Последние недели в столице России отметились митингами и несанкционированными выступлениями оппозиции, недовольной ходом кампании по выборам в Московскую городскую Думу, которые жестко пресекались силовиками. Чья ответственность за происходящее выше — власти или тех, кто выходит на несанкционированные шествия? И каким будет итог нынешних выступлений в Москве? «БИЗНЕС Online» отвечают Владимир Познер, Игорь Минтусов, Сергей Марков, Индус Тагиров, Олег Матвейчев и другие.
Владимир Познер журналист, телеведущий— Когда кого-либо обвиняют в раскачивании политической лодки, то имеют в виду не власть, а других людей, которые с властью не согласны. Последних сразу обвиняют в том, что они раскачивают политическую лодку. Я с этим определением совершенно не согласен. Тот факт, что абсолютно многие не сомневаются в том, что отказ в регистрации кандидатов в Московскую городскую Думу несправедлив, надуман и является свидетельством того, что власть опасается этих новых людей. И я считаю, что в данном случае вся вина за происходящее лежит именно на власти. Разумеется, среди тех, кто выходит на улицу, есть определенное количество радикалов, есть определенное количество людей, которые бы хотели спровоцировать столкновения, чтобы на подобном зарабатывать политический капитал. Это всегда так, во всех странах. Но попытки свести выход людей на улицы только к этому являются, с моей точки зрения, нечестными, я бы даже сказал, беспардонными. И в том, что это происходит, виновата, с моей точки зрения, власть. В данном случае — московская.
А чем все это кончится… Я никогда не делаю прогнозов, для подобного существуют политологи, всякого рода комментаторы, к которым я не отношусь. Могу только сказать, на что я надеюсь. Надеюсь, то, что происходит, заставит представителей власти подумать и прийти к выводу, что нужно разговаривать с людьми, что нужно понять, почему последние недовольны, и идти им навстречу или убедить их в том, что отказ в регистрации справедлив, причем сделать это с помощью соответствующих документов. А если первые не могут подобного сделать, то необходимо отменить решение избиркомов и зарегистрировать этих людей.
Олег Матвейчев политолог— Ответственность за происходящее, безусловно, лежит на тех, кто выходит на несанкционированные шествия и нарушает закон. Эти люди являются марионетками небольшой группы Навального, группы блогеров. Навальный из-за своей судимости вообще не имеет права нигде участвовать — ни в каких выборах. Поэтому данная группа решила использовать выборы исключительно для провокаций и для того, чтобы сделать вот это самое скандальное шоу, поднять хайп. Потому и была разыграна комбинация, когда они якобы выдвинулись на выборы. Естественно, их бы всех пропустили в Мосгордуму, потому что они никому там не помешали бы. Ну подумаешь, победили бы один-два человека — для 45 депутатов это абсолютно никакой роли не играло бы. Но эти кандидаты специально нарушили закон — так делают многие оппозиционные деятели, которые не хотят свалить губернатора, но желают словить хайп. Выдвигаются и специально нарушают закон. Так, Шеин в Астрахани в свое время даже счет не открыл, а уже начал агитацию, вследствие чего его сняли, а он стал орать, что его не допускают к выборам.
И здесь все то же самое. Специально вписали мертвых людей, специально исправляли даты рождения в паспортных данных, специально брали людей из других регионов, которые не являются избирателями. Те фальсификации, за которые выдвинувшихся сняли, носят абсолютно намеренный характер. Это не мелкие ошибки и описки, там абсолютно грубые нарушения, так что избирательные комиссии не могут их пропустить. Последние сами нарушат закон, если зарегистрируют таких людей. После этого московская власть оказалась в ловушке. Мосизбирком данным кандидатам, естественно, отказал, а они начали: «Нас не пустили!» Люди вышли на несанкционированные митинги — и, естественно, власть была обязана их задерживать. Если кто-то выходит на подобные акции и нарушает общественный порядок, она просто обязана это делать. Поскольку появились задержанные, то сразу началась борьба за их свободу. Все идет четко, по сценарию, по методичке, в которой уже все расписано. Такие сценарии много раз реализовывались — там «они же дети», побитые женщины и так далее. Все это расписано уже 25 лет назад.
В принципе, всю эту историю оппозиция уже отыграла и сейчас «доигрывает» ее с пострадавшими, чтобы последних отпустили и все такое прочее. Ну их все равно, так или иначе, всех отпустят. Никакого итога не будет, ничем это все не закончится. Сейчас организаторы протестов побунтуют, потом будет избрана Дума, а дальше они станут искать какой-то следующий повод для нового хайпа и шатания режима, искать новые финансы под новый проект. Вот и все.
Игорь Минтусов глава агентства стратегических коммуникаций «Никколо М»— Политическую лодку в России раскачивают власти, в частности политические власти в Москве, которые приняли целый ряд решений относительно выборов в Мосгордуму. Они главные виновники этих процессов. Если говорить конкретно, то это политический блок столичной мэрии, который возглавляет Наталья Сергунина, и формально руководитель Мосгоризбиркома Горбунов. С обратной стороны я ничего такого не вижу, хотя очень внимательно наблюдаю за происходящим. Что касается дальнейшего развития событий, то я очень не люблю давать прогнозы. Они базируются прежде всего на действиях, которые будет принимать та или иная сторона конфликта, либо та или иная социально-политическая группа. Прогнозировать эти решения мне бы не хотелось. С обеих сторон находятся достаточно умные люди. Пускай они принимают решения. И в зависимости от их решений конфликт будет либо сходить на нет, либо драматизироваться, в чем заинтересованы определенные части московской политической элиты. И не только московской, но и российской.
Например, часть элиты считает, что чем хуже ситуация, тем лучше для них. Я говорю о силовых структурах. Если совсем плохо, если начинаются беспорядки, то они выходят на первый план, все взоры направлены на них. Кто иначе может решить эту проблему, кроме силовиков? Вопрос в том, кто создает такие беспорядки, кто подбрасывает топливо, чтобы напряжение вспыхивало еще сильнее. Это сложный комплексный вопрос. Но если внутриполитическая ситуация в стране будет ухудшаться, то силовики станут усиливаться.
Сергей Марков политолог— Я считаю, что ответственными за происходящее являются спецслужбы США и Великобритании, которые являются главным организатором этих движений точно так же, как они были главными организаторами украинского майдана. Кстати, тезис о том, что властями участники митингов в Москве жестоко разгонялись, — это абсолютно лживый, пропагандистский тезис. Они разгонялись, да, но очень вежливо и аккуратно. Есть огромное количество фотографий, которые показывают людей в автозаках. Задержанные улыбаются, они веселые и довольные. Прямо из автозаков дают интервью… Какой же это жестокий разгон? Все было очень спокойно.
Надо сказать, что, хотя это и массовые несанкционированные митинги, они не были беспорядками. Никакого насилия, погромов действительно не наблюдалось, поэтому действия полиции были адекватны действиям демонстрантов. Последние проводят несанкционированные митинги. Хотя по Конституции они имеют право это делать, им нужно согласовать с властями их время и место. Именно потому демонстранты и задерживались — эти митинги они проводили несанкционированно. Но они делали подобное очень мирно, без насилия и без погромов. Полиция тоже насилие применяла минимально. Недаром такой большой шум вызвало то, что одну женщину ударил полицейский. Это как раз и говорит о том, что все остальные сотни и даже тысячи людей были задержаны с минимальным проявлением насилия. Какое-то насилие применять было все-таки нужно — они же не добровольно шли в автозаки… Потому это вполне адекватные действия полиция.
Я думаю, что закончится все это чем-то, напоминающим 6 мая 2012 года. Суть в том, что есть колоссальный, фундаментальный разрыв между людьми, которые выходят на митинги, и теми, кто эти митинги организует. Рядовые участники акций не получают за подобное деньги. Это просто люди, которые ярко проявляют свою гражданскую позицию. Организаторы митингов выступают не за увеличение политической конкуренции, а за проведение госпереворота типа украинского и подрыв суверенитета РФ, подчинение ее внешним силам. Организаторы акций большей частью получают доходы именно от своей политической деятельности. Между первыми и вторыми — пропасть. Что произошло 6 мая 2012 года? Тогда люди, которым не нравилась рокировка Путин — Медведев, проводили демонстрации. Им не нравилось, что народ оказался исключен из данного процесса. Но 6 мая организаторы специально бросили их под дубинки ОМОНа с мечтой и надеждой, что кого-нибудь убьют, что прольется кровь. И вот такого предательства рядовые участники организаторам не простили — и с 6 мая пошел массовый спад протестного движения.
Поэтому я думаю, что сейчас пойдет сначала нарастание. Особенно массовыми, я думаю, будут демонстрации 7 сентября, перед выборами в Мосгордуму, в районе 14 сентября и, видимо, 21 сентября. В один из этих дней последует провокация со стороны организаторов массовых митингов с тем, чтобы пролилась кровь. Протестующие им такого не простят — и точно так же, как и 6 мая 2012 года, данный поток схлынет. Кстати, это приведет к росту рейтинга Владимира Путина. Рядовые китайцы назвали протесты в Гонконге фестивалем зажравшихся непатриотов — это определение очень подходит и для Москвы. Поэтому чем больше зажравшиеся непатриоты «фестивалят» против Владимира Путина, тем больше народ будет его поддерживать.
Марсель Шамсутдинов предприниматель, экс-руководитель регионального отделения партии «Парнас» в Татарстане— Подобное раскачивает развитие социально-экономической ситуации в стране. Если говорить по-простому, то феодальный строй, который у нас в России, по науке неизбежно деградирует, то есть перестает справляться с функциями управления страной. Ответственность всегда на власти. В советские времена ходил анекдот: «Наградить Николая Александровича Романова орденом Красного Знамени за выдающийся вклад в подготовку и осуществление Великой Октябрьской социалистической революции». А у нас впору писать: «Наградить граждан Собянина и Путина орденом Андрея Первозванного за выдающийся вклад по устройству беспорядков в Москве 2019 года».
Власть поступает совершенно рационально, но в своих интересах (продолжать дербанить бюджет Москвы), потому что если она допустит снятие напряженности, то 2 триллиона 600 миллиардов не будут украдены. Потому она не допустит никого из независимых кандидатов, это выльется в озлобленных избирателей, мы увидим протестное голосование 8 сентября, ну а в следующие два-три года подобное выльется в смену режима.
Рафил Нугуманов депутат Госсовета РТ, экс-заместитель министра МВД по РТ— Желающих раскачать политическую лодку очень много: там и группа Навального, и другие, и третьи. Но и московский избирком не всегда правильно подходит. Там же посмотрели Митрохина, а потом разрешили. К тому же и оппозиция, и московские власти не могут наладить диалог между собой. Так что ответственность 50 на 50, наверное. Я бы, например, допустил всех кандидатов — пусть народ решает. Очень критикуют, конечно, и правоохранительные органы: женщину несут, в живот бьют — это разве нормально? Когда у нас в Казани по 40 тысяч людей выходили, тоже, наверное, было право применять силу, но так же не поступали, нашли общий язык и нормально все в республике разрулили. Мне кажется, что и Москва бы могла точно так же ситуацию разрешить. Надо пример брать с регионов. Хотелось бы, чтобы обе стороны нашли диалог.
Павел Салин директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ— При революционных процессах в любой стране есть два железных правила, из которых практически не существует исключений. Первое — причины для любой революционной ситуации (подчеркиваю, причины, а не поводы) формирует сама действующая власть своими действиями или бездействием. Внутренние или внешние игроки могут этим только воспользоваться, а сами причины они сформировать не способны. Второе — краткосрочные последствия любой революции хуже, чем причины, которые их спровоцировали. Но это становится ясно уже после революции. То, что сформировались фундаментальные предпосылки для протестной активности по всей стране, — это «заслуга» действующей власти. А уже на том, что сформировалась такая удобная ситуация, многие пытаются сыграть.
Что значит раскачивать лодку? Если эта лодка и так вся дырявая, что является «заслугой» власти, то всегда найдется тот, кто ее расшатает. Иными словами, если порох сухой, а высушила его сама власть, то всегда найдется тот, кто случайно спичку бросит, или просто случайно молния его подожжет. Поэтому здесь нужно плясать не от тех, кто раскачивает лодку. Все равно найдутся новые, даже если их нейтрализовать, хотя это вряд ли удастся. Надо бороться не со следствием, не с теми, кто пытается воспользоваться ситуацией, а с основными причинами формирования протестной активности, потому что население объективно недовольно и в столице, и в регионах все больше и больше.
Нынешние выступления, скорее всего, пойдут на спад. У власти есть силовой ресурс, который позволяет ей сохранять статус-кво. Но потом произойдет новый всплеск протестов, который не будет связан с выборами в Мосгордуму. Выборы — это всего лишь повод. Есть объективно нарастающие протестные настроения в стране, которые, в отличие от протестов 2011–2012 годов, охватили и провинцию. Причем в первую очередь провинцию — только потом они пришли в Москву. И подобное станет нарастать. Власть будет пытаться давать чисто силовой ответ, пытаться искать причину в иностранном вмешательстве, то есть черную кошку в черной комнате. В итоге силовых ресурсов власти хватит на срок от года до полутора-двух лет. Потом наступит паралич и коллапс, потому что для того, чтобы эту ситуацию разрулить, нужно бороться не с поводами и последствиями, а с причинами, но власть с ними бороться не хочет. Так как для этого надо меняться, а она на изменения не настроена.
Андрей Тузиков социолог, руководитель татарстанского отделения «Изборского клуба»— Всегда есть люди, которые недовольны, и недовольство вряд ли связано с выборами в Мосгордуму. Основную массу выходящих на улицу мало волнует Мосгордума, не определяющая жизнь в стране. Эмоциональный кайф молодежи есть в чем-то, вспомните себя: круто встать из-за парты и как-то дерзко о себе заявить. Молодежь всегда относится к бунтующему сектору населения. Поводы для недовольства существуют, особенно на фоне непопулярных действий со стороны власти. Но действительно ли все, вышедшие на протестную акцию, единодушны в чем-то? Думаю, что только в эмоциях. Если взять так называемую мажористую оппозицию, представителей влиятельных семейств России, то у них одни цели, а у представителей нового пролетариата — другие.
Какие последствия? На мой взгляд, действительно серьезных выступлений нет, есть митинги — ну и что? Большая политика никогда не делалась на подобных акциях, последние — это внешнее оформление большой политики. Люди, которые пережили развал СССР, с большой долей скепсиса относятся к тому, что протестная уличная активность может привести к улучшению жизни повседневной. Мы это проходили: лозунги «Ельцин», «Долой партократию» — и что? Невыплата зарплат, расслоение в обществе.
Алексей Мухин генеральный директор центра политической информации— Чья ответственность за происходящее? Я думаю, тех, кто подвигает организаторов несанкционированных митингов на подобного рода активность. Масштабные выступления, скорее всего, позади, ведь практика 2011–2012 годов показывает, что регулярность губит протест. С другой стороны, протестное содержание никуда не исчезло. Скорее всего, оно просто трансформируется и будет распространяться на регионы. А здесь произойдет, что называется, передача полномочий. Если раньше ответственными за протест считались московские власти, то теперь акцент будет смещен в сторону региональных властей, что подпадает под функционал управления внутренней политики администрации президента Российской Федерации, то есть Сергея Кириенко, головной болью которого эти выступления и становятся.
Индус Тагиров историк, академик АН РТ— Прежде всего, конечно, власти виноваты, потому что с самого начала нужно было создать нормальные условия для проведения выборов, для регистрации кандидатов. Тогда бы, я думаю, таких мощных выступлений не возникло. Отдельные выступления могут быть, недовольные имеются всегда, но таких мощных, как сейчас, не было бы. В конечном счете, конечно, власти окажутся в состоянии сохранить свое положение, но на какой срок — это другой вопрос. Я думаю, что ненадолго, потому что ситуация раскачена, Москва проснулась. И все больше становится людей недовольных не только в Первопрестольной, но и в других городах. Полагать, что все это закончится тихо, спокойно, без всяких последствий, нельзя. Поэтому власти, конечно, должны учесть и ответить на вопросы, которые созданы не людьми, а ситуацией в целом, поведением как властей, так и народных масс.
Ильдус Янышев предприниматель, велоактивист— В любом конфликте всегда есть две стороны, поэтому нельзя однозначно ответить на ваш вопрос. Итоги выступлений невозможно предсказать, отслеживаю не изнутри, а только из СМИ, не являясь участником событий. Тут есть о чем подумать и власти, и тем, кто протестует. Ситуация требует разрешения, тут речь идет о некоем кризисе, а любой кризис может привести к революции.
Фото: commons.wikimedia.org (CC BY-SA 4.0), commons.wikimedia.org (CC BY-SA 4.0), «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 189
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.