«Несмотря на применяемые усилия, допускаются аварии, причиной которых является человеческий фактор», — как мантру повторял на совещании у Ростехнадзора представитель «Нижнекамскнефтехима», которого пригласили обсудить проблемы промбезопасности. Себе в заслугу компания ставит интерактивную «аварийную» карту и 23 млрд рублей расходов на безопасность в год. О том, что ему ответил московский гость, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
На совещании Приволжского управления Ростехнадзора разговор зашел об обеспечении безопасности объектов нефтегазового комплекса
«НАШ АНАЛИЗ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА АВАРИЙ — ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»
«„Нижнекамскнефтехим“ уделяет большое внимание повышению уровня безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов», — уверял вчера весь научно-технический совет Ростехнадзора зам главного инженера – начальник по производственному контролю за промбезопасностью и охране труда НКНХ Ильшат Фатыхов. И пока в павильонах «Казанской ярмарки» в рамках нефтегазохимического форума рассуждали о будущем углеводородов, в «Корстоне» присматривались к обратной стороне медали этого будущего, связанной с промышленной безопасностью. В преддверии 300-летия службы Ростехнадзора специалисты Приволжского управления ведомства подводили свои предварительные итоги за полгода в Казани. На специальном совещании разговор зашел и об обеспечении безопасности объектов нефтегазового комплекса — довольно актуальной в последнее время в республике теме.
С докладами о том, как на их предприятиях обеспечивают безопасность на опасных промобъектах, выступали представители «Татнефти» и «Башнефти», но особенно занятным на фоне повышенного внимания выдался отчет от НКНХ. Ведь ровно несколькими часами ранее Ростехнадзор поклялся наказать предприятие «по максимуму» за апрельскую аварию. «Все руководители, как и положено в рамках административного кодекса и законом о промышленной безопасности, будут по максимуму привлечены к ответственности», — сказал журналистам на «Казанской ярмарке» замглавы Ростехнадзора Александр Трембицкий. «Другого законом не предусмотрено. Это же не значит, что окончательное решение. Там еще 20 человек „на выходе“ (к привлечению к административной ответственности — прим. ред.), руководителей», — тут же пояснил руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров.
«Для реализации мероприятий по безопасности компанией ежегодно выделяются значительные финансовые средства. С 2014 по 2018 год было направлено 115 миллиардов рублей», — рассказывал на совещании Фатыхов, сопровождая выступление красочными слайдами с диаграммами и графиками, демонстрирующими неуклонный рост расходов предприятия на безопасность. По его словам, ежегодно на заводе проводится свыше 4 тыс. различных экспертиз промбезопасности — неисправное оборудование к эксплуатации не допускается. За последние 5 лет совершили 660 комплексных внутренних проверок. НКНХ в полном объеме обеспечен аварийно-спасательным снаряжением, материальными и финансовыми ресурсами, персонал обучен и аттестован. Как рассказывал Фатыхов, для поддержания уровня квалификации своих работников на базе учебного центра предприятия запустили внутреннее обучение, в том числе по промбезопасности. Создали даже интерактивную карту завода по отслеживанию потенциально опасных процессов.
В последние годы на НКНХ произошли значительные кадровые изменения. С 2014 по 2018 год приняли на работу порядка 7 тыс. новых сотрудников взамен уволившихся
Но в последние годы на НКНХ произошли значительные кадровые изменения. С 2014 по 2018 год приняли на работу порядка 7 тыс. новых сотрудников взамен уволившихся. «Следует отметить, что опыт у приходящей молодежи отсутствует. Уровень подготовки по промбезопасности и охране труда в учебных заведениях очень низкий. Результаты реформ в образовании привели к тому, что выпускники высших и средних учебных заведений не способны анализировать ситуацию, а самое главное, мыслить системно. Большинство из них не обладают техническими знаниями, а могут только отмечать правильные ответы в тестах, без проведения анализа, который потом могли бы применять на практике, — отметил Фатыхов, подчеркивая неизменную позицию предприятия. — Наш анализ показывает, что основная причина аварий — это человеческий фактор».
По его словам, сегодня в Нижнекамске строится очень много новых предприятий, и НКНХ в связи с этим выступает «донором кадров» — происходит естественная убыль опытных сотрудников. «Все аварии, случившиеся за 5 лет на „Нижнекамскнефтехиме“, явились следствием человеческого фактора, — заметил представитель НКНХ. — При выполнении стандартных штатных операций, написанных в инструкции, регламентах, люди совершают ошибки, приводящие к катастрофическим последствиям».
«ЕСЛИ БЫ ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ БЫЛИ СОБЛЮДЕНЫ ИСПОЛНИТЕЛЕМ РАБОТ…»
Далее последовал красочный и довольно информативный слайд презентации Фатыхова, демонстрирующий список аварий за последние 5 лет. Каждый раз оказывалось, что виноваты либо начальники смены, либо начальники цеха, старшие мастера и так далее. Так, например, 15 марта 2015 года в цехе №1431 завода по производству дивинила и углеводородного сырья произошло возгорание печи, причина — неправильное установление остаточного ресурса печи специализированной организацией, то есть в расчетах ошибся специалист экспертной компании. 20 мая 2016 года в цехе №1530 завода синтетических каучуков при проведении пусковых операций случился пролив опасных веществ, которые впоследствии воспламенились. И снова начальник цеха не убедился в герметичности трубопровода перед пусковыми работами.
Из аварии, произошедшей 19 апреля на НКНХ, руководство предприятия сделало определенные выводы и усилило контроль за проведением огневых и газоопасных работ
Каждый год на предприятии проводится порядка 250 тыс. опасных видов работ, то есть 750 потенциально опасных манипуляций в сутки. И большинство из них приходится как раз на время капитальных, ремонтных работ, как это случилось 19 апреля 2019 года.
«Несмотря на применяемые усилия… допускаются аварии, причиной которых является человеческий фактор, — тяжело вдыхая и делая паузы, докладывал Фатыхов. — Случай, который произошел 19 апреля 2019 года, когда пострадали работники подрядных организаций, стал тому очередным свидетельством. Специалисты предприятия, нарушив все существующие в акционерном обществе инструкции по проведению опасных видов работ, а также регламенты по подготовке оборудования к ремонту, сняли прибор на одном из аппаратов и, сделав это, не установили торцевую заглушку, чтобы обеспечить герметичность емкости, располагавшейся в зоне осуществления огневых работ, что привело к утечке паров углеводородов, которые в дальнейшем воспламенились. Я считаю, что, если бы все разработанные в компании требования безопасности были соблюдены исполнителем работ, данная авария не произошла бы». К докладу даже прилагался красочный видеоролик, реконструирующий события 19 апреля, расследованием которых сейчас занят СК.
Из этой аварии руководство предприятия сделало определенные выводы и усилило контроль за проведением огневых и газоопасных работ, подготовкой и обучением персонала по вопросам промбезопасности, а также организовало поиск других «узких» опасных мест НКНХ. Отдельной строкой возложили персональную ответственность за организацию и проведение особо опасных работ на главных инженеров подразделений заводов.
«Там еще 20 человек «на выходе» (к привлечению к административной ответственности — прим. ред.), руководителей», — пояснил глава Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров
«у молодого поколения неполное восприятие требований промышленной безопасности»
Тут представитель «Нижнекамскнефтехима» уже обратился персонально в адрес руководства Ростехнадзора, предлагая кое-что изменить в системе промбезопасности. Для этого Фатыхов выделил три основные проблемы и к каждой из них предложил вполне конкретные решения.
Первая проблема, по словам докладчика, как легко догадаться, человеческий фактор. «К сожалению, у молодого поколения неполное восприятие требований промышленной безопасности. Сложно усвоить информацию, проанализировать, применить ее на практике. Кроме того, и сами правила безопасности в последние годы серьезно изменились», — отметил он, но тут же сделал разворот в сторону другой темы — качества специалистов подрядных организаций. Оказывается, в компаниях со штатной численностью меньше 50 человек можно не держать на ставке ответственного за охрану труда. По словам представителя НКНХ, неплохо было бы это исправить и ввести обязательное требование наличия такой штатной единицы. Кроме того, он попросил Ростехнадзор создать для крупных игроков некий реестр «благонадежных» подрядчиков, который бы демонстрировал уровень подготовки специалистов каждого из них.
Вторая проблема — вопрос проведения огневых работ. НКНХ попросил Ростехнадзор изменить федеральные правила и нормы, запрещающие сегодня использование электросварочного и газового оборудования в ночное время суток. Мол, что-то варить в дневное время, когда на химическом предприятии и своих производственных факторов риска предостаточно, не совсем целесообразно. Лучше этим заниматься под покровом темноты, когда основной конвейер стоит.
Третья проблема связана с подготовкой кадров. По мнению Фатыхова, в современных вузах и ссузах дается очень мало информации или вообще отсутствуют дисциплины по промышленной и пожарной безопасности. В результате выпускники выходят на заводы с низким уровнем знаний. Исправить это можно, внеся в учебные программы следующие дополнительные дисциплины: «Охрана труда», «Промышленная безопасность», «Пожарная безопасность». Кроме того, он посоветовал разработать единое тестирование и проводить постоянную проверку рабочих на знания и «предрасположенности к опасному поведению».
«Пока мы не изменим мышление каждого нашего работника, понимание того, к чему может привести действие или бездействие, мы не можем быть спокойными в обеспечении их же безопасности», — заключил докладчик.
Александр Трембицкий обратил внимание на то, что на предприятии всегда виновными в авариях остаются начальники то цеха, то участка и так далее
«ВЫ ТАМ ОЧЕНЬ МНОГО СДЕЛАЛИ, КОНЕЧНО. ГРОМАДНЫЕ СУММЫ ПОТРАЧЕНЫ»
«Мы, конечно, посмотрим…» — резюмировал высказанные предложения Трембицкий. По его словам, все озвученное надо проанализировать, прежде чем выдавать какие-то решения. Например, инициатива создания реестра подрядных организаций со штатной численностью до 50 человек — задача, пока физически сложно осуществимая.
Кроме того, замглавы Ростехнадзора обратил внимание на то, что на предприятии всегда виновными в авариях остаются начальники то цеха, то участка и так далее. При этом представитель предприятия усиленно говорил о некомпетентности молодежи, человеческом факторе и прочем. В то же время начальники цехов не желторотые выпускники техникумов, а уже состоявшиеся профессионалы и специалисты, которые должны наставлять молодежь. Значит, не только молодые люди своей неопытностью виноваты в авариях на предприятиях. «Вы там очень много сделали, конечно. Посмотреть ваш бюджет… Громадные суммы потрачены. Но вот эту статистику надо искоренять. И нужно начать, наверное, с обеспечения промышленной безопасности на самом предприятии. Будь то там главный инженер, зам его — должен персонально отвечать», — призывал Трембицкий.
Что же до одной из самых экстравагантных мер — проведения сварочных работ ночью, то он просил не рубить с плеча и сначала все детально проанализировать. Не все из предложенного НКНХ возможно осуществить. «Будем поднимать и анализировать. Если у вас аварии происходят в светлое время суток, где гарантии, что мы еще в ночное будем получать хуже? Мы должны понимать уровень своей ответственности», — отметил замглавы Ростехнадзора, усаживая представителя НКНХ на место.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.