Интрига, возникшая вокруг президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, разрешилась. На этой неделе он наконец-то появился перед телекамерами, чтобы продемонстрировать — слухи о смерти лидера страны оказались сильно преувеличены. Ситуация стала поводом для известного востоковеда Азата Ахунова расказать о том, что происходит в этом среднеазиатском государстве, вокруг которого живет немало мифов.
На этой неделе как гром среди ясного неба прозвучала новость о якобы скоропостижной кончине президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова
ЕСЛИ УЖЕ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ТУРКМЕНСКИЙ РЕСУРС ПРИЗНАЕТ, ЧТО ЧИСЛО ЖАЛОБ РАСТЕТ…
На этой неделе как гром среди ясного неба прозвучала новость о якобы скоропостижной кончине президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Еще месяц назад он гостил в Казани, излучая энергию и здоровье, — и вот тебе на!
Самое интересное, что вся эта движуха возникла в российском информационном пространстве. Правда, уже на следующий день после сообщения о смерти президента вышла большая статья в The Times, посвященная Бердымухамедову, которая оперативно была переведена на русский и опубликована ресурсом «ИноСМИ».
Все это здорово напоминало PR-методы, которые используются в наши дни, особенно когда речь идет о конфликте интересов крупных компаний или «башен Кремля».
Позже пошли сообщения, что президент Туркменистана 20–21 июля якобы находился в коме, но теперь пришел в себя. Прозвучали извинения от ньюсмейкера, директора центра мониторинга евразийских проблем Аслана Рубаева, а 24 июля Бердымухамедов сам появился перед телекамерами.
Туркмения — закрытая страна. Получить какую-либо объективную информацию практически невозможно. Тут два полюса, две крайности^ или оппозиционные СМИ, которые пишут, что все плохо, и официальные — с точностью до наоборот.
За последние годы вокруг Туркмении сложилось много стереотипных мнений, которые когда-то соответствовали действительности, но сейчас уже нет. В первую очередь это касается бесплатного газа, электричества, бензина для частных авто и многое другое. Ничего этого уже нет, год-два назад отменили последние льготы, и теперь в Туркменистане настал дикий капитализм с бешеными ценами, галопирующей инфляцией и дефицитом продуктов. В первую очередь это результат падения цен на энергоносители, который коснулся в полной мере и Россию. Но у нас хотя бы об этом говорят и даже признают это, правда, кивая на внешние силы, но в Туркмении как будто нет проблем.
Хотя потихоньку информация просачивается и на официальные ресурсы. Например, согласно официальному докладу омбудсмена Туркменистана по итогам 2018 года, растет число жалоб со стороны граждан, что объясняется «лучшей информированностью населения». На первом месте идут жалобы по жилищным вопросам, на втором — по судебным делам и на третьем — по проблемам миграции. Если уже официальный туркменский ресурс признает, что число жалоб растет, значит, проблемы есть.
«ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ В ТАКОЙ БОГАТОЙ СТРАНЕ?»
Знакомые из Туркменистана подтверждают, что у них в стране сейчас не все в порядке с экономикой, но в подробности не вдаются — чревато. Спрашиваю: «Откуда взялись проблемы в такой богатой стране?» Отвечают: «Непростые отношения с Кремлем».
Это упрощенное, обывательское мнение. Но конфликт есть, и начался он в 2016 году. До того как упали цены на энергоресурсы, «Газпром» закупал значительную часть туркменского газа согласно контракту, заключенному в 2003 году на 25 лет. По запасам газа Туркмения находится на четвертом месте в мире, может добывать газ, но не может доставлять — слабая газопроводная система. Этот газ покупала Россия, а потом продавала на внешних рынках, что, конечно, не нравилось Туркмении, но выбирать не приходилось. Все это приносило стабильный доход в казну страны. Но цены упали, и «Газпром» стал требовать пересмотреть условия договора, иначе говоря, стал требовать еще бо́льшую скидку, хотя и так брал газ дешево, видимо, вычитая стоимость транспортировки. Туркменистан со своей стороны обвинил российских газовиков, что они не выплачивают долги. Вообще, слово за слово… и вентиль был перекрыт. «Газпром» отказался от туркменского газа. Газ стал брать Китай, но трубы не резиновые… От газа отказался и соседний Иран, которому Туркменистан в холодную зиму 2008–2009 годов продал газ, повысив стоимость в 9 раз. В итоге образовался долг и возник новый конфликт. Туркменистан мечтает проложить газопровод по дну Каспийского моря, но это решение тормозит Иран, памятуя о былых обидах.
В апреле возобновились поставки газа «Газпрому». Но об этом пока громко не говорят, и, видимо, есть свои подводные течения. Наряду с этим стали быстро решаться и другие вопросы, которые, судя по всему, идут в нагрузку к газу. Это в первую очередь решение проблем с гражданами России, проживающими в Туркменистане. В 2003 году туркменские власти в одностороннем порядке перестали признавать соглашение о двойном гражданстве, но Россия продолжала выдавать свои паспорта. В 2008 году в Туркмении окончательно было запрещено двойное гражданство — новые граждане РФ оказались в ловушке. Им не выдавали новые загранпаспорта, а значит, они не могли выезжать за пределы страны. Но с весны этот вопрос сдвинулся с мертвой точки.
В ДАННЫЙ МОМЕНТ РЕШАЮТСЯ ВАЖНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Недавний июньский — достаточно неожиданный — однодневный визит президента Туркменистана в Казань вызвал ряд вопросов. Официальные татарстанские СМИ сообщили, что Бердымухамедов станет гостем конно-спортивных состязаний на Казанском ипподроме в день празднования Сабантуя. Все знают, что туркменский лидер большой поклонник лошадей, сам участвует в скачках. Поэтому вопросов не должно было быть. Но все же это не уровень президента суверенной страны — посещать народные праздники в регионах. Если его прошлогодний визит в Казань можно было объяснить чисто человеческим желанием посмотреть футбольный матч Бразилия — Бельгия, то в этот раз особого повода не было, тем более это был — по крайней мере официально — прямой выезд в столицу Татарстана, минуя Москву. Правда, перед поездкой политес был соблюден: Бердымухамедов позвонил президенту России, с которым обсудил свой визит в Казань.
Видимо, в данный момент решаются важные геополитические вопросы. Лидер Туркменистана, судя по всему, готов пойти на сближение с Россией, и в первую очередь из-за резкого ухудшения экономического положения страны. Нет, это не возвращение «блудного сына» — Туркменистан всегда держался особняком, да и сейчас хочет сохранять независимость. Но газ надо продавать, ставка на Иран и Китай не оправдала надежд. Надо решать и вопросы с Россией, с «Газпромом», и при этом важно не упасть, удержаться в седле. И Татарстан здесь мог бы подсобить туркменским братьям, стать своего рода посредником в разрешении конфликта двух сторон. Конечно, это конспиративная версия, но о том, что Татарстан может стать надежной площадкой для входа на российский рынок, неоднократно заявлял и сам Рустам Минниханов.
Туркменистан, как и другие ныне независимые страны Средней Азии, будет ориентироваться на Россию, пока там у власти находятся люди с советским бэкграундом. Другого они не знают, и уже навряд ли когда перестроятся. Коллективный Запад для них враг и противник, который только и мечтает прибрать к рукам их природные ресурсы. Стоит напомнить, что все советские республики Средней Азии почти единогласно проголосовали за сохранение СССР на референдуме 17 марта 1991 года. В Туркменской ССР количество проголосовавших за достигло тогда 97,9%.
Кроме того, совершенно непонятно, как будет развиваться ситуация в соседнем Иране из-за разгорающегося на глазах конфликта с США. С данной страной Туркмения имеет тысячекилометровую границу, а сам Ашхабад расположен в 25 км от нее. Такая же протяженная граница и с Афганистаном, где все пока спокойно. Мало того, Туркменистан поставляет афганцам гуманитарную помощь и строит на ее территории железную дорогу, ведущую в Китай.
Бердымухамедов думает и о преемнике, о том, кто придет на его место. Как бы намекая на то, что время пришло, он сменил имидж: с прошлого года стал появляться на публике с проседью в волосах. В июне этого года его сын Сердар Бердымухамедов был назначен хякимом (губернатором) Ахалского велаята. Это центральная, окружающая Ашхабад, область Туркмении, наподобие Московской области. В прошлом году он вновь был переизбран в парламент страны.
Не секрет, что к Татарстану у лидера Туркменистана особое отношение. Во время своих нечастых визитов в Россию он посещает в основном Москву и Казань. Да и президент Татарстана нередкий гость в Ашхабаде — практически ежегодно он встречается с лидером братского народа. Для Бердымухамедова-старшего Казань является надежным посредником в его непростых отношениях с Москвой. В период «холодной войны» с «Газпромом» президент РТ оставался чуть ли не единственной связующей нитью с российскими деловыми кругами. Татарстан не отвернулся от Туркменистана, так же как и он не отвернулся от Турции в период острого межгосударственного кризиса в 2015–2016 годов.
Немаловажную роль сыграла и команда «Рубин», во главе которой стоял этнический туркмен Курбан Бердыев. В Ашхабаде нашу команду воспринимали как свою, чуть ли не как национальную сборную, особенно в ее звездный период. Хотя у самого Бердыева складывались непростые отношения с исторической родиной, лидер Туркменистана всегда подчеркивал, что болеет именно за «Рубин».
В июне национальный авиаперевозчик «Туркменские авиалинии» («Туркменховаёллары») сообщил об увеличении частоты полетов в Казань
В САМЫЙ РАЗГАР КРИЗИСА 2008 ГОДА ТУРКМЕНИЯ ЗДОРОВО ПОМОГЛА ТАТАРСТАНУ
На последней июньской встрече было принято решение об открытии генконсульства Туркменистана в Казани, что само по себе является большим событием. Казань, видимо, из-за близости Москвы (да и из-за геополитических страхов) всегда была обделена дипломатическими представительствами. Только в последние несколько лет здесь открылись генконсульства и отделения посольств Венгрии, Китая, Беларуси, Казахстана и Узбекистана. Статус Казани как важного регионального центра только повысился. Да и Туркменистан, судя по всему, не хочет отставать от своих среднеазиатских соседей и планирует сильнее закрепиться в российских регионах. До сих пор туркменские дипломаты работали только в Москве и Астрахани.
В июне национальный авиаперевозчик «Туркменские авиалинии» («Туркменховаёллары») сообщил об увеличении частоты полетов в Казань. В летний сезон две столицы свяжет сразу три рейса в неделю. Необходимо отметить, что сейчас туркменская авиакомпания летает лишь в три российских города: в Москву, Санкт-Петербург и Казань. Сразу возникает вопрос — неужели столько желающих посетить Казань? Или, наоборот, — Ашхабад, куда просто так не попадешь... Надо оформить визу, получить которую весьма проблематично. Если с туркменской стороны все понятно (желающих выехать из страны предостаточно, любые билеты за границу в дефиците), то как наполняются обратные рейсы? Туркменская авиакомпания решает вопрос за счет казанских туристов, открывая транзитные маршруты в Дубай, Бангкок, Дели.
Татарстан единственный регион, за исключением, наверное, Астраханской области, с которым Туркмения имеет тесные экономические связи. В докризисный 2008-й год товарооборот между двумя регионами составлял $123,8 млн, позже, по итогам 2010 года, он упал до $71 млн, а в 2017 году составлял $25 миллионов.
В самый разгар кризиса 2008 года Туркмения здорово помогла Татарстану, купив 3,4 тыс. камских большегрузов. В 2010–2011 годах было продано не более 80 машин. В Туркменистане открыты сервисные центры КАМАЗа, туда поставляются запчасти, работают специалисты из Татарстана. Давно и плодотворно работает в этой стране также «Татнефть», занимаясь ремонтом скважин и повышением нефтеотдачи пластов. Во время последнего визита лидера Туркменистана в Казань были озвучены намерения о поставках скоростных пассажирских судов проекта А-145, которые производят в Зеленодольске, подписано соглашение между «Туркменхимией» и компанией «КЭР-Холдинг» об открытии сервисного центра по ремонту энергооборудования. В Татарстане обучаются около 3 тыс. туркменских студентов (во всей России — 30 тыс.).
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.