная катастрофа в стиле середины 90-х годов. И дело не в войне, которую они развязали, а в том, как они живут и как резко провалился их уровень жизни.
Дебаты — это хорошо, но меня поразило полное отсутствие содержательной повестки на них. Это перекидывание фекалиями и клоунада. Меня удивило, что Порошенко выглядел очень хорошо, то есть это, наверное, первый и последний раз, когда он вел себя достойно на дебатах, по крайней мере лично. Но у нас много людей, которые с удовольствием ходят в цирк и даже не прочь в нем пожить. Много разных людей. Это хорошо, тем не менее дебаты должны быть содержательными. Они необходимы. Но перекидывание грязью… с точки зрения шоу — отлично. С точки зрения общественного здоровья увидеть, что президент такой же, как и ты... это возвышает каждого в его собственных глазах. Но это не то, ради чего данный жанр создавался. Намного честнее, если мы не можем по каким-то причинам провести содержательные дебаты, не заниматься выхолащиванием жанра. У нас уже был один комик, который стал главой Алтайского края. И для региона, и для этого человека это была катастрофа. Сейчас Украина получила плохого президента и потеряла артиста, а мы точно так же тогда утратили великого артиста и получили плохого губернатора.
Михаил Скоблионок предприниматель, президент еврейской национально-культурной автономии РТ— Конечно, я завидую, как же, еврей пришел к власти, как мне не завидовать?! Украиной управляют евреи, у них сейчас президент — еврей, председатель Верховной рады — еврей, оказывается, и Порошенко — еврей. Я не знал, позвонил своим друзьям на Украину, оказалось, что у Порошенко мать — еврейка, так что они мне говорят: «У нас один еврей на другого меняется. Что поменяется? Ничего». Вот так отвечают сами украинские евреи.
России нужно поучиться у Украины, как честно проводить выборы. Это единственное, чему можно поучиться у Незалежной. Я могу любить их правителей, могу не любить, как угодно относиться, но я вижу, что там честно провели выборы — не делали подтасовок, все четко.
Максим Калашников писатель-футуролог— Я не завидую, потому что прекрасно понимаю, что на Украине, которая находится в состоянии странной войны, достаточно затратной, ничего кардинально поправить нельзя. Но там вся логика событий толкает к тому, что Зеленский не сможет достичь роста экономики и ему нужно начать резню старой элиты: показательные конфискации, посадки, смещение с должностей, естественно, в интересах меньшинства. Народ же простоватый, все примет за чистую монету. Это неизбежно будет на Украине. Зеленский не хочет потерять популярность в этом проекте, не желает, чтобы он накрылся.
Безусловно, на фоне происходящего на Украине «элита» российская выглядит аналогом закостеневших маразматичных членов Политбюро ЦК КПСС. Все же Зеленский нанес сильнейший удар. Это уже второй удар после того, как они сумели разрушить план Новороссии, отчего кровью сердце обливается. Они сумели одержать моральную победу над Российской Федерацией в 2014 году, а сейчас новая победа. Дело в том, что Зеленский не комик, а сатирик. Ошибка в том, что его сравнивают с Галустяном, но давайте не сравнивать маляра и Микеланджело. Галустян — это шутки ниже пояса, никакой сатиры, а за Зеленским я давно слежу, давно понял, куда ветер дует. У Зеленского своя твердая философия, между прочим, он национал-либерал. У него есть свои принципы. В его комических антрепризах очень много инсайда и ума.
Рафаэль Хакимов директор Института истории АН РТ— Нет, я не завидую, посмотрим, кого они избрали еще. В части выборной кампании — это же известные во всем мире процедуры, можно учиться у Европы, Америки. Я всячески приветствую, что Украина идет демократическим путем, но сказать, что это самый лучший пример, не могу. У нас перед глазами Европа, там давно отработано это. У нас же все сходное: Украина и Россия одним путем идут и зависят от человека — комика или не комика, но того, кто именно возглавляет страну. Плюс общая обстановка — на Украине так сложилось, что любой альтернативщик уже имел преимущество, поэтому Зеленский и выиграл протестное голосование. Я боюсь, что именно оно все и определило. А так сказать, кто он такой, куда поведет, какая у него позиция, какая платформа, пока очень трудно.
Рафик Шайхутдинов вице-президент ассоциации предприятий МСБ РТ— Во-первых, в этих выборах есть выбор. Во-вторых, это пример мирной сменяемости власти. В-третьих, независимо от того, кто пришел к власти, какой кандидат победил, важно, что после выборов все прошло корректно, безо всяких судов, без угроз, без войны, без ничего. Нам надо учиться! Вот и все.
Рафаэль Халиуллов главный редактор журнала «Чаян»— Нет, конечно, чему завидовать-то?! Я завидую самому себе — тому, что работаю в «Чаяне». Поучиться всегда есть чему и у кого угодно. У нас юморист не сможет стать главой государства, потому что каждый должен заниматься своим делом. Хотя говорят, что Галустян напрягся и все эти Comedy Club якобы напряглись по данному поводу, но я считаю, что нет, это слишком серьезное дело.
Фото: «БИЗНЕС Online»; commons.wikimedia.org (CC BY-SA 4.0)
Фото на анонсе: ©Стрингер, РИА «Новости»
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 68
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.