ВЛАДЕЛЬЦЫ «АРАБЕЛЛЫ» РАССКАЗАЛИ «БИЗНЕС ONLINE» О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЫНКОМ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ «БУЛГАРИИ»
Сотрудники турфирм, занимающихся речными круизами, в эти дни отчасти «переквалифицируются» в инженеров и речных капитанов — клиенты все чаще требуют предоставить технические сведения о теплоходах, а также данные о сложности прохождения тех или иных участков рек. Коммерческий директор туристической компании «Адмирал» Лариса Шарыгина рассказала «БИЗНЕС Online», сколько человек вернули путевки на круизы и как капитан «Арабеллы» Роман Лизалин, вылетев в Москву по приглашению из приемной Путина, оказался на ТВ у Малахова.
КУПИТЬ НОВЫЕ ТЕПЛОХОДЫ – НЕРЕАЛЬНО
- Лариса Геннадьевна, как изменилась работа «Адмирала» после катастрофы «Булгарии»?
- Изменилась жизнь не только нашей компании: каждый вечер созваниваемся с коллегами из других фирм и спрашиваем друг у друга: «Вы еще живы?» Мы сейчас без вины виноватые, хотя за теплоходами ухаживаем, вкладываем в их обслуживание большие деньги - страдаем из-за безалаберности некоторых людей.
- Вас в чем-то обвиняют?
- Нет, конечно, но народ попросту запуган неверной информацией о теплоходах, и переубедить людей очень сложно. Мы с коллегами просили министерство по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана: дайте нам эфирное время, позвольте донести до людей информацию. Но пока нам не ответили.
- А что вы хотите разъяснить?
- Например, то, что за последние 80 лет это первый такой случай с речным круизным судном, а теперь сравните это с другими видами транспорта.
- Хорошо, у вашей компании в собственности - два теплохода. Сколько им лет?
- «Борис Полевой» (двухпалубный, купили два года назад) — 1961 года постройки, «Арабелла» (трехпалубный, приобрели в ноябре прошлого года) - 1955-го.
- ...
- Но поймите, это как с автомобилем: если за ним не ухаживаешь, через три года он «посыпется». Прежде чем покупать теплоходы, мы их хорошо изучили. На них каждый год идут масштабные плановые работы. На «Арабелле» полностью поменяли механику, на «Борисе Полевом» в прошлом году поставили новую навигационную систему, поэтому кондиционеры пока установить не успели – решили сначала заняться главным.
- Должно быть, немалые расходы?
- Только чтобы слиповать (осмотр днища судна) двухпалубный теплоход, в среднем нужно от 700 тысяч до миллиона рублей. А замена оборудования требует намного больших вложений... Но «Адмирал» - одновременно и собственник судна, и туроператор, поэтому нам, в определенной степени, легче — понятна сфера ответственности. А в варианте «Булгарии» кто обязан вкладывать в судно – арендатор или арендодатель? Государство должно четко ответить на этот вопрос.
- Сейчас говорят, что едва ли не все теплоходы старше 30 лет спишут...
- Тогда Волга станет пустой! Купить современные теплоходы, например, которые выпускают в Зеленодольске, - это какие деньги нужны! Отработать такие миллионы – сколько лет надо! Впрочем, и эти суда — не круизного класса, круизные теплоходы просто не выпускают.
Прежде чем купить «Бориса Полевого» и «Арабеллу», присматривались и к теплоходам зарубежного производства, но тоже очень дорого. Плюс транспортировать суда в Россию, растаможивать, ремонтировать, покупать импортные комплектующие - это не окупится. И учтите, что новых заграничных теплоходов тоже не предлагают.
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТУРЫ СТАЛИ САМЫМИ НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ
- Как изменилось отношение ваших клиентов к речным турам?
- Много отказов. Особенно - от рейсов, которые проходят через Камское Устье. Мы, конечно, уговариваем, разворачиваем карту: смотрите, нет здесь сложных маршрутов. Показываем выданные регистром документы о техническом состоянии теплоходов. Кстати, вывесили эти документы на сайты — каждый может посмотреть.
- Сколько человек ежегодно выбирает ваши круизы?
- 1,5 - 2 тысячи.
- Сколько на сегодня отказов от путевок?
- В районе 30. При этом юридического обоснования такой отказ не имеет. Тем не менее, если не удается договориться, возвращаем деньги, в соответствии с договором, оставив сумму в размере фактически понесенных расходов.
- Чем еще интересуются люди, помимо возраста теплоходов и маршрута?
- Количеством палуб. Наметилась тенденция боязни двухпалубных теплоходов, которые еще вчера были самыми популярными. В прошлом году была другая тенденция: люди стремились отдыхать именно на маленьких теплоходах. Они более уютные, на них меньше пассажиров, то есть все друг друга знают, чаще соприкасаются в развлекательных программах, на экскурсиях — людей притягивала свойственная этим судам спокойная семейная атмосфера. А уж «Борис Полевой» - теплоход в Казани известный и любимый... Раньше не палубностью интересовались, а маршрутами, стоимостью экскурсий, питанием.
- В каком ценовом сегменте путевок, в основном, идут возвраты?
- Во всех. По рейсам, больше всего страдают круизы выходного дня (в пятницу вечером уходят, в воскресенье вечером приходят), которые как раз идут через Камское Устье. Казань – Ульяновск – Болгар – Казань. Казань – Елабуга – Болгар – Казань. Эти рейсы всегда считались самыми востребованными.
- Как уговариваете не отказываться от круиза?
- Например, приходит человек: «У меня пропало настроение». Давайте подождем, говорим, пусть все уляжется. «Давайте». Некоторых пересаживаем на трехпалубный теплоход. Или, бывает, человек говорит: «Хорошо, но дайте мне вместо нижней палубы верхнюю»... 30 человек — не такой уж и убыток, а «Борис Полевой» до конца августа почти полностью «продан»... Просто не хотим лишать людей отдыха, ведь многие планируют его зимой-весной.
И потом, как это ни парадоксально, сегодня — самое безопасное время для круиза: тотальные проверки, государство отслеживает буквально все! Сейчас «Борис Полевой» возвращается из Твери (это наш самый длинный — одиннадцатидневный — и насыщенный маршрут) — на каждой остановке проверяют документацию, техническое состояние, спасательные средства.
МЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ СВЕТЛАНУ: «ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?!»
- Круизы — дорогой отдых?
- Не самый дешевый, но спрос на него стабильно высокий. Кстати, с начала этого сезона многие наши постоянные клиенты (мы их называем круизниками) с «Бориса Полевого» ушли на «Булгарию» – купились на низкую цену: на 30 - 40, а то и 50 процентов ниже, чем у нас. Это уже должно навести на определенные мысли. Если билет настолько дешев, то, значит, какая-то статья расходов (например, страховка, текущий ремонт) просто не учитывается. Вот вам и удешевление продукта.
- Какова ситуация со спросом в целом по стране?
- Спрос упал везде.
- Цены на путевки как-то изменятся?
- Нет. Мы можем сделать дополнительные скидки только детям, пенсионерам и постоянным клиентам, в пределах разумного – 5 - 10 процентов, иначе нет смысла работать.
- Какова конкуренция на казанском рынке круизных путешествий?
- Мы не конкуренты, мы партнеры. Когда у кого-то на теплоходе нет места, мне звонят: «Лариса, возьми к себе». Стараемся не перебивать клиентов друг у друга. Не думаю, что в Самаре или Нижнем Новгороде, где много больших теплоходов, встретишь такое... Сильные игроки с собственными и арендованными теплоходами, помимо нашей компании, - «Столица», «Волжские путешествия», «Татфлот».
- Вы знакомы со Светланой Инякиной?
- Да, но о компании с названием «Аргоречтур» до катастрофы не слышала. А Свету знаю давно. И, кстати, когда мы с коллегами узнали, что она собирается арендовать «Булгарию», мы ее предупреждали: «Что ты делаешь?!» - знали, что в позапрошлом и прошлом году с этим судном были проблемы.
- Капитан «Арабеллы» Роман Лизалин стал суперзвездой…
- Его это очень утомляет. Он правильно говорит: «Мы просто делали свою работу». Кстати, десять человек команды представлены не только к ордену Мужества. Недавно нам позвонили из Санкт-Петербурга и сообщили, что команда будет награждена орденом Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Мы тоже по итогам навигации поощрим экипаж.
- Проясните, пожалуйста, куда все-таки летал капитан — к Путину, как сообщалось с самого начала, или к Малахову, как выяснилось потом?
- Эта история меня, как одного из руководителей фирмы, сильно покоробила. Нам позвонили из приемной Путина и сообщили, что вызывают в Москву капитана, третьего помощника и директора круиза. Мы, конечно, подумали — на встречу с премьером. А в самолете ребята узнали, что их везут на передачу к Малахову. Это было так неприятно. Ребята т устали, двое суток не спали, еле держались. А так бы, наверное, и не поехали.
Тимур Латыпов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.