В 84-й школе поселка Дербышки накануне прошла очередная встреча проектировщиков генплана Москвы и представителей администрации Казани с жителями поселка Дербышки В 84-й школе поселка Дербышки накануне прошла очередная встреча проектировщиков Института генплана Москвы и представителей администрации Казани с жителями поселка Дербышки

СОРВАННЫЙ КОМПРОМИСС

В 84-й школе поселка Дербышки накануне прошла очередная встреча проектировщиков Института генплана Москвы и представителей администрации Казани с жителями поселка Дербышки. Повестка собрания осталась той же, что и во время первой встречи, — необходимость заложить в новом генплане дорогу, которая разгрузит улицу Мира и трассу М7. Перед началом мероприятия дербышкинцы записали обращение к президенту РФ Владимиру Путину — выстроились перед школой с плакатами в руках и дружно скандировали: «Дербышки — наш дом, нет магистрали в нем!» Сам актовый зал оказался заполнен почти под завязку, а к микрофону сразу же выстроилась очередь из желающих задать вопросы. Но первым все же высказался советник мэра Казани Владимир Фомин, вместе с ним ответ перед жителями держали двое представителей института генплана Москвы — Александр Котенков и Федор Костылев.

«Сегодня особых регламентов не устанавливаем — высказываются все, кто желает. Столько, сколько нужно, будем вместе работать», — демократично предложил Фомин. Стремясь заранее ответить на возможные вопросы, он пояснил, что у всех жителей Казани еще будет шанс подискутировать о новой версии генплана (по другим территориям) в конце июля. «Приняв замечания и доработав с их учетом генплан, мы снова будем размещать его в системе для согласования с федеральными органами и министерствами — в надежде на то, что, получив разрешение, в начале декабря генплан уже будет выставлен на суд депутатов Казанской городской Думы», — пояснил спикер.


Советник мэра решил объяснить, почему предложенный ранее жителями вариант — проложить участок автодороги не через жилой поселок, а вдоль дороги М7 или за ней — оказался нежизнеспособным. «Федеральная трасса М7 имеет стометровый отвод с запретом строительства там любых сооружений — как линейных, так и капитальных. И вдоль трассы М7 проходят этиленные газопроводы, обеспечивающие транзит данных продуктов мимо Казани. В связи с этим то предложение, которое звучало (на предыдущих встречах — прим. ред.) и было самым компромиссным, не может быть принято», — предупредил он.

Фомин отметил, что без развития дорожной сети в целом и автодороги по улице Липатова в частности Казань к 2035 году увязнет в пробках. Если не разгрузить улицу Мира, она окончательно встанет, а следом — и дорожный разъезд возле Компрессорного завода, и движение по проспекту Ямашева… Словом, городу грозит транспортный коллапс. Выведя на экран несколько слайдов, он напомнил и о градостроительных намерениях собственников соседних с Дербышками участков — между Мамадышским трактом, проспектом Победы и ж/д веткой планируется строительство 3,6 тыс. кв. м жилого фонда, а на территории между М7, КАПО и новой площадкой «Казаньоргсинтеза» — еще порядка 1,3 тыс. кв. метров (большая часть из которых — на участках «Ядран-Ойла»).

«Если город позволит себе такую роскошь, как не забронировать коридоры для строительства автомобильных дорог, которые [станут появляться] в зависимости от того, как будет развиваться экономика страны, республики, города… Период их строительства сегодня сложно прогнозировать, но если мы данные коридоры не оставим, то собственник может занять их своим жилым фондом, и нам, казанцам, следующие поколения не простят этого», — заметил Фомин. Любое освоение территории здесь будет вынуждать собственников жилья (приобретенного и построенного), выезжая через проспект Мира, ездить в город. «Кто-то попробует выехать через М7, но регулировать это движение будет невозможно, если коридоры не оставить заранее», — резюмировал советник мэра, передавая слово следующему оратору.

Владимир Фомин отметил, что без развития дорожной сети, и в частности, автодороги по улице Липатова, Казань к 2035 году увязнет в пробках Владимир Фомин отметил, что без развития дорожной сети в целом и автодороги по улице Липатова в частности Казань к 2035 году увязнет в пробках

«МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ ХВАТИЛО ЗНАНИЙ ПРОЕКТНОГО ИНСТИТУТА МОСКОВСКОГО…»

Костылев, которого Фомин представил как специалиста-дорожника, также обратился к слайдам. В качестве первой модели дороги он продемонстрировал ныне действующий вариант генерального плана с прохождением трассы по улице Главной — с развязкой на разных уровнях железной дороги и переходом на другую сторону. «Здесь предусмотрено двухполосное исполнение, по одной полосе в каждую сторону, 12 метров в красных линиях. 7,5 метра — проезжая часть, тротуары», — терпеливо разъяснял он.

Но, как мы помним, этот вариант дербышкинцы давно отмели. Так что с учетом поступивших замечаний и возражений проектировщики разработали еще один вариант прохождения трассы: через улицу Тополевую. Он не затрагивает жилые дома и не подразумевает их сноса.

Последним представитель проектного института продемонстрировал вариант прохождения дороги по краю лесопосадочной полосы поселка Нагорного, параллельно с Дубровкой — с тыльной стороны жилых участков. «Это тоже улица двухполосного движения, 7,5 метра — проезжая часть, зеленые полосы с двух сторон и тротуары. До красных линий здесь 15 метров», — отметил он. Дав высказаться Костылеву, Фомин заметил, что на этом предложения заканчиваются, других вариантов прохождения трассы нет. «Но дорога необходима: связывая южную часть Казани, она уходит на север и запад. Она нужна, чтобы организм города жил равномерно, без тромбов, без пробок в перспективе. Конечно, трудно назвать срок реализации строительства этих дорог, поэтому генплан [рассчитан] до 2035 года», — объяснил он затем журналистам.


Но к микрофону уже выстроилась целая очередь дербышкинцев, не согласных с таким раскладом. К примеру, проживающий на улице Халезова житель Дербышек счел, что собравшихся просто вводят в заблуждение, когда говорят о том, что пустить трассу по окружной дороге нельзя. «Причина только в одном — вокруг окружной трассы выкуплены все участки. Кругом идет строительство. А как оно может вестись, когда нет дороги? — горячился мужчина. — Кроме того, когда вы говорите, что у вас там путепроводы, газопроводы... Существуют же нормы, по которым все это проходит!» В качестве альтернативного варианта для предотвращения заторов спикер предложил строительство моста. «Вы начинаете строить в районе Дербышек мост. Выйдя на М7, вы тут же, повернув направо, переезжаете бесплатно железную дорогу. И ничего строить не надо. Переехали на М7 и уходите, куда надо! Да, там есть сады, но это не жилой дом», — обрисовал он альтернативу под бурные аплодисменты сидящих в зале.

Фомин в ответ попросил оформить предложение по строительству дороги вдоль М7 в письменном виде — вместе с вариантом того, как пересекать магистрали, газопроводы и другие трубопроводы. «Может быть, не хватило знаний проектного института московского, чтобы там разместить…» — с едва уловимой иронией заметил он. Собравшиеся, впрочем, идею не оценили. «Технические детали должны предлагать вы! Это ваша работа», — наседали они на проектировщиков.

Выступающая следом девушка сослалась на слова начальника управления архитектуры Казани Ирины Дябилкиной — о том, что дорогу по улице Липатова будут строить в защитной зоне. «Она отвечала „БИЗНЕС Online“ и сказала, что в защитной, что там можно строить! Но не в зеленой», — била тревогу жительница Дербышек. «Скажите, по Липатова будет дорога?» — поинтересовалась она в заключение у Фомина. Советник мэра в ответ лишь напомнил позицию одного из авторов генплана Казани Олега Григорьева: по Липатова сегодня закладывается в качестве резерва два коридора, но двух дорог по факту там возводить, разумеется, не будут. «На момент строительства будет рассматриваться вариант разработанного проекта, в котором рабочие предложат размещение дороги, скорее всего, в технической зоне, а не по лесу. Но это определяться будет проектом», — не стал скрывать Фомин. Вопрос будет подниматься на слушаниях, не в ближний срок.

Встреча длилась около трех часов — очередь из желающих высказаться не заканчивалась очень долго Встреча длилась около трех часов — очередь из желающих высказаться не заканчивалась очень долго

«ДЕРБЫШКАМ ХВАТАЕТ ДОРОГ ПО МИРА»

Предложения звучали самые разные. Еще один житель Дербышек, сославшись все на того же Григорьева, озвучил версию о том, что основные пробки сегодня образуются на арском направлении. «Он (Григорьев прим. ред.) это подтвердил. Высокая Гора, Арск и так далее. У нас в Дербышках за 10 минут проезжает около 480 машин — это когда на выезде. Около 80 машин выезжает из Дербышек, около 270 — из Высокой Горы, дальше идет около 175 машин… То есть весь поток идет оттуда, а не из Дербышек. Последним хватает дорог по Мира», — заверил спикер, предлагая во избежание пробок пустить из Арска дорогу мимо Дербышек. Его поддержали дружным «да» и аплодисментами.

Существующие проекты, по мнению дербышкинцев, грозят настоящей экологической катастрофой — дорога по Липатова отрежет их от леса, а вибрация от близости автострады быстро превратит дома в аварийное жилье, уверены они. Представленные на встрече варианты собравшиеся назвали не новыми, а предложение провести дорогу вдоль Нагорного сочли желанием «перессорить поселки между собой». Об этом, по крайней мере, заявил один из присутствующих, тут же заметив, что активисты, протестующие против МСЗ, застройки по улице Гаврилова и прочих проблемных территорий, будут объединяться, чтобы заставить слышать себя. «Давайте сделаем другую концепцию, хватит додавливать!» — в сердцах высказывались люди.

Встреча длилась около трех часов — очередь из желающих высказаться не заканчивалась очень долго, но ближе к половине девятого присутствующие по одному начали расходиться по домам. Но какие-то моменты все-таки удалось прояснить — к примеру, что дербышкинскому парку ничего не угрожает (об этом ответственно заявил сам Фомин), высотные здания сносить не будет. Не за горами, судя по всему, еще одна встреча, ведь к какому-то компромиссу жителям Дербышек, городским властям и проектировщикам все же нужно прийти.