В ПАО «Камгэсэнергострой» традиционная ротация — в среднем раз в год здесь меняется гендиректор, и на этот раз юрист Дамир Сафиуллин уступил место юристу Ильнару Гильфанову. Источники «БИЗНЕС Online» считают его могильщиком «Камгэса», который распорядится остатками активов перед сдачей пакета акций АСВ. Сафиуллин же тем временем возглавил ООО «Строительная компания «Ак Барс», которое, судя по всему, ждет большое будущее.
С 2013 года, когда пост гендиректора «КамГЭСа» покинул Александр Евдокимов, в этой должности сменились уже шесть человек, и все это время компания постепенно скатывалась в убытки и долги
ШТАТ «КАМГЭСА» СОКРАТИЛСЯ ДО 30 СЧЕТОВОДОВ
В ПАО «Камгэсэнергострой» — крупнейшей строительной группе из структур АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» — сменился гендиректор. На место Дамира Сафиуллина, юриста и в прошлом человека из окружения гендиректора Сетевой компании Ильшата Фардиева, пришел другой юрист — Ильнар Гильфанов, также связанный с игроками энергетического рынка.
О перестановках в администрации «Камгэса» заявил накануне — такое сообщение появилось на сервере раскрытия корпоративной информации «Интерфакса». Само же заседание совета директоров, на котором Сафиуллин передал полномочия, состоялось на прошлой неделе. Согласно релизу, Сафиуллин уходит досрочно и по собственному желанию — он, таким образом, не провел в «Камгэсе» и года, придя на этот пост из минпромторга РТ, где работал заместителем министра.
С 2013 года, когда пост гендиректора «Камгэса» покинул Александр Евдокимов, в этой должности сменились уже шесть человек, и все это время компания постепенно скатывалась в убытки и долги. После Евдокимова кресло гендиректора принял Рамиль Шайдуллин, который спустя полтора года безуспешных попыток вернуть группе заказы уступил кресло Ильдару Шагитову, экс-директору по подготовке производства, а ныне — председателю совета директоров «Камгэса». В июле 2017 года к руководству строительной компанией пришел Рустем Лихачев, до этого возглавлявший НПП «Казаньнефтехиминвест». После Лихачева всего на пять месяцев с приставкой и. о. в кресло сел Эдуард Идрисов, а его уже сменил бывший энергетик Сафиуллин. Так же легко меняются и председатели совета директоров ПАО. В июне прошлого года вместо министра строительства, архитектуры и ЖКХ Ирека Файзуллина был назначен его заместитель Юрий Аляшев, который вскоре передал эстафетную палочку Шагитову.
Все это время компания систематически отбивалась от банкротных исков. В январе этого года «Камгэс» даже формально вступил в процедуру наблюдения, но механизм банкротства удалось остановить — как говорят, благодаря личному вмешательству гендиректора «Холдинговой компании „Ак Барс“» Ивана Егорова. Едва ли не в суд привезли 5,5 млн рублей, требуемые истцом ООО «Арена». Подобных мелких исков за «Камгэсом» тянулся длинный хвост, и со всеми кредиторами компания рассчитывалась в последний момент, выходя на мировые соглашения. Сейчас строители продолжают отбиваться от претензий партнеров и подрядчиков: только за этот год в суде зарегистрировано 40 исков к «Камгэсу», из которых два — банкротные.
На место Дамира Сафиуллина, юриста и в прошлом человека из окружения гендиректора Сетевой компании Ильшата Фардиева, пришел другой юрист — Ильнар Гильфанов
Главными маркерами финансовой нестабильности источники «БИЗНЕС Online» называли, во-первых, долг «Камгэса» перед банком «Открытие» за кредит в размере 1 млрд рублей, взятый около четырех лет назад. Во-вторых, уже третий год компания открыто избавляется от активов в Набережных Челнах — на своей исторической родине. Так, в 2017 году Сетевой компании Фардиева отошло примерно за 650 млн рублей хозяйство «Предприятия электрических сетей», которое обеспечивало светом три четверти промышленности города. В начале этого года «Камгэс» выставил на продажу производственные и административные объекты общей площадью около 120 тыс. кв. метров. Площадь земельного фонда под ними превышает 300 тыс. кв. метров. Впрочем, речь в этих обстоятельствах шла не столько о банкротстве, сколько об уходе из автограда, где для столь крупной строительной группы, нацеленной на промышленные подряды, не находилось заказов. В Казани тем временем «Камгэс» построил «Казань Арену» и агропромпарк, модернизировал производство Казанского вертолетного завода, в Менделеевске поработал на «Аммонии», возвел несколько объектов ОЭЗ «Алабуга», где только за декабрь прошлого года заработал больше 1 млрд рублей.
В то же время самые серьезные подряды в последние годы шли группе из-за границ Татарстана. Так, в 2018-м «Камгэс» стал генподрядчиком реконструкции производства ракетных двигателей на пермском оборонном заводе «Протон — Пермские моторы», передав субподряд на 3,3 млрд рублей ООО «Алабуга Девелопмент». По данным наших источников, сложности у группы возникали и на этом объекте, и на Пермской печатной фабрике — филиале АО «Гознак», и, главным образом, на строительстве санатория в Сочи по заказу ФНС России. Здесь «Камгэс» якобы взял с налоговиков полную предоплату, но не смог сдать объект, пропустив все сроки.
Одновременно компания активно избавлялась от дочерних предприятий: из 15 подразделений за последние годы осталось меньше половины. В головной же организации планомерно таял штат: по данным инсайдеров, уже как минимум в течение года официально трудоустроенными в ПАО «Камгэсэнергострой» числятся менее 30 человек: 12 бухгалтеров, 10 имущественников, экономист, три заместителя гендиректора и два финансиста.
ГИЛЬФАНОВУ ДОСТАЛАСЬ РОЛЬ МОГИЛЬЩИКА?
По данным источников «БИЗНЕС Online», оставив «Камгэс», Сафиуллин не утратил позиций в холдинге «Ак Барс», как некоторые его предшественники. С 9 сентября Дамир Харунович назначен гендиректором ООО «Строительная компания „Ак Барс“», учрежденного холдингом в сентябре 2016 года. Наши собеседники отмечают, что сегодня практически все строительные проекты холдинга проходят через это ООО, а «Камгэс» давно никаких проектов самостоятельно не ведет, за исключением одного небольшого объекта в Казани, который тоже близится к завершению.
«СК „Ак Барс“» имеет серьезный уставный капитал — 183 млн рублей, и, как достаточно новый проект, не обременена долгами. Таким образом, предполагает наш источник, Гильфанов возьмет на себя неблагодарную миссию могильщика «Камгэса». По мнению спикера, ликвидация некогда мощнейшего концерна продолжится еще максимум год-полтора. Новому гендиректору придется заниматься выводом из-под ареста имущества компании и продажей оставшихся активов, которыми предстоит закрывать долги.
Более того, по некоторым версиям, в структурах «ХК „Ак Барс“» уже разработана схема банкротства «Камгэсэнергостроя». Не уточняя деталей схемы, спикеры отмечают, что пакет акций компании, который может быть оценен в несколько миллиардов рублей, в итоге должен войти в конкурсную массу Татфондбанка. Таким образом, вопросами дальнейшего банкротства «Камгэса» будет заниматься уже АСВ. Сама схема не нова — нечто подобное провернула и группа «Сувар»: прежнюю головную компанию «Сувар Девелопмент» — на растерзание кредиторам, а весь бизнес и сотрудников перевели в «#СуварСтроит».
Напомним, что и назначение Сафиуллина в «Камгэс» было неожиданным для публики — юрист по образованию, он долго работал в энергетике и совсем не имел опыта в строительной отрасли. Кроме того, он выходец из команды Фардиева, интересы которой не особенно совпадали с интересами группы Егорова. Однако к назначению в «Камгэс» он уже снискал славу человека, способного «разруливать» сложные ситуации.
С 9 сентября Дамир Харунович назначен гендиректором ООО «Строительная компания «Ак Барс», учрежденного холдингом в сентябре 2016 года
ЕЩЕ ОДИН ЧЕЛОВЕК ИЗ «ТАТЭНЕРГО»
Напомним, что и назначение Сафиуллина в «Камгэс» было неожиданным для публики — юрист по образованию, он долго работал в энергетике и совсем не имел опыта в строительной отрасли. Кроме того, он выходец из команды Фардиева, интересы которой не особенно совпадали с интересами группы Егорова. Однако к назначению в «Камгэс» он уже снискал славу человека, способного «разруливать» сложные ситуации.
Как рассказывают наши источники, в 1990-е годы, когда Сафиуллин еще был старшим следователем отдела прокуратуры по расследованию убийств и бандитизма, на него обратил внимание Фардиев — в ту пору глава Альметьевска. Сафиуллин ярко проявил себя в борьбе с криминалом нефтяной столицы РТ, и, когда Фардиев возглавил «Татэнерго», он пригласил Сафиуллина на должность начальника юридического отдела компании. Можно сказать, что звезда менеджера взошла в этот момент. В 2003 году его назначают заместителем гендиректора ОАО «Татэнерго» по корпоративной политике и управлению собственностью. Став одним из ключевых членов команды Фардиева, он играл важную роль в реформах «Татэнерго». Напомним, что в тот период по инициативе главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса шел раздел энергокомпаний на генерирующие и сетевые. В Татарстане и Башкортостане этот процесс был запущен позже и сопровождался затяжными и сложными переговорами с федералами. Как отмечал в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор ИА «Девон» Анвар Маликов, именно тогда за Сафиуллиным закрепилась репутация блестящего переговорщика.
В 2008 году, после выделения Сетевой компании из «Татэнерго», Сафиуллину доверили ее возглавить — таким образом, Фардиев сохранял неформальный контроль над новой структурой, а в 2012 году, когда министерство энергетики РТ было расформировано, Сетевую компанию возглавил сам Ильшат Шаехович. Сафиуллин тогда переместился на должность заместителя гендиректора по корпоративной политике Генерирующей компании.
В тот же период Сафиуллин избирается депутатом Госсовета РТ по Лениногорскому одномандатному округу, а в мае 2014 года назначается на должность заместителя министра промышленности и торговли РТ, после чего принимает решение сложить с себя депутатские полномочия. Через два года Сафиуллина приглашают занять пост начальника корпоративного управления собственностью и инвестициями ТАИФа. Сюда ему, судя по всему, и поступило предложение возглавить «Камгэс», от которого он не смог отказаться.
Гильфанов же, которому пророчат амплуа ликвидатора строительной группы, далеко не так известен экспертам отрасли, как его предшественник. Новому гендиректору 43 года, он учился в казанской школе №9, в 1998 году окончил юрфак КГУ. В его послужном списке отражен небольшой опыт арбитражного управляющего, связанный, однако, с банкротством не юридического, а физического лица в 2016 году. Гильфанов выступал одним из учредителей ассоциации выпускников юрфака КФУ, сам же он в 2008 году единолично основал ООО «Консалтинговая компания „Энергопаритет“», действующее поныне. Кроме того, Гильфанов до сих пор возглавляет АНО «Право и энергетика», учрежденное ОАО «Татэнерго» в 2003 году, еще при Фардиеве.
Можно заключить, что бывший и новый гендиректора достаточно давно знакомы — и по структурам «Татэнерго», и по линии третейских судов, так как Гильфанов с 2005 по 2009 год возглавлял АНО «Третейский суд» в качестве директора. После этого он работал заместителем гендиректора по правовым вопросам в ОАО «Средневолжсксельэлектросетьстрой» — поставщика Сетевой компании как минимум по 39 контрактам на сумму 1,7 млрд рублей. После ликвидации СВСЭСС в начале 2016 года Гильфанов оказался в «Камгэсэнергострое», где и работал до сих пор заместителем гендиректора по корпоративной политике, а также замещал должность секретаря совета директоров.
Сам Гильфанов сегодня не стал комментировать свое назначение, передумав брать трубку в назначенное им для беседы время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.