Сегодняшняя деловая программа чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 началась утром с обсуждения риск-инжиниринга. Хедлайнером дискуссии стал Нассим Талеб Сегодняшняя деловая программа чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 началась утром с обсуждения риск-инжиниринга. Хедлайнером дискуссии стал Нассим Талеб Фото: Василий Иванов

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК ОТ НАССИМА ТАЛЕБА, РИСК-КОНТРОЛЬ И БАНКРОТСТВО КАК ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ

Сегодняшняя деловая программа чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 началась утром с обсуждения риск-инжиниринга. Хедлайнером дискуссии стал известный американский писатель, бывший трейдер и риск-менеджер Нассим Талеб. Перед началом обсуждения международный корреспондент и старший ведущий BBC World News Television и BBC World Service Radio Лис Дусет пыталась разогреть еще не проснувшуюся аудиторию концертного зала им. Шакирова на «Казань Экспо». Вторым спикером по теме стал спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. Правда, говорил больше все-таки Талеб.

«Это не тот Дмитрий Песков, имя которого вы могли часто слышать в новостях», — в шутку представила спецпредставителя президента Дусет, назвав обоих спикеров мудрецами.


Рассказав коротко о своей биографии, Талеб с головой ушел в любимую тему риск-инжиниринга. Сначала речь пошла о методе проб и ошибок и некоем соревновании между химиками и практиками, теми, кто предпочитает практику теории. «Герои пришли не из академического мира, — сказал Талеб. — Наука очень важна, но для выходных, а в понедельник мы уже должны работать руками. Римляне терпеть не могли теорию, все было построено на секретных навыках. Они без геометрии соборы строили! Это технология риск-контроля. Мост построили — так инженер с семьей две недели под ним жил. Я к тому, что руководитель должен сам рисковать, а не в офисе сидеть. Почему в англо-саксонской системе ненавидят юристов? Это тоже риск-контроль! И чем больше в мире стран, где ненавидят юристов, тем лучше».

Риск-менеджер также раскритиковал академическое образование. «Идея поступать в университет на ранних стадиях нашей жизни — это самая абсурдная вещь, — вещал Талеб, говоря о преимуществах практики. — Только после того, как вы приобрели практический опыт, то, что вы изучите в университете, будет намного более ценным, чем если бы вы пошли в 21 год в университет. Вы намного больше будете всасывать, вбирать в себя. Через 31 секунду после экзамена все стирается, забывается. Я прекрасно знаком с тем, что происходит в Соединенных Штатах: огромное количество людей поступают на бакалавров, хотят изучать историю и прочие вещи. Полезно, конечно. А потом, в 23, много чего знают, но вынуждены идти работать в Starbucks. И это если повезет. Обычно устраиваешься только в McDonalds».

Тут в дискуссию вступил Песков, вспомнив, что в своей книге Талеб пишет о дне, когда все закончится, отсылающем к тому, что человеку нужно успеть сделать все в рамках одного жизненного цикла. Талеб напомнил, что, действительно, члены королевского научного общества, ученые вдохновляли авантюристов, рискованных людей, благодаря которым и состоялась промышленная революция.

«И все это они успели в рамках одного жизненного пути, — сказал Талеб, еще раз подчеркнув, что метод проб и ошибок гораздо лучше любого другого вида обучения. — Виагра — это же тоже ошибка! Изначально разрабатывали препарат для улучшения кровотока, а получился препарат для улучшения кое-чего другого у мужчин. Вся медицина, фармацевтика состоит из метода проб и ошибок. Как только они отходят от этого метода, тем хуже получаются результаты!»


Гуру рассказал, что высокий уровень банкротств, например в Калифорнии, где находится Кремниевая долина, — это важный показатель работоспособности метода проб и ошибок. «Банкротство лучше всего учит! — считает эксперт. — Многие предприниматели нередко начинают заниматься ресторанным бизнесом, и в этой сфере тоже высокий уровень банкротств. Владельцы начинают получать разные награды, следят за уровнем цитируемости, рейтингами, но эффективность ресторана оценивает кредитная карточка!»

Впрочем, не все присутствовавшие в зале вдохновлялись речами риск-менеджера, проголосовав против его измышлений ногами. Впрочем, места покинувших зал занимали новые посетители, а повестку сменила новая тема — «Мир под угрозой».

Рустам Минниханов: «Мы стремимся формировать среду, которая позволила бы гибко реагировать» Рустам Минниханов: «Мы стремимся формировать среду, которая позволила бы гибко реагировать» Фото: president.tatar.ru

«Компетенции и навыки существования народов в мире не менее важны, чем технологические знания и компетенции»

С тем же модератором новые эксперты дискутировали о новых вызовах и возможностях для усиления кооперации с целью развития человеческого капитала. Перед стартом сессии Дусет обошла зрителей в зале, спрашивая, какие у них есть навыки, и посоветовала задуматься об этом.

Поприветствовал участников и президент Татарстана Рустам Минниханов. «Тема актуальна, — заметил он. — Мир стремительно меняется, технологические рывки серьезно ставят молодежь перед выбором профессии. В республике большое внимание уделяется профессиональному образованию. Мы стремимся формировать среду, которая позволила бы гибко реагировать. Когда отмирают целые профессиональные отрасли, меняется рынок труда, появляются новые профессии, главные ориентиры мы заложили в „Стратегии-2030“. Главное — основание и накопление человеческого потенциала». 

Президент РТ добавил, что, помимо использования лучших мировых методик при подготовке кадров WorldSkills, республика старается сохранить самобытность в том числе культурного наследия народов. «Компетенции и навыки существования народов в мире не менее важны, чем технологические знания и компетенции», — подчеркнул Минниханов.

Модератор предложила высказаться прежде всего заместителю председателя правительства России Татьяне Голиковой, напомнив, что она сделала блестящую карьеру в финансах, а называли ее «Госпожа Бюджет». Ее Дусет спросила, каким она видит применение принципов «человек в центре всего». Ответ был обстоятельным.

«Переход к экономике будущего требует раскрытия человеческого потенциала. Еще на моей памяти родители говорили, что выбор профессии — это навсегда. Но, к счастью, мир меняется, и единая профессия — это устаревшие подходы. Современный мир требует гибкости в мышлении, мобильности рабочей силы. По данным исследований, уже сейчас 23 процента сотрудников в мире, то есть 1,3 миллиарда человек, выполняют работу, которая не соответствует навыкам. Сегодня важно преодолеть эту тенденцию, чтобы потенциал человека был востребован в течение всей жизни, — озвучила Голикова вызовы. — Стоимость обучения выросла в разы за последние годы… Россия столкнулась с ситуацией растущей нехватки квалификации на рынке труда. Мы двигаемся по следующим направлениям: способности, мотивация и доступность рынка труда».

Татьяна Голикова: «Технические навыки устаревают в течение трех-пяти лет, поэтому в России ориентированы, чтобы обеспечить высокую динамику и качество подготовки человеческого капитала» Татьяна Голикова: «Технические навыки устаревают в течение трех-пяти лет, поэтому в России ориентированы на то, чтобы обеспечить высокую динамику и качество подготовки человеческого капитала» Фото: president.tatar.ru

По мнению зампреда правительства, для каждой страны причины квалификационных ям различны. И привела в пример опыт в России — это принципы человекоцентричного подхода. «В условиях опережающего развития технологий важно соответствие квалификации. Технические навыки устаревают в течение трех-пяти лет, поэтому в России ориентированы на то, чтобы обеспечить высокую динамику и качество подготовки человеческого капитала. Мы планируем внедрить программы профобучения по самым перспективным профессиям. Продлятся они не более шести месяцев и позволят сформировать кадровый потенциал», — перечислила Голикова. Из других мер она напомнила о проекте из 12 национальных приоритетов — «Демография». В него входит освоение навыков будущего и переподготовка или подготовка специалистов — для граждан старшего возраста.

В рамках еще одного приоритета — «Образование» — расширяются формы оценки навыков, которые отражаются в скиллз-паспорте — он подтверждает, какими навыками и в какой степени обладает человек. «Это и есть принцип равных возможностей. Сегодня уже 93 тысячи специалистов получили такие паспорта», — сообщила спикер.

Кроме этого, в рамках нацпроекта «Образование» создаются 100 центров опережающей профподготовки — это ситуационные центры, которые оценивают кадровый рынок в регионе и профкомпетенции, которые нужны на этом рынке труда. Наконец, для школьников есть онлайн-платформа «Проектория», которая помогает детям «ориентироваться в мире».

Голикова рассказала, что российское министерство просвещения провело опрос работодателей в регионах. Выяснилось, что более половины не занимаются и не используют методы работы с образовательными учреждениями, причем часть признает свою недоработку по этому направлению. «В рамках нацприоритета „Образование“ в этом году мы утверждаем целевую модель вовлечения общественных и деловых объединений в управление развитием образовательной организации. Делаем это на уровне и школьного, и среднего специального образования, и еще и высшего образования, — сообщила Голикова. — Кажется, что сегодня главный вызов перед образовательными системами мира — скорость. От того, как быстро мы будем реагировать, зависят экономики мира. Исследования организации экономического сотрудничества и развития свидетельствуют, что специальности устаревают очень быстро. Риски нарастают, в первую очередь социальные и риски неравенства».

«ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОДХОД, КОТОРЫЙ НАМ НУЖЕН, — ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННЫЙ»

В ходе панельной дискуссии участники поделились собственным опытом и высказали, какие опасения порождают новые тренды. «Меняется рынок труда. Где бы я ни был, люди не хотят слышать про искусственный интеллект, роботизацию. Им нужны конкретные ответы, не находится ли их рабочее место под угрозой», — заметил региональный директор МОТ Хайнц Коллер. По его мнению, нужен человекоцентричный подход, а организация МОТ пытается идти путем проб и ошибок. Об этом же методе сказала и руководитель WS Champions trust АСЕАН/Океании Амелия Аддис. «Мой опыт, связанный в WorldSkills, это как раз такой опыт. Учиться надо по жизни, особенно это касается молодых людей», — отметила она.

Исполнительный директор WorldSkills International Дэвид Хоуи рассказал, что комплексный подход — это вопрос компетенций и отличного освоения профессии. «Это нужно, чтобы выйти на компетентный внешний рынок. Только в этом случае можно преуспеть, — считает он. — Промышленность должна быстро приспосабливаться. Будущее будет принадлежать тем, кто объединит коммерческую сторону, и своевременно будет реагировать на требования».

На первоочередность наличия фундаментальных навыков у людей обратил внимание глобальный директор по образованию Всемирного банка Хайме Сааведра. «У нас есть люди, которые используют метод проб и ошибок, но у них есть основополагающие навыки. Мы должны сфокусироваться на основных навыках. 50 процентов детей, которые завершают начальное образование в низкодоходных странах, не обладают основными навыками. Это очень много. Мы должны прививать им творческое мышление, чтобы в будущем они хотя бы использовали метод проб и ошибок», — высказал он идею.

Завершилась дискуссия высказываниями о том, что же стоит делать в эпоху перемен. По мнению Голиковой, нужен комплексный подход. «Это идет от человека, от компетенций которые он хочет получить. Но роль государства и работодателей нельзя принижать», — сказала она. Коллер напомнил о необходимости создавать среду и атмосферу, которая бы стимулировала интерес молодых людей. «Единственный подход, который нам нужен, — человекоориентированный подход», — закрыла панельную дискуссию модератор.

Сегодня в «Казань Экспо» продолжат работу круглые столы и дискуссионные площадки.