Госдума разработала законопроекты, благодаря которым сотрудники предприятий-банкротов смогут получать зарплаты не из конкурсной массы, а из фонда социального страхования. Решение наболело: зачастую банкроты оставляют своих людей без копейки, а конкурсную массу первоочередно поедает ФНС. Попав в тупик, обозленные люди выходят на митинги и атакуют арбитражников и суды. Как выяснил «БИЗНЕС Online», Татарстан не исключение: свои кровные 130 млн рублей ждут сотни работников КЗСК и «Татгазинвеста».
Зачастую банкроты оставляют своих людей без копейки, а конкурсную массу первоочередно поедает ФНС
зарплаты наконец застрахуют
Госдума РФ направила в правительство пакет законопроектов о государственном страховании зарплат в случае банкротства работодателя. Об этом вчера сообщил журналистам глава комитета по законодательству нижней палаты парламента Павел Крашенинников. «Сегодня в правительство РФ для получения заключений направлен пакет законопроектов, который позволит защитить права граждан на оплату труда в случае банкротства работодателя», — сказал он. Правительство должно дать свое заключение на эти документы, после чего законодательные поправки пойдут на рассмотрение.
Чтобы застраховать зарплаты, Госдуме нужно будет рассмотреть и принять отдельный закон — «Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», а также поправки в Трудовой, Бюджетный и Налоговый кодексы. Сейчас выплаты персоналу предприятий-банкротов регулирует закон о банкротстве: требования по зарплатам включаются даже не в первую, а во вторую кредиторскую очередь, а именно — после оплаты по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве и выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и специалистам, которых он обязан привлекать. Часто в судебной практике свои деньги вперед сотрудников требует и налоговая служба, что вызывает шквал возмущения. «Существует удручающая ситуация с миллионными задолженностями по зарплатам у предприятий, проходящих процедуру банкротства, которая с каждым годом усугубляется», — заявил Крашенинников.
Законопроект предлагает ввести новый вид обязательного социального страхования — на случай банкротства работодателя. Причем для страхового случая будет достаточно введения процедуры наблюдения. Выплачивать страховку должен будет фонд социального страхования (ФСС) РФ. Средства на страховку будут формироваться за счет взносов работодателя на этот новый вид обязательного социального страхования. При этом тариф страховых взносов предлагается установить путем перераспределения действующих тарифов, выделив из них 0,02% от общей суммы. «Увеличения общей суммы социальных отчислений не произойдет», — пояснил Крашенинников.
Законопроект предполагает страховую выплату за три последних календарных месяца, предшествующих дате возбуждения производства по делу о банкротстве. Если же сотрудник уже успел уволиться, а компания обанкротилась позже, то страховка покроет последние три месяца его работы. Следить за страховой выплатой должен арбитражный управляющий: он обязан будет обратиться за единоразовой выплатой из ФСС и раздать ее персоналу.
Год назад 460 сотрудников обувной фабрики «Спартак», закрытой после падения Татфондбанка, оказались на улице без выходного пособия
«спартак», кзск, «вим-авиа»
Татарстан уже наблюдал возмущение рядовых сотрудников, оказавшихся после банкротства своей компании без крошки хлеба. Так, год назад 460 сотрудников обувной фабрики «Спартак», закрытой после падения Татфондбанка, оказались на улице без выходного пособия. Формально они были отправлены в административные отпуска с сохранением 2/3 зарплаты, но оказалось, что денег на зарплаты в наличии у предприятия не было, а арбитражный управляющий Эдуард Киреев поначалу не мог получить необходимых документов у бывшего руководства. Конкурсная же масса пополнялась не столь оперативно, как того требовала ситуация. Разгневанные сотрудники начали обращаться в СМИ.
А позднее Киреев оказался в ситуации, когда ФНС стала через банк списывать себе деньги в первоочередном порядке — под угрозой оказались не только зарплаты, но и все текущее хозяйство фабрики, включая средства на отопительный сезон. Управляющий пытался оспорить эту ситуацию в суде, но он вставал на сторону налоговой. По данным прокуратуры РТ, долг перед рабочими обувной фабрики с мая по сентябрь 2018 года превысил 31 млн рублей и был выплачен полностью лишь весной 2019 года (!!!).
Нашумела и история о зарплатах сотрудникам авиакомпании «ВИМ-Авиа», которая официально «прописана» в Богатых Сабах. В ходе банкротства 1300 ее сотрудников минимум год не могли получить свои зарплаты в ходе банкротства и даже создали сообщество «Общественная организация по защите прав сотрудников АК «ВИМ-Авиа». В течение последнего года организация отстаивала свои права и успела рассориться с комитетом кредиторов и арбитражными управляющими, после того как в очередности выплат их обошла ФНС. Долг «ВИМ-Авиа» перед коллективом с июля 2017-го по апрель 2018-го составил около 700 млн рублей и возвращался частями, сопровождаясь скандалами. Активисты выходили на пикеты, обращались в следком, прокуратуру, Госдуму и Роструд. 27 декабря сообщество выпустило видеоролик «Год в поисках зарплаты», в котором заявило, что сотрудникам должны еще 329 миллионов. Сейчас активность организации утихла, на запрос «БИЗНЕС Online» вчера не ответили — есть предположения, что авиаторам наконец-то удалось добиться своих денег.
Долг «ВИМ-Авиа» перед коллективом с июля 2017-го по апрель 2018-го составил около 700 млн рублей и возвращался частями, сопровождаясь скандалами
Судя по информации трудовой инспекции РТ, главные должники по зарплате на сегодня — как раз-таки банкроты. Как сообщал 5 июня глава ведомства Рустем Галявов, общая сумма задолженности по заработной плате на предприятиях республики на сегодня — 71 млн 740 тыс. рублей. Основные должники — ОАО «Казанский завод синтетического каучука» (49,5 млн), ООО «Татдорстрой» (4,4 млн), ООО «Гранд Проект» (5,8 млн, иск о банкротстве недавно подала ФНС).
«нахожусь уже на грани отчаяния и нервного срыва»
Правда, в эту сумму не вошел еще один обанкротившийся рекордсмен — ИХК «Татгазинвест» (переименованная в АО «Нефтегазстрой»), нашумевшая долгами перед 700 работниками в 61 млн рублей. «Татгазинвест» сейчас, помимо того же КЗСК, — ярчайший пример несправедливости в банкротных выплатах в Татарстане. Конкурсный управляющий предприятия Григорий Чепляков столкнулся, с одной стороны, с сотнями работников, не получивших свои выплаты за 2018 год, а с другой — с налоговой службой, потребовавшей свои деньги наперед. Он дважды пытался сменить очередность выплат в арбитраже Татарстана. «Очередность надо поменять, ведь существует моральный принцип, люди должны быть на первом месте — я это в суде говорил», — рассказал он вчера «БИЗНЕС Online». Но суд был непреклонен — ФНС получила свое право на выплаты.
В мае Чепляков написал открытое письмо сотрудникам «Татгазинвеста» с объяснением ситуации. «Я решил написать Вам данное письмо, поскольку я нахожусь уже на грани отчаяния и нервного срыва, — писал управляющий. — Сегодня ситуация такова, что деньги, которые поступают на расчетный счет предприятия, списываются банком в пользу ФНС». Более того, федеральная налоговая служба подала жалобы на Чеплякова, «поскольку считает, что зарплата не должна была выплачиваться, а должны были уплачиваться налоги». Он призвал общественность прийти 27 мая в суд, чтобы поддержать его позицию.
Сейчас ситуация сдвигается с мертвой точки: управляющий планирует рассчитаться с персоналом уже в июле. ФНС получила 55 млн рублей от распродажи имущества, таким образом, оказался покрыт долг за 2017 год, и теперь пошли помесячные расчеты за 2018-й. «Сотрудникам нужно выплатить 61 миллион рублей за весь 2018 год, с января по декабрь. Им пока ушло 5,1 миллиона рублей (за январь)», — рассказал вчера Чепляков.
При этом управляющий признает, что его история не худшая: «Я был на совещании в прокуратуре РТ — там было таких предприятий с десяток. Но их задолженности возникли гораздо раньше — с 2015–2016 годов тянутся, и у них никаких движений нет, никаких перспектив в получении денежных средств. А по нашему предприятию большой объем работы проведен по получению денежных средств. Ситуация серьезная, но в нашем случае еще не безнадежная». Чепляков считает, что если ФСС возьмет на себя страхование зарплат, как АСВ — страхование денег в банках, то ситуация в банкротствах окажется куда легче.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.