По состоянию на 31 мая этого года в школах Набережных Членов обучается 59129 тыс. человек, из них 28082 — 1-4 классы, 26962 — 5-9 классы и 4085 — 10-11 классы По состоянию на 31 мая этого года в школах Набережных Челнов обучаются 59 129 тыс. человек, из них 28 082 — 1–4-й классы, 26 962 — 5–9-й классы и 4085 — 10–11-й классы Фото: «БИЗНЕС Online»

ключ не в «натаскивании» на тесты, а в систематической подготовке

Объемный документ в 170 страниц подготовило управление образования Набережных Челнов, в котором подробно изложило ситуацию, царящую в подведомственной отрасли. Как менялось число школьников в последние годы, какова ситуация с педагогическими кадрами, каковы успехи обучающихся и результаты государственных экзаменов и что со всем этим делать — обо всем подробно рассказано в сборнике, который раздавали директорам учебных заведений на августовской педконференции – 2019. В авторах указаны начальник управления образования Челнов Рустем Хузин, его заместитель Лидия Золоторева и начальник отдела организационно-педагогического обеспечения Рахима Касимова. Документ был подробно  изучен редакцией «БИЗНЕС Online», и мы делимся с читателями самыми важными нюансами жизни челнинских школ и детсадов.

Итак, самая хорошая новость — число школьников растет каждый год. По состоянию на 31 мая этого года, в школах Набережных Челнов обучаются 59 129  человек, из них 28 082 — 1–4-й классы, 26962 — 5–9-й классы и 4085 — 10–11-й классы. В прошлом году в городе насчитывались 56 тыс. школьников, а пять лет назад — чуть более 49 тысяч. Напомним, что к 2024 году по прогнозам чиновников в школах будут учиться 77,4 тыс. детей. Таким образом, тенденция должна продолжиться. В этом году получили аттестаты 5161 девятиклассников и 1897 выпускников 11-х классов. Не были допущены к ОГЭ 67 учеников, 80 не сдали экзамен. Итого после проведенного анализа в целом вычислен процент неуспеваемости по городу — 542 ученика — 0,9%.

В отчете указывается, что нынешние результаты итоговой аттестации девятиклассников заставляют чиновников задуматься. Все дело в количестве полученных двоек. Наибольшее количество «лебедей» по русскому языку и математике набралось в 10 образовательных учреждениях: в школе №65 — 45 двоек, в школе №44 — 17 двоек, в №9 и №38 — по 15 двоек в каждой; в школе №8 — 13, №25 — 12 двоек и по 9 двоек в ОУ №6, 19, 35, 45. Худшими по средней отметке ЕГЭ являются школы №38, 48, 17, 81, 5, 49, «Веста», 65.

В этом году получили аттестаты 5161 девятиклассников и 1897 выпускников 11-х классов. Не допущены к ОГЭ 67 учеников, 80 — не сдали экзамен В этом году получили аттестаты 5161 девятиклассников и 1897 выпускников 11-х классов. Не допущены к ОГЭ 67 учеников, 80 не сдали экзамен Фото: «БИЗНЕС Online»

Как заметили авторы материала, такие результаты говорят о недостаточной эффективности индивидуальной работы с учащимися по устранению учебных дефицитов. Также итоги зависят от того, что администрация контролирует только выпускные и предвыпускные классы, а не каждый, что было бы лучше. По итогам экзаменов чиновники провели собрание с директорами всех школ, во время которого выяснилось, что ряд руководителей не может определить основные причины низких результатов ОГЭ и ЕГЭ, а также не знает, как выйти из создавшегося положения. Поэтому вектор вынуждены были указать чиновники. В новом 2019 учебном году будут проведены обучающие семинары, которые помогут директорам разобраться с определенными проблемами. В ходе собрания представители управления образования также напомнили о том, что ключ к качественному образованию дает не столько «натаскивание» на тесты, сколько систематическая предметная подготовка. Чем раньше будут выявлены пробелы и проблемы, тем раньше можно принять меры по их устранению.

Самый высокий средний балл по результатам сдачи ЕГЭ по английскому языку — 83,2 и немецкому языку — 82,67 Самый высокий средний балл по результатам сдачи ЕГЭ по английскому языку — 83,2, немецкому — 82,67 Фото: «БИЗНЕС Online»

Отдельно в материале можно ознакомиться с показателями ОГЭ и ЕГЭ. Данные по ОГЭ приведены за последние три года. Так, средняя оценка по математике в 2017 году в Челнах составила 3,7, в РТ — 3,9; по русскому языку — 4,1 и 3,93 соответственно. В 2018 году результаты немного улучшились: по математике средний балл в Челнах поднялся до 3,9, а по РТ остался неизменным. Русский язык в том году многие сдали на 4,2, по РТ, также как и по математике, показатели не менялись. Что касается 2019 года, то ситуация по сдаче русского языка значительно улучшилась по сравнению с результатами 2017 года. По этому предмету средний балл в Татарстане поднялся до 4,04, а в Набережных Челнах увеличился почти до отметки четыре — 3,95. По математике средний балл по республике в этом году 4,13, но Челны не отстали и дали прекрасный результат — 4,12. Относительно других предметов на выбор город также показывает неплохую успеваемость — чаще всего выпускники набирают баллы выше ожидаемых в республике.

С ЕГЭ в Челнах дело обстоит немного по-другому. Уже в течение трех лет в городе нет стобалльников по истории и иностранным языкам. В 2019 году нет стобалльников по обществознанию, биологии, английскому языку, истории, географии, французскому, немецкому и китайскому языкам. Кроме того, снизилось количество стобалльных результатов по русскому языку — с 21 до 11. Всего же сдали ЕГЭ 5715 выпускников, набрали 80–99 баллов 1826 человек, а 100 баллов — 25. Не прошли порог 73 ученика в 2019 году, это выпускники школ №10, 25, 24, 52, 38, 3, 7, 9, 17, 29, 35, 36, 44, 46, 50, 81, 82 и гимназии им. Давыдова. Худшие результаты ЕГЭ зафиксированы в школах №23, 25, 3, 82, «Веста», 81, 65, 38 и в гимназии им. Давыдова.

Сдали ЕГЭ по русскому языку 1892 выпускника, не прошел порог только один ученик, 886 человек набрали 80–99 баллов и 100 баллов получили 11 школьников. По математике сдали экзамен 1063 человека, не смогли перешагнуть порог 14 учеников. Набрали 80–99 баллов 223 человека, 100 баллов — 6. Примечательно, что иностранный предмет выбирают немногие. Например, французский язык выбрали 9 человек, немецкий — 3, а китайский в этом году понадобился только двум выпускникам.

Показательный анализ успеваемости по ЕГЭ показан в таблице, включающей в себя статистику среднего балла сдачи ЕГЭ за последние 10 лет. Относительно 2009 года показатели значительно улучшились. Итак, в 2009 году средний балл по русскому языку был 56,9, сейчас же он вырос до 69,43. По математике с 34,7 он увеличился до 67,06. По физике с 41,2 поднялся до 69,23, по химии — с 43,1 до 69,43, по биологии — с 53,9 до 63,1, информатике — с 43,2 до 71,03, а по географии — с 48,5 до 68,76. Далее по списку история России и литература. Средние баллы по этим предметам значительно увеличились. История России — с 37,6 до 61,4, по литературе — с 36,4 до 72,67. По обществознанию, которое выпускники выбирают чаще всего, показатели не сильно подскочили — с 50,3 до 63,7.

Самый высокий средний балл по результатам сдачи ЕГЭ по английскому языку — 83,2 и немецкому языку — 82,67. В 2009 году средний балл у первого предмета составлял 55,8, у второго — 39,6.

Также с 2015 года выпускники сдают ЕГЭ по базовой математике. На момент ввода экзамена этого уровня средний балл составил 4,2. В этом году показатели не удивляют — 4,62.

Проблемы второй смены обсуждались и ранее. Последний раз мэрии замруководителя исполкома автограда Рамиль Халимов заявил, что отмены вторых смен в школах челнинцам ждать еще лет Проблемы второй смены обсуждались и ранее. Последний раз мэрии замруководителя исполкома автограда Рамиль Халимов заявил, что отмены вторых смен в школах челнинцам ждать еще лет Фото: «БИЗНЕС Online»

68% ШКОЛЬНИКОВ ВЫБРАЛИ ТАТАРСКИЙ КАК РОДНОЙ ЯЗЫК

В документах затронуты и самые горячие темы в сфере образования — вторая смена, выбор татарского языка как родного и набор в 10-е классы. Авторы обзора перечислили 18 школ, которые работают в две смены. Среди них школы № 6, 9, 10, 15, 19, 21, 24, 25, 30, 32, 34, 35, 37, 41, 46, 56, 58, 60. Обучаются в них от тысячи до 1650 школьников. В то же время количество школьников в школах №5, 17, 43, 48 менее 600 в каждой. Эти учреждения занимают низкие позиции и практически не востребованы среди родителей и учащихся. Но какова будет их дальнейшая судьба — в документе не сказано. Напомним, что проблемы второй смены обсуждались в Челнах и ранее. Последний раз замруководителя исполкома автограда Рамиль Халимов заявил, что отмены вторых смен в школах челнинцам ждать еще пять лет

Еще один вопрос, волнующий родителей, — дальнейшее образование выпускников 9-х классов. Согласно материалу, от них в последние время стали часто поступать жалобы по отказу в приеме в 10-й класс. В погоне за хорошими результатами руководители некоторых учреждений отказывают в приеме даже тем ученикам, которые имеют аттестат без троек и сдали экзамены на 4 и 5.

«Результат 9-го класса — это результаты предшествующего и нынешнего образования, за которое несет ответственность руководитель школы. И задача директора не только укомплектовать 10-е классы, но и устроить ребят на бюджетные места учреждений среднего профессионального образования», — напомнили в исполкоме.

Отметим, что в этом году более 2 тыс. выпускников 9-х классов подали заявления на поступление в 10–11-е классы. Спрос наблюдается на профильные социально-экономические классы, набирают популярность в последние годы и физико-математический с химико-биологическим.

Наконец, вкратце изложена ситуация по выбору татарского языка как родного языка. Честно говоря, результаты не впечатляющие. В Татарстане для учащихся 9-х классов установлен перечень вступительных экзаменов на право проведения ОГЭ по татарскому языку. В прошлом учебном году экзамен выбрали 33 ученика. В этом учебном — 36 учащихся. Это очень низкий показатель, констатируют авторы исследования. В подготовке к экзамену учащимся, конечно, была оказана методическая помощь. По результатам госэкзаменов успеваемость учеников оценили на 100%, а качество — на 96%.

Отметим, что всего в городе количество детей, выбравших для изучения татарский язык как родной, составляет 39 198, или 68% от всех школьников.

Ученик лицея № 78 им. А. С. Пушкина Денис Лисицкий вошел в состав сборной, которая представила Россию на Международной биологической олимпиаде в Венгрии Ученик лицея №78 им.Пушкина Денис Лисицкий вошел в состав сборной, которая представила Россию на международной биологической олимпиаде в Венгрии Фото: nabchelny.ru

ПОБЕДИТЕЛИ ОЛИМПИАД — ГОРДОСТЬ ЧЕЛНОВ

Отдельным блоком рассматриваются и успехи учащихся Набережных Челнов в олимпиадах. Так, 112 школьников автограда в 2018–2019 годах приняли участие в региональном этапе всероссийской олимпиады. В 2010–2011 годах количество победителей и призеров составил 81 человек, самое большее число таковых зафиксировано в 2015–2016 (134 человека) и 2017–2018 годах (133 человека). Челнинские олимпиадники показали себя в 23 предложенных на выбор предметах. Нет победителей только по испанскому, китайскому и немецкому языкам, но принимал ли кто-нибудь участие в олимпиаде по этим предметам, не уточняется.

Далее подведены итоги участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников в 2018/2019 годах. Ученик лицея №78 им. Пушкина Денис Лисицкий вошел в состав сборной, которая представила Россию на международной биологической олимпиаде в Венгрии. За свои успехи он завоевал серебряную медаль. Кроме того, ученица гимназии №26 Лия Кульдюшева приняла участие в составе сборной России на девичьей математической олимпиаде в Санкт-Петербурге.

Впервые вышли на олимпиады регионального уровня 7 челнинских общеобразовательных школ, из них школы №12 и №30 подготовили призеров; 17 учащихся ОУ стали победителями двух и более региональных олимпиад из школ №57, 26, 76, 77, 78. Эффективность участия в заключительном этапе республиканской олимпиады — 51,4%, а это на 10% выше прошлогодних показателей.

Анализ участия учащихся в региональном этапе всероссийской и заключительном этапе республиканской олимпиад показывает, что лидерами являются пять школ (№26, 57, 76, 77, 78). 9 школ (№ 19, 25, 30, 32, 37, 50, 51, 60, 79) подготовили победителей и призеров по двум этапам олимпиад, 10 школ (№9, 13, 27, 38, 43, 44, 47, 48, 52, 82) в 2018/19 учебном году не имели даже участников ни на региональном этапе всероссийской, ни на заключительном этапе республиканской олимпиад. Директора школ объясняют это тем, что способные дети переходят в инновационные учреждения. При этом, по мнению авторов материала, администрация этих учреждений не создает условий для подготовки детей и не мотивирует педагогов.

Также специалисты управления образования сделали вывод, что Челнам необходим центр одаренных детей. Такое учреждение, по их словам, позволит поднять работу с талантливыми школьниками на новый качественный уровень.

Педагогический состав Челнов на протяжении нескольких лет остается стабильным, хотя проблема привлечения молодых педагогов по-прежнему стоит очень остро Педагогический состав Челнов на протяжении нескольких лет остается стабильным, хотя проблема привлечения молодых педагогов по-прежнему стоит очень остро

К 2025 ГОДУ НУЖНЫ 264 УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Особое внимание уделили педагогическому составу в школах и детсадах, придя к неутешительному выводу: за последние три года количество педагогов снизилось. В 2016 году их число составляло 9222, в 2017 — 8928, в 2018 — 8724. Кроме того, в ходе анализа кадров выяснилось, что не хватает учителей начальных классов, а наиболее возрастными преподавателями являются учителя самых важных и серьезных предметов: химии, физики, русского языка и литературы, математики.

Исполком надеется на студентов вузов, которые придут в школы после получения дипломов. На сегодня таковых 40 человек. А вообще, каждый год, как утверждают специалисты, в образовательные учреждения города поступают на работу более 100 молодых педагогов. Например, в 2018/19 учебном году  255 молодых учителей осмелились посвятить себя педагогической профессии. Правда, из них 75 человек устроились на работу в садики, а еще 10 — в учреждения дополнительного образования.

В целом педагогический состав Челнов на протяжении нескольких лет остается стабильным, хотя проблема привлечения молодых педагогов по-прежнему стоит очень остро. Обеспеченность педагогами в этом году составляет 100% в дошкольных учреждениях и 98,2% в школах. 57% учителей от общего состава педагогов в городе старше 35 лет. 16% — от 25 до 35 лет, 7% — до 25 лет и 20% — преподаватели предпенсионного возраста. Также выделены «молодые предметы», которые в школах ведет молодежь в возрасте до 29 лет и предметы «в возрасте» (старше 55 лет). К первым отнесли английский язык — 21%, физкультура — 17% и история — 16%. Во вторую категорию попали химия — 44%, физика — 39%, русский язык и литература — 34% и математика — 29%.

Стаж сотрудников образовательных учреждений растет вместе со средним возрастом. 58% педагогов имеют стаж работы более 20 лет, 18% — от 10 до 20 лет, 10% — от 5 до 10 лет и 13% — до 5 лет.

Потребность в кадрах для школ приведена в исследовании на ближайшие шесть лет. С учетом увеличения количества учащихся первых классов и строительства новых школ анализ показал, что в 2025 году потребуется 264 учителя начальных классов, 160 — русского языка, 131 — математики, 98 — иностранного языка, 50 — физкультуры, 46 — истории, 45 — химии, 41 — физики и технологии, 32 — биологии и 28 — географии. В нынешнем году также наблюдается острая нехватка учителей начальных классов — требуются 30 специалистов. Цифра, по сравнению с другими, большая. Например, челнинские школы нуждаются по одному учителю физики, биологии, географии, информатики, музыки, ИЗО, по три учителя русского языка, математики, физкультуры и пять учителей иностранного языка.

Говоря о потребности в учительских кадрах, нужно учитывать и их квалификационный уровень. Во всех школах Челнов по состоянию на май квалификационные категории имеют 2462 педагога, из них 866 — высшую категорию и 1592 — первую. Положительную динамику демонстрируют учителя физики, истории, географии, химии, информатики, биологии, иностранного языка, ОБЖ и ИЗО. Снижение в квалификации замечены у учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики, татарского языка, физической культуры, музыки. Участие педагогов в конкурсах на грантовую поддержку также дает возможность оценить их уровень подготовки. Всего в этом году победителями гранта стали 26 учителей татарского языка, 9 учителей английского, 6 — истории и обществознания, 5 — русского языка, 4 учителя начальных классов и физики, математики, химии, биологии, ИЗО — по 2 победителя. Эффективно мотивируют педагогов к участию в республиканских профессиональных конкурсах на грантовую поддержку директора школ №78, 76, 50, 48. Нет грантополучателей в школах №5, 10, 13, 20, 23, 38, 46, КШ им. Кайсанова, 55. За последние три года в подобных конкурсах приняли участие 209 челнинских педагогов.

Далее в материале приведены информация по кадровому составу в детских садах. В дошкольных учреждениях города работают 119 женщин-заведующих и один мужчина-руководитель, что составляет 0,83% от общего количества руководителей ДОУ. В настоящее время в 120 детских садах закреплены 148 молодых специалистов, из них 36 находятся в декретном отпуске. Примечательно, что вакансии по педагогическим работникам закрыты с 2013 года, а также снизилась потребность в воспитателях с 2010 года в 4,9 раза. В это же время на протяжении последних лет зафиксирована острая нехватка подсобных работников, младших воспитателей и технических работников.

Интересен факт распределения детсадовских работников по стажу работы: стаж до трех лет имеют 408 человек (12,7%), от 3 до 10 лет — 864 (26,8%), от 11 до 20 лет — 825 (25,7%), от 21 до 30 лет — 649 (20,2%), более 30 лет — 469 (14,6%). Отмечается, что в городе сохраняется устойчивая тенденция увеличения педагогических кадров со стажем работы от 3 до 10 лет и более 10 лет. 

Что касается возрастного состава, то молодежи до 30 лет в садиках 456 человек (14,2%), работников от 31 до 40 лет — 1112 (34,6%), от 41 до 50 лет — 890 (27,7%), от 50 до 60 — 669 (20,8%), старше 60 — 88 (2,7%). Количество пенсионеров в дошкольных учреждениях города составляет 456 человек — 14,2%. Средний возраст педработников ДОУ на конец 2018/19 учебный год — 39,8 года.

Особое внимание уделили педагогическому составу в школах и детсадах. В этих учреждениях за последние три года упало количество педагогов Особое внимание уделили педагогическому составу в школах и детсадах. В этих учреждениях за последние три года упало количество педагогов Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЫРОСЛО ЧИСЛО ШКОЛЬНИКОВ, ВХОДЯЩИХ В ГРУППУ РИСКА

Отдельный блок посвящен воспитательной работе в школах и в частности так называемой операции «Быт», в ходе которой учителя совершают обход квартир. Так, педагоги обошли более 59 тыс. учеников. В итоге выявили 147 детей из «группы риска», из них больше всего (42 школьника) оказалось учащихся 1-х классов, 41 учащийся — из 5–8-х классов, 38 — из 2–4-х и 26 — из 9–11-х классов. В прошлом году в эту группу попал 71 человек. Основные причины неблагополучия семей известны: злоупотребление спиртными напитками, отсутствие контроля со стороны родителей, нервные расстройства детей.

Также приведена динамика школьников, стоящих на учете. Всего таковых 419. В 2018 году цифра была больше — 527 человек. На 121 человек снизилось количество детей, состоящих на учете в ПДН и УВД, ВШУ (внутришкольный учет) — на 75 человек. Согласно майским данным, поставили на учет по программе «Учет и мониторинг граждан, находящихся в социально опасном положении (СОП)» в Челнах 125 семей, в которых воспитываются 237 детей.

В 10 челнинских школах детей из групп риска не выявили — это школы №3, 8, 18, 24, 31, 34, 48, 51, 52, 58. Впрочем, на такие результаты управление образованием Челнов взглянуло с сомнением, так как некоторые учреждения находятся в социально неблагополучных районах города и имеют большое количество учащихся.

Остается острой проблема преступности и правонарушений среди несовершеннолетних. За прежний школьный год противоправные действия совершены учащимися школ №20, 24, 32, 40, 43, 65, 17, 22, 49, 34, 37, 46, 19. Также в школах есть ученики, употребляющие алкоголь. За этот год в больницы города с диагнозом «острое алкогольное отравление» поступили учащиеся 10 школ: №19, 38, 58, 60, 81, 25, 31, 34, 51, 41.

Отдельно рассматривается и успехи учащихся Набережных Челнов в олимпиадах. Так, 112 школьников автограда в 2018/2019 годах приняли участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады Отдельно рассматриваются и успехи учащихся Набережных Челнов в олимпиадах. Так, 112 школьников автограда в 2018/19 годах приняли участие в региональном этапе всероссийской олимпиады Фото: «БИЗНЕС Online»

На плохую успеваемость, по словам специалистов, также влияет и здоровье детей. В докладе отмечено, что только 10% выпускников школ можно назвать здоровыми. По статистическим данным, 53% детей имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания. Общая заболеваемость в возрасте до 14 лет выросла на 16%, в возрасте 15–17 лет — на 18%.

Среди причин, пагубно влияющих на здоровье школьников, отмечаются низкая двигательная активность, значительные учебные перегрузки, проблема школьных стрессов и несформированность культуры питания в семье. Кстати, о питании. В Челнах 69 школ, которым присвоена квалификационная характеристика «Школа, содействующая здоровью», причем это 94,5% (в РТ 59,4%) от общего числа средних образовательных учреждений в городе.