Фото: Александр Шапунов

АКУСТИЧЕСКАЯ РАКОВИНА И ЗАКУЛИСЬЕ НА БОЛЬШОМ ЭКРАНЕ

В Альметьевск в очередной раз с программой Московского Пасхального фестиваля приехал симфонический оркестр Мариинского театра. Легендарный Валерий Гергиев дирижировал оркестром на сцене местного Дома культуры «Нефтьче». Праздник состоялся при поддержке ПАО «Татнефть». К слову, компания специально к приезду оркестра подготовила концертную площадку – на сцене ДК установили акустический короб. Этот шаг Гергиев отметил особенно. 

«Отрадно, что здесь акустические условия заметно улучшены усилиями и заботами руководства компании „Татнефть“. У нас очень хорошие отношения сложились. Сделан очень важный шаг: акустическая – не назовем ее коробкой – раковина, которая сохраняет звук, и он идет публике. Это серьезный шаг. Зал очень хороший, просто оркестры требуют особой акустической настройки, в данном плане, мне кажется, удачно работа проведена. Далеко не каждый регион идет на это. Могли бы, но не каждый субъект РФ думает, что это надо делать», – оценил маэстро.

Концерт длился больше часа, оркестр исполнил произведения Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Николай Римского-Корсакова, по традиции в программе были и работы западноевропейских композиторов. Звучали «Итальянская симфония» Феликса Мендельсона и увертюра к опере Рихарда Вагнера «Тангейзер». К слову, программа вечера была выстроена гармонично. Открылся концерт Московского Пасхального фестиваля как нельзя удачно с «Рассветом на Москва-реке» Мусоргского, а завершился не менее одухотворенно «Тангейзером». Порадовал Гергиев жителей Альметьевска и яркой, самобытной сюитой из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Помимо того, что «Татнефть» подготовила Дом культуры акустически, в зале к тому же установили экраны, на которых можно было видеть работу дирижера во время концерта. Обычно вся кухня – общение дирижера и музыкантов во время исполнения, знаки и мимика – скрыта от зрителей. В этот же раз камеры транслировали картинку со сцены и публика могла следить за работой маэстро.

Эмоциональность дирижера не скрылась от журналистов, которые поспешили узнать после концерта, что за знаки подает маэстро своим оркестрантам. «Я должен слышать вперед то, что играет оркестр. Профессия дирижера это подразумевает, мы тренируем свой слух десятилетиями. У меня 100 человек, которых надо вести вперед. Если нужно какого-то музыканта вдохновить на более яркую игру, я это сделаю, или, наоборот, кого-то успокоить, кому-то показать, чтобы он послушал. Они видят по глазам. Вообще, слышать – это первое достоинство музыканта. Мы иногда говорим, что политики не слышат друг друга, поэтому мировой политический оркестр сейчас очень сложный. У музыкантов, если они перестанут друг друга слышать, будет такая какофония, что публика разбежится. Поэтому у нас нет других вариантов, мы должны моментально находить эту гармонию», – рассказал Гергиев.

«В ТАТАРСТАНЕ ВСЕГДА ОСОБАЯ АТМОСФЕРА»

После концерта дирижеру преподнес подарок епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий – икону святителя Николая Чудотворца. Слова благодарности прозвучали и от компании «Татнефть». «Позвольте мне от имени всех нефтяников Татарстана, от жителей Альметьевска поблагодарить вас за замечательный вечер. Мы получили уникальную возможность вживую слышать музыкантов симфонического оркестра Мариинского театра. Это огромная радость для всех нас, чувства переполняют. Мы очень любим вас», – на этих словах зал поддержал первого заместителя гендиректора ПАО «Татнефть» Рустама Халимова овациями.

«Мало кто знает, что замысел Пасхального фестиваля родился в моей душе в 2001 году, когда я был в Казани первый раз в жизни. Я оказался вместе с Софией Асгатовной Губайдуллиной – замечательный композитор нашего времени, который достойно представляет музыкальные традиции и Татарстана, и России. Вот тогда мы и придумали фестиваль», – поделился секретом Гергиев в ответ на слова благодарности.

После концерта, несмотря на напряженный график, маэстро встретился с журналистами. Первым делом у него поинтересовались, как ему удается работать в таком темпе. В один день оркестр выступил в Набережных Челнах и Альметьевске, а на следующий день концерт уже должен был состояться в Самаре и так далее в течение двух недель.

«Сегодня далеко не самый сложный день, расстояние между Набережными Челнами и Альметьевском, я бы сказал, щадящее, – отметил Гергиев. – С тех пор как мы начали проводить этот фестиваль, количество друзей и поклонников Мариинского театра безмерно возросло, потому что мы прошли многие регионы, самые далекие. Например, выступая в Якутске или Хабаровске, Южно-Сахалинске, Калининграде и Мурманске, мы приобретали друзей, которых никогда бы не встретили, потому что не каждый может приехать в Санкт-Петербург или Москву. А мы приезжаем и привозим и огромный оркестр, и певцов, и солистов, и – самое главное – музыку великих композиторов». В прошлом году фестиваль охватил 69 городов России.

Мероприятие впервые провели в Москве в 2002 году. «Как-то думалось тогда о том, что надо музыкальный праздник проводить в такие особые дни, когда всех освещает какой-то особый приподнятый светлый дух, который я связываю с Пасхальными праздниками», – рассказал маэстро. При этом, по мнению дирижера, тематика фестиваля не обязывает укладывать концертную программу в строгие рамки. «Совершенно не надо стремиться в рамках Пасхального фестиваля выбирать тему, которая непосредственно связана с каким-то событием, следовать календарю, играть определенную музыку только в данные дни недели, а потом переходить к другой. Это совершенно не способствует благородному и естественному расширению пространства классической музыки. В любой день в году можно играть хорошую музыку. Главное, чтобы росла эта огромная, многомиллионная (даже не знаю, как назвать) армия любителей высокого искусства», – рассказал руководитель Мариинского театра.

Порадовала маэстро и публика, а в особенности молодежь и дети, которых было немало. «Приятно, когда в зале молодые люди. Это здорово в нашей стране. Это большое завоевание. Далеко не везде так происходит», – заметил маэстро.

Впрочем, фестиваль обращен к самым маленьким слушателям, что, по мнению Гергиева, самое главное. «Мы буквально вчера в Тюмени дали „Петю и волка“ (симфоническая сказка Сергея Прокофьеваприм. ред.). Это сказка для детей. Они, может быть, впервые в жизни видят флейту, а она изображает птичку. В зале сотни детей, которые начинают комментировать. Я их спрашиваю: „Какой это инструмент?“ – „Кларнет“. – „А кого он изображал?“ – „Кошку“. Это симфоническая сказка Прокофьева, она мастерки написана, держит полчаса всю детскую аудиторию. Вот такие концерты самые важные», – отметил маэстро. Сам он в беседе с журналистами признался, что лучше всего помнит не концерты в Австралии или Индии, а свое первое посещение филармонии во Владикавказе, где прошло его детство. «Я помню реплики лектора-музыковеда, помню ее фамилию – Потапова. Поэтому, считаю, такие концерты необязательно должны быть оценены сразу, их надо проводить. А кто-то из детей вернется в зал, а кто-то забудет… Так на все Божья воля. Не надо каждого ребенка уговаривать ходить на все концерты. Ценность таких концертов не только в аплодисментах и улыбках, а в том, что в каждом концерте и спектакле, может быть, кто-то первый раз соприкоснулся с великими произведениями. Мы, музыканты, до конца не знаем, в чем ценность концерта, не можем побежать за каждым и спросить, что сегодня было важным. Надеемся, что мы играем, а кто-то это положил в свое сердце», – поделился размышлениями маэстро.

Пасхальные фестивальные концерты в городах Татарстана уже стали традицией, которая, судя по всему, уже не прервется. Гергиев ранее рассказывал, что, возможно, в следующем году в Казани оркестр исполнит ораторию Губайдуллиной «О любви и ненависти». А о проведении концертов в Альметьевске позаботится компания «Татнефть».

«В Татарстане всегда особая обстановка, атмосфера, которая не может не восхищать. Мы очень рады тому, что это во всех отношениях богатый край», – отметил Гергиев.