К 2014 ГОДУ ДЕФИЦИТ ПЛАНИРУЕТСЯ НА УРОВНЕ 2,3% ВВП
Сегодня президиум российского правительства обсудит основные направления бюджетной политики на 2012 - 2014 годы. Фактически речь главным образом идет об отказе от плана ликвидации дефицита бюджета. К 2014 году дефицит планируется на уровне 2,3% ВВП. Эксперты такому повороту событий не удивлены. Сейчас на фоне подорожавшей нефти и грядущего избирательного цикла расходы бюджета вырастут еще больше. Детали выяснял московский собкор «БИЗНЕС Online».
«НА НОЛЬ - НЕТ, МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДУСМОТРЕН ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД»
Президиум правительства сегодня обсудит основные направления бюджетной политики на 2012 - 2014 годы. Накануне заседания президиума источник в российском правительстве сообщил, что, скорее всего, не получится снизить дефицит федерального бюджета до нуля в 2015 году, хотя ранее такая задача ставилась, в том числе премьер-министром Владимиром Путиным.
"Такая цель стоит, она подтверждена в бюджетном послании, надо восстановить бюджетные правила... Но условия, которые сейчас эта трехлетка задает, скорее всего, приведут к тому, что реализовать (планы по снижению дефицита до нуля. - Ред.) будет сложно", - сообщил источник в правительстве.
"Пока получается, что дефицит на 2012 год будет 2,7%, в 2013 году - тоже 2,7%, в 2014 году - 2,3% ВВП", - сказал источник.
По словам источника, не исключено, что на президиуме прозвучат предложения, «которые увеличат этот дефицит, уменьшение - конечно, навряд ли».
При этом он констатировал, что важным критерием при формировании сбалансированного бюджета остается цена на нефть, и при достаточно высокой цене сбалансировать бюджет можно уже в этом году. Первоначально на 2011 год был запланирован дефицит бюджета около 3,6% ВВП. Но по итогам 5 месяцев благодаря высоким ценам на нефть бюджет исполнен даже с профицитом - 1,8% ВВП.
ЦЕНА НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ -0,5 ТРЛН. РУБЛЕЙ
Источник добавил, что стратегическая задача по снижению дефицита бюджета тем не менее не выходит из повестки правительства. "Но при таком уровне цен дефицит должен быть еще ниже", - признал источник. И пояснил, за счет каких расходов не получилось сбалансировать бюджет. В частности, из-за принятой реформы денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и по причине снижения ставок страховых взносов (с 34% до 30%, для малого бизнеса - с 26% до 20%).
Выпадающие доходы бюджета от снижения ставок страховых взносов в 2012 году составят 236 млрд. рублей, в 2013 году - 276 млрд. рублей, сообщил источник. Таким образом, выпадающие доходы достигнут 512 млрд. рублей. Ранее минфин называл в связи с этим 400 млрд. рублей.
Зато Резервный фонд по итогам 2012 года может вырасти почти до 1,6 трлн. Фонд национального благосостояния – до 2,5 трлн. рублей.
БЮДЖЕТ БАЛАНСИРУЕТСЯ ПРИ $125 ЗА БАРРЕЛЬ
Цена на нефть, которая закладывается в бюджет, не изменится. В 2012 году она установлена на уровне $93 за баррель, в 2013 году - $95, в 2014 году - $97. В текущем году - $78. Но в случае падения средних нефтяных цен на 25—30%, что вполне вероятно, темпы роста российской экономики могут упасть вдвое, а дефицит бюджета вырастет в полтора-два раза, заявляла ранее министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
"Цена на нефть, при которой бюджет является сбалансированным, по нашим оценкам в среднем на три года - примерно $125", - подчеркнул собеседник. Ранее минфин пояснял, что для сбалансированности бюджета-2011 года достаточно $100 за баррель.
Доходы федерального бюджета в 2012 году прогнозируются на уровне 10 трлн. 614,6 млрд. рублей (или 18,4% ВВП), в 2013 году - 11 трлн. 674 млрд. рублей (18,4% ВВП), в 2014 году - 12 трлн. 631,2 млрд. рублей (17,9% ВВП). Расходы бюджета в 2012 году прогнозируются на уровне 12 трлн. 185,1 млрд. рублей (21,2% ВВП), в 2013 году - 13 трлн. 418,3 млрд. рублей (21,2% ВВП), в 2014 году - 14 трлн. 279,6 млрд. рублей (20,3% ВВП).
О том, что расходы бюджета будут расти, ранее предупреждал премьер Владимир Путин. Причем пик расходов может прийтись на второе полугодие 2011 года. «Но понятно, что во втором полугодии расходы нарастают, это неизбежно, и скорее всего мы выйдем на дефицит, правда, не такой, как мы планировали — 1,5 - 1%, а может быть, даже меньше уложимся», — заявлял Владимир Путин 28 июня. Тем самым премьер предопределил позицию правительства относительно дефицитности бюджета. На текущий год и последующую трехлетку.
ДОВОЛЬСТВИЕ РОССИЙСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК В АРМИИ НАТО
Самое интересное, что первым на возможный пересмотр планов по ликвидации дефицита указал не премьер, а президент Дмитрий Медведев. В интервью газете Financial Times 20 июня президент фактически признал, что решение об увеличении военных расходов принял именно он. Ранее на это указал министр финансов Алексей Кудрин.
Не бывает стерильных ситуаций, пояснил Медведев корреспонденту FT. С одной стороны «нужно сокращать бессмысленные расходы, нужно стараться делать бюджет более оптимальным, сбалансированным и желательно бездефицитным».
Но президент обязан думать не только о сбалансированном бюджете, но и о вооруженных силах, добавил Медведев. «А состояние наших вооруженных сил не идеальное. Мне пришлось принять очень сложные решения, которые до меня никто не принимал, – об увеличении заработной планы офицерам, с тем чтобы эта заработная плата, их довольствие, как принято говорить у нас, в России, было сопоставимо с тем, что получают в странах НАТО», - объяснил свое решение президент. Кроме того, вооружение устарело, а, значит, потребуются новые расходы на его обновление.
«Медведев таким образом позиционирует себя как осторожный реформатор, который желает изменений, но в том формате, в котором они не приведут к обвалу», - считает Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий. Для позиционирования себя в качестве кандидата в президенты – верная стратегия. Но это означает консервацию проблемы неустойчивости бюджета.
Расходы по статье «Национальная оборона» составят в 2012 году 1847,7 млрд. рублей, в 2013-м — 2334,7 млрд. рублей и 2014 году — 2 752,6 млрд. рублей. Со следующего года начнется реформа денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Она будет проходить в два этапа: в следующем году — в вооружённых силах и системе МВД, а с 2013 года — в остальных силовых и правоохранительных структурах. На одно только обеспечение перевода милиции общественной безопасности с регионального на федеральный уровень запланировано выделить из бюджета около 100 млрд. рублей.
Объем бюджетных ассигнований на науку в 2012 году составит 254,7 млрд. рублей. На здравоохранение — в два раза больше (498,8 млрд. рублей). В 2012 году средняя пенсия увеличится более чем на 11%, социальное пособие — на 6%.
Рост всех расходных обязательств составит 4%. Немного. Но этот рост идет от высокой базы предыдущих трех лет. При утверждении проекта бюджета на очередной год Путин не забывал подчеркивать социальную ориентированность российского бюджета. В то время, как в «развитых экономиках» правительство урезало социальные обязательства, российские власти по три раза в год индексировали пенсии и повышали пособия.
РАСХОДЫ ПО ПРЕДВЫБОРНЫМ МОТИВАМ - 20,6% ВВП
Разбухание расходной части было очевидно. Впереди – парламентские и президентские выборы. По экспертным оценкам, расходы по предвыборным мотивам в последней редакции бюджета составляют 20,6% ВВП. Но ужесточение бюджетной дисциплины, снижение расходов и нулевой дефицит не станут актуальными для российского правительства в ближайшие 3 года. Есть более острые вызовы — пенсионная реформа, например. А это все новые и новые расходы.
К 2030 году Россия может столкнуться с таким же долговым кризисом, как Греция, если бюджетная дисциплина и дальше будет снижаться, считают во Всемирном банке. Кроме того, цена барреля, при которой балансируется бюджет, все время растет. Крупные инфраструктурые проекты (зимние Олимпийские игры в 2014 году и чемпионат мира по футболу в 2018 год) станут дополнительным грузом для бюджета. Российскому правительству придется занимать на внешнем рынке. Объем государственного внешнего долга России на 1 июня уже составляет $37 млрд. В 2011 году государство планирует выпустить еврооблигаций еще на $5,5 млрд.
Ориентир для устойчивого бюджета на 2015 год (по рекомендации МВФ) - дефицит не нефтегазового бюджета не должен превышать 5% ВВП. За январь-май этого года дефицит не нефтегазовой части российского бюджета уже составил 8,7% ВВП, подсчитали эксперты.
Тимур Алтынов,
собкор «БИЗНЕС Online»
Москва
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.