Полиция посвятила брифинг пьяным водителям неспроста — накануне Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект об ужесточении наказаний за ДТП, совершенные в нетрезвом виде Фото: «БИЗНЕС Online»

50 УГОЛОВНЫХ ДЕЛ И РЕАЛЬНЫЕ СРОКИ

Каждый десятый водитель в Набережных Челнах, попав под статью 264.1 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию»), через некоторое время попадается повторно. Об этом сегодня на брифинге в УВД Челнов сообщил начальник отдела пропаганды ГИБДД Ильдар Гайнуллин. В свою очередь начальник отдела дознания УВД Файруза Галиева добавила, что в этом году суд автограда уже рассмотрел свыше 50 уголовных дел по этой статье и часть водителей получили реальные сроки.

«Если брать статистку за четыре месяца, сотрудниками ГИБДД выявлены 455 нетрезвых водителей, из них 52 человека тех, кто сел за руль повторно, — раскрыл статистику Гайнуллин, — Это 11 процентов от общего числа задержанных водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. Получается, каждый десятый водитель у нас попадает под статью 264.1».

Гайнуллин при этом рекомендовал не игнорировать требования ГИБДД — себе дороже. Он напомнил, что с момента лишения прав должно пройти больше года — в этом случае нарушение не считается повторным, и в качестве аргумента своих рекомендаций привел конкретный пример, рассказав, как попался пьяным водитель, ранее не сдавший прав за аналогичное нарушение. Герой его рассказа — водитель 28 лет, был задержан в мае нетрезвым за рулем Volkswagen Polo. Оказалось, что он уже был лишен прав в 2014 году за отказ от медицинского освидетельствования по статье 12.26 («Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния»). Срок лишения был 18 месяцев, но нарушитель не сдал права, о чем теперь пожалел.

Ильдар Гайнуллин и Файруза Галиева рассказали, что каждый десятый водитель, ранее пойманный в нетрезвом виде, вновь оказывается за рулем в таком же состоянииФото предоставлено отделение по связям со СМИ Управления МВД России по г. Набережные Челны

«Задержанный не сдал вовремя водительское удостоверение и исчисление срока решения у него не шло, — пояснил Гайнуллин, — Поэтому, попавшись уже 2 мая этого года, он пошел по статье 264.1. Если бы водитель тогда, в 2014 году сдал удостоверение, то теперь его новое нарушение не считалось повторным. Не было бы уголовного наказания».

Спикер также рассказал, к каким традиционным оправданиям прибегают попавшиеся водители. Так, если водитель был остановлен утром, то, как правило, он пытается убедить инспектора в том, что немного принял накануне и с утра чувствует себя трезвым. Вечерняя реакция на полосатый жезл разнообразнее: некоторые, по словам Гайнуллина, заявляют, что им лишь нужно было проехать пару комплексов, иные вообще отговариваются в духе «выехал за шаурмой». На инспекторов это, конечно, не действует.

По словам Гайнуллина, за время действия ст.  264.1 УК РФ (а она вступила в силу с 1 июля 2015 года) в Челнах по данному нарушению было заведено свыше 600 уголовных дел. Максимальное наказание по статье предусматривает 3 года лишения свободы.

Поправки к законопроекту предусматривают до 15 лет лишения свободы для тех водителей, которые сели за руль пьяными и стали виновниками аварий с жертвами Фото: «БИЗНЕС Online»

ДО 15 ЛЕТ ЗА ПЬЯНОЕ ДТП С ЖЕРТВАМИ

Отметим, что полиция посвятила брифинг пьяным водителям неспроста — накануне Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект об ужесточении наказаний за ДТП, совершенные в нетрезвом виде. Поправки предусматривают до 15 лет лишения свободы для тех водителей, которые сели за руль пьяными и стали виновниками аварий с жертвами. Законопроект поддержали все профильные ведомства, а парламентарии приняли единогласно, как сообщила «БИЗНЕС Online» участница голосования депутат Госдумы РФ Альфия Когогина.

«Законопроект получил большое количество положительных отзывов от граждан, — утверждает Когогина, — Ежегодно около 70 тысяч водителей повторно осуждаются за управление транспортным средством под воздействием алкоголя. Значит, действующие меры ответственности не сдерживают тех, кто готов сесть за руль нетрезвым, и необходимо принимать жесткие меры, чтобы защитить людей от гибели на дорогах».

Напомним, что в настоящее время максимум, что может получить водитель за ДТП в пьяном виде, — это 9 лет несвободы. Такой срок дается в случае двух и более смертей по его вине (ст. 264 п. 6 УК РФ). Если погиб один человек, то виновник может сесть на срок до 7 лет. Во всех случаях виновник смертельной аварии наряду с основным наказанием лишается водительских прав на срок от 6 месяцев до 3 лет. Если ранее виновник уже привлекался за вождением в пьяном виде, ему могут добавить штраф 200–300 тыс. рублей, а то и еще накинуть до 2 лет.

В то же время норма содержания алкоголя в крови водителя была, напротив, смягчена несколько лет назад. Если в 2010–2013 годах законодательство не допускало никакого наличия алкоголя в организме, то сегодня возможно содержание 0,16 промилле в выдохе и 0,35 промилле в крови. К этой поправке законодатели пришли из-за штрафов и лишений прав водителей, всего лишь выпивших стакан кваса или кефира — алкогольные примеси, как было установлено, содержат многие продукты: шоколадные конфеты, теплые соки, апельсины, колбаса с черным хлебом, бананы, не говоря уж о лекарственных препаратах. 0,1 промилле, напомним, дают всего 0,045 мг алкоголя на 1 литр. Сегодня за превышение дозы водителю грозит штраф в размере 30 тыс. рублей и лишение прав на 1,5–2 года. Повторное нарушение увеличивает штраф до 50 тыс., а лишение прав — до 3 лет.

Сотрудниками ГИБДД выявлено 455 нетрезвых водителей, из них 52 человека тех, кто сел за руль повторно Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ДОЛЖНО ЗАКЛЮЧАТЬСЯ В ИЗЪЯТИИ ИЗ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА НАРУШИТЕЛЯ…»

Эксперты «БИЗНЕС Online» разделяют мнение парламентариев о необходимости более суровых наказаний.

Евгений Макаров — адвокат:

— Считаю, что законопроект по ужесточению наказания для пьяных водителей, виновных в ДТП с жертвами, вполне обоснован. Состояние алкогольного опьянения резко снижает внимание водителя к дорожной обстановке. Соответственно, чаще всего ДТП со смертельным исходом случаются именно по вине пьяных водителей. Считаю, что параллельно с ужесточением наказания за пьяную езду необходимо усиливать и профилактику подобных правонарушений.

Я полагаю, что установленную на сегодняшний день предельную норму содержания алкоголя в 0,16 промилле в выдыхаемом воздухе для водителей изменять не следует. Такое содержание спирта в организме человека не свидетельствует о том, что человек употреблял алкогольные напитки. Он мог выпить кваса или кефира, мог принять лекарства с содержанием спирта. Полагаю, что этот предел достаточен для того, чтобы обезопасить водителей, не употреблявших алкоголь, от ошибок и избежать необоснованного привлечения к ответственности.

Айрат Калимуллин — директор учебного центра НП «ЛАТ»:

— Сам факт того, что пьяный человек садится за руль автомобиля, уже является преступлением. Поэтому я являюсь сторонником применения самых жестких мер по отношению к таким людям. Человек должен понимать, что, садясь за руль в нетрезвом состоянии, он готовится совершить преступление. Я не думаю, что пьянство за рулем является самой большой проблемой, но это не означает, что вопрос не надо решать. Человек сел за руль пьяным — конфискация автомобиля. Почему нет? Хорошая идея. Когда по вине пьяного водителя в ДТП погибли люди, наказание жесточайшее должно последовать само собой, но наказывать надо и за сам факт управления автомобилем в пьяном виде, когда жертв еще нет. Исправление нарушения должно заключаться в изъятии из транспортного потока нарушителя. Сама система профилактики правонарушений должна быть такой, чтобы человек даже близко не задумывался сесть за руль подшофе.

Я выступаю категорически против идеи, что можно выпить какое-то — пусть даже и небольшое — количество алкоголя и при этом сесть за руль. Наша беда в том, что у нас любой вопрос по количеству промилле в крови выводят в контекст «а сколько же можно выпить и при этом сесть за руль?». Такого, конечно же, не должно быть.