«Яндекс» запатентовал свою разработку, позволяющую определить доходы пользователей сервисов компании. Об этом пишут «Известия».

Патент называется «Система и способ определения дохода пользователя мобильного устройства». Заявка на него поступила в 2017 году, но Роспатент зарегистрировал ее только в 2019-м.

«Яндекс» предложил узнавать заработок россиян по профессии. Для этого будут анализироваться данные GPS пользователя, окружающие звуки и приложения для работы, которые присутствуют на смартфоне. К примеру, строителя выдаст постоянный шум — в патенте приведены в качестве примера работы по сносу, плотницкие и сварочные работы. Кроме того, в нем сказано о таксистах, курьерах, официантах и художниках. К сбору данных также подключат такие приложения, как «Яндекс.Такси», Google Maps, «Яндекс.Карты», «Яндекс.Почта», Uber, «Яндекс.Поиск», «Яндекс.Деньги», Gmail и другие, указано в патенте. Технология может анализировать и аудиовизуальные, а также текстовые данные, хранящиеся на ноутбуке, смартфоне, планшете и других девайсах, и подключаться к сенсорам устройства, например к микрофону. Таким образом, сбором данных будет заниматься алгоритм машинного обучения, который сможет сделать вывод по меньшей мере об одном занятии пользователя, а затем определить его профессию и уровень дохода.

В политике конфиденциальности компании предусмотрено то, что она вправе использовать персональные данные пользователей, а также передавать их рекламодателям и другим партнерам, а также международным регулирующим органам, правоохранителям, судам и др. Однако в пресс-службе «Яндекса» не уточнили, используют ли запатентованную систему на практике. Между тем ТАСС со ссылкой на эту же пресс-службу отмечает: в компании заверили, что данные пользователей не передаются третьим лицам. «Исключение составляют только ситуации, когда это совершенно необходимо — скажем, для оказания услуги. Так, мы сообщим водителю „Яндекс.Такси“, где вы находитесь, чтобы он мог забрать вас. Когда вы покупаете билет на „Яндекс.Афише“, мы можем передать ваши данные продавцу, чтобы вы этот билет получили», — пояснили в компании. Источник агентства, близкий к компании, заявил, что данная технология осталась лишь в виде патента и никак не используется.