Новые телеканалы в Набережных Челнах запустить уже невозможно, а в области радио царит жесткая конкуренция. Абдулхак Батюшов - гендиректор холдинга «СТВ-Медиа» и шеф телерадиокомпании «Челны ТВ», рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» о цензуре на ТВ и об отношении к местным СМИ Рафгата Алтынбаева и Ильдара Халикова. 

СТРАТЕГИЯ СЕБЯ ОПРАВДАЛА

- Абдулхак Мустафович, расскажите, с чего он начинался ваш холдинг, что он из себя представляет, и зачем вам столько медийных активов?

- Было время, когда я работал на «Челны-ТВ» - с 1993 по 2001 год. Когда пришло время уходить из этой компании, решил заняться бизнесом в той же области. Встретил людей, которые поддержали мои взгляды и видели перспективы развития коммерческих СМИ в Набережных Челнах. С этого началось партнерство. В 2002 году зарегистрировали предприятие, это стало отправной точкой в создании холдинга "СТВ-Медиа". Начали мы с победы на конкурсе вещания телеканала «РЕН-ТВ». И постепенно компания стала расти – потому что если ты будешь стоять не месте, ничего хорошо не жди. Учредители, совладельцы компании, в числе которых был я, приняли стратегию создания и развития холдинга. Потом появились радиостанции «Авторадио», «ENERGY», «Алла», «Романтика», «Брежнев». Буквально недавно холдинг «СТВ-Медиа» стал совладельцем елабужской компании «Бит-ТВ», в которую входят «Юмор-FM» и «Петербург-5 канал». Думаю, и собственники и учредители темпами развития холдинга довольны. Нельзя сказать, что наша стратегия до конца реализована, но к настоящему моменту она себя оправдала.

- Как вы оцениваете сегодняшний медиарынок Набережных Челнов и Закамья? Насколько возможным вы считаете приход новых игроков на рынок?

- Одно дело информационные ресурсы, другое дело – рекламный рынок. На сегодняшний день, с точки зрения информационной насыщенности число средств массовой информации в городе достаточное. С точки зрения игроков на рекламном рынке недостатка тоже не ощущается. До конца года, кстати, в Набережных Челнах появятся еще как минимум 3 - 4 радиостанции – не в рамках нашего холдинга – факт уже решенный. Питерская компания, москвичи и казанцы. И одна челнинская компания.

- А сложно сегодня открыть новую телекомпанию, газету, радиостанцию?

- На самом деле вдруг открыть телекомпанию или радиостанцию в Набережных Челнах не получится – в первую очередь из-за ограниченности частотных ресурсов. Во-вторых, из-за процедуры лицензирования. Процедура эта в городах с населением больше 200 тыс. человек сложная. Условно говоря, разработали одну частоту, и на эту частоту на конкурсе Федеральной конкурсной комиссии в Москве множество претендентов: от двух до бесконечности. И попробуй в такой конкурсной ситуации докажи, что именно ты имеешь право вещать на этой частоте в городе.

Телеканалы априори запустить в Набережных Челнах нельзя, потому что идет переход на цифровое вещание, в соответствии с указом президента РФ мы перейдем на него к 2015 году. И сегодня все разрешительные документы пролонгируют только до 31 декабря 2014 года. Какая ситуация в 2015 году будет, пока неясно. С печатными изданиями проще. Мне кажется, любой человек, у которого есть желание и финансовые ресурсы, печатное СМИ может запустить в течение 2-3 месяцев. Единственное, надо понимать, какая у тебя при этом цель, и хватит ли на это средств. Чтобы вывести хорошее издание на рынок и привести к самоокупаемости, понадобится год и больше в сегодняшней ситуации.

«ОТ ГАЗЕТ НА БУМАЖНЫХ НОСИТЕЛЯХ МЫ ОТКАЗАЛИСЬ»

- Изменился ли медийный рынок после кризиса? Почувствовал ли ваш холдинг на себе экономические потрясения 2008-2009 года?

- Особых кардинальных изменений на рынке не произошло. За исключением, может быть, закрытия 2-3 СМИ, которые и до кризиса чувствовали себя не очень хорошо. Холдинги, собственники этих СМИ, раньше их просто дотировали,  это были нерентабельные проекты. Наш холдинг закрыл газету «Час». Эта газета была дотационной, рассчитывалась на узкий сегмент деловых людей. Мы на ней экспериментировали. Там была и страничка на английском языке Open City. В кризис мы подержали ее полгода и благополучно закрыли. Еще ряд изданий закрылся в других холдингах. А игроки на рынке ТВ и радио хотя и почувствовали кризис, но не до такой степени, чтобы закрыться. По одной простой причине – в этом бизнесе достаточно высокая рентабельность. В кризис доходы упали, но можно было минимизировать расходы. Все это позволило сохранить телеканалы и радиостанции. Мы вообще  в кризис вошли с кредитом с шестью нулями. Но никаких серьезных телодвижений холдинг не делал, тащил на себе этот кредит, потом мы его закрыли, ничего катастрофического не случилось. Да, конечно, антикризисные мероприятия предпринимали, но они не носили масштабного характера. Мы не особенно сокращили свой штат. Просто в случае с минимизацией затрат обратили внимание на какие-то элементарные вещи, на которые в докризисное время внимания не обращали.

- Не планируете вернуть газету «Час» или запустить какую-то другую газету? Или вы от газет на бумажном носители окончательно отказались?

- Да, отказались. Сейчас мы серьезно занялись одним глобальным интернет-проектом, до конца года хотим его реализовать. Довольно серьезные инвестиции туда вкладываем. Планируем, что он займет определенную нишу на челнинском рынке. А отказались от газет мы, возможно, и потому, что в городе есть люди, у которых получается это лучше, чем у нас.

ПЕРСПЕКТИВА «НИШЕВЫХ» ТЕЛЕКАНАЛОВ

- Кто для вас сегодня потенциальный конкурент на рынке? Можно ли сказать, что по ТВ основной конкурент у вас «Эфир», по радио – холдинг "Единство"? 

-На самом деле, у СТВ-Медиа очень много конкурентов даже внутри себя. Условно говоря, если Авторадио не будет конкурировать с Energy и «Брежневым», ничего хорошего не будет. Есть и внешняя конкуренция. И если посмотреть на рынок электронных СМИ, то есть «Трент» - компания, занимающаяся размещением рекламы на первом и втором федеральных телеканалах и владеющая двумя радиостанциями «Русское Радио» и «Хит FM». «Эфир» -  серьезный наш конкурент. Радио «Европа Plus» холдинга «Единство» серьезно с нами конкурирует, с ней приходится считаться.

- Достаточна ли емкость рынка для такого числа радиостанций, сколько есть в Набережных Челнах? Не слишком их много?

- В Набережных Челнах - 12 радиостанций. В Альметьевске – 19. Понятно, что, наверное, альметьевские радиостанции не очень хорошо себя чувствуют. У нас сегодня число радиостанций разве что чуть больше, чем надо. Да и рынок на месте не стоит, растет вместе с экономикой. И очень серьезный показатель роста экономики как раз рынок рекламы.

- Какой вид СМИ вы считаете наиболее перспективным на ближайшие 10 лет?

- Будь то радиостанция, ТВ или интернет-проект, люди скорее смотрят на продукт. Какого формата радиостанция, пользуется она спросом или нет? Что будет представлять из себя интернет-проект, на какую аудиторию рассчитан и какую долю может занять? Если говорить о перспективе, то серьезную роль начинают играть нишевые телеканалы. Вот что такое «Первый канал»? «Первый канал» значит «для всех», от мала до велика. А «Муз-ТВ», канал про рыбалку, про путешествие – нишевые. И ТВ, и радио будут становиться все более узкосегментированными. И соответственно рекламодатель будет размещать рекламу, зная на какую аудиторию его реклама рассчитана.

ЗАПУСК ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА АВТОГРАДА

- Вы уже второй раз упомянули интернет-проект. Расскажите немного о нем. Каким он будет? Тоже нишевым?

- Финансовую сторону вопроса я пока не хочу раскрывать, хотя бизнес-план у нас есть и он довольно оптимистичный. У нас работает очень серьезная компания, которая в этом направлении хорошо разбирается. Мы хотим, грубо говоря, создать серьезный информационный портал города Набережные Челны. Там должна быть и справочная информация, и аналитика, и экономика, и бизнес-информация. Сегодня я не могу сказать, что такого уровня портал в нашем городе существует. Если был бы, мы, может быть, созданием его и не занимались.

- Какова сегодня ситуация на рекламном рынке? Есть мнение, что телереклама на федеральных СМИ для многих компаний неподъемна, ощущаете ли вы прирост или упадок медийной рекламы в ваших компаниях?

- Этому тезису лет 10 уже. Мы ни разу такого не замечали. Если говорить о нашем холдинге, то за пять месяцев текущего года у нас обороты выросли на 48 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Хочу заметить еще, что сегодня рекламодатель просто-так деньги не бросает. Может, лет 7 - 8 назад была так и было, но сейчас в компаниях есть подготовленные люди, которым обязательно надо предоставить и рейтинги, и информацию о том, какая у тебя аудитория, зона охвата. Большое значение придают грамотному обслуживанию клиента. Чтобы принять решение по размещению рекламы на том или ином канале, рекламодатель всесторонне изучает рынок. И если даже первоначально размещает рекламу, внимательно наблюдает за тем, работает реклама или нет.

- Открывая телекомпанию «СТВ» вы заявляли, что телестудия будет зарабатывать себе прибыль, «на которую мы не претендуем», а сами вы будете повышать свой рейтинг путем показа качественных телепередач. Какова сегодня бизнес-схема?

- Тогда речь шла о том, что если есть канал, где транслировать, телекомпания должна зарабатывать на трансляции. А есть студии, которые занимаются продакшном. Сегодня такая же стратегия. По той простой причине, что я ничего не могу сделать, чтобы эти студии развивались и делали продукцию, удовлетворяющую рекламодателей. Сегодня в Набережных Челнах достаточно хороший выбор студий, способных это делать. Разного уровня, конечно. Было бы не совсем правильно, чтобы мы с точки зрения предоставления комплекса услуг рекламодателям, не занимались бы и продакшн-студией. У нас на «СТВ-Медиа» она есть. Но главная задача наша не в том, чтобы зарабатывать там – и рентабельность этой студии всего 2-3%.

ПРОДАКШЕН -СТУДИИ И ИСТОРИЯ «ЧЕЛНЫ ТВ»

- Вы еще в 1990-х, руководя «Челны ТВ», предоставили журналистам возможность создать свои творчески и финансово независимые студии. Телекомпания "Сигнал ТВ" (СТВ) в 2003 году планировала производить собственные телепрограммы и передачи в небольшом объеме, так как производство собственных программ было дорого. В основном предполагались передачи аналитические и на темы политики и экономики. Остальные передачи и программы телеканал планировал заказывать частным телестудиям. Сегодня СТВ-медиа пользуется работой сторонних студий? Или вы уже давно стали делать телепрограммы собственными силами?

- «Челны ТВ» и телеканал «СТВ» - это разные компании, одна - частная, другая - государственная. В Челны ТВ мы почему по такой схеме пошли? Денег не было, да. Но главным образом потому, что мы были все работниками исполкома Набережных Челнов. Утверждалось жесткое штатное расписание, с жесткими окладами. Из которого мы выходить не имели права. Условно говоря, если утверждено расписание на 50 человек, а мне надо сегодня 60, то я никак не мог этих 10 человек набрать. С другой стороны, если есть оклад у человека, то его он и получал. А мне нужны были специалисты, которых надо было привлекать, и для них финансовая сторона вопроса была важна. И поэтому тогда была придумана такая структура. Независимые компании, работающие под крылом «Челны ТВ», производили по заказу «Челны ТВ» некие программы. Я мог этим людям и зарплату нормальную платить, и требовать качественную продукцию, и не был зависим от штатного расписания.

Что касается СТВ-Медиа, ситуация немного другая. Продакшн-студия функционирует, но создавалась она, условно говоря, для того, чтобы когда рекламодатель пришел заказывать рекламу, нам было какой свой ролик ему показать. Это если говорить о рекламе. А собственные программы мы делаем сами изначально, и никогда не было такого, чтобы мы заказывали их на стороне.

В СТВ-МЕДИА ВЛОЖЕНО $1,5 МЛН.

- Прибыль телеканал приносит?

- Да, и уже давно. Не приносил он денег с момента открытия года полтора, разве что. В холдинг же с самого начала были вложены серьезные инвестиции – больше $1,5 млн.

- А как вы оцениваете рынок частных телестудий?

- Их довольно много сегодня в Набережных Челнах. Порой компании им заказывают презентационный продукт, рекламные ролики даже не для трансляции на местных каналах, а для размещения, например, в Якутии. Потому что им тот рынок близок. Или какую-то продукцию заказывают для участия на каких-то выставках. Даже мы неоднократно делали фильмы на английском и французском языках, чтобы предприятия ездили на европейские выставки. Цены очень разные, разбег их достаточно большой.

- Сложно было телеканалу «СТВ» войти в уже сложившееся за более чем 10 лет информационное пространство Набережных Челнов и Закамья?

- Первая сложность, с которой мы столкнулись, это конкурс, о котором я выше говорил. Было семь претендентов на одну частоту. Три челнинские компании претендовали, две казанские и две московские. Вторая сложность – финансовая, чуть больше $1 млн. непосредственно на сам канал. Большие деньги, и на дороге они не валялись. На рынок войти было нелегко. Были временные рамки какие-то. Немаловажным было и отношение властей к новому телеканалу с политической точки зрения. Всегда более пристальное внимание властные структуры обращают на телеканалы. Все сразу настораживаются, в каком направлении пойдет телекомпания, какую информационную политику будет вести.

- Разрабатывали какую-то концепцию, анализировали ситуацию?

- На самом деле, сам конкурс частот, который мы выиграли, так и называется – конкурс концепций вещания. И когда ты на него выходишь, у тебя должна быть разработана очень четкая концепция. Это серьезный документ, целый талмуд, можно сказать. И люди, принимающие решение – 12 членов ФКК (9 москвичей и 3 представителя Татарстана) – оценивают твою концепцию вещания. И если даже ты красиво нарисовал концепцию, ты еще должен показать технико-экономическое обоснование. Проще говоря, деньги.

«МЫ АГРЕССИВНО ВЕДЕМ СЕБЯ НА РЫНКЕ»

- Если это не коммерческая тайна, с какой прибылью ваш холдинг закончил прошлый год и каковы планы на 2011?

- В абсолютных цифрах не хочу говорить, но за 5 месяцев 2011 года прибыль уже выросла в два раза. Эта тенденция, мне кажется, должна до конца года сохраниться.

- Есть ли какие-то новые проекты, которые вы собираетесь покупать в этом году?

- Мы стараемся очень агрессивно себя вести на рынке. В том плане, что если «где-то что-то плохо лежит», мы готовы договариваться о приобретении интересного нам актива. К примеру, перед покупкой Бит-ТВ мы где-то с полгода наблюдали за ситуацией с елабужской компанией. Потом, наконец, решили, ну, чего ребята мучаются, может, попробовать с ними договориться?

- Вы согласны с тем, что согласившись возглавить  Чаллы ТВ, вы фактически стали владеть возможностью монопольного влияния местного телевидения на общественное мнение?

- Что касается бизнеса, ни одному из учредителей лишние деньги еще никогда не мешали. Почему мне интересно было возглавить Челны ТВ, когда поступило предложение? Мне хотелось, если так можно выразиться, нарастить рынок. Челны ТВ на базе НТВ – это очень серьезный игрок на рынке. И мы когда работали параллельно, то всегда чувствовали и видели, что в определенной степени этот телеканал не дает развиваться рекламному рынку, а значит и нашему бизнесу. С точки зрения бизнеса – плюс для всех. С точки зрения информационной политики, возможно, я на СТВ-Медиа больше определяю информационную политику, нежели здесь, Челны ТВ. Потому что есть учредители (Татмедиа,прим.ред.), которые мне говорят, в каком направлении мне надо двигаться с точки зрения информационной политики, и мы ни на шаг от этого не отходим. Но никто разговора не вел о том, что Батюшов будет формировать на Челны ТВ информационную политику. Это абсолютно исключено.

«ГОЛОВА» ДВУХ ТЕЛЕКАНАЛОВ

- Насколько сложно сегодня управлять сразу двумя телекомпаниями на достаточно узком челнинском рынке? У вас был или есть какой-то проект перепозиционирования этих СМИ – одно ТВ работает на одну аудиторию, другое – на другую?

- Мне говорили, что я буду одной головой двух телеканалов, спрашивали, как они будут сами с собой конкурировать? По себе я каждый день чувствую, как конкурируют эти два коллектива между собой. Несмотря на то, что я один руководитель над ними, они как конкурировали, так и будут конкурировать. И это нормально. У них просто появилось больше возможностей сегодня общаться, делиться между собой новшествами, задумками.

Что касается аудитории, то и Челны ТВ, и СТВ существуют на разных телеканалах – НТВ и РЕН. По определению местные каналы менять аудиторию не могут. Если, условно говоря, НТВ вещает 24 часа в сутки, из них час в сутки идут программы собственного производства, вот этот час никак на аудиторию не влияет. Мне, впрочем, сторонние наблюдатели говорят, что новостные программы Челны ТВ где-то начали походить на новостные программы СТВ. Возможно, это действительно так потому, что некоторых журналистов с СТВ-Медиа, когда я возглавил Челны ТВ, забрал сюда. И они на СТВ-Медиа были более продвинутыми, может быть, много учились, мы там приглашали различных тренеров. Возможно, теперь у журналистов двух телеканалов одна школа, и какие-то вещи копируются. Не знаю, плохо это или хорошо, но если в результате хороший продукт получается, то, наверное, неплохо.

- То есть, какого-то конфликта интересов не было?

- Абсолютно нет. Как коммерческие службы телеканалов конкурировали, так они продолжают конкурировать. Мне сотрудники СТВ порой говорят, вот Челны ТВ больше скидок дают, мы меньше, поэтому рекламные заказчики туда ушли. Компании, в общем, продолжают конкурировать.

ЭКСПЕРИМЕНТ С КОНВЕРГЕНТНОЙ РЕДАКЦИЕЙ

- У вас был достаточно любопытный эксперимент в холдинге, когда одни и те же журналисты писали в печатное издание (газету «Час»), и делали сюжеты на ТВ. Почему была выбрана подобная схема? Будете применять ее в Челны ТВ?

- Это называлось конвергентной редакцией. Нам было просто интересно. Мы были молодые, энергичные. Экспериментировали. Тем более, когда у нас были и газета, и интернет-сайт, телеканал, радиостанции. И мы подумали, почему не посмотреть, что из себя представляет конвергентная редакция, и как мы могли бы ее реализовать? Отрицательный опыт – тоже опыт. Мы занимались этим около года, но в итоге решили, что у нас с этим не очень клеится. Почему? Одна из ключевых частей конвергентной редакции – универсальный журналист...

- А таких нет…

- А таких нет! Надо было их где-то учить, воспитывать годами, чтобы они одинаково хорошо умел писать и телевизионный сюжет, и развернутую аналитическую статью в газету, особенно такую, как Час. Сегодня на «Челны ТВ» нет ни оснований, ни потребностей, чтобы реализовать подобный проект.

- Будете ли вы переносить систему управления, программирования и продюсирования телеканала «СТВ» на почву Чаллы ТВ, или у вас к последней особый подход будет? Что-то изменили кардинально в ее работе за полгода?

- Есть радиостанция «Маяк», есть радиостанция «Кунель». Они всегда были обособлены. У них была своя служба информации. И раньше в результате как минимум три сотрудника одной телерадиокомпании могли звонить на одно и то же предприятие, чтобы взять новость. Сейчас этого нет. Мы создали единую службу информации, которая снабжает информацией и телеканал русско-татарский, и радиостанцию «Маяк», и радиостанцию «Кунель». В этой части оптимизация произошла, и получилась более понятная структура.

«СМОТРЮ АНОНС «ВРЕМЯ» И ОКАЗЫВАЕТСЯ -Я УЖЕ ВСЕ 
ПРОЧИТАЛ В ИНТЕРНЕТЕ»

- Вы сами разрабатываете программные сетки СМИ, входящих в ваш холдинг? Если принимаете в этом участие, не расскажите, в каком направлении сегодня работаете? Что интересно сегодняшнему челнинцу, по-вашему?

- Трудно сказать. Жителям интересно, прежде всего, то, чем город живет. Если появится возможность делать аналитические, тематические программы, будем делать. Если говорить о Челны ТВ, мы большую нишу закрываем с точки зрения татарского вещания. Мы единственный городской канал, вещающий на татарском. Поэтому в каком-то смысле у нас есть перекос: больше татарских программ, меньше русских. Политика отчасти сознательна, потому что нам трудно конкурировать с теми же федеральными телеканалами, с НТВ, на чьей подложке мы работаем.

- Есть мнение, что молодежь и люди, скажем так, нестаршего поколения перестают смотреть ТВ, уходят в интернет. Вы согласны с ним? Предпринимаете что-то, чтобы вернуть их?

- Желание молодых людей вернуть на ТВ, чтобы они снова начали смотреть телепрограммы, всегда есть. Я согласен, что молодые люди редко интересуются теми же новостями на ТВ. Сужу даже по себе. Условно говоря, я всю жизнь смотрел программу «Время». Сейчас же смотрю анонс и оказывается - я уже все это сегодня прочитал в интернете. Однако с точки зрения местных новостей, ниша интернетом еще не очень занята. И поэтому я думаю, что местные новостные программы и сегодня востребованы. Но как народ привлечь на ТВ, если это всеобщая тенденция…

- Необратимый поколенческий процесс?

- Видимо так.

В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ ЖДУТ ПРИХОДА GALLUP MEDIA

- Вы в конце 1990-х пытались заниматься имиджевой политикой челнинского телеканала. Не секрет, что до вас его тогда, в общем-то, мало кто смотрел. Вкладываетесь ли вы в нее сегодня, работаете над имиджем?

- Если говорить об СТВ-Медиа, там достаточно серьезная группа в количестве 4 - 5 человек, которые занимаются тем, о чем вы говорите. Я не очень считал, сколько на это мы тратим. Но на это дело я никогда денег не жалел. На ту же сувенирную продукцию на Новый год по полмиллиона в год вкладываем, и не считаем, что это выброшенные на ветер деньги. На Челны ТВ с этим сложнее. Я сразу же как пришел, начал создавать подобную структуру здесь, но, честно говоря, двоих человек уже здесь поменял, меня они не удовлетворили. Должность вакантна, и в этом направлении мы собираемся проводить серьезную работу.

- Какие цифры аудитории ваших СМИ: теле, радио? Какие рейтинги? Какие темпы роста показывают?

- Мы несколько раз заказывали рейтинги. Но не в обиду никому будет сказано – они меня не удовлетворяли. Не потому, что наши рейтинги были низкими. Наоборот, бывало, что они якобы зашкаливали, хотя я нутром чувствовал, что это не так. В России договорились, что будут пользоваться данными Gallup Media. Gallup Media охватывает в России несколько десятков городов. До кризиса у них были планы войти в наш город, но этого не случилось. Вот когда у нас появится такая компания, которой мы все сможем доверять, тогда мы можем о чем-то говорить. Сегодня как, на пальцах разве что доказывать, что меня больше смотрят, тебя меньше? Если говорить о республике, то Gallup есть в Казане. И любопытно, что по многим позициям телеканал «Эфир-Казань», например, опережает Первый канал, особенно когда идет информационная программа «Город». Сыграла роль и доверие к телеканалу. И серьезная мощная промо-работа самой телекомпании.

«БЫВАЮТ И ЗВОНКИ, Я НЕ БУДУТ СПОРИТЬ»

- Сами вы, если не секрет, вмешиваетесь в работу политических, экономических, аналитических программ СМИ холдинга «СТВ-медиа»? Иными словами, существует цензура, политическая или бизнес-цензура, и нужна ли она, по-вашему, на ТВ, в частности, на ваших телеканалах?

- Если кто-нибудь, работая в этой сфере, скажет, что он полностью независим и никого не слушает, верить ему нельзя. Понятно, бывает. Где-то сам включаешь внутреннюю цензуру, потому что знаешь ситуацию в городе. Знаешь отношение людей к этой проблеме. Есть я, есть директор службы новостей, у которого есть свои приоритеты. Он может лишний раз перестраховаться, не пустив какой-то материал в эфир. Цензура есть и будет. Может, в Америке нет цензуры, не знаю, хотя по некоторым публикациям в СМИ, можно сказать, что и там нет вседозволенности и не может быть. Бывают и звонки, я не будут спорить. И с пресс-службы звонят, и руководители каких-то предприятий.

- Каковы ваши взаимоотношения с властью в настоящий момент? Как известно, у вас не всегда складывались хорошие отношения с местной администрацией… Вспомнить хотя бы конфликт с администрацией Хамадеева. Вы работали на ТВ при Рафгате Алтынбаева и Ильдаре Халикове. Как вам с ними работалось?

- Определенную роль играет время. Во времена Рафгата Закиевича было становление челнинского телевидения. Был единственный телеканал в городе. Первое интервью Алтынбаев дал  этому каналу. После того, как его в первый раз показали, народ начал на улице узнавать, вопросы какие-то задавать. Очень пристальное внимание было к челнинскому каналу тогда. Каждое слово, каждая буква, каждый синхрон, сюжеты - все отслеживалось, от и до. Вся информационная политика контролировалась – следили и за тем, кто появлялся на экране. Не было ни одного выпуска новостей, который не посмотрел бы Алтынбаев.

ХАЛИКОВ ВЫСКАЗЫВАЛ НЕДОВОЛЬСТВО 2 - 3 РАЗА ЗА ВСЕ ВРЕМЯ

- Зачем ему это было надо? Следил за своим политическим имиджем в городе?

- Не знаю, делал он это осознанно или бессознательно. Но внимание было серьезное. И часто критиковал, и давал советы. Ильдар Шафкатович - человек другого склада с другим подходом. Я работал с ним на доверии, мне не хотелось его подводить. По одной простой причине – он человек демократичный. Он очень редко высказывал свое недовольство или замечания, может быть, раза 2 - 3 за все время. Хотя всегда можно было по нему увидеть, что он чем-то недоволен. Я днями и ночами иногда анализировал, в чем была причина недовольства, но он никогда не говорил мне, что я что-то неправильно сделал, не говорил, зачем, мол, этого человека показал…Он очень глубоко понимает суть СМИ.

- Одни СМИ существуют в поле взаимного доверия с властью, другие занимают жесткую оппозиционную позицию. Вам, в конечном счете, какая система сосуществования с властью ближе и какую считаете более конструктивной?

- Я считаю, что СМИ должны в первую очередь информировать что есть положительного в городе, и говорить о каких-то отрицательных моментах. Но вот пример. Идет борьба с продажей пива или с игровыми автоматами. Если это хорошо, зачем говорить, что это плохо? А жесткая оппозиция подразумевает что? Что ты на все положительное закрываешь глаза, и выискиваешь только отрицательное и делаешь на этом рейтинги и тиражи? А смысл? Я никогда не был сторонником жесткой оппозиции ради рейтингов. Но не близка мне и абсолютная лояльность власти. Я такой же челнинец, как и все, у меня есть своя позиция.

КАРТИНКА, ТЕКСТ И ИНТОНАЦИЯ

- Давайте представим: администрация выступает с некоей инициативой, которая мало кому нравится в городе, и вам тоже не нравится. Вы какой сюжет выпустите?

- Если говорить про ТВ, то это ведь очень интересная штука. Есть картинка, есть текст журналиста, но еще есть интонация, с какой журналист этот текст прочитает. Можно показать красивую картинку, написать хороший положительный текст, но с такой издевкой прочитать, что всем сразу станет ясно, какая у кого позиция, и о чем этот сюжет на самом деле. Так или иначе, мы все живем в одном городе и стремимся к тому, чтобы жить в нем было комфортно, чтобы был порядок и нормальная социальная обстановка.

- В 2006 году вы говорили, что Ren TV считался каналом, ориентированным больше на мужскую аудиторию, в связи с чем вам пришлось корректировать свое программирование. До последнего времени канал «РЕН» был известен как достаточно независимый, если не сказать, оппозиционный. Вы как-то меняли свое программирование в связи с таким имиджем?

- В информационной политике мы никак с ними не связаны. У нас с ними партнерские отношения. Мы лишь стараемся соответствовать. Если «РЕН»-овские новости держат высокие рейтинги в масштабе РФ, значит они что-то правильно делают. Если у них что-то можно подсмотреть и применить у себя, мы это делаем.

- Опять же, в последнее время, год-два, стали говорить о том, что медийное поле в России стало более свободным от влияния власти. Однако на местных медийных рынках многие СМИ по-прежнему принадлежат тем или иным структурам, близким к власти. Вы почувствовали «ветер перемен»?

- Есть федеральные и местные телеканалы. Я считаю тенденция скорее противоположная. Если говорить о новостных программах федеральных телеканалов, там, извините, смотреть нечего. Федеральные новости то, о чем вы говорите, убило. А на местах тенденция другая: тут гораздо больше свободы, чем на федеральных каналах.

РВЕНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТРУКТУР

- А почему так сложилось?

- Во-первых, есть такое понятие, как рвение исполнителя. Скорее всего, пресс-службам федеральных структур дали определенную свободу, и они диктуют руководителям телеканалов свою волю под прикрытием своих непосредственных шефов. А на местах появилось множество телеканалов. Руководителям же муниципалитетов нужны коммуникации, через которые они будут общаться с населением, проводить свою политику. Им нужны коммуникации, у нас есть канал. Надо сотрудничать, дружить, лучше не ругаться. Мы друг другу нужны, и мы это понимаем, идем на компромиссы и так сосуществуем.

- Вы стали депутатом горсовета от «Единой России». Зачем вдруг пошли во власть?

- В какой-то момент мне стало скучно в своем бизнесе. Потом мне было интересно посмотреть, как эта структура работает изнутри (я не являюсь на самом деле членом партии «Единая Россия»). Но я не считаю, что депутаты горсовета обладают такими уж властными полномочиями. Я знал это с самого начала. Много общался с депутатами разных созывов. У меня не было никаких амбиций или иллюзий на этот счет.

- Вы как оцениваете ситуацию с нравственностью на современном ТВ? Его довольно часто критикуют за аморальность, несоответствие этическим ценностям…

- Абсолютно с вами согласен в этом, каким бы не был сам телевизионщиком. Ругают в основном общедоступные федеральные каналы. В борьбе за цифры рейтингов мы многое потеряли. Я думаю, что произошел программный сбой, когда каналы стали частными, и стали бороться за рекламные рынки. А рынки делили исключительно по рейтингам.

- Вы довольны качеством современной журналистики в Татарстане?

- Нет. У нас есть целый университет, который, оказывается, выпускает ежегодно 50 журналистов. Где они все? Куда они теряются? Куда идут? В менеджеры по продажам? В школы, ясли? У меня дефицит на СТВ и Челны ТВ. Я бы сегодня взял 8 - 10 человек. Те, кто получил образование и пришли к нам, даже если у них все замечательно с интеллектом, их еще полгода надо доводить до уровня нормального журналиста. Для чего государство тратит на подготовку журналистов деньги? Если бы оно вкладывало деньги в подготовку 10 профессиональных журналистов, то, наверное, они приходили бы к нам, удовлетворяя потребности городских СМИ. Проблема колоссальна. Сегодня студент учится, платя деньги, и ему не важно, какой диплом он получит.

Качество же работающих журналистов повысилось. Когда я на заводе работал станочником широкого профиля в 1985 - 1986 году, мы делали детали. В том числе, и на экспорт. Для внутреннего пользования одна госприемка, для экспорта другая. Если задачу нам поставить сделать сюжеты для федерального канала, они будут на уровне. Может, каждый день не сможем их делать, но если надо «на экспорт» - спокойно сделаем.

90-Е И ОБЩЕНИЕ С ТОЦ

- Чем занимались до медийного бизнеса?

- Была школа, служба в морчастях погранвойск КГБ СССР. Потом работа на заводе гидроаппаратуры в Ульяновске. Затем саратовский университет, где я закончил истфак по специальности «История политических партий и общественных движений». Женился на челнинке, переехал в Набережные Челны, устроился на КАМАЗ в центр социологических исследований, где проработал социологом 7 месяцев – с сентября 1992 по 1 апреля 1993 года. С 1 апреля на Челны ТВ корреспондент, затем замредактора и с мая 1995 года главный редактор. После ухода создал оттуда частную структуру, продакшн-студию, еще некоторое время работал гендиректором газеты «Ва-Банк».

- Почему решили вдруг уйти в журналистику?

- Был в центре социологических исследований интересный руководитель - Юрий  Платонов, который, когда я уходил, спросил меня о том же, говорил: «Ты будешь под жестким прессом власти, под мэрией. Жесткая централизация, цензура. Тут ты более свободен…». Я как раз тогда провел исследование на предмет оценки политической ситуации в Набережных Челнах (время было непростое, националисты, ТОЦ…). Я говорю ему, что написанный мной отчет, со 100 процентами моими мыслями, прочитают от силы 10 - 30 человек. Если я пойду журналистом, и, может быть, вложу в материал всего 25 процентов своих мыслей, то увидят и услышат их гораздо больше людей.

- Вы руководили телеканалом и в 90-х, и в 2000-х. Есть какая-то принципиальная разница в работе на телевидении «девяностых» и «нулевых». Сложно было раньше или легче работать, интереснее? С бандитами не сталкивались?

- В Челны я приехал только в 1992 году, и с бандитами не сталкивался . Это прошло как-то мимо меня. Бандиты к нам на телевидение не приходили, это точно. А вот политическая обстановка была сложной, я почувствовал это на своей шкуре. В мой кабинет руководителя Челны ТВ приходили лидеры Татарского общественного центра. Их пять-шесть человек и я один. Они мне: "По-татарски не говоришь, а будешь нашим телевидением командовать?" Но в результате долгих разговоров я всегда находил общий язык. И сегодня я и с ними могу спокойно общаться.

«РАБОТАТЬ НАДО НЕ ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ, РАБОТАТЬ НАДО ГОЛОВОЙ» 

- Вы руководите двумя телеканалами, большим холдингом, время на отдых остается? Есть хобби?

- Работать надо не от зари до зари, работать надо головой. Не могу сказать, что я работаю 24 часа в сутки. Это было бы неправильно. Надо стремиться организовать свою работу, правильно сформировать команду. За 15 лет управленческой работы у меня сформировалась своя система контроля, схема распределения зон ответственности. На СТВ-Медиа у меня все четко работает. На Челны ТВ понадобится еще полгода, чтобы отстроить ту же эффктивную систему.

Что касается свободного времени, то провожу его с собакой своей. Лабрадор. Красивый такой. Восемь месяцев ему. Кот есть. В роднике уже третий год купаюсь в любую погоду по утрам. Два с лишним года два раза в неделю играю в хоккей в ледовом дворце. На велосипеде не езжу в последнее время, возможно, потому, что модно стало, а раньше все время катался. В последние три года еще полюбил заниматься норвежской ходьбой.

- Ваши основные жизненные цели достигнуты? Есть еще какие-то, достижение которых вам только предстоит?

- Если ты считаешь, что всего достиг, то тебе лучше уходить. Ты начинаешь превращаться в тормоз. Развиваться всегда есть куда. Вот 3 - 4 года назад нам в голову не приходило, что интернет-проектом надо заниматься. Сегодня до конца года с этим проектом разберемся, появятся еще какие-то интересные вещи. Мы всегда в движении.

Сергей Афанасьев
Фото и видео автора

Визитная карточка руководителя

Батюшов Абдулхак Мустафович

Должность:  генеральный директор холдинга «СТВ-Медиа», объединяющий в себе шесть радиостанций: «Авторадио», «Радио Романтика», радио ENERGY, «Брежнев FM», «Юмор FM», «Радио Дача», телеканал «РЕН ТВ - Набережные Челны» и «5 канал». Депутат горсовета Набережных Челнов. Директор филиала ОАО «Татмедиа» телерадиокомпании «Чаллы-ТВ»

Дата и место рождения: 30.10.1964, Ульяновская область

Образование: Окончил  в  1992г. Саратовский Государственный университет им. Н.Г.Чернышевского, «история политических партий». Историк. Преподаватель социально-политических дисциплин. Кандидат экономических наук (19.02.2009 г.).

Карьера: 11.1982 -11.1985 Служба в морчастях погранвойск КГБ СССР.
12.1985-11.1986 - станочник широкого профиля Ульяновский завод «Гидроаппаратура» г. Ульяновск;
09.1992-04.1993 - социолог службы по связи с общественностью и средствам массовой информации ОАО «КамАЗ» г. Набережные Челны;
04.1993-06.1996 - главный редактор редакции телерадиовещания Набережночелнинского городского Совета народных депутатов и мэрии города;
06.1996-01.2001 - главный редактор городской редакции телерадиовещания г. Набережные Челны;
01.2001-04.2001 - генеральный директор ООО «Творческое объединение «Феникс» г. Набережные Челны;
04.2001-04.2002 - генеральный директор ЗАО «Газета «Ва-Банк Закамье» г. Набережные Челны;
04.2002, 12.2010 - настоящее время- генеральный директор Холдинга «СТВ-МЕДИА», директор филиала ОАО «Татмедиа» телерадиокомпании «Чаллы-ТВ».

Семья: Женат, двое детей. Сыну 14, дочери – 16.

Визитная карточка компании

Дата создания: 2002
Численность работников: 98
Основной собственник: 4 физлица.
Годовой оборот: 68 млн.рублей

Телерадиокомпания «ЧАЛЛЫ-ТВ»

Основана 15 апреля 1992 года. Специализация направления вещания: ретрансляция телепрограмм «Телекомпании НТВ» (69% к общему объему вещания). Собственные программы составляют 31% и 15% из них – новостные,аналитические; 16% - информационно-познавательные,культурно-просветительские, музыкально-развлекательные и детские передачи. Численность населения, проживающего на территории, покрываемой вещанием - 650 тысяч человек. Количество часов вещания в неделю – 20 часов в неделю. Количество цикловых программ собственного производства – 14 программ телевидения. Мощность передатчика в Набережных Челнах – 1 кВт. Сетевой партнер – НТВ. Программные партнеры – пресс-служба Кабинета Министров Республики Татарстан, мэрия города, ОАО «Татэнерго», ОАО «КамАЗ», Управление внутренних дел г.Набережные Челны. Республиканские партнеры – ГТРК "Татарстан", ТНВ. Российские партнеры – НТВ, ГТРК "Удмуртия", ГТРК "Башкортостан". Язык вещания – татарский и русский в равных объемах.