КОНСУЛЬТАНТ ПРЕЗИДЕНТА РТ РЕНАТ МУСЛИМОВ – О ПРОЖОРЛИВОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ, ЦЕНАХ НА НЕФТЬ И СЮРПРИЗАХ, ДОСТАВШИХСЯ В НАСЛЕДСТВО ОТ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Стратегия Татнефти в ближайшие два десятилетия должна быть направлена на разработку трудноизвлекаемых запасов сверхвязкой нефти. При этом на главном для Татарстана Ромашкинском месторождении нефтяники республики будут иметь большую добычу и воспроизводство запасов вплоть до 2065 года. Однако необходимо больше вести разведочное бурение для определения запасов. Об этом в своем докладе на нефтяном саммите РТ, который состоялся 1 июля в Бугульминском районе, рассказал консультант президента РТ Ренат Муслимов. Газета «БИЗНЕС Online» приводит его выступление с небольшими сокращениями.
ПРОЖОРЛИВОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НИКОГДА НЕ ОТКАЖЕТСЯ ОТ НЕФТИ
Сегодня говорят о резком снижении потребности нефти в мире за счет бурного развития альтернативной энергетики и почти полного перехода транспорта за другие источники топлива. Все это, якобы коренным образом должно изменить стратегию добычи, переработки, развития нефтехимии.
Но посмотрите! Сегодня в мире проживает семь миллиардов человек. Когда я еще учился, было два миллиарда. Сейчас прогнозируют - скоро будет девять, потом двенадцать. Хотя в мое время говорили, что земной шар может прокормить только восемь миллиардов человек, и больше - нет. Так вот, потребление в Европе в четыре раза больше на человека, чем в среднем по миру. Потребление в Штатах в шесть раз больше, и количество жителей на планете еще будет увеличиваться. Какая может быть речь о том, что такое благо, как нефть, будет не востребовано? Прожорливое человечество никогда, ни при каких ценах не откажется от нефти и газа.
Это очень хорошо чувствуют даже не геологи, а финансисты, биржевики. Известный Алан Гринспен - экс-председатель федеральной резервной системы США, пишет: "Нам вряд ли удастся полностью прекратить традиционное использование нефти до того момента, пока она не закончится".
А она никогда не закончится!
Следующий биржевик, Джим Роджерс, очень великий человек (миллиардер, глава инвестиционной компании Rogers Holdings. – ред.), написал: "Нефть останется на планете еще долго после того, как человечество завершит свои дела".
Они лишь говорят, что количество легкодоступной нефти сокращается – та, которая дает фонтаны, когда пробуришь скважину в почве.
Они правы. Сейчас истощаются, как говорят на Западе, традиционные запасы, а мы говорим – активные. В странах ОПЕК они уже практически закончились и лет через 25 - 30 они кончатся и на Ближнем Востоке. Конечно, цена на нефть будет расти. В прошлом году я выпустил труд по этим вопросам, где написал, что цена будет и 200, и 300 долларов за баррель. В 2030 году цена в 250 долларов железно просматривается. За счет курса и инфляции доллара – это будет около двухсот. И пятьдесят она сама возрастет.
РЕСУРСЫ У СТРАНЫ ЕСТЬ. ЗАПАСОВ НЕТ!
Но как это будет компенсировать технический прогресс?
Что прогнозируется в мире? Прогнозы по добыче, которые я слышу за все время работы нефтяной промышленности – более пятидесяти лет – сначала завышались, потом их начали уменьшать. Но сегодня приходят к одному – добыча будет составлять максимум где-то около 5 млрд. тонн.
Дальше. Ждать, что что-то изменится в технологии добычи, не надо. Что изменилось за последние пятьдесят лет? Ссылка на российскую энергостратегию-2030 ни о чем не говорит. Это уже четвертый подобный документ. Прежние три полностью провалились. И этот провалится, потому что ничего там не сбалансировано. Да и само российское правительство, только выпустив стратегию, задумалось, а что же мы выпустили? И поручило лучшим экспертам до 2020 года составить генеральную схему.
Они смоделировали процессы по месторождениям, дающим 90 процентов добычи страны. Оказалось, что сегодняшний налоговый режим убивает отрасль. Немногим более 100 миллионов тонн будет добываться в 2030 году. Это лучшие прогнозисты сказали! Оказалось, что ресурсы есть в стране. Но запасов нет! Если вы будете такими темпами готовить запасы… На десять лет запланировано всего лишь 6,7 миллиона разведочного бурения, тогда как в Советском Союзе за один год бурили 7,8 миллионов.
ЕЩЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НА ЗАПАСАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Мы готовили стратегию «2020» по Татарстану. Еще Уинстон Черчилль сказал – какой бы хорошей ни была стратегия, время от времени нужно смотреть и на результат. Вот смотрим. Мы недобуривали 60 - 70 процентов от запланированного в стратегии, а добывали почти на миллион больше. Но просто так ничего не бывает. Мы использовали в основном резервы советского времени. Раньше я думал, что мы, ну до 2000 года проживем на прежних резервах, но никогда не предполагал, что Советский Союз приготовил такие огромные резервы, и мы их будем использовать – мы проанализировали – до 2030 года как минимум!
Для полного анализа того, что мы имеем, мы как будто все ресурсы перевели единовременно в запасы. Мы имеем сегодня 1,41 миллиарда! Из них 705 – разбурено, 313 разведано, но не разбурено и 393 мы разведаем и должны разбурить. По Татнефти – 1,07 миллиарда и 333 по малым нефтяным компаниям. Вот здесь наш потенциал с позиции нашей науки, наших знаний.
Разведочные работы… Поставили цель – работать не на вал, а на эффективность. Два раза с разведочными работами выходили на запад Татарстана, оба раза получили фиаско. И сказали – никакого запада, никакого центра. Надо идти на восток республики. Запад подождет, пока не сменится концепция правительства, пока оно не начнет финансировать за счет бюджета рисковые работы на новых территориях. Точнее, продолжит, поскольку раньше финансирование было.
СТРАТЕГИЯ ТАТНЕФТИ – НА ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫЕ ЗАПАСЫ
Я уже говорил, что в мире происходит. Угрозы разные, но единственное, что можно сказать, – сегодня каждая из 48 стран, дающих почти 99 процентов нефти мира, стремится увеличить добычу. А резервы есть только у Саудовской Аравии. Пока.
Стратегия Татнефти будет направлена на разработку трудноизвлекаемых запасов, сверхвязкой нефти – все это пойдет на основе анализа и наукоемкой продукции. Это главное. Следующее двадцатилетие должно быть направлено в основном на аналитические работы и на науку. Мозги будут давать нефть, а не просто бурение! Высококвалифицированные. Это веление времени, по-другому ничего не получается.
По битумам. Точнее, по пермскому углеводородному комплексу, по сверхвязской нефти. Я начал планировать ее добычу в 70-х годах, планировал добыть в 2000 году миллион тонн. Ничего не получилось, естественно. Потом Татнефть планировала три миллиона, два. Вот последнее – то, что мы рекомендуем: до 20-го года мы не развиваем сильно это направление. Мы ищем технологии. Как только отработали технологии, пошли бегом добывать – 2,573 миллиона в 2030 году.
Упор сегодня на технологии, и в первую очередь - на отечественные. Потому что ни с Венесуэлой, ни с Канадой наши месторождения не сравнишь и сравнивать не надо, не вводите себя в заблуждение. На западе можно закупать только оборудование, а технологии на основе этого оборудования делать самим. То есть мы должны отечественные технологии отработать и потом бегом внедрять.
Почему я планировал миллион? Мы забежали вперед телеги. Ну не востребовано это оказалось. А сегодня все это становится востребованным. Почему? Потому что мы открываем нефтяные месторождения с дебетом 1,5 - 2 - 2,5 тонны. В этой ситуации битумы становятся более востребованы.
Но надо сказать, что без государства мы ничего не сделаем. Надо на первых порах обнулять все налоги, оставляя на прибыль, если она будет. На более сложных условиях, на карбонатных эректорах, государство должно обеспечить софинансирование. Я смотрел, почему мы столько лет бьемся, ну сделали много, но не смогли решить проблему. Во-первых, не востребовано. Во-вторых, проблема архисложная, требующая больших научных разработок.
ПО ТАТНЕФТИ - ПОЛНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ЗАПАСОВ
Мы сегодня практически вышли на максимум добычи за счет методов увеличения нефтеотдачи. И что получается с воспроизводством запасов? По Татнефти мы имеем полное воспроизводство запасов, даже чуть-чуть больше за счет разведки. По малым компаниям мы не имеем воспроизводства. Это реалии, которые меня беспокоят, но пока что-то придумать нельзя.
Официально мы входим на планируемый период – на следующие двадцать лет - с обеспеченностью 28,5 лет. И выходим на 1 января 2031 года с обеспеченностью 28,65 лет. Мы имеем ту же обеспеченность, но…
Что дальше?
Нефтяная промышленность дико инерционная. Сегодня мы почему хорошо живем? Потому что сделали что-то 25 - 30 лет назад. С чем мы остаемся на 1 января 2031 года? Мы входим с запасами, которые надо разведать – 518 миллионов, а выходим – всего лишь 68. Следующее двадцатилетие мы должны анализировать, заниматься наукой и думать, что будет в следующие 30 лет. Если остается 68 миллионов – это же ничто для Татарстана!
АМЕРИКА? СЛАНЦЕВЫЙ РЫНОК? НАМ НЕ БУДЕТ ПЛОХО!
Теперь о повышении нефтеотдачи. По карбонатам, вязкой нефти, нефтеотдачу, если нанотехнологии применим и все, что мы наработали, в 1,5 - 2 раза сможем поднять. На Ромашкино до 2065 года мы будем иметь большую добычу и воспроизводство запасов – рост именно за счет нефтеотдачи. При сегодняшнем отсутствии стимулирования. И значительно больше, если будет стимулирование. Оно есть во всех странах, кроме России.
Главный редактор журнала "Нефть и капитал" Саушкин сказал: "В ближайшие годы будут крайне востребованы высоконаучные исследования, доказывающие, что нефть на самом деле является возобновляемым источником энергии, по крайней мере, в нашей стране". Это, кстати, тянет на национальную идею. Но как национальную идею ее не воспримут, но как приоритетное направление во всех отраслях науки – могут воспринять. Потому что нефть и газ – были и остаются основным локомотивом развития Российской Федерации. И сегодня, и лет на 50 вперед.
С тоской нам говорят, что вот Америка, сланцевый газ обрушат рынок, нам будет плохо. Ничего нам не будет плохо. Татарстану, может быть, будет еще лучше – больше нефти нам будет оставаться внутри России. А Россия, я думаю, экспортные поставки сократит. Потому что потребление будет увеличиваться.
БИЗНЕС Online
Справка Ренат Муслимов Родился в 1934 г. Академик АН РТ (2007), доктор геолого-минералогических наук, профессор. Заслуженный геолог РФ и РТ. Лауреат Государственной премии СССР и РТ. Профессор кафедры геологии нефти и газа КГУ. Окончил геологический факультет КГУ. Работал в конторе бурения объединения «Куйбышевнефть», в НГДУ «Лениногорскнефть». В феврале 1966 г. переведен на работу главным геологом – заместителем генерального директора объединения «Татнефть», где проработал до октября 1997 г. С 1994 г. работал по совместительству профессором кафедры геологии нефти и газа КГУ. Муслимов – один из ведущих ученых и производственников геологов-нефтяников, обогативших науку выдающимися научными трудами и уникальными экспериментами по проблемам поисков, разведки и разработки месторождений нефти. Под его руководством и при непосредственном участии открыты десятки новых нефтяных месторождений на территории Татарстана. Им разработана методика разведки многопластового нефтяного месторождения и нетрадиционное направление поисков залежей углеводородов. По инициативе ученого было начато бурение сети параметрических сверхглубоких скважин с целью изучения роли кристаллического фундамента. С его участием создана комплексная высокоэффективная система разработки трудноизвлекаемых запасов, удостоенная Государственной премии РТ, организованы независимые нефтяные компании, добывающие около 7 млн. тонн нефти в год из мелких месторождений республики с трудноизвлекаемыми запасами. Муслимов создал и многие годы руководит татарской школой геологов-нефтяников, признанной не только в масштабе бывшего СССР, но и за рубежом. Является активным участником всех значимых форумов в области поисков, разведки и разработки нефтяных и битумных месторождений, проведенных в последние два десятилетия. (Биография – с официального сайта Академии наук РТ) |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.