ТАТАРСТАН ПОДАЛ САМУЮ БОЛЬШУЮ ЗАЯВКУ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НА ПОДДЕРЖКУ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА – НА 1,5 МЛРД. РУБЛЕЙ. ЧАСТЬ 1-Я

Агентство инвестиционного развития объявило о грандиозных планах по строительству огромного агропромпарка. Он займет территорию 8 га, будет иметь 40 тыс. крытых площадей и порядка 8 тыс. – под навесом. Эта площадка будет находиться на пересечении ул. Космонавтов и пр. Победы. Как рассказал в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» руководитель агентства инвестиционного развития РТ Линар Якупов, инвестиции в этот мегапроект составят 1,7 млрд. рублей. Кроме того, Якупов сообщил ряд других новостей, представляющих большой интерес для бизнес-сообщества РТ.

НАДО КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА СЛОВЕ «РАЗВИТИЕ»

- Как скажется на предпринимателях преобразование комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ в агентство инвестиционного развития РТ? На что будет направлена ваша основная деятельность: на привлечение новых инвесторов или на поддержку частных компаний, уже инвестировавших собственные и привлеченные средства в республику? (Нафикова Эльвира Шамиловна)

- И премьер-министр РТ объяснял, и мы на своем сайте объявляли: все, что касается малого и среднего бизнеса, - и программы, и количество людей в штате - всё остается, поэтому никакого ущерба для предпринимательства не будет.

Назвали агентство инвестиционного развития, потому что любой бизнес - малый, средний, крупный - все нуждаются в инвестициях. А инвестиции бывают государственными и негосударственными, внутренними и внешними. И если раньше комитет концентрировался на распределении той поддержки, которая шла по линии государства, то теперь нашей задачей будет также привлечение частных инвестиций и участие в частно-государственном партнерстве.   

Если посмотреть на статистику, то в основном получателями средств поддержки является малый бизнес. Чем дальше бизнес растет, тем большие средства ему нужны. И нужны  другие инструменты - для среднего бизнеса, например, больше нужны инвестиционные инструменты.  В названии агентства есть слово «развитие», и именно на нем надо концентрироваться: как развитие малого и среднего бизнеса, предпринимательства в целом, так и развитие инвестиционных возможностей, которые имеем.

Что касается программ, которые реализовывал комитет, то они не только остаются, но к ним в этом году прибавляется и ряд других. В частности, принято решение о создании гарантийного фонда, отдельного от инвестиционно-венчурного фонда РТ. Мы считаем, что гарантийный фонд способен гораздо на большее в привлечении средств и помощи предпринимателям, у которых есть большие планы, уже наработанный бизнес, но нет достаточного залога.

Также в поддержку производителей из среды малого и среднего бизнеса, готовых поставлять свою продукцию за пределы Татарстана и России, в самое ближайшее время мы создаем центр поддержки экспорта. На это выделены серьезные средства. Всем предприятиям, которые так или иначе задействованы в поставках продукции за пределы республики, мы будем готовы помочь, - и субсидированием кредитных ставок для торговых операций, и поддержкой по экспорту, по выставочной работе в России и за ее пределами и т.д. Программа такая уже разработана.

 

- Гарантийный фонд и центр поддержки экспорта - это самостоятельные структуры? Они будут подведомственны агентству?

- Структуры самостоятельные, но они будут «под агентством».

- Какова форма их организации?

- Это будут некоммерческие организации. Основная функция гарантийного фонда – предоставлять предприятиям, заинтересованным в привлечении банковских кредитов, средства из федерального и республиканского бюджетов для обеспечения 50 процентов залога. К сожалению, может быть, недостаточно большое количество предпринимателей знало о работе этого фонда, может, и банки не активно им пользовались. Но мы хотим, чтобы в рамки работы гарантийного фонда было вовлечено большее количество банков, работающих с малым и средним бизнесом. И, соответственно, будет больше охват и больше информированности, и, надеемся, будет большая востребованность этого гарантийного фонда.

- Какие средства аккумулирует этот фонд?

- На сегодняшний день это порядка 450 миллионов рублей – 70 процентов из федерального бюджета, 30 процентов - из республиканского.

- А какой бюджет у центра поддержки экспорта?

- На сегодняшний день выделено порядка 57 миллионов рублей, которые мы с радостью будем использовать для поддержки компаний, готовых производить продукцию на экспорт.

БИЗНЕС ДОЛЖЕН БЫТЬ СПОСОБНЫМ ВЫХОДИТЬ НА САМООКУПАЕМОСТЬ

- Расскажите, пожалуйста, какие изменения программа «Лизинг-грант»?

- В этом году мы сделали попытку либерализовать этот рынок – если в прошлом году у нас была одна лизинговая компания в качестве главного оператора, то в этом году их будет от 5 до 10. У нас есть большая надежда на то, что в какой-то степени это поможет избежать загруженности на одну компанию, чтобы они вовремя оперативно реагировали. Также нам хочется верить, что таким образом мы будем добиваться некоего мультипликативного эффекта, когда 500 миллионов рублей, предназначенных для программы «Лизинг-грант», несмотря на то, что это не совсем большие средства, спровоцируют лизинговый сектор Татарстана к развитию, и, соответственно, охват будет больше. В этом году мы не ограничиваем ни в оборудовании, ни в чем другом - каждый определяет сам, какой тип оборудования подходит для его бизнеса. Если по техническим параметрам проект соответствует, мы его выводим на комиссию. До 1 миллиона рублей проекты определяет само агентство, до 3 миллионов рублей – премьер-министр РТ.

В основном, все программы «заточены» на сумму до 1 миллиона рублей, поэтому уже по цифрам видно, что эти средства пойдут как раз тому бизнесу, который только-только начинает зарождаться, находится на самом первом уровне своего развития. Это те самые стартапы, которым именно сейчас нужно помочь, потому что гранты - это помощь, это бесплатные средства. Мы также надеемся, что в этом году процентные ставки лизинговых компаний будут небольшими ввиду того, что будет элемент конкуренции. Наверное, удорожание будет в пределах 12 процентов

У нас концепция такая – если государственная поддержка должна идти тому бизнесу, который только начинает вставать «на ноги», то дальше у нас есть определенные инициативы по созданию структур микрокредитования. Дальше может быть использован механизм гарантийного фонда. И дальше уже – с ростом бизнеса – привлечение инвестиционных средств. В конце концов, бизнес должен быть способным выходить на самоокупаемость и сам себе генерировать инвестиционные потоки. Вот такое у нас видение развития компаний.

К сожалению, нужно признать тот факт, что даже если раздать по 1 миллиону рублей из 500 миллионов, мы «покрываем» всего лишь 500 компаний. А в республике зарегистрировано170 тысяч субъектов предпринимательства! Отсюда можно судить о том, насколько на сегодняшний день хватает государственных средств на поддержку компаний. Поэтому бизнес не должен настраиваться на то, что «кому-то что-то достается, а мне нет, и давайте к этой кормушке все придем и будем ее «дербанить»... Тем более в этом году крупных грантов не будет – максимум до 1 - 3 миллионов рублей. И мы хотели бы, чтобы их получил бизнес, который действительно в этом нуждается, у которого нет других ресурсов. Для того чтобы предприниматели отвечали за свой бизнес, за планируемый результат, мы ввели некий принцип возвратности. Мы хотим, чтобы бизнес, участвующий в программе грантов, мог за свои цифры отвечать своей головой. Если будет отклонение от базовых показателей бизнес-плана более чем  на 20 процентов, у нас есть право эти деньги изымать обратно – мы это прописали в положении.

В ЭТОМ ГОДУ АГЕНТСТВО ИМЕЕТ ПРАВО ВЕРНУТЬ ГРАНТ

 - Когда можно подавать заявку по программе «Лизинг-грант-2011» и каков перечень документов? (Ринат).

- Вся эта информация есть на нашем сайте, указаны все контактные номера телефонов, на первом этаже нашего офиса работает консалтинговый центр, где всегда всем пришедшим предпринимателям дают полное разъяснение. Проблем нет – надо или доходить до нашего офиса, или заходить на сайт.

К сожалению, некоторые задержки у нас все-таки получились, но программа в этом году заработает намного раньше. Надеемся, вскоре федеральные власти утвердят заявленные нами суммы, а республиканские деньги уже выделены. Нам просто нужно пройти технические процессы. Напомню, 40 процентов финансирования идет из республиканского бюджета, 60 процентов - из федерального.

- Заявки на текущий год еще принимаются?

- Уже принятые заявки в 3-4 раза превышают объем возможностей. Но заявки продолжают поступать. Я уже говорил – у нас 170 тысяч предпринимателей, а денег – 500 миллионов. Конечно, всегда должна быть конкуренция...

- Как вы будете отбирать заявки?

- Задача департамента предпринимательства нашего агентства - по бальной системе оценить поданные документы на предмет технического соответствия нашим требованиям: документ есть – получай балл, другой документ есть – получай еще балл… Затем все документы передаются в комиссию, которая, надеюсь, заработает в online-режиме. Все претенденты будут вызываться на комиссию для презентации своих проектов. И все смогут это видеть и комментировать.

- Кто входит в комиссию?

- В комиссию в этом году вошли представители ассоциации предпринимателей, ассоциации фермеров и других общественных организаций. 

- Наверное, каждая организация будет лоббировать своих… А все-таки кто в комиссии будет главным – чиновники?

- В комиссии будет и несколько представителей нашего агентства, но давайте не будем переводить на то, что чиновники будут главными действующими лицами! У каждого члена комиссии будет равный голос.

- Наверное, лидеры ассоциаций не смогут провести много времени в этой комиссии…

- Но придется! Если мы хотим, чтобы все остались довольными, придется работать в комиссии. Другого пути нет.

- Вы сказали, что заявки в разы превышают возможности. Каковы будут основные критерии отбора, кому будет отдаваться предпочтение, например, начинающим или опытным предпринимателям?

- Максимальная сумма гранта – 1 миллион рублей, следовательно, никто не будет подавать заявку на 100 миллионов, чтобы получить 1 миллион… В этом году мы сфокусируем внимание на начинающих предпринимателях. Тем более, по сельскому хозяйству и ЖКХ 90 процентов заявок – на механизацию: на покупку тракторов, навесов к ним и т.д.

- Был случай, когда очень богатый бизнесмен получил по Лизинг-гранту несколько миллионов рублей…

- В этом году такого не будет. 

- Из документов, регламентирующих программу "Лизинг грант", получается, что лизинговая компания сможет приобретать оборудование, только если она зарегистрирована в системе ЭТИС и если с предложением о поставке заявились больше одного поставщика. А если это уникальное инновационное оборудование, которое делает и продает только один производитель во всей России? Получается, оборудование уже не купят? (Мухаметзянов Рамис Зуфарович)

- Заявляется один – и нормально! И в прошлом году такие проекты были.

-  Для получения гранта правительства РТ на инновации в 2011 году в размере 5 000 000 необходимо ли, чтобы компания была организована совместно с вузом (по 217-фз)? У нас разработка нуждается в таком размере гранта, но компания полностью частная с историей более 15 лет, и отдавать вузу часть доли не планируется. (Хайруллин Рашит Равилевич).

- Пускай подходят – будем разговаривать, думать.

- Будут ли в 2011 году предпринимателям выдаваться "невозвратные" гранты? (Зиннатуллин Р.А.)

- В этом году агентство имеет право требовать вернуть грант, если предприниматель не справляется со своим проектом. Из опыта прошлых лет, а мы всю статистику изучили – несмотря на критику, все-таки 90 процентов получателей лизинг-гранта продолжают работать. Более того, в течение трех лет они покрывают всю сумму гранта через налоговые поступления в бюджет. Это «вращающиеся» деньги – один предприниматель их получил, отработал, средства в виде налогов поступили в бюджет, их дали другому…

С первого дня у нас было ощущение, что на этом замыкаться не стоит, а надо концентрироваться на том, чтобы задействовать больше механизмов. Даже те небольшие суммы, которые у нас есть, тратить таким образом, чтобы был мультипликативный эффект и чтобы «возбуждались» какие-то дополнительные сектора рынка, например, лизинговые компании или мелкие и средние банки…

МЫ ПОСТРОИМ СОВРЕМЕННЫЙ «КОЛХОЗНЫЙ РЫНОК»!

- В прошлые годы был приоритет для компаний, работающих в сфере химии-нефтехимии. В этом году будут изменения?

- Если говорить про программу «Лизинг-грант», то в этом году у нас четкое разделение: 30 процентов - на сельское хозяйство, 30 процентов - на ЖКХ, 40 процентов - на все остальные направления бизнеса.

На сельское хозяйство и ЖКХ предусмотрено по 150 миллионов рублей на каждое направление.

Мы надеемся, что сектор услуг будет больше задействован, потому что ввели и медицинские услуги, и туризм, и сувенирное производство, и т.д. Конечно, гранты небольшие – 300 -500 тысяч рублей, на инновационные проекты – от 500 тысяч до 5 миллионов рублей в зависимости от критериев. Хочется надеяться, что это будет некий катализатор развития и этих направлений.

Что касается химии-нефтехимии и всего, что с этим связано, конечно же, за миллион рублей оборудование не купишь, – нужно минимум миллионов 15 и больше. Поэтому здесь нужен другой подход - здесь у нас будет больше задействован департамент инвестиций. По большому счету, проекты в нефтехимии можно просчитать, потому что мы понимаем, какая у нас сырьевая база, какие сегодня потребности на рынке, какие для этого есть площадки, например, «Химград», индустриальный парк «Камские Поляны» и другие. Все они готовы пускать к себе переработчиков химии-нефтехимии, пластмассы и т.п. В данном случае поддержка компаний идет в форме предоставления льготных условий в индустриальных парках. Это тоже поддержка правительства, на это также тратятся серьезные средства, и построены эти парки были на государственные деньги. По статистике, эти вложения окупаются через 2-3 года в виде поступления налогов, поэтому, думаю, это было правильное решение – развивать индустриальные парки.

В этом году мы подали заявку на строительство агропромышленного парка. Это довольно серьезная заявка, и мы в этом направлении оказались первыми в России. В приказе минэкономразвития России есть технопарки, экономические зоны и технополисы. Даже такого понятия - агропромпарк - нет! Но нам пошли навстречу - благодаря сильной поддержке со стороны руководства республики нашу заявку приняли. Наверное, мы создали некий прецедент и будем примером для других регионов. Территория агропромпарка большая – 8 гектаров, 40 тысяч крытых площадей и порядка 8 тысяч – под навесом. Эта площадка будет находиться на пересечении улицы Космонавтов и проспекта Победы - здесь очень хорошие подъездные пути, тем более, строится дорога на трассу М7 в сторону Пестрецов.

- А что здесь будет размещаться – переработка сельхозпродукции?

- Переработка и упаковка. Здесь будут размещены складские и торговые помещения, площадь для переработки, для проведения выставок.

Эта площадка – для малых и средних предпринимателей, работающих на селе. К сожалению, у нас сегодня у сельхозпроизводителей – фермеров и крестьянских подворий– нет доступа к рынкам сбыта. И по нашим расчетам, через посредников удорожание продукции достигает иногда до 300 процентов. Все эти огромные площади, которые будут задействованы под фермеров, частные подворья и т.д., позволят продукции напрямую доходить до города, и, соответственно, снижать цену. В принципе, это позволит убрать цепь перекупщиков.

По форме управления этим агропромышленным парком мы сейчас ведем переговоры и изучаем опыт зарубежных стран и тех регионов России, где что-то похожее работает. Наша задача – чтобы эта площадка всегда оставалась местом, куда фермер мог привести и продать свою продукцию.

- То есть будет построен «колхозный рынок»?

- Совершенно верно – мы строим современный «колхозный рынок»!

- Каковы источники и объем инвестиций в этот проект?

- Этот проект будет реализовываться по государственной программе. Мы планируем, что все-таки выиграем конкурс, и тогда 60 процентов финансов – из федерального бюджета, 40 процентов - из республиканского. В целом пока речь идет о 1,7 миллиарда рублей.

- Этот проект уже давно обсуждается. С чем связана такая длительная задержка в решении этого вопроса?

- Проект надо было проработать, и не было прецедентов подобных проектов. Все новые дела быстро не делаются – нужно прилагать определенные усилия. Но шаг за шагом, надеюсь, этот проект нам удастся реализовать. Тем более, республиканские средства уже выделены, конкурс уже идет, и скоро начнется работа. Надеюсь, к следующему году у нас появится супер современный рынок.

МЫ – САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЗАЯВЩИК

- Планируете ли вы развивать новые формы финансирования малого и среднего бизнеса? (Исхаков Искандер Рустамович)

Назовите основные мероприятия, направленные на решение этого вопроса в ближайшем будущем. (Латыпов Ильнар)

- Мы подали 9 июня нашу заявку в министерство экономического развития Российской Федерации. Мы – самый большой заявщик. Объем – 1,5 миллиарда рублей, который мы просим у федеральных властей, самый большой из всех регионов России. Из этих денег 500 миллионов рублей уходит на Лизинг-грант, 57 миллионов рублей – на поддержку экспорта, определенные суммы – на юридическое сопровождение, подключение к сетям и т.п., львиная доля идет на капитальное строительство площадки для малого и среднего бизнеса, особенно сельского.

Программы делать можно, но если у российского бюджета вот такие ограничения, то, я думаю, у нас нет возможности подавать заявку на 5 - 7 миллиардов. Это же нереально! Поэтому, начиная любую программу, мы должны оценить финансовую возможность.

Я верю, что, несмотря на все наши реалии, бизнес все-таки должен работать по системе рыночной экономики. Если это конкурентоспособный перспективный бизнес, то он должен быть способным привлечь инвестиции. В противном случае – грош нам цена! Если мы развиваем какую-то компанию, а она живет только на гранты – как только гранты убираешь, она сразу умирает… Это означает, что мы заведомо ведем страну к некомпетентности – у нас бизнес не будет конкурентоспособным. Все страны борются за рынки сбыта, пытаясь максимально использовать имеющиеся ресурсы.

Сейчас мы имеем грантовую поддержку, а задача агентства инвестиционного развития РТ – задействовать другие механизмы, которые позволяли бы получать мультипликативный эффект. Мы всегда можем рассчитать – если мы поддержим эту компанию, то как это отразится на развитии других.

ГЛАВНОЕ – СДЕЛАТЬ УДОБНО ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

- Агентству поставили какие-то конкретные цифры и сроки по привлечению инвестиций?

- Президент у нас человек очень мудрый, поэтому он пока нам никаких планов не поставил. Потому что будет огромный перечень работ, который нам нужно сделать, прежде чем понять, на что мы способны в привлечении инвестиций. Конечно, показателем работы агентства должно быть количество привлеченных инвестиций - в суммах, странах, направлениях деятельности, в количестве созданных рабочих мест и т.д. Мы к этому придем, но ввиду того, что мы только что родились, и ввиду того, что мы являемся частью «государственной машины», у нас есть много вопросов, на которые требуется ответ. Я - человек, пришедший из бизнеса, и до сих пор многим вещам не могу найти обоснование, но, тем не менее, через это нужно пройти. Надеемся, переходный период пройдет быстро, и мы уже будем способны получать задания по привлечению инвестиций. 

- Как будут выстроены взаимоотношения с другими ведомствами, которые занимаются, в том числе, и вопросами привлечения инвестиций - минэкономики, минпромторг, агентство по развитию международного сотрудничества?

- За нами закреплена функция управления инвестиционной деятельностью в сфере частно-государственного партнерства и частных инвестиций. Этим сейчас занимается только наше агентство, никакого дублирования функционала нет. Министерство экономики РТ занимается экономической политикой и регулированием, министерство промышленности и торговли – развитием промышленности и торговли. Во взаимодействии с инвесторами главное – сделать удобно для инвесторов.

Каждое министерство отрабатывает свой сегмент, и многие инвестиционные проекты получают одобрение президента РТ, но проблема в том, что не было основного центра координации всех этих движений. Мы учли опыт и регионов, и иностранных государств: для инвесторов надо сделать принцип «одного окна». Но это не означает, что всё физически будет собрано в одном месте, а означает, что есть орган государственной власти, который должен уметь взаимодействовать с бизнесом, с инвесторами. И наше агентство, являющееся органом государственной власти, обязано уметь взаимодействовать со всеми министерствами, которые вовлечены в реализацию того или иного инвестиционного проекта, - это вопросы отвода земельного участка, подключения к инфраструктуре, вопросы человеческих ресурсов, гарантий, рынков сбыта и т.д. Иностранный инвестор привык к тому, что есть единый орган, который решает все его вопросы.

А наша республика очень привлекательна, очень многое делается для ее PR, к нам все время приезжают какие-то делегации, много компаний, которые хотели бы у нас делать бизнес.

- То есть «одно окно» - это ваше агентство?

- Да.

ИНВЕСТИЦИИ ЗА «ОТКАТЫ» НЕ ПРИВЛЕЧЕШЬ

- Многие отраслевые министерства, так или иначе, заняты поиском инвесторов для развития своей отрасли. Как будет теперь – они должны будут найденных инвесторов привести к вам?

- На самом деле система так не работает. Вы не думайте, что все министерства заняты поиском инвесторов. Если бы они все этим занимались, у нас не хватило бы места для размещения инвестиций…

- Например, министерство промышленности и торговли РТ всегда при встрече с зарубежными делегациями ведет разговоры о сотрудничестве и инвестициях.

- Не всегда приезд зарубежной делегации означает их желание инвестировать…

- Это понятно, но работа по привлечению инвестиций ставилась во главу угла при каждой встрече.

- Министерство промышленности и торговли РТ как работало, так и будет работать, – будет встречаться с делегациями, обсуждать вопросы развития промышленности и торговли. Но если кто-то из делегации пожелает в Татарстане инвестировать в тот или иной проект, тогда его направят к нам для дальнейшей работы.

Любой инвестиционный проект – это комплекс задач, который нужно решать. И не факт, что все инвестиционные проекты, с которыми к нам приходят, должны у нас реализовываться. Может быть, мы не тот регион, где нужно тратить свои усилия для развития какого-то направления. В структуре нашего агентства есть отделы информации и анализа, экспертизы проектов, сопровождения проектов.

Проблема не только Татарстана, но и России в целом заключается в том, что мы до сих пор не научились правильно формировать инвестиционные проекты. Не совсем научились формировать инвестпроекты в привязке к имеющимся ресурсам, к будущим рынкам сбыта и т.п. Основная нагрузка у нас ляжет на информационно-аналитический отдел, а дальше уже – экспертиза и разработка проектов. Не все предложенные бизнесом инвестиционные проекты с технико-экономической точки зрения имеют право на реализацию. Простой пример – мы второй год формируем пакет проектов на KAZANSUMMIT - за полгода работы мы набрали всего лишь 25 проектов из Татарстана и близлежащих регионов, которые можно показывать инвесторам. Это же показатель того, что мы пока не способны генерировать качественные инвестиционные проекты, которые было бы легко продвигать инвесторам.

У нас много усилий тратилось и тратится на то, чтобы привлекать людей в свой регион. Но, к сожалению, и сам бизнес не готов к тому, чтобы эти инвестиции приходили. Поэтому здесь целый комплекс задач. И когда мы говорим, что агентство инвестиционного развития РТ направлено на работу с инвесторами, мы имеем в виду как минимум три направления – республиканские инвесторы, инвесторы из других регионов России и зарубежные инвесторы. Почему-то, когда мы говорим об инвесторах, то всегда имеем в виду «дядьку» из «тридевятых» стран. У нас, к сожалению, внутренними инвестициями никто не занимается. В республике есть немало желающих инвестировать, но по целому ряду причин этого не делают.

Наша задача – прежде всего, увидеть, кто с нами рядом, кто нас окружает, какой рынок сегодня существует, какие преимущества есть у Татарстана, на чем нам нужно сконцентрироваться. Мы живем в конкуренции – все близлежащие регионы так или иначе с нами конкурируют за российских и внешних инвесторов. Иностранные инвесторы интересны тем, что готовы вкладывать в те вещи, которые сейчас востребованы рынком. Ввиду того, что у них больший горизонт и большее знание рынков, они в курсе всех тенденций и знают, во что лучше инвестировать. За счет этого некий синергетический эффект должен быть - иностранные инвесторы приходят и говорят, в каких направлениях лучше работать, так как там есть определенные возможности. Буквально недавно у нас была встреча с американскими производителями оборудования, и они уже знают, что через два-три года будет востребованность определенных вещей, выходят к нам с предложением купить такое-то оборудование, потому что в таком-то промежутке будет такой-то спрос…

Мы знаем, что у Татарстана рынок внутреннего потребления никогда большим не будет - 3,8 миллиона человек. У нас есть крупные предприятия, малый и средний бизнес, которые растут, значит, нужны новые рынки сбыта – соседние регионы, страны СНГ или дальнее зарубежье. Здесь свою роль сыграет и центр поддержки экспорта - мы надеемся, что будет от этого эффект, и центр будет востребован. Его цель – поддержка малого и среднего бизнеса, а не предприятий-гигантов, которые и без нашей помощи способны генерировать и рынки, и инвестиции. А иностранные инвесторы, на самом-то деле, не заинтересованы пока заходить в крупные проекты – их интересуют небольшие проекты от 1 до 10 миллионов долларов всего лишь. Но и от нашего бизнеса требуется открытость – инвестиции за «откаты» не привлечешь – необходимо экономическое обоснование проекта.

Месяц назад я был в КНИАТе и общался с представителями предприятий. Оказывается, некоторые предприятия экспортируют свою продукцию в 20 стран мира! К сожалению, мы не уделяем должного внимания машиностроению и тем отраслям, где требуется интеллектуальный капитал. У нас богатейший технический и технологический потенциал, а мы о нем забываем. А предприятия, оказывается, способны без всякой поддержки экспортировать в 20 стран мира!

Поэтому нам сейчас нужно концентрироваться на тех направлениях, которые делают Татарстан конкурентоспособным, которые способны выводить на внутренний и внешний рынки требуемую продукцию. Соответственно – есть рынок сбыта, есть технико-экономическое обоснование для осуществления того или иного проекта.

В АГЕНТСТВО ПОДБИРАЮТСЯ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЛЮДИ

- Штат и структура агентства инвестиционного развития РТ определены. Кто автор этой структуры – вы? Или кто-то ваши предложения «подправил»?

- Всегда есть, кому подправлять… Конечно, структура агентства не совсем идеальна, не полностью та, которую мы держали в голове. Но, тем не менее, это попытка адаптации международного опыта к тому, что у нас принято. По этой структуре мы постарались «выжать» максимум из того, что возможно на данный момент.

У агентства два главных направления работы - это развитие предпринимательства (под это остается практически весь состав комитета) и новое направление - по инвестициям. Соответственно, в агентстве два департамента - по предпринимательству и по инвестициям. Плюс структура поддержки - единая для того и другого направления. У нас получилась оптимальная модель. Штат комитета был 43 человека, сейчас - 51, то есть прибавили всего 8 человек.

- Откуда будете черпать кадры? Премьер-министр в своем комментарии говорил, что соответствующие отделы перейдут из министерств.

- В министерстве экономики РТ упраздняется отдел инвестиций в количестве пяти человек, и он перешел к нам. Из министерства промышленности и торговли РТ из одного отдела перешли две должности. Плюс еще один человек из другого министерства. Перешли штатные единицы, но не сами люди.

- А этих людей из министерств вы принципиально не берете?

- Мы с самого начала говорили и будем этого придерживаться - раз у агентства такие особые задачи, будут подбираться соответствующие люди, необходимые для решения поставленных перед нами задач. Первым заместителем руководителя агентства остался прежний – Ильдар Рашитович Тазутдинов, а заместители по предпринимательству и по инвестициям пришли из бизнеса.

- Те должности, которые в агентство перешли из других министерств, уже заполнены?

- Что касается департамента предпринимательства, должности почти заполнены, – работает старая команда с определенным обновлением. А департамент инвестиций до 13 июня практически был пустой, кроме его руководителя. Но с 13 июня мы начали потихоньку набирать людей.

Пользуясь моментом, приглашаем людей, которым интересно работать в области привлечения инвестиций, кому интересно взаимодействовать с региональным и международным бизнесом. К сожалению, поскольку мы государственный орган, уровень зарплаты в нашей организации не такой большой. Но надеемся, что к нам придут качественные специалисты, заинтересованные в работе в области привлечения инвестиций.

- Судя по информации, на штат в 51 человек предусмотрен фонд зарплаты в размере 234,8 тысяч рублей…

- Это базовый оклад, но есть еще система премирования.

- А премирование – из другого бюджета?

- Я пока не знаю весь механизм начисления зарплаты.      

Татьяна Завалишина
Фото Сергея Елагина
Видео Максима Тимофеева

Окончание следует.