Сегодня в столице Татарстана открывается уже 32-й по счету международный фестиваль классического балета им. Нуриева. Не имея принципиальных отличий от других подобных мероприятий, программа форума составляется по негласному принципу «одни и те же спектакли репертуара из года в год танцуют местная труппа и приглашенные солисты». Балетный критик и член экспертного совета «Золотой маски» Айсылу Кадырова знакомит читателей «БИЗНЕС Online» с героями Нуриевского-2019.
В столице Татарстана открывается уже 32-й по счету международный фестиваль классического балета им. Нуриева
ЧТО ОТЛИЧАЕТ НУРИЕВСКИЙ: ОДНА НЕОБЫЧНАЯ СВЯЗЬ
Сегодня на сцене театра оперы и балета им. Джалиля открывается XXXII международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Он продлится до 30 мая, в его программе — два показа новой постановки балета «Корсар», восемь спектаклей текущего репертуара казанской труппы, два гала-концерта и гастрольный проект худрука новосибирского балета Дениса Матвиенко — одноактные спектакли Эдварда Клюга Radio and Juliet и Quatro.
Исключительно балетных фестивалей сегодня в России около 13. Казанский Нуриевский среди них самый старый. Кроме возраста его отличает от других необычная связь с гением: в мае 1992 года смертельно больной Нуриев дирижировал в Казани «Щелкунчиком» Петра Чайковского, после чего расчувствовался и согласился дать фестивалю свое имя. Других принципиальных отличий у казанского форума нет. Как почти всюду, его основная афиша формируется по негласному принципу «одни и те же спектакли репертуара из года в год танцует местная труппа и приглашенные солисты».
Логика приглашений в столицу РТ невнятна и одновременно проста: приезжают артисты, уже заявившие о себе на других российских фестивалях, и только те из них, с кем удается договориться. Случаев, когда именно казанский Нуриевский первым среди фестивалей открыл новое имя, продолжая сотрудничать с этим артистом, совсем немного. Бесспорным кажется только один — с Матвиенко: впервые виртуозный украинский танцовщик приехал на казанский фестиваль (и сразу произвел здесь фурор) в 1998 году. Это было за 7 лет до того, как он завоевал Гран-при международного конкурса в Москве, после чего в качестве приглашенного премьера танцевал в Большом театре России, миланском Ла Скала, Парижской опере…
Исключительно балетных фестивалей сегодня в России около 13. Казанский Нуриевский среди них самый старый
Зарождение балетных фестивалей в России:
1987 год. Казань. Татарский государственный театр оперы и балета им. Джалиля: фестиваль классического балета (международный — с 1992-го, им. Нуриева — с 1993-го).
1993 год. Уфа. Башкирский государственный театр оперы и балета: международный фестиваль балетного искусства им. Нуреева.
1995 год. Самара. Самарский академический театр оперы и балета: фестиваль классического балета им. Шелест.
1997 год. Чебоксары. Чувашский государственный театр оперы и балета: международный балетный фестиваль.
2000 год. Якутск. Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Сивцева – Суоруна Омоллоона: фестиваль классического балета «Стерх» (международный — с 2017-го).
2001 год. Санкт-Петербург. Мариинский театр: международный фестиваль балета «Мариинский».
2001 год. Санкт-Петербург. Частная инициатива продюсера Екатерины Галановой: международный фестиваль балета Dance Open.
2002 год. Йошкар-Ола. Марийский государственный театр оперы и балета им. Сапаева: фестиваль балетного искусства «В честь Галины Улановой».
2003 год. Улан-Удэ. Бурятский государственный театр оперы и балета им. Цыдынжапова: международный фестиваль балетного искусства им. Сахьяновой и Абашева (выдающиеся бурятские балетные танцовщики — прим. ред.).
2004 год. Москва. Фестиваль мирового балета «Бенуа де ла данс» (цикл благотворительных гала-концертов, в которых участвуют лауреаты приза «Бенуа де ла данс», существующего с 1992-го, разных лет, — прим. ред.).
2007 год. Челябинск. Челябинский театр оперы и балета им. Глинки: фестиваль балета «Татьяна Предеина приглашает…» (инициатива примы-балерины челябинского театра Татьяны Предеиной — прим. ред.).
2011 год. Москва. Государственный Кремлевский дворец: международный фестиваль балета в Кремле (с участием театра «Кремлевский балет» — прим. ред.).
2013 год. Саратов. Саратовский академический театр оперы и балета: международный фестиваль «Звезды мирового балета в Саратове».
ДОЧЬ ИРЕКА МУХАМЕДОВА
Не такой, как все, на российском балетном поле и широко известный за пределами страны — петербургский фестиваль Dance Open. В его ежегодных программах — мастер-классы признанных педагогов для учеников балетных школ, лекции и выставки, гастрольные спектакли лучших балетных трупп современности и гала-концерты звезд мирового балета. Есть у этого фестиваля и собственные призы — хрустальные реплики скульптуры, созданной в 1913 году Борисом Фредманом-Клюзелем со слепка ноги великой балерины Анны Павловой. На приз номинируются профессиональные артисты балета, вне зависимости от места жительства, гражданства и принадлежности к той или иной балетной труппе. Отбором номинантов занимается специальная комиссия, потом по результатам этой работы формируется состав участников и программы гала-концертов фестиваля, а лауреатов приза выбирают уже на гала-концертах Dance Open члены международного жюри.
Как правило, после удачных выступлений на Dance Open на многих танцовщиков начинают сыпаться приглашения от других российских фестивалей. Вот, к примеру, премьер Государственного балета Берлина Алехандро Виреллес (экс-премьер Национального балета Кубы и Национального балета Англии), заявленный в афише 32-го казанского Нуриевского фестиваля как исполнитель роли графа Альберта в «Жизели». Он уже дважды участвовал в петербургских фестивалях Dance Open — в 2011 и 2018 году, — после чего был приглашен в Москву на международный фестиваль балета в Кремле. Похожая история у Йона Акосты, премьера Баварского государственного балета: он трижды приезжал на петербургский Dance Open (и дважды получал там приз в номинации «Мистер виртуозность»), танцевал на балетных фестивалях в Саратове и Московском кремле. В Казани Йона приглашен на партию Исаака Ланкедема во второй премьерный показ балета «Корсар».
Кстати, Акоста — племянник Карлоса Акосты, одного из самых знаменитых и востребованных классических танцовщиков 90-х годов прошлого века и начала нулевых. В Казани последний никогда не танцевал, его здесь знают не так хорошо, как в других, столичных городах мира, и для Йоны это наверняка приятная новость: он нервничает, когда его начинают сравнивать с выдающимся родственником. Такие переживания знакомы и другой участнице 32-го казанского Нуриевского, Саше Мухамедовой, дочери Ирека Мухамедова — экс-премьера Большого театра СССР и Королевского балета Великобритании. На родине своего отца (Мухамедов родился в Казани — прим. ред.) ведущая солистка Национального балета Нидерландов исполнит партию Китри в веселом балете Людвига Минкуса «Дон Кихот».
В петербургском Dance Open она еще не участвовала, пока в ее российском гастрольном списке проекты не такие авторитетные: международный фестиваль балета в Кремле и гала-концерт, посвященный памяти Майи Плисецкой, спродюсированный Андрисом Лиепой.
БАЛЕТ КЛЮГА «О НЕПРОСТЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ»
Партнером Мухамедовой в казанском спектакле станет Гергелий Леблан (виртуозная партия Базиля) из Национального театра Венгрии. Он неплохо показался на Dance Open в 2018 году. Тогда же на этом петербургском фестивале отметили прима-балерину Государственного балета Берлина Ксению Овсяник: она стала обладательницей «хрустальной ножки» Павловой как победительница в номинации «Мисс выразительность». На казанском Нуриевском – 2019 танцовщица исполнит главную женскую партию в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Ее партнером станет Денис Виейра (Ромео; он тоже танцует в балете Берлина), с которым чуть раньше, в апреле, они выступали на международном балетном фестивале в Чебоксарах.
Невозможно предугадать наверняка, какие из спектаклей Нуриевского фестиваля окажутся лучшими. Но что-то мне подсказывает, что минимум шансов разочаровать у «Баядерки». Среди исполнителей ведущих партий в этом спектакле — харизматичные интеллектуалы современного балетного театра Екатерина Кондаурова (Никия; Мариинский театр) и Нурлан Канетов (Великий брамин; Казахстан), точнейшая Екатерина Осмолкина (Гамзатти; Мариинский театр) и благородный Тимур Аскеров (Солор; Мариинский театр).
«Баядерка» станет 8-м спектаклем фестиваля и завершит его первую часть. Сразу после нее в афише гастрольный проект Матвиенко — ветерана казанского Нуриевского, приглашенного солиста Мариинского театра и с недавних пор руководителя балетной труппы Новосибирского оперного театра. В этом проекте — одноактные балеты Клюга Radio and Juliet (сочинение 2005 года) и Quatro (2010). Обе постановки так или иначе знакомы казанской публике: фрагменты первой (фантазия о современных Ромео и Джульетте на музыку группы Radiohead) Матвиенко не раз исполнял на гала-концертах Нуриевского фестиваля в паре со своей женой Анастасией, а премьера второй (на музыку Милко Лазара) состоялась именно в Казани в 2010 году. Кроме супругов, в первом показе Quatro участвовали Олеся Новикова и Леонид Сарафанов, тогда все четверо занимали ведущее положение в Мариинском театре, а балет Клюга «о непростых взаимоотношениях между людьми» стал их первым опытом коллективного продюсирования.
Хореография Клюга — минималистичная, эмоционально сдержанная и медитативно-однообразная — заинтересовала участников Quatro в период, когда все они «подустали танцевать классику», как сами же тогда и признавались. Интересно, не устали ли они с тех пор танцевать Клюга? Вполне возможно, что да: исполнители Radio and Juliet и Quatro, кроме Матвиенко, в афишах Нуриевского фестиваля не указаны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.