«До нового урожая причин повышения цен на зерно я не вижу», — успокоил Марат Ахметов, комментируя последствия гибели озимых на 150 га в Татарстане. Он и депутат Госдумы Айрат Хайруллин заочно подискутировали, оценивая ущерб от весенних заморозков. Как Ахметов привычно выступал за страховку посевов, отчитался о субсидиях и вспоминал, что в его молодые годы на душу населения выпекалось до 1,5 кг хлеба в день, слушала корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Документально мы должны доказать, что действительно понесли убытки»
Главной темой обсуждения в кабмине на брифинге министра сельского хозяйства РТ Марата Ахметова предсказуемо стала ситуация с массовой гибелью озимых культур из-за засушливой осени и, как следствие, недостатка влаги, чтобы пережить весенние заморозки. О масштабах проблемы стало известно на субботнем совещании в конце апреля, но за полторы недели выяснилось, что посевы погибли еще на 30 тыс. гектаров.
«Мы ушли в зиму очень тревожно, но приход весны восстановил среднегодовой объем влаги в почве. Озимые создадут дополнительные затраты: осень была сухая, где-то мы не получали всходов, особенно в Предволжье, 7–8 районов. Всего по республике — 150 тысяч гектаров погибших площадей. Идет инвентаризация озимых полей в разрезе каждого хозяйства, каждого района, актирование, фотофиксация», — констатировал министр. «Мы рассчитываем на определенную поддержку в части возмещения понесенных затрат хотя бы на прошлогодние посевы: семян и дизтоплива. Это 1,5 миллиарда рублей, и нам придется такие же затраты еще раз нести, чтобы привести эти поля в порядок», — сказал он, отметив, что уже сделано немало, многие поля пересеяны. Впрочем, даже если пересеять все поля, такого хорошего результата, какой дают озимые, по оценке Ахметова, не будет — у культур, которые перенесли зимовку, потенциал урожайности изначально выше.
«Нам никто гарантий не дает, что эти убытки нам кто-то возместит, — признал министр. — Но без документального актирования этого состояния ни одно ведомство наши слезы рассматривать не будет. Документально мы должны доказать, что действительно понесли убытки». По словам Ахметова, актирование потерь заканчивается как раз сегодня — на оформление дали всего пять дней, а пострадавшие гектары, где производят подсев, вообще не рассматриваются. Документы нужны, чтобы получить субсидии из федерального центра.
Айрат Хайруллин не стал строить виды на урожай, мол, ситуация меняется быстро: «Сейчас пошли дожди – эхорошо. А к воскресенью температура вроде как должна подняться до 31 градуса тепла – это плохо»
потери в 1,5–2 миллиарда: «Это только стоимость солярки и семена!»
Однако, по оценкам зампредседателя комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ Айрата Хайруллина, ущерб от потери озимых куда больше. Он объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», из чего складывается его калькуляция. «Есть площади озимых, которые необходимо пересеивать. Есть площади озимых, которые пострадали, которые уже не дадут урожая. И общая площадь с учетом пострадавших полей составляет порядка 300 тысяч гектаров в Татарстане», — говорит депутат.
Если учитывать, что по озимым нормальная урожайность составляет 3–3,5 тонны с гектара, а сегодня тонна зерна стоит от 12 тыс. до 14 тыс. рублей за тонну, то получается, что сельхозпроизводитель нашей республики потерял за счет гибели озимых и за счет того, что они пострадали и не дадут урожая, порядка 9 млрд рублей, подсчитал Хайруллин.
«Считаю, потери составили всего 1,5–2 миллиарда рублей, это, знаете, только стоимость солярки, которая была потрачена на посев озимых, семена! Тут не учтены ни зарплаты, ни доходы, ничего абсолютно. То есть это очень усеченная форма расчета», — говорит наш собеседник. Спасти то, что погибло, уже не реально, считает Хайруллин, но еще можно вытянуть урожай-2019 в целом.
«Как можно раскопать человека на кладбище и реанимировать? Просто нужно уже сейчас принимать экстренные меры, быстрее пересевать эти площади, засевать, например… Смотрите, все сроки ячменя прошли, кто успел — тот посеял. В течение нескольких дней можно посеять рапс, подсолнечник, яровую пшеницу, в течение пары дней можно засеять кукурузное зерно, хотя я бы не стал этого уже делать. Почему? Потому что не успеет созреть. Сроки уходят. Почему говорят „весенний день год кормит“? Потому что нет времени на раздумья, нет времени на отдых, надо работать круглосуточно. Это в городе люди отдыхали, а в деревнях еще не было ни одного выходного в этом году», — рассуждает депутат Госдумы.
Хайруллин не стал строить виды на урожай, мол, ситуация меняется очень быстро. «Например, сейчас пошли дожди — это хорошо. А к воскресенью температура вроде как должна подняться до 31 градуса тепла — это плохо. Поэтому прогнозы по урожаю делать рано, но он однозначно будет хуже, чем в прошлом году», — уверен Хайруллин.
Тем не менее Ахметов с оценками влиятельного думского политика о размерах ущерба от гибели озимых поспорил. «Пострадавший любит преувеличить свои потери. Методика подсчета ущерба не исходит из твоих надежд и планов, ожидаемой прибыли, а с твоими реальными тратами: сколько ты потратил, зарплаты, амортизация и так далее. А он имел в виду, что если бы все осталось живо, если бы удачные условия были, то мы бы могли взять тут продукции на 9 миллиардов», — объяснил министр, отвечая на вопрос одного из журналистов.
Министерство сельского хозяйства РТ в этом году рекомендовало страховать посевы
«Моя доля в стоимости хлеба — ЦЕНА муки — всего лишь 15–20 ПРОЦЕНТОВ»
Что привело к столь плачевной ситуации — причуды погоды и ошибки аграриев? На вопрос «БИЗНЕС Online» министр ответил предельно аккуратно, не обвиняя никого конкретно, но констатировал, что там, где соблюдались все технологии, потери тоже фиксировались, но повальной гибели посевов не было.
«Там, где поля еще летом могли сохранить влагу, получить ранние всходы, которые сумели распуститься и подготовиться к зимовке, они выжили лучше. Где технология полностью обеспечена денежными ресурсами, там озимые вызрели лучше. Это касается Заинского, Сармановского, Тукаевского, Мензелинского и Азнакаевского района. Инвестором там преимущественно работает „Агросила“, у них уровень технологии очень высокая и они полностью обеспечены оборотами», — рассказал он.
Впрочем, министр обнадежил, что рядовые жители Татарстана эту сельхозтрагедию не почувствуют: цены на зерно и муку не вырастут. «Что случилось — то случилось, до нового урожая причин повышения цен на хлеб я не вижу. Хотя все задают этот вопрос мне. Доля в стоимости хлеба — цена муки — всего лишь 15–20 процентов. Все остальные 80 процентов формируется по другим причинам, — заверил он. — Год за годом потребление хлеба падает. Я помню свои молодые годы, тогда на душу населения выпекалось до 1,5 килограмма хлеба, а сейчас потребляют 250 граммов в день. Предприятия, которые загружались в прошлые десятилетия, конечно, загружены под 30–40 процентов. Это тоже влияет на себестоимость. Так что погибшие площади никакого влияния на данном этапе на стоимость хлеба не оказывают».
Министерство в этом году рекомендовало страховать посевы. «За последние годы эта работа была запущена из-за нецелесообразности для сельхозпроизводителей, потому что возмещение было получить практически невозможно. Сейчас за счет изменений появилось многообразие вариантов, и ты можешь в любой неблагоприятный год на что-либо рассчитывать. Мы сейчас работаем с четырьмя компаниями, и минсельхоз России стимулирует застрахованные площади дополнительными субсидиями. Доля уплаты собственного взноса составляет 10 процентов от суммы страхования, 90 процентов выплат принимает на себя бюджет», — рассказал Ахметов.
Ахметов обнадежил, что рядовые жители Татарстана эту сельхозтрагедию не почувствуют: цены на зерно и муку не вырастут
Затраты на посевную оцениваются в 25 млрд рублей
А текущая обстановка с посевными работами выглядит, исходя из слов Ахметова, достаточно оптимистично. Министр даже не стал называть отстающие районы, отметив только, что большинство районов уже завершает посев, особенно ранних культур, так что оснований относиться критически к посевной кампании нет. Сейчас поставлена задача максимально завершить основные работы к 10 мая, и для этого предусмотрены разнообразные субсидии.
«Ресурсами мы обеспечены. Затраты, правда, большие: посевные работы составляют 25 миллиардов рублей. Из них 11 миллиардов кредитных средств. В то же время в этом году мы достаточно серьезно поддержали аграриев и отдали им 5,5 миллиарда субсидий еще до начала весенне-полевых работ», — сказал Ахметов.
Он отметил, что были выданы и «молочные» субсидии: по итогам двух месяцев на каждый литр реализованного молока приходилось по 7 рублей субсидии (общая сумма выдана в размере 1,2 млрд рублей). Да и в целом в этом году молочный рынок чувствует себя чуть получше, закупочные цены колеблются в районе 24 рублей за литр, хотя в прошлом году были 18 рублей и ниже.
1,4 млрд рублей было выделено по республиканской программе «40/60» на возмещение затрат на покупку сельхозтехники (по ней субсидируется 40% затрат). Но, по словам министра, если бы эта программа была федерального масштаба, парк техники можно было бы обновлять не на 6–7 млрд рублей в год, а на все 10. «Технически республика обеспечена. Быть еще мощнее никому не помешает, но 158 лошадиных сил в расчете на 100 гектаров позволяют успешно провести и весенне-полевые работы, и кормозаготовки, и уборочную страду. Хотя задача стоит, чтобы Татарстан по энерговооруженности был одним из лучших субъектов в России, для чего нужно иметь 250 лошадиных сил на 100 гектаров», — объяснил он.
Всего на сегодня в Татарстане засеяно более половины площадей, или 900 тыс. га, что составляет 52% от плана
С заправкой тоже поддержка есть: «Татнефть» выделит 70 тыс. тонн льготного дизтоплива, по цене на 6 рублей за кг дешевле, чем на рынке. «Со второго полугодия, я думаю, мы начнем пользоваться и поддержкой ТАИФа. Это 140 тысяч тонн вместе взятые, порядка 800 миллионов рублей [экономии] получается», — подсчитал министр.
Всего на сегодня в Татарстане засеяно более половины площадей, или 900 тыс. га, что составляет 52% от плана. В том числе яровые зерновые посеяны на площади 604 тыс. га (62%), сахарная свекла — на 52 тыс. га (81%), масличные культуры — на 100 тыс. га (37%), овощи — на 420 га (20%). Картофель посажен на площади 187 гектаров.
В целом по незерновым культурам планируется выдерживать прошлогодние показатели. В частности, по овощам и картофелю, которые от засухи не зависят, так как сажаются на орошаемых территориях. Площади посева рапса и подсолнуха тоже сохраняются на уровне прошлого года. По косточковым работа идет активнее, по словам министра, внедряются новые подходы: эффективные сады, ягодно-овощные долины. Так что глава минсельхоза считает, что республика в ближайшие два-три года будет способна обеспечить себя фруктами и ягодами. А вот какие-то прогнозы по урожаю зерновых в этом сезоне Ахметов делать отказался. «Давайте я вам этот вопрос задам. Попробуйте не ошибиться!» — сказал он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 141
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.