«Опора России» выдвинула законопроект о регулировании рынка слабоалкогольных напитков — как альтернативу аналогичному документу под авторством депутата Госдумы Ильдара Гильмутдинова. Парламентарий от Татарстана первым инициировал ужесточение правил игры в этой сфере, но в беседе с «БИЗНЕС Online» заметил, что готов пойти на уступки, если рынок будет освобожден от недобросовестных производителей. Эксперты настаивают: налоговую лазейку для слабоалкогольных коктейлей в пивной нише надо закрыть.
«Опора России» предложила свои правила регулирования рынка пива, медовухи и других слабоалкогольных напитков
«ГИЛЬМУТДИНОВ ФАКТИЧЕСКИ ВВОДИЛ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПОД ВИДОМ РЕЕСТРА»
«Опора России» предложила свои правила регулирования рынка пива, медовухи и других слабоалкогольных напитков. Соответствующие письмо и законопроект организация отправила в минфин РФ еще 23 мая. Об этом рассказал «БИЗНЕС Online» член президиума «Опоры России» и один из инициаторов документа Алексей Небольсин. Он пояснил, что документ стал их ответом на законопроект депутата от Татарстана Ильдара Гильмутдинова, в котором предлагалось создать реестр производителей по ГОСТу. Остальные пивовары, считает Алексей Евгеньевич, в этом случае остались бы не у дел.
«Предпринимательское сообщество было взбудоражено появлением законопроекта под авторством Гильмутдинова, который вводил фактически лицензирование под видом реестра, то есть документ содержал несколько новелл, поставивших на уши весь рынок. Он закручивает его так, что мы можем в случае принятия законопроекта потерять существенную часть рынка, — пояснил он. — До 85 процентов текста переписано, взяты целые абзацы из положения по лицензированию». Плюс, как утверждает наш собеседник, депутат предлагал взимать с производителей до 800 тыс. рублей пошлины за включение в такой реестр.
Также в законопроекте рекомендуется снизить порог по установке счетчиков по передаче данных в ЕГАИС с нынешних 300 тыс. декалитров до 50 тысяч. «В 6 раз опускается ценз по установке счетчиков, вводится обязательная регистрация розничных продаж пива, сидра, медовухи в ЕГАИС, в том числе при оказании услуг общепита», — перечисляет член общественной организации новшества законопроекта Гильмутдинова.
В итоге «Опора» выступила категорически против таких нововведений. По словам Небольсина, тут же стали отправлять письма в минфин и рабочую группу при ведомстве. «Нам на ней сказали: „Тогда подготовьте то, что считаете нужным“. „Опора России“ провела тщательную работу. 23 мая мы отправили в минфин свои предложения, где фактически заново переписали законопроект», — поясняет он.
В версии организации предлагается в реестр включать в автоматическом режиме всех легитимных на данный момент производителей. «Он будет бессрочный, бесплатный и не станет приводить к административной нагрузке на бизнес», — отметил наш собеседник. Что касается счетчиков ЕГАИС, то, по его мнению, в «Опоре России» согласны даже снизить порог объема мощностей, при котором они необходимы, но с обязательным условием налогового вычета на установку, а это 600 тыс. рублей за счетчик. Также предприниматели не против регистрации розничных продаж пива, сидра, медовухи в ЕГАИС, если чек будет сразу уходить в Росалкогольрегулирование по аналогии с тем, как сейчас построена система с онлайн-кассами, когда он отправляется в налоговую службу.
Документ «Опоры» стал ответом на законопроект депутата от Татарстана Ильдара Гильмутдинова, в котором предлагалось создать реестр производителей по ГОСТу
«ВВЕСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВКУСОАРОМАТИЧЕСКИХ ДОБАВОК»
«Опора России» также предлагает дать бой псевдопивным напиткам — этому посвящен еще один важный раздел законопроекта. «Большие объемы слабоалкогольных коктейлей маскируются под пивные напитки, пиво, медовуху. Мы считаем, что данный вопрос можно решить более изящно, чем в законопроекте Гильмутдинова, плавно и без риска потерять часть рынка. Надо ввести на законодательном уровне ограничения по использованию вкусоароматических добавок. С этой целью мы вносим изменения в понятийный аппарат: „пивной напиток“, „винный напиток“, „сидр ароматизированный“ и „сидр фруктовый ароматизированный“. Они не противоречат техническому регламенту, а ограничивают добавление вкусоароматических добавок», — рассказал Небольсин. Вторым шагом в законопроекте идет зачистка федеральных реестров алкогольной продукции, из которых придется выбросить пивные напитки со вкусом джин-тоника. «Тогда больше никто не сможет готовить слабоалкогольные напитки под видом пива», — добавил он.
Эксперт подчеркивает, что бороться с производителями псевдопивных напитков необходимо, так как они «обманывают государство»: акциз на слабоалкогольный коктейль — 29 рублей на литр, а они, выдавая свой продукт за пиво, для которого акциз — 21 рубль, на этом экономят. Более того, порой даже выигрывают в судах, поскольку, как объяснил Алексей Евгеньевич, на сегодня в законодательстве прописано, что в пиво возможно добавление вкусоароматических добавок без ограничений, а доказать, что в напитке нет пива, невозможно. «Поэтому они говорят: „Мы так фильтровали, что оно стало не желтым, а белым. Не докажете. Мы добавили вкусоароматическую добавку и ничего не нарушили“. Судебная практика показывает, что иногда выигрывают эти нехорошие производители. Тем самым они наносят ущерб государству, не доплачивая 8 рублей на литр. Это огромная экономия — 16 процентов!» — возмущается наш собеседник. По его словам, в Росалкогольрегулировании об этой практике производителей знают.
И, наконец, в «Опоре России» считают, что настало время для установления минимальной цены в рознице (МРЦ). «Она зарекомендовала себя в других сегментах. У нас есть МРЦ в вине, водке, коньяке, игристом вине. Почему бы не ввести в пиво? Это не нанесет ущерба бизнесу, в том числе малому», — уверен Небольсин. По его мнению, против данной инициативы выступают только три крупные транснациональные корпорации, потому что в таком случае не смогут демпинговать. «Они могут привлечь только экстранизкой ценой. Этого больше не будет. Повод лишний раз недоплатить акциз, что-то нахимичить, поэтому они против такого», — поясняет член организации. Правда, данное предложение, по его словам, решается не этим законопроектом, а постановлением правительства. «Мы считаем, что такая мера должна быть введена в сегменте пива, сидра и медовухи», — подчеркнул наш собеседник.
Производители псевдопивных напитков «обманывают государство»: акциз на слабоалкогольный коктейль — 29 рублей на литр, а они, выдавая свой продукт за пиво, для которого акциз — 21 рубль, на этом экономят
«МОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ, ГЛАВНОЕ — ВЫВЕсти С РЫНКА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»
Сам Гильмутдинов к регулированию алкогольного рынка настроен далеко не так категорично и бескомпромиссно, как восприняли в «Опоре России». «Я готов в переговорном процессе обсуждать свой законопроект со всеми, кого он затрагивает, можно отказаться от штрафных санкций для производителей, от пошлин, пойти на компромисс, главное — создать механизм, который бы вывел из рынка недобросовестных производителей», — заявил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Депутат заметил, что подготовленный им законопроект пока не внесен в Госдуму, он направлен в правительство РФ для получения отзыва от представителей исполнительной власти. «Для меня важно сейчас получить реакцию на законопроект, мы обсуждаем его с различными заинтересованными организациями и сторонами — минфином, минэкономики, „Опорой России“, „Деловой Россией“, чтобы предварительно понять, какова их позиция по моей концепции, — добавил Гильмутдинов. — Если появятся серьезные замечания, их можно будет устранить еще до первого чтения, чтобы законопроект на начальной стадии не вызывал отрицательную реакцию и возражения. Если мой подход не найдет поддержки, будем рассматривать другие варианты. Как только я получу отзыв от правительства, тогда и внесу законопроект».
Собеседник издания подчеркнул, что для него в конечном итоге неважно, кто направит законопроект в Госдуму — он или «Опора России», главное — «навести порядок в этой отрасли, чтобы граждане получали качественные товары, а бизнес работал честно и нес ответственность за свою продукцию». «Может, другая позиция по данному вопросу появится, может, кто-то возьмет мой законопроект за основу, переделает и добьется принятия, пожалуйста, ради бога. Я не претендую на лидерство», — сказал депутат.
Впрочем, предложение «Опоры России» формировать реестр производителей автоматически, включая в него всех участников рынка, Гильмутдинов встретил без понимания. «Мне сложно рассуждать, законопроекта „Опоры России“ я не читал, но в таком виде эта концепция выглядит как некий аналог СРО. Не знаю, сможем ли мы при таком подходе очистить рынок от недобросовестных производителей, оставив только качественную и легитимную продукцию, сбыт которой в полном объеме учитывается налоговой службой, — задумался он. — Сейчас в этом заинтересованы прежде всего сами производители того же пива, которые добросовестно на рынке работают. Очень обидно за открытых и честных предпринимателей, которым приходится конкурировать с недобросовестными коллегами. А страдают в итоге наши граждане, употребляя продукт, который никуда не годится».
По словам Вадима Дробиза, к слабоалкогольным следует относить напитки с долей содержания этилового спирта от 5% до 7%
«ЭТО ВСЕ РЕЗУЛЬТАТ ТОЙ ОШИБОЧНОЙ, КАК ВСЕГДА, ПОЛИТИКИ, КОТОРАЯ ПРОВОДИЛАСЬ ГОСУДАРСТВОМ»
По словам директора центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадима Дробиза, к слабоалкогольным следует относить напитки с долей содержания этилового спирта от 5% до 7%. История их регулирования своими корнями уходит еще в 1995 год, когда в России начался мощный рост рынка этой продукции, то есть разных коктейлей в баночках. Бесконтрольный рост продолжался вплоть до 2004-го, когда их годовое производство составляло уже 450–470 млн литров. «Огромный рынок! Грубо говоря, больше 3 литров на душу населения. После чего государство начинает с этим бороться», — пояснил он.
Сначала подняли ставку акциза на слабоалкогольные напитки (САН), потом вернули в прежнее русло. Но по тем или иным причинам примерно с 2006–2007 года началось падение этого сегмента напитков. Примерно к 2012-му его объем составлял около 300 млн литров. «Мы практически не закупали, пили только сами», — отметил собеседник «БИЗНЕС Online». В 2012 году отдельные регионы получили право делать все что угодно на своей территории с алкогольным рынком, вплоть до введения сухого закона. И около 50 субъектов запретили у себя продажу САН. В 2013-м ФАС обратилась в суды в Архангельской области и Краснодарском крае, требуя снять запреты. В первом случае антимонопольщики победили, а во втором проиграли, что, впрочем, не помешало рынку САН посыпаться на фоне массовых запретов в регионах.
«Но на этот момент слабоалкогольные напитки стали переходить в другие сегменты. Они переместились в винные напитки, где был ниже акциз. То есть как боролись? Запретом — раз, повышенным акцизом — два. Так эти самые продукты стали уходить в другие сегменты. Начали производить слабоалкогольные напитки под видом винных. Потом на последние подняли акциз — и они ушли в псевдосидры. У нас несколько лет назад взлетело производство сидров. Но это были не они, а как раз САН. Когда там навели порядок, они рванули в пивные. То есть слабоалкогольные вместо исчезновения мимикрировали и стали бродить по другим сегментам. На сегодняшний день их, наверное, в пивных напитках примерно 250 миллионов литров, а объем производства слабоалкогольных, которые таковыми были и остались, в прошлом году составил примерно 70 миллионов литров. Вот законопроект „Опоры“ направлен на то, чтобы вернуть данную продукцию обратно в свой сегмент САН, чтобы не производились под видом пивных, винных напитков, сидров. Это все результат той ошибочной политики, которая проводилась государством», — пояснил Дробиз.
В 2016 году Верховный суд России признал неправильным региональные ограничения по продажам САН, по их запретам. Но это мало что дало — минимум в половине субъектов РФ запрет продолжает действовать и сегодня. «В 2017 году минфин РФ срочно протащил законопроект, запрещающий продажу слабоалкогольных напитков, — скандал был никому не нужен перед выборами президента РФ, у которого половина регионов не исполняет Конституцию, закон и решения Верховного суда России. Чтобы спрятать эту ситуацию, силовыми методами протащили запрет на продажу энергетических САН», — вспоминает эксперт.
Пивными напитками с разными вкусовыми добавками грешат многие производители, действующие в том числе и легально
«ПРОСТО ЗАПРЕТ НЕ РЕШИТ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ. НУЖНО ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ…»
Инициативу «Опоры России» Дробиз считает правильной. Более того, он уверен, что законопроект примут с вероятностью 70%. По его словам, никакого вреда САН, о которых идет речь, не несут — Роспотребнадзор же их пропустил. «Какой бы ни был напиток, он все равно разрешен к продаже. Это легальный продукт. Состав его утвержден минздравами, роспотребнадзорами и прочими. Если бы был вреден, то не пустили бы в продажу», — пояснил наш собеседник.
Но его оптимизма не разделил руководитель центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин: «Знаете, в чем тут проблема? У нас под видом пивных напитков продается слабоалкогольный продукт, который не относится к пиву вообще никак. Там так выбраживают солод, чтобы он в итоге был джин-тоником, совершенно прозрачной жидкостью. Понятно, что это фальсификат, собранный из неучтенного спирта на небольшом производстве, которое не лицензируется по пиву и пивным напиткам, а также по продаже. Такая лазейка, которая активно используется. Подобное происходит намного в бóльших количествах, чем дает официальная статистика (в соответствии с ней, объем производства пивных напитков составляет порядка 50–70 миллионов декалитров). Но когда Росалкогольрегулирование стало проверять, то выяснилось, что в лучшем случае каждая 20-я бутылка сделана легально. Там порой нельзя определить до конца точно место производства. На каждой бутылке написано 10–15 адресов. Когда сотрудники Росалкогольрегулирования приезжают, то ничего не обнаруживают».
По словам Шапкина, пивными напитками с разными вкусовыми добавками грешат многие производители, действующие в том числе и легально. Правда, называть торговые марки он не стал: «Они часто встречаются на полках магазинов». Но давать гарантии, что эта продукция, пивные напитки полностью безопасны, нельзя — там могут использовать неучтенный спирт, который может быть синтетическим, гидролизным или вообще с метилом. Самый главный вопрос в истории — это то, что сегодня происходит фальсификация САН. Под видом пивного, винного напитка или псевдосидра, по сути, продают слабоалкогольные. Их нужно вернуть в свой сегмент, чтобы они не прятались от высоких акцизов в других ипостасях, считают эксперты.
Решать вопрос, конечно, необходимо, но не запретами, отметил Шапкин. Нужно вводить государственное регулирование в виде лицензирования и маркировки, за отсутствие которой должна следовать вполне реальная ответственность. «Если запретить пивные напитки, то фальсификаторы изобретут какой-нибудь другой термин: „пиво специальное“, „пиво оригинальное“, „пиво необычное“… Там же голь на выдумки хитра. Просто запрет не поможет. Требуется госрегулирование, тогда это решит проблему и рынок будет избавлен от подобного. Но такое не нужно самим участникам рынка», — пояснил он. По его словам, существенно запрет «Опоры России», если он будет поддержан, практически никак не повлияет на ситуацию на рынке слабоалкогольных напитков.
«Он должен продаваться не так, а обязан быть самим собой, чтобы производители честно писали на этикетке, что это слабоалкогольный напиток, — заметил Дробиз, делая свой прогноз по ситуации. — Его все равно пьют, потребитель у него есть. Но, наверное, да, сегмент может вырасти в объеме слабоалкогольных напитков раза в три-четыре. Если это удастся сделать, если они не спрячутся еще куда-то».
Тем не менее до сих пор обеспокоенные и взволнованные инициативой Гильмутдинова участники рынка 7 июня собираются на внеочередной съезд участников пивоваренной отрасли России. На мероприятии как раз планируют обсудить законодательные инициативы, затрагивающие интересы отрасли и необоснованно ужесточающие регулирование «добросовестных участников рынка». «Надеюсь, на нем выработают общее мнение, которое будет услышано на законодательном уровне, — рассказал директор пивоварни Brew Barrel Константин Иванов. — Планируемое ужесточение не позволит развиваться успешным пивоварням, которые уже достигли предельных объемов. Это жесткое ограничение честной конкуренции. Пивогигантам лучше развивать новые интересные сорта и бороться со своими издержками (штатное расписание, реклама, бонусы за позиционирование и продажи в ретейле), а не с малыми пивоварнями». По его мнению, если пивовары уступят в вопросах по объему продаж и лицензированию, равно как и по маркировке, то этим все не ограничится. «Гайки начнут затягивать дальше. Такое ощущение, что России не нужен средний класс, который хочет работать, инвестировать, создавать новые рабочие места», — заключил предприниматель.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.