В рамках XIII конгресса этнологов и антропологов России, который проходит в эти дни в Казани, глава комитета по делам национальностей Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов анонсировал концепцию изучения родных языков, которая будет рассматриваться в июле в нижней палате федерального парламента. Накануне депутат от Татарстана выступил на секции «Языковая ситуация и языковая политика в России и мире». «БИЗНЕС Online» знакомит читателей с основными тезисами речи депутата от Татарстана.
«ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА У НАС В ПРОГРАММЕ НЕТ, А РОДИТЕЛИ ПРОСЯТ, ТРЕБУЮТ»
1. «Родной язык» должен быть во всех вариантах новых учебных планов
Закон об образовании, который мы приняли, предусматривает изучение родных языков, но только если школа выберет 3-й, 4-й или 5-й учебный план. Сейчас обсуждается перспектива, чтобы по новым разрабатываемым ФГОС во всех учебных программах присутствовал этот предмет. Иначе нарушаются конституционные права учащихся, у которых нет права выбора родного языка. Многие школы, даже в национальных республиках, выбирают 1-й и 2-й учебный план, в котором не предусмотрено его изучение.
2. Предмет «Государственный язык» должен появиться в школьных программах
В национальных республиках не было разработано соответствующих программ того, как должны преподаваться государственные языки субъектов РФ. В результате они преподавались как родные — в больших объемах и с изучением грамматики. Этих программ нет до сих пор. Мы должны ввести предмет «Государственный язык». Есть родители из смешанных семей, которые говорят, что им достаточно 8 часов русского языка, и они хотят, чтобы их ребенок изучал язык той местности, где они живут — это государственный язык. Но его у нас в программе нет, а родители просят, требуют.
3. Учащийся должен иметь возможность сдавать экзамены на родном языке
Есть ли у нас возможность сдавать экзамены на родном языке? Мы должны законодательно закрепить такое право за учащимся. В России 20 процентов школ, где ведется обучение на родных языках. Это преимущественно Татарстан, Башкортостан и Якутия. Можно было бы этот закон внедрить, но наша система образования к этому не готова. Если мы решим эту проблему, то сможем двигаться дальше.
4. Дополнительные баллы ЕГЭ за знание родного языка
Тому, кто сдал нормы ГТО, добавляются дополнительные баллы к ЕГЭ — от 5 до 10. Давайте дадим вузам возможность добавить 5–10 баллов тем, кто знает свой родной язык. Это тоже некий стимул к их изучению.
5. Необходима итоговая аттестация по предмету «Родной язык»
Мы выразили недовольство новыми стандартами (ФГОС), они не соответствуют концепции изучения родных языков. В опубликованных стандартах отсутствуют экзаменационные требования по родным языкам. По математике, физике, химии экзамены есть, а по родным языкам никаких итоговых аттестаций нет!
«ТОЛЬКО У ОДНОГО НАРОДА — У ТАТАР — ЕСТЬ ВСЯ ЛИНЕЙКА УЧЕБНИКОВ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
6. Изучение родных языков может продолжаться до конца 11-го класса
Это миф, что родной язык нельзя изучать в 10–11-х классах. Как раз в это время у нас еще сохранен национально-региональный компонент — школы имеют полное право формировать учебную программу с включением в нее родных языков. И в системе высшего образования такого запрета тоже нет.
7. Фонд сохранения и изучения родных языков не может заменить органы власти
Этот фонд был создан не для того, чтобы подменить государственную или региональную власть. Мы просто видим, что у многих регионов не хватает средств даже на учебники и пособия. Чтобы сделать одну линейку учебников, необходимо 1–1,5 млн рублей. В нашей стране всего у 9 народов из 24, язык которых преподается, есть учебники. И только у одного народа — у татар — есть вся линейка учебников (с 1-го по 11-й класс) на родном языке. У остальных нет, даже у этих 9. У кого-то с 1-го по 4-й класс, у кого-то с 5-го по 9-й, и все! У остальных вообще учебники отсутствуют! Они обучают без учебников, без пособий. Задача фонда — обеспечить такими учебниками. В фонде будут аккумулироваться как государственные, так и привлеченные средства.
8. Учебники для национальных школ оказались вне закона
В республиках есть проблема по учебникам и пособиям, по которым занимаются в национальных школах. Они сегодня вне закона. Министерство просвещения вывесило новые положения о регистрации учебников и пособий. Сейчас не издательства, а министерство просвещения само будет финансировать издание учебников. Пока это делают издательства. А сейчас будет финансировать, издавать и отвечать за эти учебники министерство, в том числе оно станет делать экспертизу. Я надеюсь, что в рамках этого положения мы оперативно узаконим все учебники в национальных школах.
Например, учебники по удмуртскому языку три года лежали в министерстве просвещения, не рассматривались по тысяче причин: то меняют положения, то чуть позже, то у нас нет специалистов. Три года! При этом республика заплатила 2 млн за экспертизу. Дети же не виноваты в нашей нерасторопности. Общими усилиями мы решили эту проблему, но это же не наша работа. Сейчас данная система будет сломана, появится совсем другая.
9. «Русский язык как родной» — немножко натянутый школьный предмет
Предмет «Родной язык», в рамках которого изучают русский, получился немножко натянутым. Но мы его сделали для того, чтобы дать право родителям в национальных республиках в рамках часов родного языка изучать русский. Еще и книг толком по этому предмету нет, хотя программы есть.
10. Родной язык должен изучаться в детских садах
С пониманием, что ребенок усваивает все с пяти лет, процесс изучения родных языков должен переместиться в детские сады. Если мы хотим сохранить родные языки, то нам нужно уделять внимание этому направлению. Должны быть педагоги, которые работают на нескольких языках, таких специалистов мы сегодня не готовим, только-только приступили. Нужны новые методики, новые подходы в изучении не только родных языков, а вообще всех языков, чтобы с помощью игр, мультфильмов и пр. вовлечь ребенка в языковое пространство, а не принуждать. Если этого не делать, все наши попытки в школе будут обречены. Посмотрите программу «Лучше всех» Максима Галкина — это маленькие дети из обычных семей, они не гении, просто с ними целенаправленно по отдельному направлению занимались, поэтому есть сумасшедшие результаты.
«РОДИТЕЛИ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЫБОРУ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ НЕ ИМЕЮТ»
11. За сохранение языков отвечают и федеральный центр, и регионы
И федеральный центр, и мы — все поняли, что сохранением родных языков нужно заниматься всем вместе. Ситуация, когда эта проблема отдана на откуп субъектов Федерации, неправильна. И создание института развития и сохранения родных языков при министерстве просвещения по нашей просьбе, и создание фонда, концепции изучения родных языков, новое положение об учебниках, финансирование и т. д. — это все следствие этого взаимопонимания.
12. Нужно вернуть доверие родителей, но они не могут определять учебный план
Нужно работать с родителями, создавать новые методики и программы. Нужно вернуть доверие родителей к изучению родного языка, находить решение, работать со школами. Но такого подхода быть не должно, когда администрация школы спрашивает: «Родители, вы хотите изучать родной язык?» — «Нет, мы не будем!» — «Все, родители не хотят, давайте мы примем учебный план без родного языка». Родители никакого отношения к выбору учебной программы не имеют! Они вообще не должны быть погружены в этот процесс. За ними право выбора школы, которая сама определила учебный план, и выбора родного языка, который его ребенок будет изучать.
Кроме основного учебного плана есть еще и вариативная часть, в рамках которой можно три часа в неделю изучать родной язык. Школы в основном выбирают русский язык, поскольку нужно сдавать ЕГЭ. Но ряд школ отдают эти три часа на углубленное изучение родных языков. Таким образом, можно до 6 часов в неделю изучать родной язык. Даже в вариативной части родной язык является обязательным, добровольность заключается только в выборе языка.
13. Необходимо формировать реально действующее единое образовательное пространство
Не совсем понятная конструкция, когда государство говорит: «Я вам гарантирую возможность изучения родных языков, но обязать не могу». А реализует это положение муниципальный орган, причем самостоятельно. У меня было предложение законодательно закрепить право субъектов, которые финансируют систему образования, наделить полномочиями, чтобы они участвовали: утверждали или согласовывали учебные программы образовательной организации. Если мы говорим о едином образовательном пространстве, как же мы ее сформируем, если она в принципе неформируема?
14. Кадры — это головная боль
Риски и проблемы — это кадры. В педагогические вузы в определенное время шли ребята, которые никуда не могли поступить. Самые низкие проходные баллы были в педагогических вузах. Мы должны делать отбор будущих педагогов со школьной скамьи, вести их, стимулировать, в том числе повышенными стипендиями, заинтересовывать специальностями, татарско-английская специализация, например. У нас, к сожалению, сильно ощущаема нехватка сильных педагогических кадров.
15. Сразу 25 языков народов России находятся на грани исчезновения
У нас сегодня 25 языков находятся на грани исчезновения — где-то осталось два, где-то пять носителей языка. Нужно сохранить их для истории, создав письменность на этих языках — некоторые из них даже ее не имеют. Еще 20 языков подступают к этой границе. В нашей стране около 100 народов имеют численность менее 50 тыс., у них нет своего языкового пространства. Есть большие опасения, что в перспективе мы можем их потерять.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 705
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.