Компания Google ограничила возможность платного продвижения в YouTube видеоконтента на 44 языках. В их числе оказался татарский Компания Google ограничила возможность платного продвижения в YouTube видеоконтента на 44 языках. В их числе оказался татарский Фото: pixabay.com

как GOOGLE воскресил ЯЗЫКОВЫЕ БАРЬЕРЫ ОТ 2018 года

Компания Google ограничила возможность платного продвижения в YouTube видеоконтента на 44 языках. В их числе оказались татарский, башкирский, белорусский, но отсутствуют, например, русский и украинский, пишет «Коммерсантъ». Упомянутые правила были приняты IT-корпорацией еще в 2018 году, но в полной мере заработали буквально на днях. Одним из первых тревогу поднял менеджер белорусского YouTube-канала «Радио Свобода», журналист Франтишек Вечерко. Он пожаловался на то, что Google заблокировала возможность платно продвигать контент на белорусском языке на его видеохостинге. «Вчера мне позвонили из офиса Google Moscow. Говорят, что все видео на белорусском, татарском, казахском и других „малых“ языках ограничены для платного продвижения. Компания не может позволить себе их поддерживать», — написал он на своей страничке в «Фейсбуке».

По словам Вечерко, в московском офисе американской компании ему посоветовали перейти на русский язык. В Google также добавили, что новые правила связаны с контролем за контентом: модераторы должны проверять видео на наличие «хейтспич» (разжигания ненависти) и фейковой информации.

«Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники также опубликовал лайфхак, позволяющий обойти блокировку. Для этого в установках таргетинга видео необходимо отметить «все языки». Но не факт, что эта лазейка будет актуальна и дальше.

Эксперты осуждают новые правила Google. Сразу несколько собеседников издания заявили, что, судя по всему, интернет-гигант попросту пытается сэкономить В свое время Microsoft добавил буквы татарского алфавита на клавиатуру, операционная система Windows переведена на татарский Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

«ОТКЛЮЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ — ЭТО ДАЖЕ СКАНДАЛ»

Руководитель «Фонда развития татнета» и портала belem.ru Раиль Гатауллин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» напомнил о понятии «эффект бабочки», согласно которому любое движение может к чему-то привести. «Google в данном случае сделал серьезное движение. Понятие малых языков имеет место быть, но все они имеют право на существование в этом мире. На мой взгляд, Google в конечном счете больше выиграет, если будет давать таким языкам больше возможностей», — считает эксперт. А основатель и руководитель дизайн-студии «Теория» Ильдар Аюпов отмечает, что в последние годы тренд был противоположным: в свое время Microsoft добавил буквы татарского алфавита на клавиатуру, операционная система Windows переведена на татарский. «Другие тоже начали подключаться, появился какой-никакой переводчик на татарский язык у „Яндекса“. Тренд был в другую сторону. По-моему, это вообще первое событие, когда коммерческая структура как-то ограничивает национальные меньшинства», — сказал Аюпов.

Эксперты осуждают новые правила Google. Сразу несколько собеседников издания заявили, что, судя по всему, интернет-гигант попросту пытается сэкономить. «Скорее всего, это связано с тем, что они оптимизируют свои расходы, а по этим тематикам и подборкам денег нет. Потому что я, например, пользовался этим таргетированием, оно очень удобное. На самом деле это было единственным способом таргетирования татар. Другой способ — сделать таргетирование только по локации: Казань, например. Но тогда ты только в половине случаев попадаешь на татар. Так что новое правило — это очень плохо. Татарского SMM и так почти нет, а сейчас его вообще не будет — это удар по татарскому SMM», — считает основатель «Теории» Аюпов. По его словам, как сервис данный ресурс — один из ключевых способов сегментировать контент в интернете.

«Одной из причин возникшей ситуации Раиль Гатауллин считает уникальность татар, которые понимают и татарский, и русский, и английский, и даже турецкий языки» «Одной из причин возникшей ситуации Раиль Гатауллин считает уникальность татар, которые понимают и татарский, и русский, и английский, и даже турецкий языки» Фото: Андрей Титов

«В нашем случае это вообще единственный способ. Мы только YouTube в основном и пользуемся. Нужно понимать разницу между отключением татарского языка именно в платной рекламе и просто публикацией контента. Татарские видео выкладывать в YouTube не запрещается, — говорит собеседник газеты. — Но событие ужасное. А отключение языков отдельных государств — это даже скандал. Про татарский еще можно сказать, что это неофициальный язык государства… Но что компания скажет насчет киргизского и таджикского — языков отдельных государств, это интересно». 

Руководитель «Фонда развития татнета» Гатауллин считает, что данные правила — временное явление, а увидев негативный эффект решения, Google откажется от него. «Татарским языком пользуется не так уж мало людей, миллионы. В соцсетях очень много контента на татарском языке, — говорит он. — Многое зависит от татарстанских компаний. Если от них будет много запросов на размещение рекламы на татарском языке, Google вернет такую возможность. Если рекламодатель через рекламу привлекает клиентов, то почему Google должен отказать?»

Одной из причин возникшей ситуации Гатауллин считает уникальность татар, которые понимают и татарский, и русский, и английский, и даже турецкий языки. «Если бы татары не понимали русского языка, рекламы на татарском было бы больше, ее пришлось бы делать, чтобы привлечь эту категорию населения, — считает собеседник и рисует возможные перспективы. — Например, если с 2022 года станет обязательным ЕГЭ на английском языке, то Google сможет и на русском не давать рекламу, только на английском. Если каждый закончивший школу будет владеть английским, то Google и русский язык особо не понадобится». 

По мнению Гатауллина, правительству республики стоит обратиться в Google по этому поводу, а пользователи должны создать движение и писать письма в компанию. «Вообще, реклама постепенно теряет свою силу на любом языке, люди больше пользуются „сарафанным радио“. Я думаю, с рекламой Google происходит то же самое, у них, возможно, уменьшается прибыль, и они таким образом проводят оптимизацию», — резюмирует руководитель belem.ru.

Члена совета всемирного форума татарской молодежи, одного из разработчиков учебника по татарскому языку «Салям!» Рашата Якупова удивило решение Google. «Это один из первых поисковиков, который перевел свой интерфейс на татарский язык, который сейчас дает возможность добровольного перевода на татарский, для того, чтобы в будущем включить татарский язык в Google-транслейт, — рассуждает Якупов. — То есть до этого они достаточно лояльно относились к миноритарным языкам вообще. С данной точки зрения этот их шаг, этот запрет кажется очень удивительным». 

Собеседник издания полагает, что для татарского языка новые правила могут повлечь очень негативные последствия. «Для того чтобы распространить сферу влияния любого языка, чтобы он максимально развивался и рос, нужно чтобы он мог использоваться везде, в том числе в рекламе, — заметил Якупов. — И мы всегда стараемся говорить производителям, чтобы они рекламировались на татарском языке. Лично мне, как покупателю, всегда интересно посмотреть и купить и тот продукт, на котором есть реклама или информация на татарском языке. И таким образом, конечно, это сильно сузит сферу применения татарского языка и будет большим препятствием развитию татарского языка в сфере IT, в интернете, в сфере рекламы».

«На YouTube сидит аудитория моложе — это  поколение предпочитает русский язык» «На YouTube сидит аудитория моложе — это  поколение предпочитает русский язык» Фото: pixabay.com

«НА ТАТАРСКОМ, БАШКИРСКОМ, КИРГИЗСКОМ КОНТЕНТА НА YOUTUBE ОЧЕНЬ МАЛО»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила IT-специалистов прокомментировать новые правила. «Наверное, в YouTube нет сотрудников, которые говорят на этих языках», — предполагает руководитель ГК Fix Дмитрий Еремеев. «Это затрудняет модерацию. А объем трафика и рекламы незначительный, поэтому это экономически невыгодно», — считает эксперт.

Специалист по YouTube, владелец агентства VinerMedia Винер Хафизов говорит, что в YouTube постоянно что-то происходит — появляются какие-то нововведения в связи с тем, что рынок меняется, добавляются некоторые функции, а некоторые исчезают. «Постоянно меняются и правила Google — настройки в AdWords и прочее… Поэтому мы часто сталкиваемся с изменениями, — говорит он. — На татарском, башкирском, киргизском языках контента на YouTube очень мало. Конечно, существуют каналы на указанных языках, но те же жители Казани или Уфы чаще всего потребляют видеоконтент на русском языке. Это, конечно, проблема, потому что языки забываются. Теряется национальная культура. Носители татарского, башкирского, киргизского языка — это все-таки более взрослая аудитория, а под нее контента не так много. На YouTube сидит аудитория моложе — это  поколение предпочитает русский язык».

Хафизов считает, что при этом в связи с ростом интернетизации в России, взрослая аудитория все меньше смотрит телевизор и все больше сидит в интернете, в соцсетях. Соответственно, возрастает спрос на YouTube-каналы на родном языке. «Люди получают новости в том числе о родном месте, городе с мобильных устройств. Так что будут появляться каналы на национальных языках, — сказал собеседник газеты. — Нельзя, чтобы национальная культура пропадала, поэтому надо создавать каналы, и не надо бояться каких-то новых правил».