Андрей Ибатуллин рассказал, на какие хитрости идут посетители ресторанов и как вести себя с грубым официантом Андрей Ибатуллин рассказал, на какие хитрости идут посетители ресторанов и как вести себя с грубым официантом Фото из личного архива Андрея Ибатуллина

«НЕ ХОЧЕШЬ РАБОТАТЬ НОРМАЛЬНО — ИДИ В ДРУГОЕ МЕСТО»

— Андрей, современный потребитель не всегда знает свои права, когда посещает заведения общепита. Расскажите, что должен официант каждому гостю? Есть ли какой-то перечень или свод правил?

— На мой взгляд, главное, что должен официант, — предвосхищать желания клиента! А в должностной инструкции у него написано «удовлетворить потребности гостей». Обязанность каждого служителя сервиса — обслужить по высшему разряду посетителя.

К сожалению, многие официанты считают, что гость должен оставить им чаевые, но это не так: в стоимости блюд уже есть соответствующая наценка, из которой и складывается зарплата официанта. Вознаграждение можно получить, если он не только выполнил свои обязанности, но и смог вас чем-то удивить или поднять настроение. И я не про хороший сервис, правильную и своевременную подачу блюд, напитков — это должно быть по умолчанию.

Когда я работал официантом, всегда думал, как же еще угодить гостю, старался найти подход и, если давали чаевые, понимал, что хорошо потрудился. В мое время вообще отсутствовало такое понятие, что посетитель должен оставить на чай.

— Что делать, если попался грубый официант?

— Позвать администратора и попросить другого официанта. Если он вам так нагрубил, что нет желания задерживаться в заведении, лучше уйти.

— Даже если сделан заказ?

— Конечно.

— А если блюда частично уже съедены?

— Все решается в индивидуальном порядке. Если ошибка со стороны персонала и сервиса, я на месте управленца полностью бы оплатил этот счет за гостей, чтобы сохранить их лояльность. А разговор с грубым официантом должен быть очень простой: не хочешь работать нормально — иди в другое место.

— Были ли в вашей практике подобные случаи?

— Однажды за одну смену я уволил сразу 10 официантов. Иначе поступить было нельзя: если дашь поблажку одному, остальные возьмут это в пример. Как-то пришлось уволить 6 менеджеров только потому, что не были клиентоориентированы. Уволил за то, что они работу с персоналом в конкретный момент времени ставили выше всего и вместо того, чтобы уделять время гостям и быть в зале, решали факультативные вопросы где-то в недрах ресторана.

Это было в разных проектах и разное время, но причина всегда одна и та же — сервис в ресторане не должен работать таким образом, что к гостю идут только тогда, когда он нажимает кнопку вызова официанта.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ДОТРОНУЛСЯ ДО БЛЮДА, ОН МОЖЕТ ЕГО ВЕРНУТЬ»

— Публика в заведениях тоже бывает разная — некоторые очень любят поскандалить. Если официанту нагрубить, он может как-то отомстить?

— Есть такая категория людей — к счастью, их очень-очень мало. Подобных посетителей мы называем гостями-недоброжелателями. Скандал и вызывающее поведение с их стороны — цветочки, куда больше раздражает желание подставить персонал. Были случаи, когда гости приносили с собой в контейнере мертвого таракана, муху, волосы и, почти доев блюдо, клали в тарелку, а после вызывали персонал.

— Как вы понимали, что они принесли с собой то, что нашли в еде?

— Видеонаблюдение помогает решить такие вопросы. Когда мы включаем запись с камер таким посетителям, они краснеют, извиняются и уходят. Опять-таки многие управленцы в подобных ситуациях, чтобы не привлекать внимания других посетителей, меняют блюдо за счет заведения. Да, небольшая потеря на себестоимости продуктов, но зато конфликт будет исчерпан.

— Можно ли вернуть блюдо, которое не понравилось гостю?

— По закону «О защите прав потребителя», если человек не дотронулся до блюда и оно приготовлено не так, как попросили, он вправе вернуть и не платить за него. У меня был такой случай в одном из ресторанов в начале нулевых. Гость заказал карпаччо и не обратил внимания на сноску в меню о том, что это блюдо из сырого мяса. Официант, в свою очередь, тоже не подсказал ему. Когда посетителю принесли заказ, он заявил: «Я сырое мясо не ем!» В той ситуации взяли вину на себя и заменили блюдо за счет заведения.

— А если оно стоит 4–5 тысяч рублей, тоже можно так поменять?

— В моей практике такого не было. Но случалось, когда не хотели платить за вина стоимостью от 20 до 90 тысяч рублей за бутылку! Приведу лишь один пример: гость попросил показать ассортимент вин в ресторане. Его отвели к винному шкафу, где сомелье подробно рассказал о том, что может предложить наше заведение. В итоге посетитель выбрал бутылку вина Brunello di Montalcino (Брунелло ди Монтальчино) за 28 тысяч рублей. Сомелье при нем, соблюдая все нормы и стандарты, открыл ее и налил в бокал порцию на пробу. В ответ услышал фразу: «Невкусно, не буду я это пить». В таком случае бутылка включена в счет гостя, потому что все нормы подачи вина соблюдены.

— Как быть с теми, кто навеселе и ведет себя неадекватно?

— Безусловно, были конфликты и драки. В некоторых ситуациях стоит обращаться в полицию. Более того, есть определенный регламент: если началась драка, официант всегда должен позвать менеджера, а тот действует по своей инструкции. Главная задача — попытаться сгладить конфликт и решить его обоюдно выгодно. Если удается погасить эмоции, то все завершится мирно — гости доедят и оплатят счет. Но были и негативные случаи, когда красивые стеклянные двери разбивали с ноги, в результате приходилось вызывать стражей порядка.

Фото из личного архива Андрея Ибатуллина

«ПОСЛЕ СМЕНЫ ШЕФ-ПОВАР ВЫДАЛ МНЕ ПРЕМИЮ В ВИДЕ ПИЦЦЫ»

— Пожалуй, в любом ресторане есть непопулярные позиции в меню. Как заведения реагируют на это?

— За всех ответить не могу, но в моей практике приключилась очень интересная история. Когда я работал официантом в итальянско-мексиканском ресторане Paprica’s («Паприкас»), у нас был очень непопулярный десерт, который назывался «Чимичанга платанос». Как-то раз к нам пришла компания из 10 студентов. Они обратились за советом, какой им попробовать десерт в нашем заведении, и я порекомендовал им «Чимичанга платанос». Гости согласились, потому что расписал блюдо во всех красках и сумел вызвать к нему интерес. После того как я принял заказ, на кухне началась паника: повара оказались не готовы к тому, что самый редкий десерт будет заказан в таком количестве. Соответственно, не имелось заготовок в нужном количестве.

— Что из себя представлял этот десерт? Почему его так редко заказывали?

— Карамелизированные жареные бананы, завернутые в шоколадную мексиканскую лепешку, разрезанную пополам и сложенную кучкой. И все это поливалось шоколадно-сливочным соусом. Я думаю, что вы сейчас представили, какого цвета было блюдо. Выглядело оно и впрямь не очень аппетитно, но было вкусным. Когда студентам выносил десерт, они смеялись на весь зал.

— Он им понравился на вкус?

— Да, но гости попросили книгу отзывов и предложений, в которой оставили следующую запись, запомнившуюся мне: «Мы не думали, что десерт цвета и консистенции детской неожиданности в устах официанта Андрея будет настолько великолепный». После той смены шеф-повар выдал мне премию в виде пиццы и похвалил за продажу такого количества непопулярного десерта. А я в очередной раз убедился, что грамотный официант может найти подход к любой категории людей.  

P. S. Если вы хотите быть в курсе всего самого интересного, что происходит в гастрономической жизни Казани, узнать обо всех важных изменениях в отрасли, включая акции и концерты в заведениях города, переходите на сайт «ЕдаКазанда».